Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности национально-освободительного движения в Индии после окончания Первой мировой войны.





от экономических стачек 1918 г.— к массовым выступлениям широких слоев городского населения, кое-где достигших высшей формы борьбы — вооруженного восстания (с апреля 1919).
Наибольшего размаха события достигли в Пенджабе. Еще в марте во многих городах Пенджаба начались организованные местными националистами антианглийские митинги и демонстрации. 13 апреля войска расстреляли митинг протеста против высылки Китчлу и Сатьяпала, было убито около 1 тыс. и ранено около 2 тыс. В Пенджабе было установлено военное положение, начались массовые аресты, публичные экзекуции и пр.
Революционные события 1919 г. происходили в основном вне какого-либо контроля со стороны Национального конгресса. На съезде Конгресса осенью 1919 г. в Амритсаре, проведенном в этом городе в знак протеста против английских зверств, была принята резолюция, рекомендующая конгрессистам организовать профсоюзы среди рабочих.
На этом же съезде было решено бойкотировать выборы в законодательные органы (легислатуры), назначенные в соответствии с новым законом об управлении Индией. Выборы в центральную и провинциальные легислатуры были сорваны.
Опыт массовых выступлений в 1919г. привел Ганди к выводу о необходимости разработки развернутой и поэтапной программы проведения сатьяграхи, ибо только при этом условии можно было удержать борьбу в рамках ненасилия. На первом этапе предполагалось осуществить следующие формы бойкота колониального режима: отказ от почетных должностей и званий; бойкот официальных приемов и т. п.; бойкот английских школ и колледжей, бойкот английских судов; бойкот выборов в законодательные органы, бойкот иностранных товаров. Второй этап — уклонение от уплаты государственных налогов.
Начало кампании было назначено на 1 августа 1920 г. Ее подготовка и проведение осуществлялись Ганди и его последователями в тесном сотрудничестве с халифатистами. Руководство движением находилось в руках Халифатского комитета, представлявшего левое мелкобуржуазное крыло Мусульманской лиги, которое выделилось из нее в 1918 г. Параллельное развитие халифатского движения и кампании гражданского неповиновения создавало благоприятные возможности. Ганди установил тесные связи с Халифатским комитетом, руководимым членами Национальною Конгресса братьями Мухаммадом и Шаукатом Али. Символом установленного тесного сотрудничества стало избрание М. К. Ганди председателем Халифатского комитета.
Кампания гражданского неповиновения, начавшаяся 1 августа и проходившая в форме митингов, демонстраций охватывала все новые районы страны. На чрезвычайном съезде, происходившем в Калькутте в начале сентября, несмотря на сопротивление ряда признанных лидеров организации, в том числе Л. Л. Рая и Ч. Р. Даса, была принята предложенная Ганди программа несотрудничества. Конгресс подтвердил свой отказ участвовать в выборах на основе реформы Монтегю — Челмсфорда.
Наряду с кампанией несотрудничества и движением халифатистов, направленными против английского колониализма, в стране стали шириться классовые выступления рабочих и крестьян.
В 1920—1921 гг. произошло дальнейшее нарастание стачечной борьбы (в среднем в эти годы бастовало 400—600 тыс. человек). По сравнению с предшествующим периодом (1918— 1919 от.) в организованном рабочем движении появились новые черты. Крепло классовое единство рабочих, которые все чаще стали проводить забастовки солидарности.
Экономическая борьба рабочего класса все теснее увязывалась с общеполитической борьбой — с кампанией гражданского неповиновения. В борьбу стали втягиваться наиболее отсталые отряды рабочего класса Индии — плантационные кули. В мае 1921 г. на чайных плантациях Ассама произошла грандиозная стачка 12 тыс. рабочих, которые покинули плантации.
В ходе стачечной борьбы, в которой рабочие, как правило, добивались удовлетворения основных требований о повышении заработной платы и улучшении условий труда, возникали новые профсоюзы. Создание ВИКП(всеиндийский конгресс профсоюзов) привело к расширению фронта стачечной борьбы. Правда, как и в предыдущие годы, стачки часто начинались стихийно, были плохо организованы.
Осенью 1920 г. движение распространилось и на деревню. Наиболее активные крестьянские выступления происходили в течение 1921—1922 гг. в . Эти стихийные выступления, продолжавшиеся в течение всей первой половины 1921 г., были жестоко подавлены военно-полицейскими силами. Более высокого уровня борьба крестьян Соединенных провинций достигла в области Ауд, где в 1921—1922 гг. действовали вооруженные отряды крестьян-арендаторов, носившие название «Эка» («Единство»). Повстанцы захватывали земли и имущество помещиков-талукдаров и долгое время оказывали упорное сопротивление посланным против них карательным отрядам. В ходе крестьянской борьбы в отдельных местах возникли зачатки крестьянской организации в форме первых крестьянских союзов (кисан сабха)..
В Пенджабе в 1921 —1922 гг. произошло несколько выступлений сикхского крестьянства против феодальной верхушки сикхской религиозной общины, которая захватила управление храмовым имуществом и доходы от принадлежавших храму земель.







В августе 1921 г. началось восстание мопла (так называют мусульман, принадлежащих к народности малаяли). В восстании приняли участие мопла-крестьяне, а также часть сельского мусульманского духовенства; мопла-купцы держались от восстания в стороне. Постепенно восстание распространилось на значительную часть округа Малабар и приобрело характер борьбы арендаторов-мопла против помещиков-индусов. Несмотря на религиозную форму борьбы, восстание мопла носило антифеодальный, а также антиколониальный характер.
В талуках (уездах) Вайнад я Валлаванад была ликвидирована власть колониальной администрации и восставшие создали «халифатское царство» — организацию, руководившую действиями повстанческих отрядов и выполнявшую функции местной администрации. Против мопла были двинуты полицейские и военные соединения, восстание в начале следующего года было подавлено.
Англичане жестоко расправились с восставшими. Во время перевозки пленных но железной дороге в одном из вагонов от тесноты и нехватки воздуха погибло 70 человек.
К концу 1921 г. политическое положение в Индии обострилось. Во второй половине года наивысшего уровня достигло рабочее и крестьянское движение, успешно развертывалась кампания гражданского несотрудничества. Влияние Конгресса росло, укреплялась его массовая база. На втором съезде Всеиндийского конгресса профсоюзов конгрессисты закрепили свое руководство организованным рабочим движением.
Кульминационным пунктом в развитии событий стала четырехдневная политическая забастовка, которой рабочие Бомбей встретил наследника английского престола принца Уэльского, прибывшего в Индию 17 ноября 1921 г. Забастовки и демонстрации протеста состоялись в Мадрасе и других городах страны.
К началу 1922 г. было арестовано около 10 тыс. человек, в том числе ряд видных конгресслетов.
Предлогом для крупного поворота в политике Конгресса послужили события, происшедшие 4 февраля в местечке Чаури-Чаура (округ Горакхпур в Соединенных провинциях), где толпа крестьян, загнав обстрелявших ее полицейских в здание участка, сожгла его. Ганди публично выразил сочувствие семьям сгоревших полицейских, резко осудив при этом участников крестьянских выступлений. Отметив, что, по его мнению, страна не готова к ненасилию, он объявил о прекращении кампании гражданского несотрудничества.
Первый революционный натиск 1918—1922 гг. сменился периодом временного отступления сил национального освобождения и контрнаступления империализма, продолжавшегося до 1927 г

Обострение внутриполитической ситуации наступило в конце 1927 г., когда английское правительство объявило о назначении комиссии под председательством Саймона по подготовке проекта нового закона об управлении Индией Всеобщее негодование вызвало то, что в комиссию не были включены представители индийской общественности. Мадрасский съезд Конгресса принял решение о бойкоте Комиссии Саймона. По всей стране ширилась кампания протеста против английской колониальной политики.

Мировой экономический кризис 1929 г. тяжело поразил народное хозяйство Индии.

Революционный подъем в стране снова начался с боев рабочего класса. Оживилась стачечная борьба: уже в 1928 г. бастовало свыше 500 тыс. человек. Забастовки конца 20-х — начала 30-х годов отличались некоторыми новыми чертами по сравнению с экономической борьбой рабочего класса предшествовавшего десятилетия. В ходе стачек все чаще начали применяться такие формы действий, как создание забастовочных комитетов и пикетирование предприятий.

На съезде ВИКП в Джхарии (Бенгалия) в 1928 г. были приняты решения о создании в независимой Индии социалистической республики, в которой будут национализированы земля и промышленность.

Поводом для массовых антиимпериалистических выступлении в стране было прибытие 3 февраля 1928 г. Комиссии Саймона, назначенной для подготовки нового закона об управлении Индией. Между тем в июле 1928 г. был опубликован доклад Комиссии под председательством Мотимала Неру. В нем содержался проект Конституции Индии, получивший название «Конституция Неру». В этом документе предусматривалось предоставление Индии статуса доминиона, в котором выборные органы осуществляли бы контроль над бюджетом при сохранении контроля английского правительства над внешней политикой и обороной. «Конституция Неру» включала пункты в защиту князей и в то же время игнорировала жизненные требования трудящихся масс страны.
Начавшийся в стране общедемократический подъем, острые выступления рабочего класса вызвали оживление деятельности подпольных революционных организаций.
Осуществляя намеченный план действий, руководители Республиканской ассоциации Бхагат Сингх и Бхактешвар Датт 8 апреля 1929 г. проникли в здание Центрального законодательного собрания и, взорвав там бомбы, демонстративно дали себя арестовать. Уже в начале 30-х годов террористическое движение как самостоятельное направление индийского национализма быстро сошло с политической арены.
Быстрое нарастание социальной напряженности в стране создавало благоприятные условия для развертывания массовых политических кампаний. На съезде Конгресса в Лахоре (декабрь 1929 г.) было принято решение о проведении новой кампании гражданского несотрудничества. Руководителем ее, как и в прошлый раз, стал Ганди.
Английские власти, запретив проведение кампании несотрудничества, объявили Конгресс и некоторые другие национальные организации вне закона и начали массовые аресты. В мае был арестован и Ганди.

Однако репрессии не могли остановить освободительной борьбы, которая весной этого года достигла своей кульминации, приняв форму вооруженных восстаний.
Крупнейшие вооруженные выступления произошли в трех городах — Пешаваре, Читтагонге и Шолапуре.

Развитие национально-освободительною движения в Британской Индии оказало воздействие на внутреннее положение в княжествах. В некоторых из них в 1931 — 1933 гг. началась освободительная борьба, переросшая в вооруженные восстания. Наибольшего размаха события достигли в княжестве Кашмир.
Наряду с прямым подавлением национального движения английский колониализм начал политическое маневрирование, направленное на раскол лагеря противников колониального режима, делалась ставка на дальнейший раскол национальных сил по религиозному и кастовому признакам, па укрепление влияния в стране консервативных, феодальных социальных групп.
Одновременно делались небольшие уступки имущим классам Индии: расширялся состав избирателей; в самостоятельную провинцию, как того требовала Мусульманская лига, выделялся Синд. В то же время отделялась от Индии Бирма, где полыхало крестьянское восстание.

5 марта 1931 г. было заключено соглашение между руководством Национального конгресса и администрацией вице-короля, по которому Англия обязалась прекратить репрессии и освободить арестованных, но только тех, кто не был обвинен в насильственных действиях. Конгресс объявил о прекращении кампании гражданского несотрудничества.
В сентябре 1931 г. Ганди отправился в Лондон на вторую конференцию «круглого стола». После провала переговоров с вице-королем о прекращении репрессий, Ганди объявил в январе 1932 г. о начале новой кампании гражданского несотрудничества, но в форме индивидуальной сатьяграхи. Осенью 1932 г. в Лондоне состоялась третья конференция «круглого стола» без участия Конгресса,— на которой были окончательно сформулированы предложения по новому конституционному устройству Индии.
В обстановке жестокого подавления массового движения, разгрома восстания в княжествах и постепенного ослабления сатьяграхи Ганди в мае 1933 г. приостановил кампанию гражданского несотрудничества. Индийская национальная революция вторично отступила.

Отсутствие единства и взаимопонимания между политическими силами Индии позволило англичанам взять разработку нового закона об управлении Индией в свои руки. Позднее была опубликована «Белая книга» английского правительства, содержавшая основные положения английского правительства, содержащий основные положения готовящегося закона. Он состоял из двух частей: «Федеральной схемы» и «Провинциальной автономии», вопрос о предоставлении Индии статуса доминиона оставался не решенным.

В августе 1935 г. новая «конституция» была принята английским парламентом. Закон предусматривал широкое использование куриальной системы на выборах. В новом законе содержались некоторые уступки индийским капиталистам и помещикам. Корпус избирателей расширялся до 12% взрослого населения. С целью дальнейшего осложнения индусско-мусульманских отношений и создания препятствий для соглашения между Национальным конгрессом и Мусульманской лигой, мусульманам и другим «меньшинствам» были предоставлены определенные преимущества. В законе ничего не было сказано о статусе страны, зато предусматривалось ее возможное расчленение в будущем.

Вместе с тем закон 1935 г. осложнил отношение индусов и мусульман.

Поражение Мусульманской Лиги на выборах 1937 г. заставило ее руководство пересмотреть свои позиции.

После вступления Англии в начавшуюся в Европе войну вице-король Индии лорд Линлитгоу объявил Индию воюющей стороной.4 сентября 1939 г. Всеиндийский комитет Конгресса принял специальную декларацию об отношении к войне. В ней было объявлено о поддержке Национальным конгрессом военных усилий Англии на следующих условиях: официальное признание английским правительством права Индии на самоопределение; созыв учредительного собрания; признание за индийскими политическими партиями права на руководство в будущем политикой Индии; незамедлительное создание ответственного перед Центральным законодательным собранием правительства при вице-короле.


23. «Гандизм» (идеология и политика)

Учение Ганди уходит корнями в глубокое прошлое Индии, в мощные пласты уникальной индийской куль­туры. Гандизм соединил в себе политические, морально-этиче­ские и философские концепции. Глубоко национален и социальный идеал Ганди. Это крестьянская утопия утверждения «общества всеобщего благоденствия» (сарводайя), царства Божия на земле, общества справедливости, которое красочно описыва­ется в священных книгах индуизма. В то же время эта сторона учения Ганди содержала протест против капиталистического уклада, отрицание им прогрессивности и необходимости для Индии того капиталистического пути, по которому пошла евро­пейская цивилизация.

Гандизм находил отклик в широких слоях крестьянства и городских низов потому, что в нем социальный идеал соединялся с верой в то, что борьба за независимость против британского господства — это кровное дело, поскольку это борьба за справед­ливость. Ганди черпал из культурно-исторических и религиозных традиций призывы, образы, близкие крестьянину, ремесленнику. В этом секрет громадной популярности личности Ганди и его идей. У Ганди активный протест сочетался с терпимостью к противнику. Именно в таком сочета­нии ненасилие у Ганди выступает как единственно возможная форма сопротивления колониальному гнету. Ганди отрицал клас­совую борьбу как дестабилизирующий, разъединяющий нацию фактор перед лицом общей задачи — освобождения от иностран­ного гнета. Таким образом, гандизм был глубоко национальной по своему характеру крестьянской идеологией. Гандизм также отвечал интересам национальной буржуазии, которая взяла эту идеологию на вооружение. Национальная буржуазия вместе с народом стремилась к устранению британского колониального господства и к установлению своей собственной власти мирным путем при опоре на массовое движение.

Один раз в истории Индии этот процесс вышел из-под кон­троля, будучи спровоцирован британской политикой «разделяй и властвуй» в 1947 г., когда Индия была разделена на два государ­ства по религиозному признаку. Тогда конфликты между мусуль­манами и индусами переросли в религиозную войну, унесшую миллионы жизней и мусульман и индусов. Ганди и сам стал жертвой междоусобицы. Он был убит религиозным фанатиком вскоре после утверждения независимости Индии в январе 1948 г.

Первая кампания ненасильственного несотрудничества была ор­ганизована Ганди в 1919—1922 гг. Послевоенный подъем наци­онально-освободительного движения в Индии начался крупными забастовками в Бомбее, Мадрасе, Канпуре и Ахмадабаде. Стачки были стихийными, но это был общий симптом перемен в настро­ении индийского народа. Министр по делам Индии Монтегю предложил ре­форму избирательной системы в Индии, чтобы ослабить напря­женность. Одно­временно был принят репрессивный закон, определяющий наказания за антиправительственные акции (закон Роулетта). Так англичане политикой «кнута и пряника» пытались сдержать поднимающуюся волну освободительного движения.

Кампания неповиновения началась как протест против закона Роулетта. 6 апреля 1919 г. Ганди призвал к харталу (закрытие лавок и прекращение всякой деловой активности). Колониальные власти ответили насилием. 13 апреля в Амритсаре, провинция Пенджаб, английские колонизаторы расстреляли мирный митинг. Было убито свыше 1 тыс. человек и ранено около 2 тыс. Эта кровавая бойня вызвала всеобщее возмущение в Пенджабе и охватила всю страну. Ганди срочно выехал в Пенджаб, чтобы не допустить перерастания возмущения в стихийный бунт. Это ему удалось.

Осенью 1919 г. именно здесь, в Амритсаре, состоялся съезд Индийского национального конгресса, который принял решение бойкотировать выборы по закону Монтегю. Бойкот полностью сорвал выборы.

Опыт выступлений 1919 г. подвел Ганди к выводу о необходи­мости поэтапного развертывания борьбы за независимость. На основе этого опыта Ганди разработал тактику ненасильственного несотрудничества, которая предусматривала постепенность, дву-этапность развития движения. Чтобы удержать борьбу в рамках ненасилия и в то же время обеспечить ее нарастание, предусма­тривалось на первом этапе проводить кампании бойкота колони­ального режима: отказ от почетных званий и должностей, бойкот официальных приемов, бойкот английских школ и колледжей, английских судов, бойкот выборов, бойкот иностранных товаров; на втором этапе — уклонение от уплаты государственных налогов.

Начало кампании неповиновения было назначено на 1 августа 1920 г. Индийский национальный конгресс и Мусульманская лига совместно руководили кампанией. ИНК превращался в эти годы в массовую политическую организацию (10 млн. членов). У дви­жения было 150 тыс. добровольцев-активистов. Гандизм стал идеологией ИНК.

4 февраля 1922 г. произошел инцидент, который угрожал пе­рерастанием движения в неконтролируемую фазу: толпа кресть­ян сожгла загнанных в помещение нескольких полицейских. Ганди резко осудил этот акт самосуда и объявил о прекраще­нии кампании гражданского несотрудничества. Движение пош­ло на убыль.

Новый подъем антиколониального движения в Индии при­шелся на время мирового экономического кризиса. Этот этап ненасильственного несотрудничества (1928—1933) характерен более организованным движением, четкой постановкой вопроса о независимости Индии и требованиями конституции.

Вторая кампания гражданского несотрудничества началась в апреле 1930 г. Она проходила примерно по такой же схеме, как в начале 20-х гг. Английские власти объявили кампанию незакон­ной. Лидеры движения, в том числе и Ганди, были арестованы. В тюрьмах оказалось 60 тыс. участников движения. Кое-где вы­ступления начали перерастать в восстания. Волнения затронули и армию. Солдаты отказывались стрелять.

5 марта1931 г. между руководством ИНК и администрацией вице-короля было заключено соглашение, по которому англий­ская сторона обязалась прекратить репрессии и освободить заключенных, арестованных за участие в кампании несотрудничества, а конгресс объявил о прекращении кампании гражданского неповиновения. Ганди дал согласие на участие в конференции «круглого стола», созываемой в Лондоне для обсуждения индий­ских проблем. Таким образом, борьба была перенесена за стол переговоров.

К конференции «круглого стола» ИНК представил документ «Об основных правах и обязанностях граждан Индии». Фактиче­ски это была основа конституции.

В документе были важные пункты: введение в Индии буржуазно-демократических свобод, признание кастового и религиозного равенства, административно-территориальное пере­устройство страны с учетом религиозного фактора, установле­ние минимума заработной платы, ограничение арендной платы за землю, снижение налогов. Конференция окончилась прова­лом.

В августе 1935 г. английский парламент принял для Индии новую программу реформ. Реформа предусматривала расширить (до 12% населения) участие граждан Индии в выборах путем снижения имущественного и других цензов, предоставить мест­ным законодательным органам большие права.

Кампании ненасильственного сопротивления расшатали коло­ниальный режим. В 1937 г. прошли выборы в центральные и провинциальные законодательные собрания по новой избиратель­ной системе. Индийский национальный конгресс получил боль­шинство выборных мест в 8 из 11 провинций Индии и сформировал там местные правительства. Это был крупный шаг вперед к овла­дению властью в стране, накоплению «парламентского опыта».

С началом второй мировой войны в 1939 г. и объявлением Великобританией войны Германии 3 сентября 1939г. вице-король Индии объявил Индию воюющей стороной.


План Маунтбэттена» и провозглашение независимости Индии.

15 марта 1946 г. Эттли зачитал в палате общин вторую декларацию об индийской политике лейбористов, в которой объявлялось о предоставлении Индии статуса доминиона. В своем заявлении Эттли признал, что движение за национальную независимость является всенародным, что в него втянута армия.

В конце марта миссия трех министров прибыла в Индию и начала длительные, продолжавшиеся в течение всего апреля переговоры с лидерами Национального конгресса и Мусульманской лиги.

Переговоры, на которых английская сторона играла на противоречиях между Конгрессом и Лигой, закончились провалом. 16 мая 1946 г. была опубликована декларация английского правительства, в которой хотя формально и отвергалась идея расчленения Индии, в то же время содержалось утверждение об опасности для мусульманского меньшинства быть поглощенным индусским большинством в едином доминионе. Поэтому правительство выдвинуло следующий «компромиссный» план:

1. Доминион Индия будет представлять союз провинций и княжеств, имеющих самую широкую автономию. В ведении центрального правительства сохраняются лишь вопросы обороны, внешних сношений и коммуникаций.

2. Провинции Британской Индии будут объединены в три зоны: первую -- с преобладанием индусского населения, куда войдут провинции севера, центра и юга страны; вторую -- западную, состоящую из провинций с мусульманским большинством -- Пенджаб, Синд и Северо-Западная пограничная провинция; третью -- восточную, состоящую из провинций Бенгалия и Ассам, где мусульмане также составляют большинство. В каждой зоне образуется зональное правительство.

3. Учредительное собрание, которое будет состоять из депутатов, избранных провинциальными законодательными собраниями, а также назначенных князьями, выработает общеиндийскую конституцию и конституции трех зон -- соответственно в трех секциях учредительного собрания депутатами от соответствующих провинций.

4. Выборы в Учредительное собрание будут проводиться по трем куриям: индусской, мусульманской и сикхской (из расчета один депутат на 1 млн. жителей).

Реакция Конгресса и Лиги на предложения миссии трёх министров не была одинаковой. Руководство Мусульманской лиги не только одобрило английский план, но и дало согласие на участие во временном правительстве, об образовании которого было объявлено Уэйвеллом также 16 мая. - Конгресс отказался войти во временное правительство, которое создавалось как исполнительный совет при вице-короле, не ответственный перед учредительным собранием, Лига объявила, что она принимает предложение о его формировании. Однако вице-король отклонил предложение Лиги и образовал исполнительный совет из чиновников. В этих условиях Совет Мусульманской лиги заявил об отказе партии участвовать не только во временном правительстве, но и в работе учредительного собрания. Лига объявила, что она начнет прямую борьбу за Пакистан.

Несмотря на ограниченные компетенции временного правительства, первые шаги, особенно во внешнеполитической области, показали, что его политика резко отличается от политики колониальной администрации.

Реакция Лиги на образование правительства была весьма бурной. В Калькутте были спровоцированы крупные индусско-мусульманские погромы, которые перекинулись на соседние районы Бихара и Бенгалии. Погромы начались и в Бомбее. В сентябре Лига вошла во временное правительство, но продолжала бойкотировать учредительное собрание.

В октябре 1946 г. в Мируте состоялся первый после войны съезд Национального конгресса, на котором президентом был избран А. Крипалани. Съезд одобрил политическую линию руководства Национального конгресса и высказался за превращение Индии в суверенную республику.

В течение 1946 и 1947 гг. экономическое положение в стране продолжало ухудшаться, что стимулировало дальнейшее развитие массовых выступлений в городе и деревне.

20 февраля 1947 г. Эттли огласил третью декларацию лейбористского правительства о политике в Индии, в которой было заявлено, что англичане уйдут из Индии не позднее июля 1948 г. и что, если к тому времени не будет создано центральное правительство, власть будет передана провинциям. Для осуществления английского плана назначался новый вице-король Маунтбэттен.

Как Национальный конгресс, так и Мусульманская лига одобрили декларацию. Тогда, чтобы осложнить отношения между двумя партиями, англичане спровоцировали индусско-мусульманские столкновения, достигшие особой остроты в Пенджабе, где Мусульманская лига провела демонстрации против местного правительства сторонников единства Индии.

В апреле Маунтбэттен прибыл в Индию, а 3 июля был обнародован «план Маунтбэттена» о разделе Индии на два доминиона. Он сводился к следующему:

1. В Индии образуются два доминиона: Индийский Союз и Пакистан.

2. Вопрос о разделе Бенгалии и Пенджаба по религиозному признаку решается раздельным голосованием депутатов от частей провинций с преобладанием индусского и мусульманского населения.

3. В Северо-Западной пограничной провинции и округе Силхет (Ассам), населенном в основном мусульманами, проводится референдум.

4. Вопрос о судьбе Синда решается голосованием в провинциальном законодательном собрании.

5. Вхождение княжеств в один из доминионов составляет юрисдикцию их правителей.

6. Учредительное собрание делится на учредительные собрания двух доминионов; они определят будущий статус обоих государств.

Национальный конгресс понимал,что англичане -- при поддержке Лиги -- любыми средствами добьются раздела страны, и, чтобы предотвратить новое кровопролитие, согласился на принятие «плана Маунтбэттена».

В августе 1947 г. английский парламент утвердил «план Маунтбэттена» в качестве Закона о независимости Индии, который вошел в силу 15 августа того же года.

Провозглашение Индии доминионом внесло коренные изменения в государственно-правовой статус страны. Постепенно на территории Индийского Союза было прекращено действие законов, изданных английским парламентом. Начало работу учредительное собрание, председателем которого был избран один из руководителей Конгресса и сподвижников М. К. Ганди -- Радженд-ра Прасад.

Первое правительство независимой Индии возглавил Джавахарлал Неру, одновременно исполнявший обязанности министров иностранных дел и обороны. Большинство министров были членами партии Индийский национальный конгресс.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.