Сделай Сам Свою Работу на 5

Образ будущего в произведениях зарубежных писателей ХХ века. ( Сравнительный анализ произведений разных авторов)





Образ будущего особенно интересно раскрывали Рей Бредбери и Олдос Хаксли.

Хаксли написал антиутопический, сатирический роман «О дивный новый мир».

При создании модели своего «дивного нового мира» О. Хаксли объединил самые негативные черты тоталитаризма и современного ему общества массового потребления. Итогом всех попыток детерминировать мир становится уменьшение личности до тех размеров, которые подвластны программированию. И концом пути человечества будет «дивный новый мир», в котором все человеческие желания заранее предопределены. При этом желания, которые общество удовлетворить может – удовлетворяются, а невыполнимые уничтожаются благодаря генетике еще до рождения человека, в соответствующих пробирках, из которых выводится население. В «дивном новом мире» все мысли, поступки людей должны быть одинаковыми, и даже самые интимные желания должны быть у всех идентичными.

Мир в романе – одно большое государство, все люди в нем равны, но принадлежат к разным кастам. Еще не родившись, люди уже делятся на высших и низших путем химического воздействия на зародыши. Количество категорий – каст – велико – «альфа», «бета», «гамма» и так далее по алфавиту до «эпсилон». Последние специально создаются умственно неполноценными, чтобы выполнять самую грязную и неприятную работу. Высшие касты сознательно отказываются от общения с нижними. Но представитель каждой касты в любом случае «адаптируется», проходя через специальную конвейерную ленту. И лишь Великие Контроллеры не проходят адаптацию, их пониманию доступно все, что известно обычному «неадаптированному» человеку, то есть та самая «ложь во спасение», на основе которой и построен «дивный новый мир».



О. Хаксли говорит, что темой его произведения является не сам научный прогресс, а то, как он влияет на личность человека. «О дивный новый мир» отличает высокое материальное благосостояние мира. Человек как личность – это главный объект исследований О. Хаксли, а актуальность его романа связана именно благодаря направленности на исследование состояния человеческой души. В мире конвейерного труда и механической физиологии свободный человек – это небывалое явление.



Стоит отметить, что в романе в преувеличенной форме показано то, что возможно будет в будущем. Более близким к реальной действительности можно считать роман «451 градус по Фаренгейту», написанный Реем Бредбери.

«451 градус по Фаренгейту – температура, при которой воспламеняется и горит бумага» - так начинается повесть.

В ней рассказывается об обществе, которое в большинстве своем не привыкло мыслить, анализировать. Книги, как источник знаний и развития умственных способностей человека, запрещены. Люди даже не пытаются найти в них то богатство и новизну жизни, которая заложена. Общество превратилось в «груду пепла», серого, бездушного. Под температурой 451 градус горят не только листы бумаги, книги, горят и жизни людей, их души…

«Упрощение мира» происходит как внутренне, так и внешне. «Телевизионные стены» — прототип современных плазменных панелей, которые появились на рубеже XX и XXI века. Радиопередатчики типа «Ракушка» — аналог современных портативных плееров, первая модель которого появилась в 1979 году. В жизни людей из повести (Рей Бредбери представлял такими людей будущего) огромную роль играет телевидение.

Телевизионные стены заменяют им семью, работу, природу. Через эти «стены», которые описывает автор, люди будущего общаются друг с другом. Можно считать это с современным общением через скайп и социальные сети. «Родственники» напоминают популярные сегодня телепроекты.

Действительно, Рей Бредбери будто предвидел будущее, пророчески смотрел на время. В романе представлены различные модели телевизоров — начиная от огромных «телевизионных стен» и заканчивая миниатюрными переносными экранами. В тексте упоминается, что изображение передаётся на экране «в цвете и объёме», то есть действует цветное телевидение (его внедрение в США началось в год написания романа и завершилось 10-15 лет спустя, в 1960-е годы), поддерживающее 3D-изображение.



Сегодня возникает вопрос, насколько утопичны эти романы. Многое, что считалось совсем незбыточным на момент написания «451 градуса по Фаренгейту», сегодня уже прочно вошло в нашу жизнь.

Разница между выбранными произведениями Хаксли и Бредбери в том, что Хаксли не оставляет надежды на то, что общество станет на путь исправления, Бредбери же наоборот дает веру в то, что будущее будет счастливым.

 

Список терминов:

Детерминизм - взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих процессов и явлений, доктрина о всеобщей причинности.

 

Символ - предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления. Символ заключает в себе переносное значение, этим он близок метафоре. Он заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать поэт.

 

Новый гедонизм.Гедонизм – это этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни. Новый гедонизм предполагает, что моральные принципы должны потесниться, если речь идет о наслаждении. Потенциальным символом понятия «новый гедонизм» считается Дориан Грей, у того были все возможности для жизни, полной наслаждения красотой, искусством и общением с прекрасными людьми – он был молод, богат, сказочно красив и бесконечно обаятелен. И самое чудесное – красота и обаяние Дориана не увядали с годами. Лорд Генри приписывал это чудо этическому принципу «нового гедонизма», который предполагал не примитивное и грубое, а артистичное наслаждение, преображение всех явлений окружающего мира и собственной жизни в нечто, подобное произведению искусства.

 

Очуждение - комплекс приемов в искусстве (гротеск, парадокс и др.), целенаправленно используемый для того, чтобы добиться художественного эффекта, при котором изображаемое явление предстает не привычным, очевидным, знакомым, а новым, незнакомым, «чужим». Понятие «эффекта очуждения» введено в эстетику Брехтом, разработавшим его в своей театральной теории и воплотившим в драматургической практике. По Брехту, очуждение, вызвав у субъекта восприятия «удивление и любопытство» новизной угла зрения, рождает активную позицию по отношению к очуждаемой действительности. «Очуждение» у Брехта и инструмент логики, и сама поэзия, полная неожиданностей и блеска.

 

«Поток сознания»- приём в литературе XX века преимущественно модернистского направления, непосредственно воспроизводящий душевную жизнь, переживания, ассоциации, претендующий на непосредственное воспроизведение ментальной жизни сознания посредством сцепления всего вышеупомянутого, а также часто нелинейности, оборванности синтаксиса. Термин «поток сознания» принадлежит американскому философу-идеалисту Уильяму Джеймсу: «сознание — это поток, река, в которой мысли, ощущения, воспоминания, внезапные ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо, «нелогично» переплетаются». В классических произведениях «потока сознания» (романы М. Пруста, В. Вулф, Дж. Джойса) до предела обострено внимание к субъективному, потайному в психике человека; нарушение традиционной повествовательной структуры, смещение временных планов принимают характер формального эксперимента. Центральное произведение «потока сознания» в литературе — «Улисс» Джойса, продемонстрировавшее одновременно вершину и исчерпанность возможностей метода «потока сознания»: исследование внутренней жизни человека сочетается в нём с размыванием границ характера, психологический анализ нередко превращается в самоцель. «Поток сознания» создаёт впечатление, что читатель как бы «подслушивает» свой опыт в сознании персонажей, что даёт ему прямой интимный доступ в их мысли. Включает в себя также представление в письменном тексте того, что не является ни чисто вербальным, ни чисто текстуальным.

Ризома - специфическое понятие постмодернизма. Данный термин был заимствован Жилем Делезом и Феликсом Гваттари из ботаники, где он означал определенное строение корневой системы, характеризующейся отсутствием центрального стержневого корня и состоящей из множества хаотически переплетающихся, периодически отмирающих и регенерирующих, непредсказуемых в своем развитии побегов. Первые принципы лежащие в основе устройства ризомы, это "связь и гетерогенность". Согласно им, каждая точка корневища может быть соединена с любой другой – ризома не имеет исходного пункта развития, она децентрирована и антииерархична по своей природе. Иными словами, никакая ее точка не должна иметь преимущество перед другой, равно как не может быть привилегированной связи между двумя отдельными точками – в ризоме все точки должны быть связаны между собой, независимо от их роли и положения.

 

Интертекстуальность - обозначения общего свойства текстов, выражающегося в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга. В тексте, особенно художественном, всегда присутствуют отсылки, аллюзии, цитаты. Таким образом, текст существует за счет многих других предшествующих текстов.

 

Архетип – это первичный образ, оригинал; образы коллективного бессознательного (К. Юнг), т. е. древнейшие общечеловеческие символы, прообразы, лежащие в основе мифов, фольклора и самой культуры в целом и переходящие из поколения в поколение. Например: злая мачеха, добрая и прекрасная падчерица, благородный разбойник и т. д. Литературный архетип – это часто повторяющиеся образы, сюжеты, мотивы в фольклорных и литературных произведениях, это «сквозная», «порождающая модель», которая, несмотря на то, что она обладает способностью к внешним изменениям, таит в себе неизменное ценностно-смысловое ядро.

Суггестивность – образы и сюжеты, эпитеты и сравнения, мотивы и формулы заставляют интенсивно работать воображение читателя, вызывают яркие эмоциональные переживания, раскрывают новое миропонимание или обновляют старое. В поэзии активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание читателя посредством отдаленных тематических, образных, ритмических, звуковых ассоциаций,

 

Герметичность???

 

Принцип ассоциативности – прием композицион­ного связывания элементов художественного текста (сюжет­ных эпизодов, предметных деталей, образов персонажей, их мыслей и переживаний и т. п.) на основе их сходства, смеж­ности или контраста. Ассоциативность возникает в резуль­тате неожиданного соотнесения разнородных явлений, когда автор (и читатель) выявляет между ними неочевидные се­мантические связи. В отличие от причинно-следственных связей ассоциативность требует от читателя развитой интуи­ции: он должен без авторской «подсказки» понять внутрен­нюю логику взаимодействия между явлениями. А. в высшей степени характерна для художественной практики модер­нистских течений.

 

Фрагментарная композиция. Фрагмент - это кусочек внешней среды, более или менее случайный, "схваченный" и перенесенный в композицию. Фрагментарная композиция подразумевает спрятанный мир. Существует продолжение, угадываемое, но невидимое нами.

 

Миф (в литературе) - один из центральных феноменов в истории культуры и древнейший способ концепирования окружающей действительности и человеческой сущности. Миф — первичная модель всякой идеологии и синкретическая колыбель различных видов культуры — литературы, искусства, религии и, в известной мере, философии и даже науки. Таким образом, древние мифы, возникшие фактически до выделения индивидуальной личности из социума (их можно назвать условно "доперсональными"), используются для описания ситуации одинокого, покинутого индивида, жертвы социального отчуждения в обществе XX века. При этом такое парадоксальное использование мифа и мифотворчества лишь частично смягчается почти обязательной в "мифологизирующем" романе XX века иронией и самоиронией.

 

Антидрама – это концептуальная драматургия, реализующая идеи абсурдистской философии. Реальность, бытие представлялась как хаос. Значительное отличие от предыдущей драмы - в отношении к человеку. Человек в абсурдистском мире - олицетворение пассивности и беспомощности. Он ничего не может осознать, кроме своей беспомощности. Он лишен свободы выбора.

 

 

Эпифания – литературный жанр, миниатюра, отличающаяся глубокой лиричностью. В традиционном понимании — зримое или слышимое проявление некоей силы, прежде всего божественной или сверхъестественной, внезапное озарение. Эпифания была центральной концепцией ранней эстетической теории Джеймса Джойса.

 

Бюргерское искусство – это приземление романтических настроений, низведение художественности на уровень добротности, мастеровитости, аккуратности, удобства. В этом смысле бюргерским является искусство австро-германского Бидермайера (игра слов: "порядочный, прямодушный господин Майер") первой трети XIX в. — по-мещански аккуратное, но теплое и уютное.

 

Театр молчания –Философскую основу художественных взглядов бельгийского драматурга составил

идеализм, причем в его мистическом варианте. Метерлинк на место католического Бога поставил некое безликое и фатальное Неизвестное, управляющее миром и враждебное человеку. Оно повсюду и часто принимает форму смерти, однако не сводится лишь к ней. Перед лицом всесильного Неизвестного люди - это только слабые и жалкие существа, "хрупкие и случайные мерцания, без видимой цели отданные во власть дыхания безразличной ночи". Человек же, будучи вместилищем Неизвестного, должен жить "без

дела, без мысли, без света". А главное - без слова, ибо невозможно выразить словами невыразимое, "тайну": "Истинная жизнь создается в молчании". Таким образом, "театр молчания" Метерлинка стал своеобразной художественной иллюстрацией его философии.

 

Абсурд – это стиль или лейтмотив в литературе, характерной особенностью которого является демонстрация бессмысленности, парадоксальности, нелепости и даже комизма привычных жизненных условностей, правил и законов, при помощи игры логическими значениями, описаний механистичности, бесцельности существования человека, обличения недопонимания между отдельной личностью и обществом. Возможны и другие способы выражения. Литература абсурда затрагивает самые разные сферы и проблемы: психология, социум, кризис духовности, культурные ценности, тоталитаризм государства как такового, онтология внутреннего и не связанного с надындивидуальным или идеальным.

 

Экзистенция – одно из основных понятий экзистенциализма, означающее способ бытия человека, центральное ядро *Я*. Экзистенция — чаше всего бессознательная установка личности. Когда человек погружен в мир повседневных забот и тревог, его подлинное *Я* остается невыявленным, утрачивает свою индивидуальность, самостоятельность, он поступает и думает так, как другие. Согласно экзистенциализму лишь страх, понимание бессмысленности существования освобождают человека от этого состояния и приводят его к подлинному бытию.

 

Принцип айсберга– провозглашённый Хемингуэем. Согласно этому принципу в тексте должна быть выражена одна десятая смысла, девять десятых — в подтексте. «Принцип айсберга» по собственному определению писателя: художественный текст, произведения подобен той часть айсберга, которую видно над поверхностью воды. Писатель широко использует намёки, подтекст, рассчитывая на читательский домысел.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.