Сделай Сам Свою Работу на 5

Специфика управленческих процессов в психологии





ТЕМА ДИПЛОМНОГО ПРОЕТА

Психологические аспекты управления процессом мотивации

В системе государственной службы

 


 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические особенности исследования мотивационных процессов. 6

1.1 Специфика управленческих процессов в психологии. 6

1.2 Психологические особенности мотивации как функция управления. 10

1.2.1. Понятие и функции трудовой мотивации. 10

1.2.2. Характеристика мотивационных теорий. 16

1.2.3. Особенности трудовой мотивации государственных служащих. 24

1.3. Синдром профессионального выгорания как фактор демотивации персонала. 26

ГЛАВА 2. Объем, организация и методики исследования. 33

2.1. Методика оценивания степени эмоционального выгорания сотрудников (В.В. Бойко). 33

2.2. Опросник «Синдром профессионального выгорания» (Н.Е. Водопьянова). 38

2.3. Методика «Якоря карьеры» (Э. Шейн). 41

2.4. Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич). 45

2.5. Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реан). 46

2.6. Описание математических методов обработки данных. 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 51

Приложение 1. 54

Приложение 2. 61



Приложение 3. 64

Приложение 4. 67

Приложение 5. 69

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Для эффективной деятельности организации недостаточно иметь в штате квалифицированных работников, необходимо управлять их мотивацией.

В условиях рыночной экономики человеческий фактор становится ключевым элементом роста производительности труда, повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий и организаций.

Труд работника будет эффективен тогда, когда его личные и профессиональные интересы не противоречат целям и миссии организации. Например, если сотрудник, достигая в своей деятельности цели организации, тем самым будет удовлетворять свои личные потребности.

Таким образом, мотивация есть процесс сопряжения целей организации и целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих, с другой стороны – это система различных способов воздействия на персонал для достижения намеченных целей и работника, и организации.

Интерес к мотивации возник еще в начале XX века. Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был обозначен Г.Мюрреем и понимался как устойчивое стремление сделать что-то хорошо и быстро достичь определенного уровня в какой-либо деятельности. Первые мотивационные теории стали появляться в 1930-х годах: доктрина «человеческих отношений» Э.Мейо, развитие школы поведенческих наук. В ходе дальнейших исследований возникли новые теории: теория мотивации А.Маслоу, теория потребности в достижениях Д.Мак-Клелланда, двухфакторная теория мотивации Ф.Герцберга, теория справедливости Дж.С.Адамса.



Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления персоналом.

Любая категория работников обладает своими особенностями, которые следует учитывать в кадровой политике и при создании системы мотивации для сотрудников государственных учреждений.

В связи с перечисленными выше положениями, данная тема дипломного проекта является весьма актуальной.

Цель дипломного проекта – анализ мотивации поведения персонала (дописать ту организацию, в которой ты будешь проводить исследования)для разработки рекомендаций.

Задачи дипломного проекта:

– определить сущность и функции мотивации, ее взаимосвязь с трудом;

– раскрыть содержание основных теорий мотивации (содержательных и процессуальных);

– рассмотреть особенности трудовой мотивации государственных служащих;

– провести психодиагностику сотрудников (такой-то организации);



– проанализировать результаты тестирования респондентов;

– разработать рекомендации.

Объектом исследования являются сотрудники (дописать ту организацию, в которой ты будешь проводить исследования).

Диагностические методики исследования:

· Методика оценивания степени эмоционального выгорания сотрудников (В.В. Бойко);

· Опросник «Синдром профессионального выгорания» (Н.Е. Водопьянова);

· Методика «Якоря карьеры» (Э. Шейн);

· Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич);

· Методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реан).

Для реализации целей и задач исследования нами использованы методы:

- научно-теоретического анализа;

- диагностические методы сбора эмпирических данных;

- методы математической статистики.

Гипотеза исследования: (обычно формулируется в самом конце, когда есть реальные результаты).

 

 


ГЛАВА 1. Теоретико-методологические особенности исследования мотивационных процессов

Специфика управленческих процессов в психологии

 

До начала XX века «управление» не рассматривалось как самостоятельная деятельность, и не являлось предметом специальных научных исследований. Впервые о механизмах и принципах управления заговорили в 1911 году в связи с появлением книги Ф. Тейлора «Принципы научного менеджмента», где он выделял основные принципы управленческого труда. В 1920-е годы А. Файоль описал последовательную систему принципов менеджмента, управление стали рассматривать как особую, специфическую и самостоятельную деятельность.

В 1920-е годы благодаря слиянию управления и психологии возникла прикладная междисциплинарная «психология управления», целью которой является изучение и решение задач управленческой деятельности с помощью психологических знаний.

Психология управления возникает не только с целью эффективности деятельности организации, но и с целью саморазвития человека в процессе труда.

Предмет психологии управления:

-управленческая деятельность, ее организация, с точки зрения психологической эффективности;

-изучение особенности личности руководителя и условия оптимизации его деятельности;

-психологические аспекты мотивации людей в процессе деятельности;

-вопросы функционирования организации в целом.

Цель психологии управления – развитие психологической управленческой культуры руководителя, создание необходимых основ для теоретического понимания и практического применения в управлении психологических знаний и умений.

Существует много различных точек зрения на состав управленческих функций.

Под функциями управления понимаются особые виды специализированных управленческих действий, выделившиеся в процессе разделения управленческого труда[1].

Функция управления – это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами.

Функции управления характеризуют ту или иную активность взаимодействия субъекта и объекта управления (управляющей и управляемой систем). Для эффективного, целостного управления они должны образовать единый комплекс, характеризующий всю полноту, весь спектр взаимодействия субъекта и объекта управления.

Функции управления занимают одно из центральных мест в управленческой деятельности.

М.Фалмер среди общих функций управления выделяет планирование, организацию, выполнение, контроль; К. Киллен называет в этом списке планирование, организацию, руководство, мотивацию, контроль; Г. Кунц, С. Доннел – планирование, организацию, комплектование штатов, руководство и лидерство[2].

А. Файоль рассматривает управление как процесс, состоящий из 4 взаимосвязанных функций: планирование, организация, мотивация, контроль[3]. Позже в научной литературе появляется пятая функция управления – координация.

Планирование – это обоснование и выбор целей функционирования и развития процесса (системы, организации, предприятия) и средств их достижения[4].

Планирование является активным управленческим процессом воздействия на систему, посредством которого детерминируются темпы, последовательность и формы развития объекта или процесса для достижения намеченной цели.

Организация – это такая деятельность (функция), которая призвана обеспечить условия выполнения плана (задачи)[5].

Цель функции организации – сформировать управляющие и управляемые системы, а также связи и отношения между ними.

В содержание функции организации входят следующие виды управленческих работ: образование подразделений, определение организационной структуры органов управления (формирование управленческих подразделений), обеспечение взаимодействия структурных элементов (отделов, служб и т.д.).

Контроль является важнейшей функцией управления, призванной постоянно давать информацию о действительном состоянии дела по выполнению решений.

Контроль основан на принципе организации обратной связи, которая существует при любом взаимодействии субъекта и объекта в системе управления и включает единство следующих стадий[6]:

- получение информации;

- критическая ее оценка;

- принятие решений.

Посредством контроля вскрываются дополнительные резервы производства и вносятся необходимые коррективы в организацию производства и разработку плана развития системы производства. Контроль начинается с получения информации о действительном состоянии управляемого объекта и заканчивается принятием решений. Без контроля процесс управления остается незавершенным.

Существуют следующие виды контроля: постоянный, текущий, разовый, начальный, промежуточный, конечный.

Следует помнить, что недостаток контроля снижает ответственность, излишний же контроль снижает инициативу, самостоятельность.

Материалы исследований показывают, что значительная часть рабочего времени руководителей затрачивается на выполнение контрольных функций. Время, затрачиваемое на контроль линейными руководителями, превышает время, заторачиваемое на выполнение всех остальных функций.

Центральной функцией, обеспечивающей бесперебойность и непрерывность процесса управления, является координация.

Соответственно главная задача координации – это достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей между ними.

Одно из основных условий успешной деятельности организации – согласованность действий менеджеров этой организации. Они не только не должны противоречить друг другу, напротив, необходимо, чтобы они дополняли друг друга и вели к одной цели – цели организации.

Однако, для более эффективной управленческой работы по созданию и поддержанию заинтересованности персонала в достижении целей, организации необходимо предусмотреть в процессе управления выполнение такой функции, как мотивация[7].

Мотивация побуждает элементы системы управления к исполнению своих функций. Посредством мотивации осуществляется управление распределением материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затрачиваемого труда[8].

Функция мотивации связана с использованием материальных и моральных стимулов, посредством которых направляется поведение людей, активизируются и поощряются их действия.

Подробнее функция мотивации в управлении будет рассмотрена в пункте 1.2. дипломного проекта.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.