Сделай Сам Свою Работу на 5

Евангельские христиане-баптисты в России: история и современность





Россия издревле была страной многоконфессиональной. На пышном древе русского христианства росли не только православные, но и заявляли о себе ростки евангельских вероисповеданий. Среди протестантских течений, возникших на русской почве, первое место по численности ныне занимают евангельские христиане-баптисты.

Крестьянская реформа, духовный кризис господствующей церкви и перевод Библии на русский язык всколыхнули интерес к первоисточнику христианской веры среди всех слоев русского народа. Повсеместно – в столичных городах и в отдаленных губерниях – стали образовываться кружки и группы по изучению Библии, в которых появились талантливые народные проповедники. Чисто обрядовый уклад церковной жизни уже не удовлетворял неутомимых искателей Высшей Правды. Они стремились служить Богу в духе и истине, устраивая жизнь по примеру древней первоапостольской церкви.

Крупные очаги евангельско-баптистского движения вспыхнули во второй половине 19-го века среди поволжских губерний, на Кавказе, на юге Украины и в Петербурге. В отдаленных районах первые общины формировались из крестьян, ремесленников, купцов, а в северной столице инициатором движения стала высшая петербургская знать. Отставной гвардейский полковник, богатый аристократ В.А.Пашков, графы М.М.Корф, А.П.Бобринский, княгини Е.И.Черткова, Н.Ф.Ливен, В.Ф.Гагарина устраивали публичные духовные собрания с проповедью Евангелия в столичных особняках и в своих родовых имениях.



Участникам евангельского движения в народе присваивали всевозможные клички: “штундисты”, “пашковцы”, “сектанты”. Несмотря на некоторые различия в обрядах и формах служения, всех серьезных исповедников Христа объединяло вероучение и мировоззренческие принципы церкви христиан-баптистов. Слово “баптист” вытекает из греческого текста Нового Завета и происходит от “баптисмы”, то есть крещения, или омовения, через полное погружение в воду. Духовные истоки церкви христиан-баптистов восходят к земной жизни Господа Иисуса Христа и связаны с евангельским учением о крещении. “Итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Кто будет веровать и креститься, спасен будет” (Мф. 28, 19; Мар. 16,15-16). Баптисты отвергают крещение младенцев, исповедуя сознательное, осмысленное крещение по личной вере при наличии твердых христианских убеждений и действительного отказа от греховного образа жизни. В практике церковной жизни баптисты придерживаются принципа всеобщего священства. Все христиане равны перед Богом. Пресвитер общины не обладает абсолютной властью, наиболее важные вопросы решаются на церковных советах, общих собраниях верующих, конференциях. Богослужения носят творческий характер и состоят из проповеди, пения в сопровождении музыкальных инструментов, сердечных мпровизированных молитв (своими словами), чтения духовных поэм и стихотворений.



Стремясь воссоздать живой дух христианства первых веков, евангельско-баптистское движение всегда на первое место ставило апостольское служение, то есть широкую проповедь Евангелия. Поэтому с самого начала своего возникновения русские христиане-баптисты известны как поборники духовного просвещения. В далекие и самые глухие районы Российской Империи они в большом количестве доставляли Священное Писание.

Все крупные христианские движения неизменно порождали выдающихся духовных деятелей. На небосклоне русского протестантизма наиболее ярко сияют три имени, три самобытные личности: В.А.Пашков (1831 - 1902), В.Г. Павлов (1854 - 1924), И.С.Проханов (1869 - 1935). Петербургский аристократ В.А.Пашков основал в 1876 году “Общество поощрения духовно-нравственного чтения”. Пашков и его сотрудники – граф М.М.Корф, княгиня Е.Г.Черткова, графиня Е.И.Шувалова—на свои средства за восемь лет издали более 200 наименований различных книг и брошюр духовного содержания. Общество выпускало сборники стихов для пения, богословские трактаты, проповеди, назидательные рассказы, а книгоноши эту литературу распространяли по всей России. Большую популярность среди народа обрел ежемесячный журнал “Русский рабочий”. Его тоже издавали друзья Пашкова. На страницах журнала публиковались рассказы из Священной Истории, проповеди Иоанна Златоуста, беседы Тихона Задонского, очерки на духовно-этические темы.



В 1884 году Пашков созвал первый в России съезд общин евангельско-протестантского исповедания. За активную духовно-просветительскую деятельность Пашков, вместе с Корфом, по инициативе Обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева был изгнан из России и закончил свою жизнь на чужбине.

“Патриарх” русского баптизма В.Г.Павлов стоял у истоков евангельского движения, нес правозащитное служение, всю жизнь отдал на дело проповеди Евангелия, за что был постоянно гоним, побывал в сорока царских тюрьмах, пережил две тяжелейшие ссылки, где лишился жены и троих детей. Маршрут его миссионерских путешествий пролегал от Кавказа до Дальнего Востока, от Одессы до Америки.

Религиозно-общественный деятель И.С.Проханов трудился как проповедник, организатор книгоиздательского дела, системы духовно-протестантского образования, христианского кооперативного движения. Он выступал на Государственном Совещании, организованном Временным Правительством в августе 1917 года, с обширной программой интеллектуального, нравственного и духовного просвещения русского народа.

В истории русского баптизма мало было спокойных лет. Наиболее жестокие преследования обрушивались на головы христиан-баптистов в эпоху Победоносцева. Религиозные собрания вне православной церкви считались крайне опасным вольномыслием. Браки русских протестантов не регистрировались, детей не принимали в школы, проповедников ссылали на каторжные работы в районы Закавказья и Сибири.

В то время, когда единомышленники Победоносцева клеймили неправославных христиан как отщепенцев, наиболее образованная и широкомыслящая часть русской интеллигенции вставала на сторону гонимых, защищая свободу совести, и видела в преследуемых опору нации, людей самобытных, благородных, обладающих христианскими качествами души. Один из потомков славного рода Волконских, известный деятель русской культуры князь Сергей Михайлович не раз выступал перед общественностью России и западных стран с критикой религиозно-националистических взглядов. <169> Как можно запретить человеку причислять себя к тому или иному верованию? – вопрошал Волконский. – Да я завтра сделаюсь баптистом, разве я от этого перестану быть русским? Сколько у нас, благодаря смешению терминов “русский” и “православный”, проникло в жизнь логически абсурдного и нравственно жестокого. Насилие над другими имеет развращающее влияние на совесть того большинства, ради которого оно творится. Яд, направленный против других, имеет возвратное действие. Смешение понятий внедряется в общественное сознание все более: только православный истинно русский, неправославный уже не настоящий патриот”.

Слова эти были написаны около 100 лет тому назад, но ощущение такое, как будто упали они с неостывшего пера в наше время сложного переплетения разнородных идей. Стремление превратить учение Христа в некое узко-идеологическое кредо - не ново в мировой и русской истории. Подлинные христиане не помышляют о создании единой господствующей церкви, ибо Христос учил не властвовать, а смиренномудренно служить всем в любви. Не случайно общехристианская молитва начинается со слов “Отче наш”. Неужели Всемогущий Господь есть Бог только одних православных? Или Бог баптистов? Бог католиков? Творец неба и земли – Отец всего рода человеческого, и во всяком народе чтущий Его заповеди свободен от духа обособления. Для христиан культурных, духовно воспитанных, живущих по Евангелию, не существует проблем межнациональных и межконфессиональных. Они легко общаются друг с другом, так как обращают внимание прежде всего на то, что объединяет, а не на то, что разделяет.

Христиане-баптисты и верующие православных церквей почитают и признают одну и ту же Библию в качестве вероучительного документа, исповедуют Иисуса Христа как Богочеловека и Спасителя души, разделяют Библейское учение о Триедином Боге, веруют в бессмертие души и воскресение тела. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, как и его предшественники, проводит регулярные встречи с руководящими служителями Союза церквей христиан-баптистов. Патриарх неоднократно делает публичные заявления по поводу того, что Московская патриархия не имеет никаких претензий к христианским конфессиям с историческими корнями в России и не благословляет выпуск недружелюбных брошюр. Что касается всевозможных экзотических культов и западных религиозных организаций с модернистским богословием, умаляющим божественное достоинство Иисуса Христа, то они вызывают естественную обеспокоенность со стороны христиан всех традиционных конфессий. Не соглашаясь с искажениями Евангелия, баптисты в то же время признают право каждого человека на свободу выбора и отрицают всякие методы принуждения и насилия над личностью в духовно-воспитательном процессе.

При советском режиме острые проблемы возникали у христиан-баптистов во взаимоотношениях с органами власти. Живая динамика баптизма, вольный дух открытого исповедания своих христианских убеждений часто наталкивались на глухую и жесткую ограду законов, позволяющих верующим лишь “отправление религиозного культа”. Являясь инструментом тоталитарного государства, изобилуя бесчисленными запретами, законы о религии, принятые в 1929 году и существовавшие почти без изменений до 1989 года, гасили всякую искру доброты, сковывая духовную и творческую жизнь верующих. Без контроля извне шагу ступить было невозможно. Детям категорически запрещалось присутствовать на богослужениях. Хочешь избрать служителей, нужно “благословение” властей. Ну, а если молодой человек или девушка заявляли о своем желании стать христианами, их принимались “воспитывать” по месту работы, всячески стараясь заглушить влечение к христианской вере.

В 1961 году выходит специальная Инструкция о порядке применения законодательства о религии, затем формируются комиссии по контролю за соблюдением закона при исполкомах местных Советов. Положение верующих еще более усугубилось. Пресвитеров заставляли подавать списки новообращенных христиан в органы власти, крестить молодежь до 30-ти лет не разрешалось, талантливых проповедников блюстители закона старались не допускать до церковной кафедры, всякие проявления живой веры за пределами молитвенных домов строго пресекались. Политика властей, направленная на грубое ущемление прав верующих, вызвала мощное движение протеста в недрах баптистских церквей. Тут же, повсеместно, была пущена в ход государственная репрессивная машина, которая с небольшими перебоями работала до 1989 года. Над активными верующими организовывали судебные процессы, отправляли непокорных в лагеря и ссылки. Молясь за своих гонителей, не держа на них зла в сердце, верующие просили у Бога терпения и стойкости для защиты права на свободное исповедание Христа.

Эпоха глобальных перемен, пришедшая в нашу страну за последнее десятилетие, изменила положение христиан-баптистов в обществе. Исполняя повеление Христа, баптисты России в меру сил и возможностей развернули духовно-просветительскую и благотворительную деятельность в медицинских, исправительно-трудовых и образовательных учреждениях. Баптисты уверены в том, что утверждение евангельских идеалов в душах людей поведет к всестороннему улучшению общества. Изменился сейчас и сам состав верующих, во многих церквах он помолодел, возрос образовательный уровень. Ежегодно в церкви христиан-баптистов вливаются 8 - 9 тысяч новых последователей Иисуса Христа.

Исконно благочестивому русскому народу всегда было присуще космическое, вселенское сознание и широта души. Русские баптистские общины исстари были открыты для христианского сотрудничества с единоверцами из-за рубежа. Мосты к христианам Европы строили видные проповедники И.С.Проханов, В.Г.Павлов, В.А.Фетлер. Братские международные контакты расширяли духовный горизонт верующих без утраты собственного самобытного лица.

В целом русский баптизм представляет собой своеобразное явление в истории мирового христианства. Это многомерный сплав русской и западной духовности, органичное сочетание христианства Запада и Востока.

 

 

30/ мормоны, свидетели иеговы, церковь христа, харизматы, нью эйдж в россии

 

История мормонизма в России насчитывает не одно десятилетие, хотя она и прерывалась в советское время. В 1843 году, спустя всего лишь 13 лет после организации Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, Президент Джозеф Смит призвал двух мужчин проповедовать в России. Это назначение было отменено после смерти Джозефа Смита в 1844 году. В 1895 году в Санкт-Петербург был послан уроженец Швеции, крестивший семью Йохана М. Линделофа. Эту семью затем время от времени посещали лидеры организации в начале 1900-х[1]. В 1959 годуЭзра Тафт Бенсон, бывший в то время министром сельского хозяйства США, посетил Центральную Баптистскую церковь в Москве, где молился о создании прихода[2].

Возрождение[править | править вики-текст]

В сентябре 1989 года церковные лидеры уполномочили сотрудника посольства Соединенных Штатов в России проводить встречи членов организации в своей квартире. Четыре месяца спустя, в январе 1990, первые миссионеры прибыли в Ленинград. Первый новообращённый, которого они крестили, стал также первым миссионером последних дней из России, служа в штате Юта. В феврале 1990 был организован приход в Выборге. К середине лета 1990 Ленинградский приход, созданный в декабре 1989, имел 100 членов, а Выборгский — 25 членов. В сентябре Санкт-Петербургский приход был признан городскими властями, а в октябре был принят закон о свободе вероисповедания. В феврале 1992, когда количество членов организации достигло 750, были организованы две другие российские миссии[3].

В июне 1991 годаМормонский Табернакальный Хор выступал в Большом театре в Москве и Ленинграде. Хор записал также несколько песен для радиоэфира, который прослушали предположительно 339 млн человек. В мае 1991 года Церковь Иисуса Христа Святых последних дней получила официальную регистрацию[3].

 

 

Свидетели иеговы

 

Численность свидетелей Иеговы в России (в российской научной[1] и публицистической[2][3] литературе часто встречается название «иеговисты») по состоянию на 2013 года составляет 168 123 человека. При этом около 283 000 человек присутствовало 26 марта 2012 года на Вечере воспоминания смерти Христа, которая одновременно проводилась в 2468 собраниях. В 2013 году около 5000 человек в России приняли крещение, став свидетелями Иеговы. Несмотря на постоянный рост численности организации, они по-прежнему остаются религиозным меньшинством в России, составляя около 0,2 % населения страны[4][5].[аффилированный источник? 1153 дня]

Российская история свидетелей Иеговы начинается с конца XIX века. В 1887 году журнал «Сторожевая башня» уже читался в России. В 1881 году Чарльз Тейз Расселл, который тогда возглавлял деятельность Исследователей Библии, посетил Россию с целью проповеднической деятельности[6][7].

Примерно в то же время Симеон Козлицкий, выпускник православной духовной семинарии, будучи в поездке в Соединённых Штатах, познакомился с учениями Исследователей Библии. По возвращении в Россию Козлицкий рассказывал людям о новой вере до тех пор пока в 1881 году он не был сослан в Сибирь по обвинению в оскорблении московского митрополита[6][8][9].

Согласно данным «Независимой газеты», в 2001 году свидетели Иеговы по своей численности занимали 4-е место среди всех российских религий (после православия, ислама и буддизма)[10].

 

История свидетелей Иеговы в России[править | править вики-текст]

Российская империя[править | править вики-текст]

В 1891 году Россию посетил Чарльз Рассел, основатель движения Исследователей Библии, чтобы оценить ситуацию в стране. Вскоре в Россию стала поставляться библейская литература Исследователей Библии, в основном на немецком языке. На русском языке на тот момент литература не издавалась. В 1911 году на русском языке вышел первый трактатОбщества Сторожевой башни, который назывался «Где находятся умершие?».[8]

В 1913 годуИсследователи Библии были официально зарегистрированы в Российской империи — российское правительство официально признало офис Исследователей Библии в Финляндии, входившей в состав Российской империи.[11][12]

Советская Россия и СССР[править | править вики-текст]

В 1920—1930-х годах Исследователи Библии действовали в Харькове. Какое-то время в конце 1920-х годов их деятельностью руководил назначенный из США Джордж Янг. Он даже получил в Москве разрешения напечатать 15 000 экземпляров брошюр «Свобода» и «Где находятся умершие?».[13] К 1925 году журнал «Сторожевая башня» стал издаваться на русском языке. В 1928 году в Москве Джордж Янг подает прошение о том, чтобы узаконить деятельность Исследователей Библии в Советском Союзе. Власти отказывают ему в продлении визы.

Вплоть до начала Второй мировой войны число Исследователей Библии (с 1931 года — уже свидетели Иеговы) в Советском Союзе было невелико.[14]

Число свидетелей Иеговы в СССР резко возросло после присоединения к нему в 1939—1941 годах Западной Украины[15], Западной Белоруссии[15], Эстонии[15], Латвии[15], Литвы[15] и Молдавии.[15] Также появились свидетели Иеговы в Сибири и на Дальнем Востоке.[15] Помимо этого, некоторые советские узники концентрационных лагерей познакомились там со свидетелями Иеговы, сидящими за свои убеждения.

После войны свидетели Иеговы находились на нелегальном положении, они неоднократно подвергались аресту[неоднозначная ссылка] и массовым депортациям за антисоветскую пропаганду. Например, в 1951 году в результате операции «Север» в Сибирь были сосланы более 8 тысяч свидетелей Иеговы из европейской части СССР.[16][17]

В то же время, по признанию свидетелей Иеговы, в 1948 году имела место политика послушности администрации лагеря и отказа некоторых рядовых членов организации от совместного выступления заключенных:

В 1948 году заключенные в одном воркутинском лагере подняли восстание. Восставшие сказали заключенным, что всё получится, если разбиться по группам, например по национальности или религиозной принадлежности. В то время в лагере было 15 Свидетелей. Мы сказали бунтарям, что мы, Свидетели Иеговы, христиане и что не участвуем в таких делах. Мы объяснили, что ранние христиане не участвовали в мятежах против римлян. Конечно, это было неожиданно для многих заключенных, но мы твердо стояли на своём. Это восстание имело печальные последствия. Вооруженные солдаты подавили восстание и согнали восставших заключённых в другой барак. Затем его облили бензином и подожгли. Почти все в нём погибли. Но братьев солдаты не тронули.

— История Свидетелей Иеговы в России: Спасены благодаря христианскому нейтралитету // Официальный сайт Свидетелей Иеговы в России

В 1950-х годах КГБ для более эффективного преследования свидетелей Иеговы стали внедрять в организацию опытных агентов. Некоторым агентам даже удалось занять в организации ответственное положение. Агенты передавали библейскую литературу Общества в КГБ. В середине 1950-х годов многие собрания перестали отдавать отчёты Комитету страны, фактически отделившись от него.[18]

 

В 1960-х годах, в период Хрущёвской антирелигиозной кампании, произошёл раскол в организации Свидетелей Иеговы в СССР. В то время из-за изменения в их учении в отношении «высших властей» в журнале «Сторожевая башня» писалось о необходимости легализации деятельности и обязательной регистрации в государственных органах. Это изменение вызвало подозрение о вмешательстве КГБ в производство литературы свидетелей Иеговы, что на время привело к полному отказу некоторых Свидетелей от её использования. Через несколько лет ситуация прояснилась, но часть свидетелей Иеговы продолжила независимое существование и переиздавала старые выпуски «Сторожевой башни». Отдельные группы этого течения существуют и по сей день, по-прежнему издавая чёрно-белые журналы кустарным способом и резко критикуя современных свидетелей Иеговы.[19]

В 1965 году советское правительство издало указ об освобождении всех свидетелей Иеговы, которые были сосланы в Сибирь с 1949 по 1951 годы. Однако большинству свидетелей Иеговы всё-таки не разрешалось вернуться на своё прежнее место жительства. Те, кто не захотел остаться в Сибири, решили переехать туда, где нужны были возвещатели.[20]

В то же время в СССР свидетели Иеговы воспринимались, как антисоветская организация: «Работая в условиях строгой конспирации, секта ведёт антиобщественную пропаганду, призывая верующих отказываться от службы в Советской Армии, от выборов в Советы и т. п.»[15]

Российская Федерация[править | править вики-текст]

27 марта1991 года свидетели Иеговы в Российской Федерации получили официальную регистрацию. К тому времени в стране, по собственным данным организации, насчитывалось уже 15 987 возвещателей. С 26 по 28 июня 1992 года в Санкт-Петербурге состоялся международный конгресс свидетелей Иеговы — первый в истории международный конгресс на территории бывшего СССР, после которого началось строительство «Вефиля» в Петербурге. В 1993 году проводится международный конгресс в Москве.[21]

Указом Президента РФ от 14 марта 1996 года Свидетели Иеговы, депортированные в Сибирь, были полностью реабилитированы и признаны жертвами политических репрессий.

В 1996 году свидетели Иеговы напечатали в Италии приблизительно 300 000 экземпляров Библии на русском языке, включавшей перевод архимандрита Макария, найденный в 1993 году в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге в старых журналах «Православное обозрение».[22] Также в 2001 году на русском языке Свидетели Иеговы издали Библию, включающую Ветхий Завет, выполненный в Синодальном переводе, и Новый Завет — в «Переводе нового мира».

В 1997 году завершается строительство российского «Вефиля» в посёлке Солнечном, под Санкт-Петербургом. В 1999 году сдано в эксплуатацию здание первого Зала конгрессов в России — также в Санкт-Петербурге.

Несмотря на государственную регистрацию свидетелей Иеговы в России и рост числа членов организации, продолжаются многочисленные нападки на свидетелей Иеговы — как со стороны населения, так и со стороны местных органов власти, — переходящие иногда даже в судебные разбирательства. В результате ряда судебных процессов в некоторых регионах России деятельность организации попадает под запрет, а литература объявляется экстремистской.

Несмотря на все противодействия, количество свидетелей Иеговы в России и странах СНГ стабильно растёт. Если в 1990 году на территории всего Советского Союза было около 50 000 членов организации, то к середине 2007 года в одной только России их около 150 000.[23][уточнить]

Согласно данным «Независимой газеты», в 1946 году на территории современной России было 3 тысячи свидетелей Иеговы, в 1956 году — 7 тысяч, в 1991 году — 30 тысяч, в 1992 году — 56 тысяч, в конце 1999 года — 259 тысяч, а к началу 2001 года их численность приблизилась к 280 тысячам человек. Последние цифры во многом превосходят данные свидетелей Иеговы, так как внутри организации свидетелями Иеговы считаются лишь активные члены, то есть те, которые не просто посещают собрания, но и сами проповедуют учение свидетелей Иеговы. Таких в 2001 году насчитывалось 114 284 человек.[10]

 

 

Церковь христа в россии

 

"Церковь Христа" (ЦХ)
 

 

Другие названия: Московская Церковь Христа, Бостонское движение, ЦХ. В Лондоне миссионеры ЦХ называли себя членами "Общества исторической литературы" или "Общества библейской литературы"; часто они представляются "просто христианами", занимающимися благотворительной или просветительской деятельностью.

Характеристика: "Церковь Христа" - один из самых закрытых и опасных деструктивных культов, официально запрещенный в университетах США и Великобритании.

История: В 1979 г. в г.Бостон (шт.Массачусетс,США) в небольшую протестантскую общину баптистского толка был назначен молодой пастор Кип Маккин. Большая часть прихожан покинула приход, когда Маккин начал проповедовать собственное учение, но вскоре стали появляться новообращенные. В дальнейшем организация стала стремительно разрастаться.

Доктрина: сочетает крайне примитивное, буквалистское толкование христианства с очень агрессивными методами воздействия на личность, цель которых - подавление критического чувства и мыслительных способностей человека. Негласный девиз - "ученик (Христа) - христианин - спасенный".

 

Здесь - основа вероучительной доктрины ЦХ. Выводится она из 11-й главы Деяний Апостолов, где в стихе 26-м говорится: "... и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами". Поэтому, согласно учению ЦХ, слова "христианин" и "ученик Христа" означают по сути одно и то же, однако именно понятие "ученик" и определяет истинного христианина, отделяя его от так называемых "псевдохристиан". Очевидно, что для члена ЦХ понятие "ученик" даже выше понятия "христианин".

Во-первых, потому, что последнее определение появилось лишь семь лет спустя после Вознесения Иисуса Христа, до проповеди в Антиохии были только ученики. Во-вторых, потому, что "традиционалисты" исказили и обесценили самый смысл христианства, но продолжают называть себя христианами. Поэтому члены ЦХ называют себя не просто христианами, а именно учениками Христа. В полном соответствии с этой формулой человек, живущий не как ученик Христа, не является христианином и, следовательно, не может обрести спасение.

Согласно учению секты, ученик должен:

• немедленно оставив все, противное Богу, следовать за Христом;

• быть ловцом душ (то есть приводить людей ко Христу);

• отрекаться от себя ради Христа;

• любить Христа более, чем свою собственную жизнь;

• любить своих братьев и сестер;

• молиться Богу, прося у Него поддержки во всем;

• креститься самому и крестить других учеников (только тех людей, которые решили исполнять все вышеназванное);

• идти и обращать все народы.

Члены ЦХ уверены, что следуют словам апостола Павла, призывающего братьев внимать только тому, что написано в Писании. По мнению учеников ЦХ, совершенно не случайно в самый конец Библии попало грозное предупреждение апостола Иоанна всем, кто попытается что-либо отнять или прибавить к книге Откровения (раз эти слова стоят в конце, значит, относятся ко всей Библии в целом). Поэтому единственной религиозной книгой, которую признают в ЦХ, является Библия. В случае возникновения любых существенных затруднений при ее чтении принято обращаться за советом к лидерам, которые уже, исходя, разумеется, исключительно из собственного понимания, объяснят сложное место.

Некоторые члены ЦХ почитают Библию почти наравне с Богом. По крайней мере, существует убеждение, что весь Христос заключен в Библии, которая является абсолютно полным и законченным изложением Его учения. Авторитетность канонических книг Библии последователь ЦХ не объясняет ничем. Главным аргументом проповеди каждого члена ЦХ является сильная личная вера. Самые логичные возражения оппонента, даже подтвержденные Библией, в глазах сектанта ничто по сравнению с авторитетом лидера и его объяснения спорного вопроса. Для последователей ЦХ самый образованный богослов или даже святой (православный ли, католический - без разницы) - всего лишь "религиозный" человек, что-то вроде евангельских книжников и фарисеев. Напротив, любой лидер ЦХ, даже имеющий лишь среднее образование и всего год назад принявший крещение, безусловно спасенный, близкий к Богу и к достижению Царства Небесного человек.

В организации имеется четкое и определенное представление о Русской Православной Церкви. В ЦХ убеждены, что Православие - это не христианство, православные не спасены и, исповедуя свою веру, либо намеренно лгут, либо, что бывает чаще, ненамеренно заблуждаются.

Структура и внутренняя организация: Секта построена по пирамидальной структуре, для которой характерна жесткая иерархичность, строгая подотчетность "учеников" "лидерам". К концу 1995 г. международные церкви Христа имели в 89 странах 242 общины, насчитывающие 118 тысяч прихожан. На апрель 1996 г. количество учеников в Москве - 2245 чел. обоего пола, по РФ - 12300 учеников. В г. Новосибирске уже длительное время около 1тыс. человек, причем количество новообращенных за какой-нибудь промежуток времени обычно соответствует количеству покинувших организацию. В 1995 году Новосибирская христианская церковь (под таким названием ЦХ зарегистрирована в Новосибирске) праздновала достижение ею рубежа численности 1000 человек. В последующие годы, по некоторым данным, было снижение численности.

Внутренние документы секты свидетельствуют о финансировании российских отделений из Лос-Анджелеса и обязательных сборах с членов секты.

В России ЦХ организована по схеме, отработанной во многих странах мира. Простейшая ячейка ЦХ - так называемая "беседа о Библии" или просто "беседа" - от 3-х до 10 человек (периодически проводятся "слияния" и "разукрупнения" "бесед"). Непосредственной задачей этой первичной группы является проведение 1-2 раза в неделю бесед о Библии (отсюда и название). Обсуждение библейской темы проходит в весьма непринужденной и дружеской обстановке. Цель состоит в том, чтобы донести до каждого "евангельский" взгляд на обсуждаемую проблему. Члены одной "беседы" или учатся вместе, или живут недалеко друг от друга. Члены "беседы" видятся друг с другом практически каждый день, особенно студенты. Во главе "беседы" стоит "лидер беседы". Он - "лучший друг" своих "собеседников", он им вместо отца и матери, ему можно доверить все. Он же осуществляет ревностный контроль за жизнью подопечных: посещаемостью общих служб, усердностью в изучении Библии, активностью проповедования. У сестер имеется свой лидер, правая рука лидера-брата.

Три-четыре "беседы" объединяются в "зону". Руководит зоной лидер одной из "бесед" внутри "зоны". Он - наставник и руководитель для лидеров "бесед". Три-четыре "зоны" составляют "сектор" - основное "тактическое" подразделение ЦХ: (около 100 человек). "Сектор" арендует зал для воскресной проповеди и будничных собраний. Лидер "сектора", ведущий также и "зону" и "беседу", - основной духовный авторитет для членов "сектора". Он ведет уроки по Библии "только для учеников", он проповедует по воскресеньям. Ему обычно сопутствует лидер женщин.

Несколько "секторов" составляют "регион", объединяющий людей, живущих и учащихся на значительной территории города. Лидер "региона" (не освобожденный, кстати говоря, ни от "сектора", ни от "зоны", ни от "беседы") - непременно "крутой" проповедник, иногда иностранец. Лидеры "зон", "секторов", "регионов" и их ассистенты - люди, работающие только на ЦХ и получающие зарплату в долларах. Все "регионы" вместе являют собой уже "церковь", которая носит название в соответствии с местом расположения ("Московская", "Новосибирская"). Лидер городской "церкви" - фигура "легендарная". Иногда он (как и некоторые лидеры "регионов") носит титул "евангелиста", который, как и все в ЦХ, якобы имеет "библейское" происхождение. В одном из своих посланий апостол Павел назвал Тимофея "благовестником". В современных протестантских переводах это звучит как "евангелист". Лидеры располагают полной информацией о каждом из рядовых учеников.

Например, Москва разбита на суперрегионы, которые, в свою очередь, делятся на сектора. Всего в Москве 9 регионов, в которых 27 секторов. В каждом регионе обязательно присутствует гражданин США, который контролирует ситуацию.

Вообще организация ЦХ - прочная и гибкая. Она позволяет не страдать от частых уходов членов и хорошо приспособлена к принятию новых учеников. "Беседы" время от времени перетасовывают. Сдружившиеся ученики подчас переживают это тяжело, но подчиняются необходимости.

"ЦХ" прибегает к классическим методам вербовки, использующимся в большинстве тоталитарных культов. В секте существуют инструкции по вербовке, причем для каждого адепта определено количество тех, кого нужно "пригласить". В "ЦХ" детально разработана система психологического давления на личность.

Будучи загруженными различными, зачастую бессмысленными, обязанностями, все участники движения предельно изолированы от внешнего мира. Христианские искания всего остального человечества для них как бы и не существуют. Можно интересоваться литературой, театром, физикой. Но так как, по мнению секты, вся полнота истинного христианства сосредоточена в Международной ЦХ (84 тыс. членов), всякий, кто занимается чем-либо подобным вне ее, зря тратит время и силы. Многие сектанты искренне убеждены, что члены ЦХ едва ли не первые, кто правильно понял и использует слова Библии о том, что никого нельзя называть отцом и нельзя делать изображений Бога. Контраргументы православных в глазах последователей ЦХ заранее ущербны, несмотря на всю свою "дьявольскую" убедительность. Ведь они исходят от "грешника и нехристианина", а потому всегда проигрывают живой убежденности "истинного ученика Христа". Имеющий твердые убеждения лидер не задумываясь скажет вам, что преподобный Серафим Саровский творил чудеса силою "Вельзевула, князя бесовского" и что это "глупое чудачество - торчать тысячу дней на камне, когда достаточно помолиться полчаса и бежать проповедовать на дорогу - тем более, раз ты такой верующий". Поэтому даже если у члена ЦХ и зародятся некоторые сомнения в том, чем занимается он сам, он вряд ли сразу обратится к Православию. Там, по его мнению, существуют такие вопиющие противоречия по отношению к Библии, что не о чем и говорить. Даже разочаровавшись со временем в истинности учения ЦХ и порвав с ней всякое общение, бывшие члены еще длительное время могут сохранять подобное отношение к Православной Церкви.

Уход из членов секты обычно сопровождается активным преследованием и психологическим давлением на бывшего "ученика".

 

 

[харизматы

 

Харизматическое движение (от греч. χαρισμα; дар (благодати) , дарование, англ. Charismatic movement — Харизматическое движение) движение внутри христианства, в основном среди протестантских церквей, но также получило распространение среди католиков и незначительно среди православных [источник?] . Во многом учение и богослужебная практика пересекается с пятидесятничеством, но существуют и значительные различия.

 

В русском языке существует также термин неопятидесятники, который обычно применяется по отношению к харизматическому движению представителями сектологии, которые, по большей части, являются представителями православной Церкви [источник?] .

 

Сами харизматы относятся негативно к употреблению этого термина применительно к своим общинам. В зарубежном религиоведении данный термин не применяется.

 

В России обычно сами представители харизматического движения называют себя Христианами Веры Евангельской (пятидесятники) , против чего, в свою очередь, выступают представители классических пятидесятник

 

 

Нью эйдж

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.