Сделай Сам Свою Работу на 5

Сюрреализм как составляющая французской прозы 20-30-х гг..





Сюрреализм – (фр. - «сверхреализм»). Философские основы направления – интуитивизм, восточные религиозные учения, фрейдизм. Стилистические черты — приемы алогичности, парадокс, соединение несоединимого. Основа метода — выражение любым способом реального функционирования мысли, вне всякого контроля со стороны разума, эстетических и нравственных соображений, «освобождение от морали», провозглашенное Андре Бретоном («Манифест сюрреализма»). Художник должен опираться на любой опыт бессознательного выражения духа, должен стремиться проникнуть по ту сторону человеческого, т.е. в вечное,. Образ в сюрреализме — это результат сближения максимально удаленных реальностей, что создает впечатление непроизвольности, случайности его возникновения (ассоциативное письмо).

Реальность создается с помощью символов, взятых из области подсознательного Способ творчества - безотборочная фиксация всего, что приходит в голову (автоматическое письмо).

Наилучшие условия творчества — состояние предельной раскрепощенности (дремота, опьянение). П. Элюар «Поверь на слово» (1930).

Бывает пламя -

Прозорливее, чем руки, что накручивают кошмары



На колесо памяти.

Солнце завоевываешь чарами

У любви отчетливый вкус стекла

Это коралл, что подымается. из моря

Это выветрившийся аромат, что возвращается е пес

Это прозрачность, что расплачивается рубином на ногтях

Это все то же лицо

Губы, нежно приоткрытые

С этой стороны стены

С другой ~ точно острие копья.

Среди французской поэзии наиболее интересен Поль Элюар, участник Движения Сопротивления, примыкавший в 20-30 е гг. к сюрреализму. В его поэзии господствует смелая образность, нетрадиционная метрика и строфика в интимной и философской лирике (сборники «Град скорби», «Любовь –поэзия», «Сама жизнь», «Роза для всех»).

 

Сюрреализм (2) (от французского surrealisme - буквально сверхреализм) - модернистское направление в искусстве ХХ века., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом разрыв логических связей, замененных субъективными ассоциациями. В своих стихах сюрреалисты пытались воспроизвести поток мыслей и впечатлений, теснящихся в мозгу человека, и порой воспроизводили бред безумного . Их стихи часто представляют собой набор беспорядочных фраз.



Главными чертами сюрреализма являются пугающая противоестественность сочетания предметов и явлений, которым придается видимая достоверность.

Сюрреализм возник в Париже в 20-х годах. В это время вокруг писателя и теоретика искусства Андре Бретона группируется ряд единомышленников - это художники Жан Арп, Макс Эрнст, литераторы и поэты - Луи Арагон, Поль Элюар, Филипп Супо и др. Они не просто создавали новый стиль в искусстве и литературе, они, в первую очередь, стремились переделать мир и изменить жизнь. Они были уверены в том, что бессознательное и внеразумное начало олицетворяет собой ту высшую истину, которая должна быть утверждена на земле. Свои собрания эти люди называли термином sommeils - что означает "сны наяву". Во время своих "снов наяву" сюрреалисты (как они себя назвали, позаимствовав слово у Гийома Апполинера) занимались странными вещами - они играли. Их интересовали случайные и бессознательные смысловыне сочетания, которые возникают в ходе игр типа "буриме": они поочереди составляли фразу, ничего не зная о частях, написанных другими участниками игры. Так однажды родилась фраза " изысканный труп будет пить молодое вино". Целью этих игр была тренировка отключения сознания и логических связей. Таким образом из бездны вызывались глубинные подсознательные хаотические силы.

Экспрессионизм как направление искусства и литературы Германии первых десятилетий 20 века.



Одно из направлений европейского искусства 10-20.г. XX в. экспрессионизм — (фр. «выражение, выразительность»). Экспрессионизм входит в европейскую культуру (1910-е гг.) из немецкой живописи (объединения «Мост» (Дрезден, 1905), «Синий всадник» (Берлин, 1911), наиболее известный художник Кандинский), оставшись в литературе (Г. Тракль, Ф. Кафка), музыке (А. Скрябин, И. Стравинский), театре (ранний Б. Брехт).

Возник экспрессионизм еще до первой мировой войны – как течение, родственное кубизму, футуризму, абстракционизму. Границы между этими почти одновременно возникшими в начале XX века течениями нередко уловимы с трудом, особенно в живописи.

В экспрессионизме выделяют два периода: до первой мировой войны и после.

-1. Ранний экспресионизм. Германия. Художники объединения “Мост” (1905-1912гг.):

К первому периоду относят творчество немецких художников Пауля Клее, Альфреда Кубина и Оскара Кокошки, объединений “Мост”, “Синий всадник”.

Основатели – студенты архитектурного факультета города Дрездена: Эрнст Людвиг Кирхнер , Фриц Блейль, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуфф.

Художественный язык был обусловлен установкой на своеобразную интуитивную “варварскую” непосредственность: тяжелые массы пастозных мазков, положенные на крупнозернистые холсты в черных рамах. В картинах выражено предчувствие какого-то ужаса через деформацию предметов, природных форм, как бы разрушается и дискредитируется все, что казалось незыблемым.

Художники объединения “Синий всадник”:

В.Кандинский и Франц Марк основали альмонах “Синий всадник”. В конце 1911 года редакция альманаха открыла в одной из галерей выставку картин В. Кандинского, Ф.Марка, А. Макке и др., которая положила начало объединению “Синий всадник”.

Для “Синего всадника”, в противоположность объединению “Мост”, было характерно тяготение к абстрактному искусству, к отказу от передачи видимого окружающего мира. Их творчество было призвано выражать чувства.

-2. Второй период: экспрессионизм периода первой мировой войны и в послевоенные годы:

К началу нового периода объединения “Мост” и “Синий всадник” распались, Франц Марк (в 36 лет) и Август Макке (в возрасте 27 лет) погибли во время мировой войны.

Экспрессионистические тенденции этого периода выразились в творчестве Макса Бекмана (офорты “Ночь”, “Морг” и др.), Карла Хофера и Отто Дикса.

В этом направлении работали такие писатели, как Г.Кайзер (1878-1945), В.Газенклевер (1890-1940).

Неоспоримая заслуга экспрессионизма – воинственное выдвижение на передний план человека, его внутреннего мира в пору, когда человеку угрожало уничтожение в кровопролитных войнах. Экспрессионизм – это попытка показать внутренний мир человека, его переживания, как правило, в момент предельного духовного напряжения.

Протест, как естественная реакция человека на безумие и жестокость мира, принимает у экспрессионистов глобальный масштаб. Целое мироощущение сводится к протесту, ибо во всем, что окружает экспрессионисты не видели ни единого положительного момента: мир был для них средоточием зла, где нет места красоте и гармонии. Все прекрасное кажется фальшивым, удаленным от реальности. Они считали, что существенное заключается не в действительности, изображаемой художником, а в нем самом.

Но факты настоятельно вторгались в искусство, внося в него социальную конкретность. Левые экспрессионисты считали, что много может сделать художник своим вдохновенным словом. Это Кайзер, Толлер, Рубинер, Газенклевер, а также и ранний И.Бехер. Органом левых экспрессионистов был журнал «Акцион»(«Действие»), основанный в 1910 г., но развернувший активную деятельность во время первой мировой войны. Излюбленным жанром экспрессионистов стала драма, так как именно она давала простор страстному эмоциональному выражению мыслей и чувств художника

Экспрессионисты были противниками войны. Но, протестуя против насилия, они видели насилие в любой справедливой войне, и в классовой борьбе. Для них характерны непротивленческие тенденции.

 

Драматургия Ф.Г.Лорки.

В пьесах Лорки герои идут навст­речу опасности, дерзают бросить вызов миру. Они могут склонить­ся перед статуей святого, а могут встретив соперника или обидчика не раздумывая схватиться за нож. Персонажей Лорки ведёт по жизни страсть. Лорка возродил ис­панский поэтический театр, пробу­дил сцену от многолетнего сна. По­эт, как и его герои, бросил вызов судьбе — и как художник преодолел сопротивление недоброжелателей, переломил настроения публики, от­выкшей от театральных триумфов.

Свои взгляды на театральное ис­кусство Лорка изложил в «Беседе о театре» (1935 г.). Это своеобразная лекция, с которой драматург вы ступил в Мадриде перед показом своей трагедии «Йерма» (1934 г.). Спектакль играли ночью, зрителями были артисты, люди театра, худож­ники. Так что с программным вы­ступлением Лорка обращался к кол­легам. Он стремился убедить их, что нужен новый театр — театр с «раз­вёрнутыми крыльями». А если сцени­ческое искусство вместо крыльев обладает копытами — тогда беда, тогда нацию не пробудить, а можно лишь погрузить в спячку.

Драмы Лорки, с их заворажива­ющим стихотворным ритмом, затя­гивающим в воронку неразрешимых проблем, тоже словно нашептал этот таинственный испанский бес.

Трагедии Лорки созданы в пере­ломное для Испании время. Весной 1931 г. монархия была свергнута, сторонники республики одержали полную победу на выборах. Многим казалось, что с реакцией покончено навсегда, но через пять лет началась гражданская война, и в результате установилась диктатура Франко.

В трагедиях испанского драма­турга всегда льётся кровь, смерть и убийство ужасающи и в то же вре­мя обыденны. Одна из пьес названа «Кровавая свадьба» (1933 г.), и уже в самом названии заключено проти­воречие: свадьба — это праздник, а не кровь... У Лорки природа не со­юзница героев: право следовать го­лосу природы и страсти персонаж обретает ценой преступления. Свадь­ба кончается кровавой драмой, пото­му что Невеста выходит замуж за не­любимого, а за радостным событием притаился призрак родовой вражды. И Невеста срывает с головы венок и убегает с тем, кого любит.

В этой пьесе чередуются стихи и проза. Когда герои, пусть и вопре­ки закону, обретают свободу, со сцены по замыслу драматурга, звучит поэтическая речь, наполненная фольклорными образами. Но гуна — символ Смерти, ноч­ной соловей слеп, он поёт не песнь любви, а реквием. По­гоня настигает беглецов — гибнет молодость, гибнет любовь. И поэт устами Ма­тери Жениха произносит «проклятие ножам», про­клятие орудию смерти.

Снова, как и в «Кровавой свадьбе», под поверхностью бушую­щих в трагедии страстей драматург обнаруживает социальный фун­дамент; снова источником трагедии героев оказывается нарушение ими закона природы. Противоестественным, по мысли Лорки, явля­ется уже самый брак, основанный не на любви, а на расчете, пусть даже этот расчет и лишен корысти. В этом трагическая вина Йермы. Но Йерму еще можно если не оправдать, то, по крайней мере, по­нять. Уклад же семьи Хуана находится в вопиющем противоречии с законами природы, ибо все здесь подчинено стремлению к наживе, обогащению, приобретательству; нет в этой семье места не только любви, но даже простому человеческому доверию друг к другу. Страсть к накопительству воздвигает между Хуаном и Йермой сте­ну, которую ничто, кроме смерти, не может разрушить.

Свою трагедию Лорка облек в формы древней греческой траге­дии, классически строгие и простые. С этой целью он ввел, напри­мер, хор, роль которого, как и в античной трагедии,— давать оценку происходящего на сцене. В пьесе Лорки таким хором оказываются сельские прачки. Еще более решительно, чем в «Кровавой свадьбе», Лорка насыщает «Йерму» деталями быта, крестьянской психологии, сдерживая романтический пафос противоборствующих страстей

В последней драме Лорки «Дом Бернарды Альбы» (1936) – классически строгими и скупыми средствами изображено тягостное бремя патриархального обычая, согласно которому Альбе и ее дочерям приходится соблюдать траур по их отцу на протяжении восьми лет. Этот обычай лишает живых молодости, любви, радости общения с другими, а затворничество становится мукой, порождает взаимную ненависть, зависть и злость. Жизнь человека вне свободы противоестественна, разрушительна и губительна. Дочери, сломленные самодурством матери, истязают себя и других. . Мир Бернарды тем более жесток и страшен, что он будничен; картина испанского домостроя тем имен­но и потрясает, что она типична. Лорка в «Бернарде Альбе» овладел реалистическим методом.

Трагедийный знак и один наиболее часто встречающихся у Лорки образов – Смерть. Она сопровождает человека по жизни, сопутствует любви и радости. Она как предзнаменование трагической судьбы поэта, который был расстрелян фашистами.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.