Сделай Сам Свою Работу на 5

Билет 17. Иудаизм : основные течения. Иудаизм в России





Направления иудаизма:

1. В ортодоксальном направлении утверждается, что мир меняется, но законы Божьи вечные. Ортодоксы всегда ходят в головных уборах и соблюдают все обряды и правила иудаизма.

2. Направление реформистов возникло в XVIII в. Его представители считают, что изменения в мире должны сопровождаться адаптацией отдельных частей учения к новым условиям

3. Модернистское. Представители выдвинули свои варианты приспособления иудаизма к конкретным условиям места и времени

Течения в иудаизме:

1) Ассидеи (благочестивые евреи)

2) Самаритяне ( чуть больше 700 представителей) религиозная община, появившаяся на Святой земле после падения Израильского царства (722 до н.э.). Когда евреи возвратились из вавилонского плена, самаритяне, согласно Книге Ездры, предложили им свою помощь в восстановлении Храма, но это предложение было отвергнуто. Тогда самаритяне построили свой собственный храм на горе Геризим (близ современного Шхема).

3) Фарисеи («отделившиеся») – наиболее ревностно соблюдающие правила иудаизма. Считается, что они отстаивают интересы всего еврейского народа.

Фарисеями называли представителей религиозного течения (секты) в древней Иудее (II в. до н. э. — II в. н.э.), которое возникло после выхода евреев из египетского плена.
Для фарисеев были характерны упоение собственной ученостью, знанием священных текстов, а такжеагрессивность в отстаивании своего мнения, лицемерие и ханжество, поскольку набожность не мешала имбыть высокомерными, корыстолюбивыми и т. д. Все свои религиозные обряды они совершали словнонапоказ, демонстрируя всем окружающим свою набожность.



Отсюда же и «фарисейство»- лицемерие и ханжество, имеющее основой некое вероучение, политическуюдоктрину и т. п. (ирон., неодобр., презрит.).

4) Караимы. Караимы организованы в Багдаде Ананом Бен Давидом (740–800 гг.). Слово караимы происходит от слова караимчитающий. Они считают основой учения иудаизма Письменную Тору. От Талмуда они отказались.

5) Геры – лица нееврейской национальности, решившие стать иудеями

6) Крымчаки – тюркоязычный этнос, сформировавшийся в Крыму в средние века. Этнические корни и этногенез его до сих пор не имеют общепринятого научного объяснения. Исповедывают ортодоксальный иудаизм.



7) Хасидизм.

Ответвление ортодоксального иудаизма. Слово хасид («благочестивый») уже в XII-XIII веках применялось европейскими иудеями к тем единоверцам, кто считал, что самоотверженная любовь к Богу и ближним выше буквы Закона.

В отдельное направление в иудаизме хасидизм сложился в XVIII веке на территории Польши и Украины. На первое место хасидыставили молитву и служение ближнему. В хасидизме важная роль отводилась харизматическим учителям - цадикам(праведникам) как посредникам между верующими и Богом.

8) Сионизм (от названия горы Сион в Иерусалиме) - еврейское национальное движение, целью которого является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине - в Израиле (Эрец Израэль), а также идеологическая концепция, на которой это движение основывается.

Основателем этого направления считается Теодор (Беньямин-Зеэв) Герцль

 

Иудаизм в России. Иудаизм — одна из религий России. В Федеральном законе о свободе совести и о религиозных объединениях иудаизм перечислен среди религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

На территории будущей РФ иудаизм существовал ещё с античности — евреи известны в Боспорском царстве, в составе которого был Таманский полуостров и прилегающие к нему территории. В Средние века иудаизм исповедовало одно из соседних с Киевской Русью мощных государств — Хазарский каганат. В Киеве иудейская община известна с X века, составленное ей т. н. Киевское письмо является самым древним письменным памятником Руси.



Евреи в Нижнем Новгороде:

1) Во времена правления Николая? Демобилизованные солдаты имели право жить в городе

2) В годы Первой мировой войны в город приехали хасиды с Западной Украины

3) Эвакуация ходе Второй мировой войны

 

 

Билет 18. Библия. История создания, структура

Библия - (греч. biblos — книга; ta biblia — книги) — священная книга иудеев и христиан, главный источник христианского вероучения.

I. Еврейская Библия (Танах) : Была написана на древнееврейском (иврит), который спас Иегуда Леви. Ветхий завет был написан на древнееврейском, а частью на арамейском языке. Надо заметить что древнееврейский язык это не бытовой язык древней Палестины, а специально созданный язык для написания священных текстов.

Хумаж – первые 5 книг

Книг торы

Невиим («Пророки»)

Кетувим («Писания»)

II. Христианская библия:

1)Ветхий Завет (до р. Христова). Завет = завещание, договор иудеев с Яхвой

Новый Завет

· 4 канонических Евангелия

· Деяния апостолов

· 21 послание апостолов

· Откроение Иоанна Богослова

Септугианта – 10 заповедей Ветхого Завета , переведённые на греческий язык.

История создания.

Так как Библия состоит из множества книг, то следовательно она создавалась на протяжении многих веков разными авторами.

Библейский канон – принцип отбора из числа священных книг наиболее авторитетных.

Канонизация Торы произошла в сороковых годах 5 в до н э. Отбор и упорядочивание других разделов продолжалось еще на протяжении нескольких веков. В 100 г иудейская Явнийская академия установила канон Танаха. В 6-9 вв н э происходило исправление текста масоретами. Масореты уничтожили рукописи еврейской Библии, отклонявшиеся от принятого ими варианта. В настоящее же время существуют несколько канонов Библии. Иудейские и Христианские имеют значительные различия.

 

Билет 19. Буддизм

Собств. имя Б., как правило, отождествляется с царевичем Гаутамой Шакьямуни, жившим, согласно будд. традиции, в 7-6 вв., а по данным ученых, в 6-5 вв. до н. э. По будд. канонич. лит-ре (Типитака) трудно составить представление о жизни Будды как историч. лица, однако существуют более поздние неканонич. версии, дающие достаточно полную картину жизни Б. К ним относятся “Махавасту” и “Лалитавистара”, написанные на санскрите и принадлежащие к школе махасангхика, “Абхинишкрамана-сутра” (оригинал не сохранился), относящаяся к школе дхармагуптака, поэма Ашвагхоши (1 в. н. э.) “Буддхачарита” на санскрите; “Ниданакатха” на пали, являющаяся введением к джатакам (истории о предыдущих жизнях Будды).

Отцом будущего Будды был царь Шуддходана, мать царица Маха Майя. По старой традиции перед родами она была отправлена домой, однако родила по дороге в роще Лумбини. Большинство источников утверждают что она умерла через несколько дней.

На празднике именования ребенка ученные брахманы подтвердили что у него великое будущее.

В 16 лет Сиддхартху женили на Яшодхаре, у них родился сын Рахула.

По преданию отец пытался оградить сына от неприятных зрелищ, но мальчик увидел болезнь, старость, и мертвое тело аскета. Мысль о страдании живого существа и побудила его (в 29 лет) покинуть дом и отправиться к брахманам в долину Ганга. 6 лет он провел в крайнем аскетизме. Достиг просветления и был назван – буддой. Затем он отправился в какой то город и произнес там свою первую проповедь (при жизни его проповеди не записывались а запоминались). Существовало несколько канонов учения но сохранился лишь 1 - Типитака (три корзины). Зписан на языке Пали. Проповедь была обращена к брахманинским аскетам. Он говорил, что до него существовало 2 направления - самоудовлетворение и аскезм. Он предлагает средний путь, который ведет к покою, проззрению и нирване.

Джатаки.

Джа́таки — «повесть о (предыдущих) рождениях (Будды)» — один из важнейших памятников повествовательной литературыбуддизма.

Джатаки – есть прозаический комментарий из третьей корзины поучений, к стихотворным изречениям – гатхам.

Таким образом в современной форме каждое джатаки распадается на следующие части:

1. история о настоящем, излагающая обстоятельства, при которых была рассказана Буддой

2. история о прошлом , включающая самое джатаки, и

3. связанные с последним стихотворные изречения, к которым присоединяется

4. толкование стихов и

5. разъяснение связи между героями истории о настоящем и истории о прошлом.

Всего джатак 547. Они различны как по тематике, так и по стилям и жанрам.

 

20. Буддизм. История, вероучения, культ.

Буддизм (от санскритского слова "будда", буквально — просветленный) — одна из трех мировых религий, получившая распространение среди населения ряда стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.

По представлению буддистов, каждое существо, достигшее высшей святости, может стать буддой, т. е. просветленным. Один из будд, прозванный в его земной жизни Шакьямуни ("отшельник из рода шакьев"), поведал людям учение о "спасении", которое его последователи называют, как правило, санскритским словом "дхарма" (учение, закон). Поэтому под термином "будда" обычно подразумевают именно Шакьямуни.

Вопрос о том, является ли личность Шакьямуни полностью мифической, или в основе его биографии, расцвеченной религиозной фантазией составителей, лежат некоторые реальные факты, Наукой пока не решен. Подробные "биографии" Шакьямуни возникли не ранее II—III вв. н. э. Однако не подлежит сомнению, что Шакьямуни единоличным "создателем" буддизма, каким его представляет буддийская литература, быть не мог.

Буддисты верят, что после бесчисленных предшествующих перерождений грядущий Будда решил к радости всех богов спуститься на землю и возвестить людям путь к спасению. Для "последнего своего рождения" он избрал царскую семью в знатном роде Готама (отсюда одно из его имен - Гаутама) племени шакьев, живших в Северной Индии.

Познав причину страданий и путь избавления от них, Будда решил возвестить свое открытие людям. Бог смерти — демон зла Мара всячески пытался воспрепятствовать этому. Но Будда победил Мару, пришел в Бенарес и там произнес свою первую проповедь, в которой кратко сформулировал основные положения новой религии. Один за другим следуют обращения тех, кто слушает его проповеди. Они присоединяются к странствующей с ним группе монахов. 40 лет, окруженный учениками, ходит он по городам и деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение. Смерть настигла его в восьмидесятилетнем возрасте и совпала, так же как рождение и прозрение, с, днем майского полнолуния (поэтому для буддистов это "трижды святой" день).

Различные направления и школы буддизма по-разному датируют годы земной жизни Шакьямуни. В большинстве случаев считается, что он жил в VII—VI лли в VI—V вв. до н. э. Недавно буддисты ряда восточных стран условились принять датой смерти Шакьямуни день майского полнолуния 544 г. до н. э. и весьма широко отметили в 1956 г. 2500 лет существования буддизма.

Вероучение буддизма.

Важнейшим положением вероучения буддизма является идея тождества между бытием и страданием. Буддизм не стал опровергать развитое брахманизмом учение о переселении душ, т. е. веру в то, что после смерти любое живое существо снова возрождается в виде нового живого существа (человека, животного, божества, духа и т. д.). Однако буддизм внес в учение брахманизма существенные изменения,Если брахманы утверждали, что путем различных для каждого сословия ("варны") обрядов, жертв и заклинаний можно достичь "хороших перерождений", т. е. стать раджей, брахманом, богатым купцом, царем и т. д., то буддизм объявил всякое перевоплощение, все виды бытия неизбежным несчастьем и злом. Поэтому высшей целью буддиста должно быть полное прекращение перерождений и достижение нирваны, т. е. небытия.

Существовало несколько канонов учения но сохранился лишь 1 - Тилитака (три корзины). Зписан на языке Пали. Проповедь была обращена к брахманинским аскетам. Он говорил, что до него существовало 2 направления - самоудовлетворение и аскезм. Он предлагает средний путь, который ведет к покою, проззрению и нирване.

Этот путь был провозглашен в "4 благородных истинах":

1.Жизнь - страдание

2.Причина страдания - желание

3.Прекращение страданий - отказ от желаний

4.К прекращению страданий ведет "благородный восьмиричный путь" - путь правильного воззрения, путь правильных решений, путь правильной речи, путь правильного дела, путь правильного обихода жизни, путь к правильному усилию, путь к правильному мышлению, путь правильного сосредоточения (медитации).

Тот кто этого всего достиг становится - Архатом.

Будда не отрицал традиционных Божеств. К ним можно было обращаться для исполнения бытовых желаний.

Все буддисты обязаны выполнять 5 заповодей:

-не убивать живое

-не красть

-не прилюбодействовать

-не лгать, не злословить

-не пить опьяняющих напитков

Член санхи (бхинму)+ 5 заповедей

-есть не больше 1 раза в день

-не участвовать в увеселениях

-не пользоваться украшениями и благовониями

-не спать на удобной кровати

-не принимать золота и серебра

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.