Сделай Сам Свою Работу на 5

Создание экономической основы Советского государства (рабочий контроль, огосударствление экономики). Образование совнархозов.





5.29. Создание экономической основы Советского государства (рабочий контроль, обобществление экономики). Образование совнархозов.

Основные направления экономической политики были намечены, разработаны Лениным ещё до революции (сентябрь – октябрь 1917 г.). Суть экономической политики большевиков заключалась в том, чтобы активно осуществлять государственное вмешательство в экономику, хозяйственную жизнь. Но этого, по Ленину, недостаточно, чтобы вывести страну из кризиса и перейти к социализму; государственное регулирование экономики должно было (по Ленину) сопровождаться всеобъемлющим, тотальным контролем трудящихся за производством. Эта программа и начала реализовываться.

Во-первых, большевики овладели командными высотами экономики: проводились национализация земли и банковской системы, монополия внешней торговли, отказ от уплаты долгов государства внутри страны и иностранным кредиторам. У государства была реальная возможность контроля денежных, товарных, финансовых потоков.

Во-вторых, создавался механизм регулирования экономики: образование органов управления экономикой, создание рабочего контроля.



1) 14 ноября 1917 г. – «Положение о рабочем контроле» (декрет ВЦИК):

Рабочий контроль – контроль трудовых коллективов всех «промышленных, торговых, банковых, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных, производительных товариществ и пр. предприятиях» за хозяйственной деятельностью владельца (за «производством, куплей, продажей продуктов и сырых материалов, хранением их, а также финансовой стороной предприятия»).

Раб. контроль осуществляют все рабочие и служащие предприятия через выборные учреждения: заводские, фабричные Комитеты, советы старост и т.п. В крупных городах, губерниях, промышленных районах создаются местные Советы Рабочего Контроля, которые, будучи органами Советов, составляются из представителей профсоюзов, заводских, фабричных и иных рабочих Комитетов и рабочих кооперативов. В Петрограде создаётся Всероссийский Совет Рабочего Контроля.

Функции органов Рабочего Контроля: наблюдение за производством; установление минимума выработки предприятия; принятие мер к выяснению себестоимости производимых продуктов; ревизия (при высших органах Рабочего Контроля создаются комиссии специалистов-ревизоров, которые осуществляют обследование финансовой и технической стороны предприятия); контроль всей деловой переписки предприятия (коммерческая тайна отменяется; владельцы обязаны предъявлять все книги и отчёты).



Решения органов Рабочего Контроля обязательны для владельцев предприятий и отменяются только постановлением высших органов Раб. Контроля; все постановления низших органов Раб. Контроля можно обжаловать в трёхдневный срок в соответствующий высший орган Раб. Контроля.

Жизнь показала, что эффективность управления народным хозяйством наладить не удалось. Уже весной 1918 г. началась Гражданская война. Рабочий контроль не оправдал возлагавшихся на него надежд: контролёров больше интересовали проблемы их предприятий, а не общегосударственные нужды, они рассматривали себя как собственников предприятий (явление анархо-синдикализма).

В целом, экономический кризис в середине 1918 г. ещё более усугубился. В этих условиях началась «красногвардейская атака» на капитал, т.е. массовая национализация промышленности. Изменился механизм управления экономикой – возникает командно-административная система. Рабочий контроль формально не упразднялся, но его функции и задачи были ограничены: органы раб. контроля превращались в низовые ячейки профсоюзов (следили за соблюдением трудового законодательства).

2) В условиях России раб. контроль являлся необходимой мерой для осуществления национализации промышленности. Первоначально национализация проводилась на предприятиях, наиболее подготовленных для обобществления. Первое постановление о национализации было издано СНК 17 ноября 1917 г. в отношении Ликинской мануфактуры, владелец которой саботировал производство. За этим постановлением последовал ряд аналогичных декретов о национализации предприятий и акционерных обществ.



Процесс национализации проходил как сверху, так и снизу. В ряде мест рабочие брали руководство предприятиями в свои руки и, объявляя их собственностью государства, передавали в распоряжение местных Советов.

Примерно с января 1918 г. национализация промышленности, проводившаяся под руководством СНК, приняла планомерный и организованный характер. В первую очередь национализировались такие важнейшие отрасли промышленности, как горно-металлургическая и металлообрабатывающая. 28 июня был принят Декрет о национализации крупной промышленности, под действие которого подпало около ? промышленных предприятий страны.

Действенность раб. контроля, национализация промышленности и регулирование народного хозяйства были бы невозможны без передачи в ведение государства банков. 14 декабря 1917 г. советская власть объявила банковское дело государственной монополией. Все частные банки и банкирские конторы сливались с Государственным банком в единый Народный банк. Были аннулированы все внешние и внутренние займы, заключённые царским и Временным правительствами. Была установлена также монополия внешней торговли.

Эти меры создали предпосылки для использования денежного обращения в качестве инструмента планирования и регулирования народного хозяйства в соответствии с задачами диктатуры пролетариата.

3) В связи с национализацией предприятий возник вопрос о централизованном управлении заводами и фабриками, перешедшими в собственность Советского государства.

По декрету ВЦИК и СНК «О Высшем Совете Народного Хозяйства» от 2 декабря 1917 г. был образован ВСНХ как центральный орган государства, задачей которого объявлялась «организация народного хозяйства и государственных финансов», в целях чего он «вырабатывает общие нормы и план регулирования экономической жизни страны, согласует и объединяет деятельность центральных и местных регулирующих учреждений, Всероссийского Совета Рабочего Контроля», а также деятельность профсоюзов (ст. 4: «Все существующие учреждения по регулированию хозяйства подчиняются ВСНХ, которому предоставляется право их реформирования»).

ВСНХ учреждался при СНК и включал в себя Всероссийский Совет Раб. Контроля (его работники обладали некоторыми навыками по управлению производством), представителей от всех Народных комиссариатов и сведущих лиц, имевших совещательный голос.

Наиболее крупными отделами ВСНХ были отдел гос. финансов и банков (вопросы внешней торговли и национализация банков) и отдел хозяйственной политики, занимавшийся выработкой общего хозяйственного плана. Помимо этого имелся ряд производственных отделов: по финансированию предприятий, по топливу, металлу, металлообрабатывающей промышленности, текстильной и др. (ст. 7: отделы «ведут работу по регулированию отдельных областей народного хозяйства»). Для координации текущей работы секций и отделов и выполнения задач, требующих немедленного разрешения, создавалось Бюро из 15 членов ВСНХ.

ВСНХ имел широкую компетенцию: право конфискации, реквизиции, принудительного синдицирования различных отраслей промышленности и торговли, а также регулирования производства, распределения продуктов и финансирования промышленности. Все законопроекты, имевшие отношение к регулированию народного хозяйства, должны были вноситься в СНК только через ВСНХ.

Одним из первых постановлений ВСНХ было решение о промышленных районах и советах народного хозяйства при местных Советах рабочих и солдатских депутатов. Компетенция районных совнархозов: руководство правлениями частных предприятий, перешедших в гос. собственность, учёт имеющегося сырья, полуфабрикатов, изделий, рабочей силы и т.д.

Чтобы сосредоточить руководство народным хозяйством в одних руках, местные хозяйственные учреждения передавались в ведение районных совнархозов, постановления которых носили общеобязательный характер, подлежали исполнению всеми местными учреждениями, в том числе и управлениями предприятий, и могли быть приостановлены и отменены только ВСНХ.

По сути, ВСНХ представлял собой суперцентрализованный, всеобъемлющий аппарат регулирования экономики, в ведении которого находились все отрасли народного хозяйства, кроме сельского хозяйства (в ведении Наркомата земледелия), и на который возлагалась выработка общих норм хозяйственной жизни страны, плановое регулирование экономики.

51. Создание основ советского права (гражданское, семейное, трудовое, уголовное, процессуальное). Источники права в первый год диктату­ры пролетариата. Первые советские кодексы (семейный, КЗОТ, Руководящие начала по уголовному нраву РСФСР).

9.33. Создание основ советского законодательства (гражданское, семейное, трудовое, уголовное). Социалистическое революционное правосознание как источник права.

Первый год советской власти источниками права являлись:

1)Нормы старого права. Разрешалось использовать законы свергнутых правительств при условии непротиворечия революционному правосознанию и декретам советской власти (но уже осенью 1918 года в РСФСР запрещается делать ссылки на законы свергнутых правительств).

2)Декреты советской власти. Хотя советское законодательство расширяется, тем не менее в праве сохраняются большие пробелы.

3)Пробелы в праве приходится восполнять революционным правосознанием (представления трудящихся о должном, справедливом в условиях революции).

4)В ряде случаев использовались нормы обычного и мусульманского права.

Гражданское право. Изменения в экономических отношениях. Курс на социалистическое строительство не могли не отразиться на гражданском праве. Прежде всего изменился статус субъектов гражданских правоотношений, в особенности физических лиц. Были сняты всякого рода ограничения, которые существовали до революции по половому, национальному и вероисповедному признакам. Теперь все граждане получили одинаковую правоспособность. Что касается юридических лиц, то их круг и права заметно менялись по мере национализации различных объектов.

Изменились и отношения собственности. Масса объектов, притом наиболее ценных, перешла в государственную собственность. Это земля, большой круг промышленных предприятий, транспорт и т.д. Вместе с тем, в силу сохраняющейся многоукладности экономики оставалась и в значительном объеме частная собственность на средства производства.

Для данного периода характерно сужение спектра гражданско-правовых отношений. Национализация вывела из гражданского оборота достаточно широкий круг объектов. Они перестали продаваться, покупаться, обмениваться и могли теперь передаваться от субъекта к субъекту лишь в порядке административного распоряжения.

В апреле 1918 г. был издан декрет об отмене наследования. Он реализовал идею марксистов об отмене наследования как способе упразднения частной собственности. Представлялось, что таким образом можно наиболее безболезненно лишить эксплуататоров возможности накопления и передачи средств производства. Декрет 14 апреля 1918 г. именно так и решил эту задачу. После смерти собственника имущество переходило в собственность государства. В случае нетрудоспособности или в силу каких-либо других мотивированных причин близкие родственники умершего не имели средств к существованию, то они обеспечивались за счет имущества умершего.

Семейное право. Эта отрасль права являлась новой, свойственной именно советской правовой системе. До революции нормы семейного права считались частью гражданского права.

Марксизм считал семью порождением классового общества, в силу чего она с ликвидацией капитализма должна была отмереть. Однако сразу взять курс на ликвидацию семьи новая власть не решилась. Поэтому были введены новые нормы, «буржуазные по своему характеру», но в их лучшем варианте, что поставило Россию по регулированию семейных отношений в ряд наиболее развитых цивилизованных стран.

Прежде всего это коснулось формы брака. Был отвергнут церковный брак и установлен светский. Уже 18 декабря 1917 г. после полуторамесячного обсуждения был принят Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния. В связи с отделением от церкви от государства декретом отменялся церковный брак и устанавливался гражданский брак, регистрируемый в соответствующих государственных органах. Вступающие в брак признавались равноправными сторонами. Они могли сохранить свои фамилии или принять фамилию одного из супругов. Внебрачные дети уравнивались с рожденными в браке по правам и обязанностям как родителей к детям, так и детей к родителям. В спорном случае отец внебрачного ребенка мог быть установлен в судебном порядке.

Был принят декрет о расторжении брака. Так же как и заключение брака, расторжение его не входило в ведение церкви. Декрет отменял установленные препятствия для расторжения брака. Брак мог быть расторгнут по просьбе обоих или одного из супругов – как мужа, так и жены. При этом органы, оформляющие развод, вызывали супругов или их поверенных с целью опроса разводящихся и выяснения истинных мотивов развода. При заявлении о разводе со стороны одного супруга требовалось предварительное определение суда, который одновременно разрешал вопросы о судьбе детей, присуждении алиментов на их содержание или оказании помощи одному из супругов.

Светский характер брака, ослаблявший влияние церкви и подрывавший ее материальную базу, утверждался в обстановке упорного сопротивления церкви. Только в 1920 г. церковь обязалась прекратить церковный бракоразводный процесс.

Трудовое право. Выполняя обещания большевиков по поводу улучшения условий труда, СНК уже 29 октября 1917 г. издает декрет «О восьмичасовом рабочем дне». Декрет устанавливал, что рабочий день не должен превышать 8 часов, не считая перерыв на обед. Для лиц не достигших 18 лет, рабочий день сокращался до 6 часов. В производствах и на особо вредных работах устанавливался сокращенный рабочий день. Сверхурочные работы допускались в исключительных случаях с разрешения рабочих организаций.

Кардинально изменились принципы страхования. Принятые в декабре 1918 г. декреты об отдельных видах социального страхования охватывали случаи потери трудоспособности вследствие болезни увечья, инвалидности, беременности, родов, а также безработицы. Фонд соцстраха формировался за счет средств работодателя, независимо от формы собственности, в то время как до революции он пополнялся за счет самих рабочих. Застрахованным теперь гарантировалось полное возмещение утраченного заработка.

Однако задача состояла не в том, чтобы возместить потеря трудоспособности, но и чтобы свести к минимуму угрозу жизни и здоровью трудящимся на производстве. В мае 1918 г. старая фабричная инспекция была заменена новой инспекцией труда.

Она находилась в ведении Наркомата труда и его местных органов и избиралась организациями самих трудящихся (профсоюзами, страховыми кассами). Инспекции предоставлялись широкие права по привлечению к ответственности за нарушение законов о труде и непринятие мер в охране здоровью трудящихся.

Советское трудовое законодательство было передовым, таких норм не было нигде в мире. Но вместе с тем в условиях хозяйственной разрухи, падения производства реализовать все трудовые права и гарантии было невозможно.

Уголовное законодательство. Революция привела к коренному изменению основных понятий и институтов уголовного права. Прежде всего это относилось к понятию преступления. Если раньше под преступлением понималось нарушение уголовного закона, то теперь существовало материальное определение преступления, т.е. преступление это – общественно опасное деяние, даже если на него не указано в законе.

Советское уголовное законодательство носило фрагментарный характер, т.к. в декретах чаще всего говорилось о государственных (контрреволюционных) преступлениях. Указывались также и особо опасные преступления, такие как погромы, хищения, бандитизм и др. Недостаток норм уголовного права вызвал массовое применение революционного правосознания как источник права, что на деле означало судейско-административный произвол, т.к. многое зависело от конкретных правоприменителей.

Для уголовного права этого периода характерна неопределенность санкции. Часто вместо установления конкретных мер наказания декрет ограничивался указанием на необходимость карать виновных «по всей строгости революционных законов», «руководствуясь обстоятельствами дела и велениями революционной собственности», устанавливал несколько видов наказания или определял в качестве наказания лишение свободы но, предоставлял суду право решать вопрос о сроке о порядке его отбытия.

В начале 1918 года левые эсеры предложили использовать старое уголовное законодательство в новых условиях (Уголовное Уложение 1903 г.) На базе этого Уложения эсерами было подготовлено новое советское уложение. Оно предусматривало формальное определение преступления (деяние, которое запрещено уголовным законом). Если бы это уложение было принято, то революционное правосознание утратило бы свою актуальность. Однако это предложение было отвергнуто.

В итоге революционное правосознание оставалось главным источником уголовного права.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.