Сделай Сам Свою Работу на 5

Гротеск и контраст в романе Гюго «Собор Парижской богоматери».





Роман писался во время Июльской революции. Гюго, как и всех романтиков, привлекала родная история, нац.сюжеты. В романе автор проводит идеалистическую точку зрения на историю, кот. дает возможность проверить вечных чел.законов – борьбы добра и зла, справедливости и несправедливости, любви и ненависти. Главный стержень романа – любовь к цыганке Эсмеральде архидьякона Клода Фролло и звонаря собора Квазимодо. У аскета Фролло любовь приняла форму зла, а для Квазимодо стала смысли жизни. Широко используется в романе приемы гротеска и контраста. (Пример – эпизод когда Эсм. выбирает красивую, но треснувшую вазу для цветов, вместо уродливого, но прочного глиняного горшка. Цветы умирают.)

Изображение героев дается по принципу контраста, так же как и внешний облик героев: безобразие Квазимодо оттеняется красотой Э. В образе Квазимодо наиболее ярко выразился художественный принцип гротеска: внешнее безобразие скрывает в нем душевную красоту; искривленный, горбатый и одноглазый—настоящее романтическое - чудовище—он кажется “ожившей химерой”, люди ненавидят его за уродство, а он платит им озлоблением; и никому, даже Эсмеральде, не дано разгадать его прекрасную душу, недаром он горестно шепчет вслед счастливому сопернику: “Значит, вот - каким надо быть! Красивым снаружи!”. Своими душевными качествами Квазимодо, этот простой, бедный человек, тоже по контрасту, противостоит и Фебу, и Клоду Фролло.



Художественно убедителен образ капитана Феба де Шатопера. Красивая наружность и блеск мундира контрастирует с пустотой, легкомыслием и внутренним ничтожеством этого молодого дворянина.

В любой исторической эпохе, сквозь все ее разнообразные противоречия Гюго различает борьбу двух главных нравственных начал. В “Соборе Парижской богоматери”, сплошь построенном, на эффектных “антитезах”, отражающих конфликты переходной эпохи, главная антитеза—это мир добра и мир зла, мир угнетенных и мир угнетателей: с одной стороны, королевский замок Бастилия—пристанище кровавого и коварного тирана, дворянский дом Гонделорье—обиталище “изящных и бесчеловечных” дам и кавалеров, с другой—парижские площади и трущобы “Двора чудес”; где живут обездоленные. Драматический конфликт строится не на борьбе королевской власти и феодалов, а на отношениях между народными героями и их угнетателями. Душевное величие и высокая человечность присущи лишь отверженным людям из низов общества, именно они подлинные герои романа. Уличная плясунья Эсмеральда символизирует нравственную красоту народа, глухой и безобразный звонарь Квазимодо—уродливость социальной судьбы угнетенных.



 

12. Романтический роман во Франции;

Судьбы французской культуры – принятие\отрицание Революции. Франц. Истор.школа выдвигала как фактор общественного прогресса – борьбу классов. В лит-ре Франции подавляющим был классицизм(в драматургии). Романтизм – второстепенное направление(жанровая разновидность). Для становления романтизма: Ж.де Сталь – «О влияние страстей на счастье людей»-1796год. (О духовном мире и о свободе человека и писатель превозносит любовь как страсть). Деятель французской культуры – Виктор Гюго. Во Франции его чтут как поэта. Начал писать с 13лет. В 15-16 лет лауреат Тулузской и Французской Академий. В 17лет замечен властями(ода «На восстановление статуи Генриха4»1822год – первый сборник «Оды и разл.стихотворения») Первые оды Гюго отвечают канонам классицизма. Появл.сюжетные оды, философские мотивы. Стих обретает конкретность и материальность. Со временем оды Гюго более драматичны и лиричны. Вводятся размеры и ритмы. 1826год – 2сборник Г «Оды и баллады». Г объявил себя романтиком.Стремился к созданию новоцй образной системы, обращался к Средневековью и стремился воскресить нац.поэтич.традиции. 1829г – 3сборник «Восточные мотивы». Освобождение от канонов классицизма. Его привлекает возможность создания своего мира(нереальный мир). Худ.программа Гюго склад.в предисловии к драме «Кромвель». Драма открывает дорогу романтической драме: 1. Тема лит-ры – освобождение соц.конфликтов. 2. Важнейший элемент – гротеск(красота оттененная уродством - контраст).3. В пр-ии – местный колорит(нравы и обычаи опис.подробно). 4. «Театр – это трибуна. Театр – это кафедра»Утвержд.место театра и драмы.



Гюго ставит вопрос о соотношении правды и вымысла в романе. Ист.события и персонажи должны отвечать реалиям. А романтическая интрига и герои – вымышлены. Изображение исторических фактов зависит от творческого воображения художника.

Жорж Санд (1804-1876)(Люсиль Аврора Дюпен) . Более 100 романов и повестей 18 драм, многотомная автобиография, 18 000 писем.

Уже в первом самостоятельном романе «Индиана» (1832) Ж. Санд выступила против института буржу­азного брака, основанного на корысти и угнетении, за эмансипацию женщин. Писательница мечтала о счастье женщин в браке. В центре повествования «Индианы»— личная драма молодой женщины, романтический бунт которой на­правлен против подавления личности: «Она не любила своего мужа, потому что ее заставляли его любить, и ее сознательная борьба против любого морального при­нуждения стала ее второй природой, принципом поведе­ния, законом счастья...» Ее трагедия возрастает по мере того, как крепнет ее чувство к Раймону де Рамьеру, человеку скорее чувствительному и тщеславному, чем влюбленному. Любовь Индианы терпит крах, так как возлюбленный отворачивается от нее, узнав, что она покинула дом мужа. Спасение приходит от благородно­го Ральфа Брауна, уже давно и самоотверженно любя­щего ее. «Индиана»— роман романтический. Романти­ческое начало воплощено в нескольких образах — Ин­диане, ее служанке и наперснице Нун, Ральфе. Лишь романтические герои способны проявить искренние чув­ства, они ревнивы, горды, чувствительны и легко рани­мы, обуреваемы «роковой» страстью. В Ральфе можно обнаружить черты «лишнего человека». Он разочаро­ван, жизнь его окружена ореолом таинственности, «ро­ковой» тайной. И рядом с такими романтическими натурами — полковник Дельмар, муж Индианы, кон­серватор и враг всего нового; Раймон де Рамьер, блистательный, но эгоистичный, легко меняющий свои принципы и убеждения. Таким образом, миру романтиескому противопоставлен мир корысти, пошлости, хан­жества, т. е. та реальная действительность, та социаль­ная среда, которая была характерна для Франции конца 20-х годов.

Как писатель-романтик, Ж. Санд всегда стремилась к идеалу. Под этим она подразумевала свое право «изображать людей такими, какими они должны «быть», а не такими, каковы они есть. Эти эсте­тические принципы сказались на всех последующих романах Ж. Санд. Валентина, героиня второго романа («Валентина», 1832), также была светской женщиной, как и Индиана, неудачно вышедшей замуж за человека своего круга, но посредственного, и полюбившей сына фермера, Бене­дикта. Роман понравился читателю, так как перенос действия в народную среду показался таким же ро­мантичным, как и в прошлое.

Мировую славу принес Ж. Санд роман «Лелия» (1833), в котором отразились настроения отчаяния и пессимизма, охватившие всех прогрессивных людей по­сле 1830 г.

Лелия, главный персонаж романа, не похожа на скромных героинь из предшествующих романов Ж. Санд, например Индиану, Валентину, разрешающих свои сугубо личные проблемы. Разочарованная в людях, любви, религии, она ищет применение своим силам и способно­стям в жизни, но тщетно. Стремясь к собственному совершенству, противопоставляя себя окружающим, Лелия, в сущности, не свободна от своей непомерной гордыни. Отсюда и ее полное одиночество с единст­венно возможным выходом — самоубийством.

В 40-е годы Ж. Санд создала свои лучшие произведе­ния — роман «Орас» (1841), а также дилогию «Консуэ-ло» (1842—1843) и «Графиня Рудольштадт» (1843— 1844).

«Консуэло». Роман писался в кругу друзей Ж. Санд: утонченного и лиричного Шопена, романтика Берлиоза, вдохновенного Листа, преданной искусству, блестящей певицы Полины Виардо. Это определило одну из основ­ных задач романа: показать социальное лицо искусства, в данном случае музыки. И не случайно героиней романа стала певица, актриса, а основной темой произведе­ния — искусство и отношение к нему общества.

Следуя романтическим традиции – проблема истинного и неистинного искусства, гения и таланта, общественной значимости искусства. Консуэло самоотверженна в своем служении искусству, ее не привлекают ни слава, ни деньги, ни драгоценности. – бескорыстное служение искусству.

Граф Рудольштадт отказывается от всех титулов и уходит к простым людям.

До конца своей творческой жизни Ж.Санд остается верной своим романтическим идеалам, демократическим убеждениям.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.