Сделай Сам Свою Работу на 5

Синдром профессионального выгорания как фактор демотивации персонала





 

Термин «выгорание» ( burnout – с греч. – прекращение горения) впервые появился в научной литературе в 1974 году, когда американский психолог Х.Дж.Фрейденбергер употребил его в своей статье, опубликованной в «Журнале социальных взглядов». Здесь этот термин был представлен в контексте концепции, характеризующей психологическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере. До этого данное понятие использовалось в тесной связи с понятием стресса и определялось как неспособность справиться с ним, приводящая к фрустрации и снижению эффективности деятельности.

На данный момент существует множество определений выгорания.

В.В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает, выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия[25].

В соответствии с моделью Маслач и Джексон оно рассматривается как ответная реакция на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций.



Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений[26].

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Эмоциональное истощение обнаруживает себя в переживании кризисного состояния: чувствах беспомощности, безнадежности, в особо тяжелых проявлениях возникают эмоциональные срывы вплоть до суицидных побуждений. Возникает чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, когда специалист уже не в силах отозваться, эмоционально откликнуться на чужую боль.

В физическом отношении профессионал постоянно чувствует усталость, отсутствие сил, сниженный энергетический тонус, у него падает работоспособность и появляются различные симптомы физических недомоганий: головные боли, бессонница, потеря аппетита или склонность к перееданию, злоупотреблению успокаивающими или возбуждающими средствами[27].



Психологически эмоциональное выгорание начинает проявляться в нарушении сферы отношений: постепенном развитии негативных установок в отношении себя, работы, тех, с кем приходится работать - учеников, клиентов, пациентов. Контакты с ними становятся более бездушными, обезличенными, формальными. Возникающие негативные или жесткие установки по отношению к клиентам (ученикам, пациентам и т.д.) могут иметь поначалу скрытый характер и проявляться во внутреннем напряжении и сдерживаемой неприязни, но со временем прорываться во вспышках раздражения и провоцировать конфликтные ситуации. Важное проявление выгорания - это постепенно нарастающее недовольство собой, уменьшение чувства личной успешности, развивающиеся безразличие и апатия, уменьшение ощущения ценности своей деятельности.

Выгорание как следствие профессиональных стрессов возникает в тех случаях, когда адаптационные возможности (ресурсы) человека по преодолению стрессовой ситуации превышены.

Н.В. Гришина рассматривает выгорание в качестве особого состояния человека, оказывающегося следствием профессиональных стрессов, адекватный анализ которого нуждается в экзистенциальном уровне описания. Это необходимо потому, что развитие выгорания не ограничивается профессиональной сферой, а проявляется в различных ситуациях бытия человека; болезненное разочарование в работе как способе обретения смысла окрашивает всю жизненную ситуацию[28].



Многочисленные зарубежные исследования подтверждают, что выгорание вытекает из профессиональных стрессов. Пулен и Уолтер в лонгитюдном исследовании социальных работников обнаружили, что увеличение уровня выгорания связано с увеличением уровня профессионального стресса. Роуи получил данные о том, что лица, испытывающие выгорание, имеют более высокий уровень психологического стресса и меньшую устойчивость, выносливость[29].

Центральное место в развитии выгорания как научной концепции заняли работы К.Маслач и ее коллег ( С.Джексон, А.Пайнс ). Разработанные ими модели выгорания послужили основой для проведения дальнейших исследований феномена.

К.Маслач в 1978 году условно разделила симптомы эмоционального выгорания на физические, поведенческие и психологические.

К физическим относятся:

• Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна;

• Ощущение эмоционального и физического истощения;

• Отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию;

• Общая слабость, снижение активности и энергии;

• Частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

• Резкая потеря или резкое увеличение веса;

• Полная или частичная бессонница;

• Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение дня;

• Одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

• Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Психологические симптомы:

• Безразличие, скука, пассивность и депрессия, чувство подавленности;

• Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

• Вспышки немотивированного раздражения или отказы от общения, уход в себя;

• Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет;

• Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

• Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что что-то не получиться или он не справиться;

• Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);

Поведенческие симптомы:

• Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее;

• Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

• Постоянно, без необходимости, берет работу на дом, но и дома ее не делает;

• Затрудняется в принятии решений;

• Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам:

• Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

• Дистанцируемость от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

• Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет.

Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания — личностный, ролевой и организационный[30]

Личностный фактор. Проведенные исследования показали, что такие переменные, как возраст, семейное положение, стаж данной работы, никак не влияют на эмоциональное выгорание. Но у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин, у них отсутствует связь мотивации (удовлетворенность оплатой труда) и развития синдрома при наличии связи со значимостью работы как мотивом деятельности, удовлетворенностью профессиональным ростом. Испытывающие недостаток автономности («сверхконтролируемые личности») более подвержены «выгоранию».

Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.

Организационный фактор. Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Другой фактор развития эмоционального выгорания — дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе «руководитель — подчиненный», так и между коллегами.

В профессиональной деятельности государственного служащего присутствуют все вышеперечисленные факторы, играющие существенную роль в синдроме профессинального выгорания. Это свидетельствует о том, что риск психологического выгорания в этой сфере деятельности очень высок.

Синдром профессионального выгорания может явиться причиной демотивации персонала. Демотивация предполагает циничное отношение к труду, а также к его результатам. Поэтому так важно выявление симптомов професионального выгорания на его ранних стадиях.

Психодиагностические методики по выявлению симптомов профессионального выгорания подробно представлены в главе 2.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.