Информирование и обучение персонала организации
Информирование и обучение персонала является важнейшей задачей, стоящей перед руководителем организации. Не следует рассматривать обучение только как часть проекта моделирования процессов — оно должно быть непрерывным, причем на всех уровнях. Руководители организации должны учиться не менее 30—40 ч в году. Специалисты и рабочие также должны повышать уровень специальных знаний. Почему мы настаиваем на необходимости обучения?
160 В.В Репин, В.Г. Елиферов Процессный подход к управлению
Дело в том. что внедрение процессного подхода к управлению, внедрение системы менеджмента качества даст реальные результаты только в случае активного участия персонала организации в работе по улучшению процессов. Для выполнения такой работы мало одного желания — нужны специальные знания, методики. Обучая персонал, руководитель компании формирует определенную корпоративную культуру. Без высокой культуры достигать высоких экономических результатов и быть конкурентоспособным в длительной перспективе невозможно.
Каким образом необходимо подготовить персонал организации к работе в условиях процессного управления? В табл. 3.7 приведены примерные тематика и объем обучения в зависимости от занимаемых должностей.
Таблица 3.7 Обучение персонала организации
№
П.П.
| Должность
| Тематика обучения
| Кол-во акад. ч
|
| Руководители
| 1. Философия процессного управления
|
|
| верхнего уровня
| (Деминг. Джуран. Кросби и др.)
|
|
| (зам. директора,
| 2. Принципы управления процессами.
|
|
| начальники
| Цикл Деминга PDCA
|
|
| управлений)
| 3. Методика внедрения процессного управления
|
|
|
| организацией и системы менеджмента качества
|
|
|
| 4. Основы методик моделирования бизнес-процессов
|
|
|
| 5. Методика ведения проекта моделирования
|
|
|
| бизнес-процессов
|
|
|
| 6. Обзор рынка инструментальных средств
|
|
|
| моделирования бизнес-процессов
|
|
| Руководители
| 1. Философия процессного управления
|
|
| среднего уровня
| (Деминг, Джуран, Кросби и др.)
|
|
| (начальники
| 2. Принципы управления процессами.
|
|
| подразделений)
| Цикл Деминга PDCA
|
|
| и специалисты
| 3. Методика внедрения процессного управления
|
|
| (экономисты,
| организацией и системы менеджмента качества
|
|
| ИТР и т.д.)
| 4. Разработка документации, регламентирующей
|
|
|
| управление процессами
|
|
|
| 5. Основы методик моделирования бизнес-процессов
|
|
|
| 6. Методика ведения проекта моделирования
|
|
|
| бизнес-процессов
|
|
|
| 7. Базовые методы измерения эффективности
|
|
|
| и качества процессов
|
|
|
| 8. Требования МС ИСО 9001:2000
|
|
|
| 9. Примеры построения систем измерения показателей
|
|
|
| процессов
|
|
|
| 10. Обзор рынка инструментальных средств
|
|
|
| моделирования бизнес-процессов
|
|
| Мастера
| 1. Методика внедрения процессного управления
|
|
| и рабочие
| организацией и системы менеджмента качества
|
|
|
| 2. Базовые методы измерения эффективности
|
|
|
| и качества процессов
|
|
|
| 3. Примеры построения систем измерения показателей
|
|
|
| процессов
|
| Глава 3 Описание и анализ бизнес-процессов__________________________________________ 161
Указанное количество часов относится к первой, подготовительной фазе проекта. В дальнейшем, по ходу проекта, потребуется дополнительное обучение в виде тренингов, основанных на фактическом материале организации.
Как видно из табл. 3.7, руководители среднего звена и специалисты учатся больше всех остальных. Дело в том. что именно на них приходится основная нагрузка при выполнении проекта.
Приступать к обучению следует после информирования персонала организации о проекте, его целях, влиянии полученных результатов на деятельность организации, роли каждого сотрудника в проекте. Информирование персонала может проводиться различными средствами. В первую очередь к ним относятся:
1) распорядительные документы руководства организации;
2) совещания для руководителей подразделении:
3) совещания для сотрудников подразделений;
4) информирование через стенгазеты и корпоративную сеть (или Интранет);
5) информирование при проведении обучения.
На рис. 3.27 представлена возможная последовательность действий, необходимых для информирования и обучения персонала.
Основная цель информирования персонала состоит в создании благоприятной внутренней атмосферы в организации. Сотрудники должны быть уверены в том, что результатом проекта будет улучшение деятельности организации в целом и условий труда каждого, в частности. У сотрудников не должно создаваться впечатления, что проект ориентирован на сокращение численности персонала и ужесточение условий работы. В действительности, в результате проекта будут, конечно, выявлены сотрудники либо несоответствующие занимаемым должностям, либо не загруженные работой и т.д. Этих сотрудников будут обу-
162 В.В. Репин, В.Г. Елиферов Процессный подход к управлению
чать, отделы реорганизовывать, упразднять и т.д. Но это будет сделано постепенно, в течение полутора-двух лет и поэтому не должно негативно отразиться на материальном положении сотрудников.
Отметим, что обучение руководителей верхнего уровня целесообразно проводить до утверждения целей и технического задания проекта. Полезно, когда руководители проходят обучение еще до принятия решения о начале проекта. В этом случае у них есть возможность более корректно сформулировать цели проекта.
Информирование персонала необходимо оперативно осуществлять и по мере реализации проекта. Важно доносить до людей данные об успехах проекта, причем в конкретной и доступной форме. К сожалению, на практике часто распространена следующая ситуация. Формально объявляется начало проекта. Рабочая группа приступает к сбору информации в подразделениях. Большинство сотрудников не представляет себе, для чего все это делается. В организации возникают и распространяются различные слухи негативного характера. Постепенно складывается атмосфера недоверия к проекту. Возникает скрытое сопротивление деятельности рабочей группы. Людям свойственно бояться всего нового, незнакомого, способного повлиять на их более или менее устойчивое положение в организации. В результате формируется оппозиционное отношение большинства сотрудников к проекту, которое переломить очень трудно. Заметим, что целесообразно среди участников рабочей группы выделить отдельных сотрудников, ответственных за оперативное освещение хода работ по проекту внутри организации.
В крупных организациях желательно привлекать квалифицированного психолога, который будет осуществлять мониторинг психологического климатав коллективе и участвовать в подготовке информационных материалов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|