Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. Миссия и цели в стратегическом управлении





Основные теоретические понятия Задания
1.Понятие цели и миссии организации Цель представляет собой описание будущего состояния объекта управления (организации), является изначальным элементом системы управления и сознательной деятельности человека, характеризует в его мышлении результат деятельности. К результату приводят не сами цели, а процесс их достижения с помощью определенных средств. Средством достижения долгосрочных целей является стратегия, а краткосрочных (т.е. задач) - политика. Задачи являются этапами, из которых складываются долгосрочные цели. Общую цель организации называют миссией. На основе миссии формулируются долгосрочные цели. Она создает фундамент для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, НИР, персонал, финансы, менеджмент). Миссия дает ответ на следующие вопросы: - для чего существует организация, какую продукцию производит и какую потребность удовлетворяет; - кто основные потребители и какого отношение организации к ним; в чем заключается основная философия организации, как она относится к обществу, партнерам, конкурентам, своим работникам, каковы ценности, разделяемые работниками; - каковы основные принципы деятельности организации.     Как соотносятся цели организации и ее миссия? Увяжите понятия: цель, миссия, средства, результат.     Какие требования предъявляются к формулировкам миссии и целей?   Сформулируйте и обоснуйте формулировку миссии известной вам организации. Лит.: 2, 3, 4, 5, 6, 9  
2. Классификация целей Общая цель организации образует фундамент для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по важнейшим функциональным подсистемам организации (производство, маркетинг, финансы, менеджмент, персонал и др.). Классификация целей позволяет конкретизировать задачу целеполагания. Цели классифицируют по периоду установления, содержанию, приоритетности, измеримости, повторяемости, стадии жизненного цикла, отношению к структурам организации. В качестве удобного комплексного, системного подхода к определению целей используют построение целевой модели в виде графа - дерева целей.     Постройте целевую модель в виде дерева целей известной вам организации. Лит.: 2, 3, 4, 5, 6, 9
3. Установление целей В зависимости от количественного охвата и направленности различают индивидуальные и организационные цели. Индивидуальные цели строятся на неудовлетворенных потребностяхчеловека, а организационные являются общими целями для всех членов организации. Организационные цели выполняют ряд практических функций: регулируют поведение людей, оправдывают существование и законность организации, заставляют людей брать на себя соответствующие обязательства и др. К формулированию целей предъявляются определенные требования. Они должны быть понятны, реалистичны, иметь количественное оформление и сроки исполнения, связаны с системой вознаграждения, должны мотивировать действия исполнителя. Установление целей заключается в том, чтобы сконцентрировать внимание на желаемых результатах и выработать критерии, позволяющие судить, важно ли то, что мы делаем. Установление индивидуальных и групповых целей включает составление и обсуждение описания работ, целей и планов, утверждение последних. Установление организационных целей - это процесс переговоров между подразделениями организации, согласования по горизонтали и вертикали.   Приведите примеры практических функций организационных целей. Проранжируйте эти функции. Объясните свое решение   В чем заключается согласование целей по горизонтали и вертикали? Подтвердите ответ схематично.   Лит.: 4, 5, 6, 9  
4. Управление по целям (результатам) Процесс управления по целям включает ряд этапов: - определение обязанностей и полномочий руководителей всех уровней; - разработка и согласование целей и задач в рамках установленных обязанностей; - составление планов достижения целей; - осуществление контроля и оценки работы с последующей корректировкой заданий по каналам обратной связи. Управление по целям - это непрерывный процесс увязки контроля и действий с планированием по достижению целей. Метод управления по целям позволяет повысить эффективность работы за счет того, что каждый руководитель имеет четкое представление как о своих целях, так и о целях организации в целом.     Сформулируйте осно-вные положения кон-цепции управления по целям. Выделите главные недостатки концеп-ции, препятствующие ее широкому рас-пространению в современных условиях. Лит.: 2, 3, 4, 5, 6, 9

 







Тема 4. Виды и выработка стратегий

 

Основные теоретические понятия Задания
1. Области выработки стратегии Стратегия концентрирует внимание и связана с тем, что организация делает и чего не делает, что более важно и что менее важно в осуществляемой организа­цией деятельности. М. Портер считает, что существуют три основные области выработки стратегии поведения фирмы на рынке. Первая область связана с лидерством в минимизации издержек производства, вторая - со специализацией в производстве продукции, третья относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте.   С какими вопросами, связанными с положением фирмы на рынке сталкивается руководство при определении стратегии фирмы?   Дайте характеристику указанных областей выработки стратегии поведения фирмы на рынке. Лит.: 2, 3, 5, 6, 9
2. Эталонные стратегии развития Эталонные стратегии отражают четыре раз­личных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или несколькихследующих элементов: продукт, рынок, от­расль, положение фирмы внутри отрасли, технология. К ним относятся стратегии концентрированного роста, интегрированного роста, диверсифицированного роста, стратегия сокращения. В каждую из этих групп входят конкретные типы стратегий.     Дайте характеристику указанным группам стратегий. Какие стратегии входят в каждую из указанных групп? Дайте им характеристику. Лит.: 2, 3, 5, 6, 9
3. Уровни стратегий: корпоративная, деловая, функциональная Крупная фирма имеет, как прави­ло, три уровня стратегических решений: корпоративный, деловой, функциональный. Корпоративная (портфельная) стратегия— это стратегия, кото­рая описывает общее направление роста предприятия, развития его производственно-сбытовой деятельности. Она показывает, как управ­лять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель то­варов и услуг. На уровне хозяйственного подразделения разрабатывается дело­вая стратегия(бизнес-стратегия) — стратегия обеспечения долгосроч­ных конкурентных преимуществ хозяйственного подразделения. Она показывает, как предпри­ятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке Функциональные стратегии— стратегии, которые разрабатыва­ются функциональными отделами и службами предприятия на основе корпоративной и деловой стратегии.Целью функциональной стратегии является распределение ресурсов отдела (службы), поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии. Иногда дополнительно выделяют еще один уровень стратегических решений — уровень операционных стратегий.   Дайте характеристику стратегиям каждого уровня. Какова их цель? Что они показывают? Что включают?     Приведите примеры на каждую стратегию   Лит.: 2, 3, 5, 6, 9
4. Конкурентные стратегии Стратегии конкурентной борьбы направлены на то, как вести конкурентную борьбу и как развивать конкурентное преимущество. Принципиально новая идея стратегии М.Портера основывается на соединении микроэкономики и управления: конкурентных преимуществ фирмы. Автор установил, что существуют 5 сил конкуренции: - соперничество между конкурентами внутри отрасли; -угроза появления товаров и услуг заменителей; - угроза появления новых конкурентов внутри отрасли; - способность поставщиков диктовать свои условия; - способность потребителей диктовать свои условия. Портер предложил три варианта базовых конкурентных стратегий. 1. Когда покупатели чувствительны к цене успешной может быть стратегия лидерства по издержкам. 2. Когда потребительские предпочтения становятся разнообразными и не могут более удовлетворяться стандартными товарами более привлекательной становится стратегия дифференциации. 3. Обе стратегии могут работать сфокусированно. Если фирма занимает доминирующую позицию и ее признают конкуренты, то стратегия лидера имеет набор стратегий: расширение первичного спроса, оборонительная, наступательная, демаркетинга. Фирмы, не занимающие доминирующую позицию, могут предпочесть стратегию следования за лидером, либо атаки лидера («бросающего вызов). Стратегию специалиста используют фирмы, которые работают на одном сегменте рынка.     Что отражают конкурентные стратегии?     Дайте исчерпывающую характеристику указанным стратегиям. Какие у них преимущества и опасности? Когда их целесообразно использовать?   Лит.: 2, 3, 5, 6, 9
5. Маркетинговые стратегии Маркетинговые стратегии определяются такими переменными, как цена, продвижение, распределение, качество товара. При этом большое значение имеет этап жизненного цикла. Так на этапе внедрения фирмы используют одну из четырех стратегий:
  Продвижение
  Усиленное Умеренное
Высокая   Цена     Низкая Стратегия «быстрого снятия сливок с рынка» Стратегия «медленного снятия сливок с рынка»
Стратегия «быстрого проникновения на рынок» Стратегия «медленного проникновения на рынок»

Чтобы продлить этап роста фирмы могут прибегнуть к стратегиям: улучшение качества товара, выход на новые сегменты рынка, снижение цены, расширение каналов сбыта и др.

На этапе зрелости руководители должны решить получать ли прибыль от большого объема и низких издержек или обратиться к стратегии занятия ниши и получения прибыли от высоких наценок. Здесь вполне уместна стратегия модификации продукта путем улучшения качества, свойств и внешнего оформления.

На этапе спада надо выявить «стареющий» товар и принять решение об его исключении из номенклатуры или принять стратегию «сбор урожая».

  Дайте исчерпывающую характеристику указанным стратегиям. Какие у них преимущества и опасности? Когда их целесообразно использовать?   Лит.: 2, 3, 5, 6, 9
6. Особенности стратегий фирм малого, среднего и крупного бизнеса Федеральным законом №209-ФЗ установлены критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Крупные фирмы имеют возможность осуществления массового стандартизированного производства, а также расширения сферы своей деятельности. Это означает возможности диверсификации, интеграции и концентрации. Средние фирмы могут придерживаться нишевой специализации, используя стратегию: сохранения, поиска «захватчика», лидерства в нише, выхода за рамки ниши. Малый бизнес может использовать свои преимущества гибкости, мобильности. Целесообразно использовать стратегию, позволяющую свести к минимуму остроту конкуренции с крупными фирмами. Это может быть стратегия копирования, оптимального размера, участи в продукте крупной фирмы, использования преимуществ крупной фирмы.     Определите критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.   На базе какого-либо примера дайте характеристику применяемым стратегиям крупных фирм   Дайте характеристику нишевым стратегиям средних фирм   Дайте характеристику возможных стратегий малых фирм   Лит.: 9

 

 

Тема 5. Портфельные стратегии и их анализ

 

Основные теоретические понятия Задания
1. Цели и основные этапы портфельного анализа Портфель предприятия, или корпоративный портфель — это совокупность относительно самостоятельных хо­зяйственных подразделений (СЕБ), принад­лежащих одному и тому же владельцу. Портфельный анализ — это инструмент, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные или перспективные ее направления и сокраще­ния/прекращения инвестиций в неэффективные проекты. При этом оце­нивается относительная привлекательность рынков и конкурентоспо­собность предприятия на каждом из этих рынков. Портфельная стратегия по своей сути предполагает существование ряда конкурентных стратегий в различных стратегических зонах хозяйствования, областях бизнеса. Во всех матрицах портфельного анализа по одной оси определяет­ся оценка перспектив развития рынка, по другой — оценка конку­рентоспособности хозяйственных подразделений предприятия. Обычно процесс портфельного анализа идет по одной схеме.   Какого предназначение методов портфельного анализа?   Определите этапы процесса портфельного анализа и дайте им характеристику.   Лит.: 2, 6
2. Матрица БКГ В основе Бостонской матрицы, или матрицы роста/доли рынка лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок (товар-«проблема»), рост (товар-«звезда»), зрелость (товар—«дойная корова») и спад (товар-«собака»). При этом денежные потоки и при­быль предприятия также меняются: отрицательная прибыль сменяет­ся ее ростом и затем постепенным снижением. Бостонская матрица концентрируется на положительных и отрицательных денежных по­токах, которые ассоциируются с различными бизнес-единицами пред­приятия или его продуктами. При этом бизнес-единицы предприятия или продукты классифицируются по показателям относительной доли рынка (ОДР) и темпов роста отрас­левого рынка. Суть анализа заключается в определении того, у каких подразделений изъять ресурсы и кому их передать. Это позволяет определить возможную стратегию бизнес-единиц или товаров.   Постройте матрицу БКГ. На чем основаны переменные матрицы БКГ? Что они означают? Какие гипотезы лежат в основе матрицы? Объясните каждый квадрант матрицы. Кто туда попадает? Какова желаемая последовательность развития продукта? Что может включать типичный сбалансиро-ванный и несбалан-сированный портфель предприятия? Какой эффект дает портфельный анализ и какие выводы можно сделать? Лит.: 6, 9
3. Матрица Ансоффа Портфельная стратегия, по И.Ансоффу, включает в себя четыре основных компонента: - географический вектор роста, определяющий направление и масштаб будущих областей деятельности; - конкурентное преимущество, используемое в различных обла­стях деятельности; - синергизм, возникающий между различными областями дея­тельности (это часто становится возможным после слияния или иной формы налаживания партнерства различных компаний); - стратегическая гибкость за счет деятельности в различных об­ластях. «Матрица Ансоффа» определяется двумя факторами: степенью новизны рынка и степе­нью новизны товара     Постройте матрицу Ансоффа. Определитесь с переменными. Что они означают? Объясните каждый квадрант матрицы. Как оценивается экспертами вероятность успеха фирмы?   Лит.:1, 5, 6, 9
4. Матрица Мак-Кинси Матрица основана на признании того, что привлекательность рын­ка, как и конкуренто-способность фирмы, определяется не только темпами роста и захваченной в нем доли рынка, но и другими фак­торами: доступностью рынка, абсолютными размерами, наличием сбытовой сети и др. Конкурен­тоспособность фирмы может быть охарактеризована величиной издержек, отличительными свойствами товара, степенью освоения технологии, методом продаж, известностью, имиджем. В матрице используется диапазон из трех степеней оценок как привлекательности рынка, так и конкурентоспособности фир­мы: низкой, средней и высокой; используется также пятибалльная шкала. Итоговая матрица состоит из девя­ти квадрантов, а наиболее выразительные стратегии представлены угловыми квадрантами.     Постройте матрицу Мак-Кинси. Определитесь с переменными. Что они означают? Объясните каждый квадрант матрицы. Каковы зоны применения этого инструмента портфельного анализа? Лит.: 2, 5, 6
5. Трехмерная модель Абеля Абель предложил трехмерную модель, при составлении которой используются три параметра: 1. Функции товара: какие функции присущи продукции предпри­ятия, какие потребности может удовлетворить товар? 2. Потребитель: какие группы потребителей удовлетворяет дан­ный товар, кто станет потребителем? 3. Технология: какие возможности есть у предприятия, чтобы сде­лать товар? Получается объемная модель с нефик­сированным количеством компонентов. Каждый компо­нент - это определенное сочетание конкретной функции товара, конкретной целевой группы потребителей и конкретной производ­ственной технологии.     Постройте трехмерную модель Абеля. Определитесь с факторами. Что они означают? Чем отличается портфельный анализ по Абелю от предыдущих?   Лит.: 6  
6. Стратегическая сегментация рынка Сегментация — первая необходимая ступень изучения рынка, ос­нование для определения его емкости и выбора приоритетных сфер приложения рыночной активности фирмы. Это деятельность по классификации потенциальных (включая и реальных) потребителей производимой продукции (услуг) в соответствии с качественной струк­турой их спроса, делающая возможным выбор оптимального сегмента рынка, целевой группы потребителей, с соответствующей подстройкой деятельности фирмы, как впрочем и самой целевой группы. Сегментация рынка позволяет уточнить и дифференцировать спрос, структурировать его, а в конечном счете — выявить наиболее подходящие условия (границы сфер действия) для выбора оптималь­ного варианта стратегии и тактики маркетинга.   Что понимается под сегментом рынка? Сформулируйте три фундаментальных вопроса, определяющих портфельную стратегию при сегментации рынка. Какие процедуры включает деятельность по сегментации?     Лит.: 6

Тема 6. Выбор, выполнение стратегии и контроль ее выполнения

 

Основные теоретические понятия Задания
1. Выбор стратегии и ее оценка Выбор стратегии осуществляется на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы, с учетом результатов анализа портфеля продукции, а также характера реализуемых стратегий. Томпсон и Стрикленд предложили матрицу выбора стратегии в зависимости от динамики роста рынка и конкурентной позиции фирмы. Оценка выбранной стратегии в основном осуществляется в виде анализа достаточности учета основных факторов, определяющих возможности выполнения стратегии. Оценить стратегию – значит ответить на вопрос: приведет ли она к достижению фирмой своих целей?     Изобразите матрицу Томпсона и Стрикленда. Дайте характеристику пере-менным и образовав-шимся квадрантам. В чем заключается процедура оценки выбранной стратегии? По каким направле-ниям производится оценка?   Лит.:2, 6, 9, 10
2. Области проведения стратегических изменений при выполнении стратегии В зависимости от состояния основных факто­ров, задающих необходимость и степень изменения, таких, как состо­яние отрасли, состояние организации, состояние продукта и состоя­ние рынка, можно выделить четыре типа изменений: перестройка организации; радикальное преобразование; умеренное преобразование; неизменяемое функционирование. Можно выделить две области организации, кото­рые являются основными при проведении стратегических измене­ний – это организационная структура и орга­низационная культура. Выполнение стратегии связано с проведением стратегических изменений, которые должны привести к решению трех задач: 1) ус­тановление приоритетности административных задач и соответст­вии с принятой стратегией; 2) установление соответствия между выбранной стратегией и внутриорганизационными процессами; 3) приведение в соответствие с выбранной стратегией стиля лидер­ства и управления.     На решение каких задач направлено вы-полнение стратегии? Дайте характеристику типам изменений. Определите факторы выбора организации-онной структуры и организационной культуры. Дайте исче-рпывающую харак-теристику этим двум областям стратеги-ческих изменений.     Лит.: 4, 6, 11
3. Проблемы проведения стратегических изменений Всякое изменение встречает сопротив­ление.Для того, чтобы провести изменения, необходимо: вскрыть, проанализировать и предсказать то, какое сопротивле­ние может встретить планируемое изменение; уменьшить до возможного минимума это сопротивление (потенциальное и реальное); установить статус-кво нового состояния. Носителями сопротивления так же, как и носителями изменений, являются люди. В принципе люди не боятся изменений, они боятся быть измененными. Отношение к изменению может быть рассмотрено как комбина­ция состояний двух факторов: 1) принятие или непринятие измене­ния; 2) открытая или скрытая демонстрация отношении к изменению. Руководство должно выяснить реакцию разных сотрудников на изменения, выявить сторонников и противников и принять необходимые меры по уменьшению сопротивления.   Дайте характеристику указанным действиям по выполнению стратегических изменений.     Изобразите матрицу «изменение – сопротивление» и дайте детальную характеристику ее использования.   Лит.:6
4. Мобилизация потенциала для выполнения стратегии Наряду со стратегическими изменениями и созданием в организа­ции необходимого климата важной задачей, которую приходится решать руководству организации на стадии выполнения стратегии, является формирование и мобилизация ресурсов организации и ее человеческого потенциала для осуществления стратегии. Механизм использования ресурсного потенциала организации приводится в соответствие с осуществляемой стратегией. Основой деятельности является распре­деление ресурсов организации по отдельным составляющим стратегии.   Дайте краткую характеристику указанным этапам стратегического управления. Какие можно выделить условия по поводу стратегии использования человеческого потенциала? Каковы условия эффективного использования ресурсов? Лит.: 6
5. Стратегический контроль как условие выполнения стратегии. Процесс и методы Стратегический контроль - это сбор и обработка информации о ре­ализации стратегии, сопоставление ее с параметрами, заданными зара­нее в стратегических планах или программах, выявление отклонений, анализ причин, вызвавших такие отклонения, их оценка и принятие решения о корректирующем воздействии. Задача стратегического контроля состоит не в том, чтобы зафиксировать невыполнение, или ка­кой-либо срыв, а в том, чтобы не допустить срыва, достичь стратеги­ческих целей в намеченные сроки. Успешный стратегический контроль должен обладить следующими характеристиками: своевременность, ориентация на результат, простота, экономичность, соответствие миссии, результативность, эффективность. При стратегическом контроле используются методы, которые сводятся к предварительному, направляющему, фильтрующему, последующему (по результатам) контролю.   Изобразите процесс контроля в виде блок-схемы. Поясните схему.     Поясните характеристики стратегического контроля.   Дайте подробную характеристику методов контроля.   Лит.: 2, 6, 9
6. Современные тенденции развития стратегического контроля Современными тенденциями развития стратегического являются: перераспределение функций контроля; улучшение информационного обеспечения контроля; изменение содержания контроля. Новым методом контроля и повышения эффективности деятельно­сти, получившим в последнее время широкое распространение в миро­вой практике, является бенчмаркинг. В основе бенчмаркинга лежит концепция постоянного совершен­ствования деятельности, предусматрива-ющая непрерывный цикл пла­нирования, координации, мотивации и оценки действий с целью ус­тойчивого улучшения деятельности организации. Бенчмаркинг может рассматриваться как своеобразная технология обучения.   Поясните указанные тенденции развития стратегического контроля. Дайте им исчерпывающую характеристику.   Поясните роль и значение бенчмаркинга.   Лит.: 6

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.