Сделай Сам Свою Работу на 5

Каноническое право католической церкви в средневековой Европе.





 

Церковь в эпоху Средневековья представляла собой, практически, независимую, автономно управляющуюся политическую и духовную организацию.

В своей деятельности она руководствовалась собственными, для себя выработанными на базе библейских преданий и христианской традиции правилами, которые сложились в особую систему канонического права. В силу значимости христианских правил для средневекового общества каноническое право обязывало своими требованиями не только священнослужителей, но и всех верующих, влияя на политические и государственные установления христианских государств. Такое особое значение церковных правил опиралось на доктрину исключительной, единоспасающей церкви, которая была разработана известным политическим и духовным мыслителем Аврелием Августином.

ИСТОЧНИКИ.

Первоначальные источники канонического права были едины для всех содержательных канонов христианства: Священное писание, произведения отцов церкви - Василия Великого, Григория Богослова, св. Августина, постановления церковных соборов, римское право, апостольские конституции - сборник правил, приписываемый первым апостолам, составленный в IV в.



Разделение католической и греческой церкви поставило вопрос о создании собственно католического канонического права. На важное место в западной церкви вышли издаваемые папами постановления - декреталии, которые появились в IV в. С этого времени, основной тенденцией развития канонического права является его систематизация:

1. Первый опыт систематизации появился в VIII в. в империи Каролингов - составление кодекса (Codex canonum Ecclesiae romani) приписывается римскому монаху Дионисию Малому. Свод Дионисия включал собрания апостольских постановлений и соборов, а также избранные декреталии римских пап. Каролинги придавали своду официальное значение.

2. Большое значение в истории развития канонического права имели собрания документов видного испанского философа, епископа Исидора (VII в.) - Collectio. Оно обобщало постановления церковных соборов, исторические материалы о церковном праве. Особое место в нем занимал так называемый Константинов дар - якобы декрет римского императора Константина о вручении церкви всей мирской власти над западными странами и принудительном характере церковного суда для мирян. Подложность этого декрета была установлена только в XVII в., а в Средние века он считался важнейшим действующим источником права.



3. Новаторская кодификация канонического права была предпринята в XII в. итальянским монахом Грацианом. Кодекс Грациана разделялся на 3 части: в первой содержались исторические права церкви и их субъекты, во второй - права епископов и церковная юрисдикция, в третьей - нормы о свободе церкви, браке, литургических обрядах. Кодекс Грациана получил официальное признание папского престола.

4. На основе этого Кодекса возникла собственная школа церковных систематизаторов права - канонистов. В конце XII в. Бернард из Павии дополнил Кодекс еще одним сборником декреталий. Он был составлен уже по собственной канонической схеме: Judex, Justitia, Clerus, Connubia, Crimen - судьи, судопроизводство, церковнослужители, брак, преступления. В дальнейшем, эта схема церковного права приобрела официальное значение.

5. Следующим дополнением Свода стали систематизации декреталиев папы Бонифация VIII и Клементия V под названием Клементины. Около 1500 г. сделано еще одно дополнение - собрание декреталиев, начиная с папы Иоанна XXII - Extravagantae.

Все дополнения вместе с Декретом Грациана получили официальное признание как свод единого канонического права. С 1583 г. эта кодификация получила наименование Codex juris canonici. Данный свод канонического права, в том виде, в котором он сложился к XVI в., стал единственным разрешенным к применению в церковной юстиции источником норм канонического права. Его значение приравнивалось к основополагающим богословским доктринам церкви.



ЦЕРКОВНАЯ ЮСТИЦИЯ.

Формирование и дальнейшее развитие церковной юрисдикции не вытекало из канонических догматов, а было историческим, обуславливаясь стремлением мирской государственной власти опереться в упорядочении общественных отношений на церковь, и стремлением церкви усилить собственные привилегии.

Исторически, возникновение этой юрисдикции берет начало из эпохи становления феодальных отношений, когда церкви, монастыри, епископы как феодалы приобрели все полномочия сеньориального суда в отношении вассалов, подвластного населения, зависимых сословий.

Суды канонического права основывались на более сложной судебной процедуре, чем обычные феодальные суды.

Безусловное предпочтение отдавалось письменной процедуре - и подача жалобы, и предъявление ответчиком возражений на нее должны были быть строго письменными. Стороны даже вопросы друг другу в ходе слушания дела задавали в форме записок. Решения суда таким же образом фиксировались в специальных документах. Обязательному письменному оформлению подлежали показания свидетелей - под присягой и угрозой кары за лжесвидетельство.

Согласно процедуре канонического права стороны могли иметь представителей (advocati), которые приводили юридические аргументы, делали ссылки на источники права в помощь сторонам.

Строгий формализм судебной процедуры был связан с новым подходом канонического права к смыслу и цели судебного процесса. Суд должен был установить истину по делу, а не подтвердить правоту одной и неправоту другой стороны. Судья обязан был сам допрашивать стороны по собственному разуму и совести, формировать собственное внутреннее убеждение по делу. Он выяснял не только внешние обстоятельства дела, но и мотивы поступков тяжущихся. Это привело догму канонического права к очень жесткому отношению к доказательствам. Были разработаны особые разграничения возможных доказательств по относимости к делу, по определенности, по значимости в процессе. Убеждение церковной доктрины в изначальной виновности любого индивида мирского сообщества и сопротивлении его покаянию подтолкнуло каноническое право и судопроизводство к преувеличению значимости собственного признания обвиняемого, что существенно перестроило инквизиционное судопроизводство.

В особые обязанности церкви вменялась борьба с любыми проявлениями ереси. Даже против просто подозреваемых в ереси или сочувствующих ей следовало возбуждать преследование, если те не смогут доказать свою невиновность. В этих условиях производство по делам церковной юрисдикции должно было носить особый, инквизиционный характер, исходить из презумпции греха и виновности обвиняемых.

Преследование еретиков поручалось монахам сначала Доминиканского, затем других орденов. Для этого учреждались особые должности церковных судей - инквизиторов. Они вскоре были признаны не подлежащими подсудности обычного церковного суда, получили право на личное обращение к папе, поставлены вне административного контроля епископов.

В 1252 г. папа Иннокентий IV одобрил создание инквизиционных трибуналов из 12 судей во главе с епископом. В предварительном следствии и судебном исследовании материалов дела инквизиции разрешалось применять пытки.

В уголовных делах собственное признание стало основным видом доказательств, свидетельствующих о правоте обвинения и терзающем душу грешника раскаянии. Эти особенности исторического развития судов канонического права надолго предопределили характер церковного судопроизводства по делам о наиболее серьезных преступлениях, прежде всего, религиозных и государственных. Каноническая судебная процедура оказала значительное влияние на развитие судебного процесса в светских судах Европы.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.