Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 9. Понятие и цели наказания. Виды наказаний





 

Статья 43. Понятие и цели наказания

1. В ч. 1 комментируемой статьи уголовное наказание определяется как мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда, и заключается в лишении или ограничении прав и свобод виновного лица. Оно назначается только судом, от имени государства, носит индивидуальный характер, и его исполнение является исключительной прерогативой уполномоченных на то государственных органов. Содержание наказания заключается в лишении либо ограничении виновного лица предусмотренных уголовным законом каких-либо материальных или нематериальных благ (прав, свобод, интересов и т.д.). По своей сути уголовное наказание является карой, т.е. причиняет страдание лицу, совершившему преступление. Прежний уголовный закон прямо определял наказание как кару за совершенное преступление и как меру исправления, перевоспитания осужденного и предупреждения новых преступлений.

2. В ч. 2 комментируемой статьи подчеркивается, что наказание применяется в первую очередь в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Восстановление социальной справедливости как цели наказания связано с принципом справедливости, содержащимся в ст. 6 УК, в соответствии с которой наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливы, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. В этой связи при назначении наказания судам необходимо исполнять требования закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания, поскольку только справедливое наказание способствует решению задач и осуществлению целей, указанных в УК. Цель наказания - исправление осужденного - достигается, если после отбытия либо после освобождения от наказания осужденный больше не совершает преступлений. Между тем в УИК понятие исправления носит более широкий характер, предполагая нейтрализацию антиобщественных взглядов и установок осужденного, формирование у него уважительного отношения к человеку, обществу, труду, к правилам человеческого общежития, стимулирование правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК). Исправление осужденного в уголовно-исполнительном смысле достигается путем применения к нему как наказания, так и средств исправления, содержащихся в ч. 2 ст. 9 УИК, таких как труд, обучение, профессиональная подготовка, воспитательная работа и общественное воздействие. Цель наказания - предупреждение совершения новых преступлений - носит как общий характер, т.е. влияет на граждан в целом, путем установления уголовно-правового запрета, так и частный характер, т.е. воздействует на поведение лиц, осужденных за совершение преступлений, путем создания для них специальных условий, исключающих либо снижающих возможность совершать в будущем новые преступления.





 

Статья 44. Виды наказаний

Комментируемая статья представляет собой упорядоченный исчерпывающий перечень видов наказаний (систему наказаний), предусмотренных уголовным законом. Данная система содержит множество видов наказаний: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь, выстроенных по особому принципу: от менее строго наказания к более строгому. Данный принцип соответствует общим началам назначения наказания, содержащимся в ст. 60 УК, согласно которому наиболее строгий вид наказания назначается исключительно в тех случаях, если менее строгий вид наказания не может обеспечить достижение целей наказания.



Уголовный кодекс в ст. 52 предусматривал в качестве вида наказания конфискацию имущества, предполагающую безвозмездное изъятие всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного, которая была исключена Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ. Такое решение было принято законодателем в соответствии с положениями ст. 1 Протокола N 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.*(144), провозглашающими право любого человека иметь собственность, которой он может быть лишен только по судебному решению при установлении обстоятельств, свидетельствующих, что это имущество нажито преступным путем. В настоящее время положение, соответствующее Протоколу N 1 к Европейской конвенции, содержится в ст. 81 УПК, согласно которой имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате преступных действий либо нажитые преступным путем, должны признаваться вещественными доказательствами и подлежат возвращению законному владельцу либо обращению в доход государства в порядке, установленном Правительством РФ.

Следует учитывать, что не все виды наказаний применяются с момента вступления УК в силу, т.е. с 1 января 1997 г. Согласно ст. 4 Вводного закона положения о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводятся в действие федеральным законом после вступления в силу УИК по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказания. Так, наказание в виде обязательных работ введено в действие Федеральным законом от 28.12.2004 N 177-ФЗ "О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ"*(145) и согласно общему правилу вступления закона в силу применяются с 8 января 2005 г. Наказание в виде ограничения свободы введены в действие Федеральным законом от 27.12.2009 N 377-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы"*(146) и вступили в силу с 10 января 2010 г. В то же время судам следует помнить, что в настоящее время такой вид наказания, как арест, не применятся. Кроме того, смертная казнь, являющаяся исключительной мерой наказания, в настоящее время не применяется.

Согласно Постановлению КС РФ от 02.02.1999 N 3-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан"*(147) до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории РФ каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей либо в составе судьи и двух народных заседателей. Федеральным законом от 27.12.2006 N 241-ФЗ*(148) внесены изменения в ст. 8 Федерального закона "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"*(149) в части определения времени введения суда с участием присяжных заседателей на всей территории РФ, которыми введение данной формы уголовного судопроизводства в Чеченской Республике было отложено до 1 января 2010 г. В настоящее время суды с участием присяжных заседателей введены на всей территории РФ.

Вместе с тем правовая позиция КС РФ, изложенная в Определении от 19.11.2009 N 1344-О-Р "О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, пунктов 1 и 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях"*(150), рассматривает Протокол N 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод наряду с вышеуказанным Постановлением от 02.02.1999 N 3-П в качестве оснований недопустимости применения наказания в виде смертной казни, предусмотренного уголовным законодательством. Кроме того, как указано в Определении КС РФ от 19.11.2009 N 1344-О-Р, в Российской Федерации в результате продолжительного по времени действия моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права не быть подвергнутым смертной казни сложился легитимный конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер. Таким образом, применение смертной казни в качестве меры наказания в настоящее время приостановлено до ратификации Протокола N 6 и внесения соответствующих изменений, в уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, связанных с отменой этого вида наказания.

 

Статья 45. Основные и дополнительные виды наказаний

1. Уголовный закон делит все виды наказаний на основные и дополнительные наказания. Так, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний. Одной из особенностей основных видов наказаний является то, что к одному основному виду наказания нельзя присоединять другие основные виды наказаний. Так, например, если лицу за совершение одного преступления назначается лишение свободы, а за совершение другого - исправительные работы, то для назначения окончательного наказания необходимо прибегнуть к положениям ст. 71 УК, переведя исправительные работы в соотношение к лишению свободы из расчета один день лишения свободы к трем дням исправительных работ. Если же лицу за совершение одного преступления назначается лишение свободы, а за совершение другого - штраф в качестве основного вида наказания, то каждое из назначенных наказаний следует исполнять самостоятельно, поскольку уголовное законодательство не предусматривает возможности перевода штрафа в другие виды наказаний. Другой особенностью основных видов наказаний является то, что они всегда указываются в санкции статей Особенной части УК, в отличие, например, от дополнительных видов наказаний.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 73 УК условным может быть признано лишь основное наказание, в то время как назначенное лицу дополнительное наказание приводится в исполнение реально, о чем указывается в резолютивной части приговора.

Например, по приговору Верховного Суда Республики Мордовия от 6 октября 2008 г. осуждены: Г. по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК на три года лишения свободы со штрафом в доход государства в размере 5000 руб., по ч. 3 ст. 159 УК на три года и шесть месяцев лишения свободы со штрафом в доход государства в размере 5000 руб., по ч. 1 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК на два года шесть месяцев лишения свободы со штрафом в доход государства в размере 3000 руб.; на основании ч. 3 ст. 69 УК по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний ему назначено четыре года лишения свободы со штрафом в доход государства в размере 8000 руб.; на основании ст. 73 УК назначенное наказание постановлено считать условным с испытательным сроком четыре года; С. - по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК на три года лишения свободы со штрафом в доход государства в размере 5000 руб. На основании ст. 73 УК назначенное наказание постановлено считать условным с испытательным сроком три года.

В кассационном представлении государственный обвинитель просил отменить приговор в связи с неправильным применением уголовного закона. В представлении указывалось, что, постановив считать назначенное Г. и С. наказание в виде лишения свободы со штрафом условным, суд нарушил требования закона, поскольку дополнительное наказание в соответствии с законом приводится в исполнение самостоятельно.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 23 декабря 2008 г. отменила приговор и дело направила на новое судебное рассмотрение со стадии судебного разбирательства, указав следующее. В соответствии с нормами ст. 73 УК, если суд, назначив исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы на срок до восьми лет, придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным. При условном осуждении также могут быть назначены дополнительные виды наказаний (ч. 4 ст. 73 УК), которые подлежат исполнению реально. Суд в нарушение этих требований закона постановил считать условным и дополнительное наказание в виде штрафа, в связи с чем приговор отменен, а дело направлено на новое судебное разбирательство*(151).

2. При назначении наказания к основному виду наказания может быть присоединено дополнительное наказание или несколько дополнительных наказаний. Вместе с тем дополнительное наказание не может применяться самостоятельно, без сочетания с основным видом наказания. Штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и ограничение свободы назначаются как в качестве основного, так и дополнительного вида наказания. Следует помнить, что штраф в качестве дополнительного наказания может назначаться только в случаях, если данный вид дополнительного наказания предусмотрен санкцией статьи Особенной части УК. В то же время наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного наказания и тогда, когда оно не предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК.

При назначении дополнительного наказания необходимо различать применение факультативных обязательных наказаний (например, в ч. 2 ст. 286 УК: "...наказывается... либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового") и применение дополнительных обязательных наказаний (например, в ч. 3 ст. 286 УК: ".наказывается лишением свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет"), специфика последних заключается в том, что неприменение дополнительного наказания в случае, если закон предусматривает обязательное его назначение, может иметь место лишь при наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных ст. 64 УК. В приговоре данное обстоятельство необходимо изложить в описательно-мотивировочной части, а в резолютивной части приговора должна быть указана ссылка на ст. 64 УК.

3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград применяется только в качестве дополнительного наказания. Следует учитывать, что данный вид наказания не содержится в санкциях статей Особенной части УК и применяется исключительно за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.

 

Статья 46. Штраф

1. Штраф является наименее строгим видом наказания, поскольку он расположен в начале системы наказаний. Уголовный закон определяет штраф как денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК. Штраф обращается в доход государства и заключается в принудительном изъятии денежных средств у осужденного. Он может назначаться как в качестве основного, так и дополнительного наказания, если это прямо указано в санкции статьи Особенной части УК. При назначении наказания по совокупности преступлений не допускается сложение сумм штрафа, назначенного в качестве основного вида наказания за одно из совершенных лицом преступлений и в качестве дополнительного вида наказания - за другое преступление.

2. Штраф устанавливается в размере от 5000 руб. (2500 руб. до 17 мая 2011 г.) до 1 млн. руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Федеральным законом от 04.05.2011 N 97-ФЗ*(152) предусмотрена возможность исчислять размер штрафа в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки (см. ст. 204, 290, 291, 291.1 УК). При этом штраф, исчисляемый исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки, устанавливается в размере до 100-кратной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не может быть менее 25 тыс. руб. и более 500 млн. руб. В результате штраф становится серьезным видом наказания по этим видам преступлений, так как влечет весьма ощутимые экономические последствия для осужденного.

К иным доходам следует относить доходы, подлежащие налогообложению в соответствии с действующим законодательством. Указание в ч. 2 комментируемой статьи на то, что штраф в размере от 500 тыс. руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления, не несет определяющего значения, поскольку штраф, как вид наказания, так и его размер предусматриваются санкцией соответствующих статей Особенной части УК. Судам следует учитывать, что минимальный размер штрафа, назначенный за совершенное преступление, в том числе с применением положений ст. 64 УК, не может быть ниже 5000 руб. (2500 руб. до 17 мая 2011 г.), а при его назначении в размере заработной платы или иного дохода осужденного - за период менее двух недель.

Например, по приговору Верховного суда Республики Татарстан от 6 мая 2009 г. О. осуждена по ч. 1 ст. 297 УК с применением ст. 64 УК к штрафу в размере 1000 руб. Она признана виновной в том, что, участвуя в судебном заседании Лаишевского районного суда Республики Татарстан при рассмотрении жалобы X. на постановление дознавателя УВД по г. Казани об отказе в возбуждении уголовного дела, проявила неуважение к суду, выразившееся в словесном оскорблении участника судебного разбирательства - представителя заявителя И. Преступление совершено 18 февраля 2009 г. в г. Лаишево Республики Татарстан при обстоятельствах, изложенных в приговоре. В судебном заседании О. признала себя виновной, однако указала, что сказанные ею в адрес потерпевшего слова были вызваны клеветническим высказыванием со стороны последнего.

В кассационном представлении государственный обвинитель, не оспаривая выводы суда о доказанности виновности О. в совершении инкриминированного ей преступления, об обстоятельствах, подлежащих учету при назначении наказания, считал, что назначенное осужденной наказание в виде штрафа в размере 1000 руб. противоречит положениям ст. 46 УК, согласно которой минимальный размер штрафа составляет 2500 руб. С учетом изложенного государственный обвинитель просил приговор суда отменить и направить уголовное дело на новое судебное рассмотрение. Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ 1 июля 2009 г. кассационное представление удовлетворила по следующим основаниям. Признавая О. виновной в совершении инкриминируемого ей преступления и назначая ей наказание, суд исходил из наличия ряда указанных в приговоре смягчающих наказание обстоятельств и положительного поведения О. после совершения преступления, которые в своей совокупности были признаны исключительными обстоятельствами, обусловливающими применение при назначении наказания положений ст. 64 УК. С учетом этого он назначил осужденной наказание в виде штрафа в размере 1000 руб. Между тем согласно ч. 1 ст. 60 УК лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части УК и с учетом положений Общей части УК. Согласно же ч. 2 ст. 46 УК штраф как вид уголовного наказания устанавливается в размере от 2500 руб. до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Возможность назначения штрафа в твердой сумме менее 2500 руб. законом не предусматривается. С учетом указанных законодательных положений назначенное О. наказание не может быть признано отвечающим требованиям уголовного закона, что свидетельствует о наличии предусмотренного п. 1 ст. 382 УПК основания к пересмотру приговора по уголовному делу. При новом рассмотрении уголовного дела суду первой инстанции надлежит решить вопрос о наказании О. с учетом установленных фактических обстоятельств дела и в пределах, определенных нормами как Особенной, так и Общей частей УК*(153).

Согласно ч. 2 ст. 88 УК минимальный размер штрафа, назначенный несовершеннолетним, в том числе и при применении положений, предусмотренных ст. 64 УК, не может быть ниже 1000 руб. либо размера заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период менее двух недель. Вместе с тем в случае, если заработная плата или иной доход осужденного за двухнедельный период составляет менее 5000 руб. (2500 руб. до 17 мая 2011 г.), либо в отношении несовершеннолетних - 1000 руб., то размер штрафа, назначенный в размере заработной платы или иного дохода осужденного, может быть менее 5000 руб. (2500 руб. до 17 мая 2011 г.) и 1000 руб., соответственно. В соответствии с ч. 2 ст. 69 УК и ч. 2 ст. 71 УК при назначении штрафа в качестве основного вида наказания за одно из преступлений, образующих совокупность, суд при сложении наказаний должен указать, что штраф исполняется самостоятельно. Судам также следует иметь в виду, что за одно и то же преступление штраф не может быть назначен в качестве как основного, так и дополнительного вида наказания. Согласно ч. 1 ст. 31 УИК осужденный к штрафу обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу. Срок наказания судимости исчисляется с момента выплаты штрафа, т.е. с момента исполнения наказания в соответствии с п. "б" ч. 3 ст. 86 УК.

3. При определении размера штрафа следует не только учитывать тяжесть совершенного преступления, но и имущественное положение осужденного и его семьи, а также учитывать возможность получения осужденным заработной платы или иного дохода. В этой связи судам следует выяснять данные особенности осужденного и его семьи и учитывать их при назначении штрафа.

Если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, то, согласно ч. 2 ст. 31 УИК, суд по его ходатайству может рассрочить уплату штрафа на срок до трех лет. При этом свое решение суд обязан мотивировать в судебном решении с указанием конкретных сроков выплат частями и размеры выплат в пределах установленного судом срока рассрочки. Исходя из смысла закона, такая рассрочка может быть предоставлена осужденному в случае его ходатайства как при постановлении приговора, так и в порядке исполнения указанного наказания на основании ч. 2 ст. 398 УПК. Порядок такого исполнения наказания в виде штрафа определен в ст. 31 УИК, согласно которой при рассрочке выплаты штрафа осужденный обязан в течение 30 дней со дня вступления приговора в законную силу уплатить первую часть штрафа. Оставшиеся части штрафа осужденный обязан уплачивать ежемесячно не позднее последнего дня каждого последующего месяца. Срок погашения судимости в случае досрочного погашения штрафа, назначенного с рассрочкой выплаты, исчисляется с момента выплаты последней части штрафа, т.е. с момента исполнения наказания, в соответствии с п. "б" ч. 3 ст. 86 УК.

4. Согласно ст. 32 УИК злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф либо часть штрафа при его рассрочке в течение 30 дней со дня вступления приговора в законную силу. Частями 2 и 3 ст. 32 УИК предусмотрен различный порядок исполнения основного и дополнительного наказания в виде штрафа. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется на любой более строгий вид наказания, предусмотренный в санкции статьи, по которой был осужден виновный (ч. 5 ст. 46 УК). В этом случае судебный пристав-исполнитель не ранее 10, но не позднее 30 дней со дня истечения предельного срока уплаты, указанного в ч. 1, 3 ст. 31 УИК, направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания в соответствии с ч. 5 ст. 46 УК. Какой из видов наказания будет назначен в качестве замены штрафа, определяет суд при вынесении определения (постановления) в порядке, установленном ст. 396, 397 УПК. В соответствии со ст. 32 УИК в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель принимает меры по принудительному взысканию штрафа, предусмотренные Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в ред. от 18.07.2011)*(154). Этим же законом предусмотрен принудительный порядок взыскания штрафа с лица, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, в случае отказа суда в замене штрафа, назначенного в качестве основного наказания, другим видом наказания.

 

Статья 47. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается как в качестве основного наказания, так и дополнительного. При этом осужденному как за одно преступление, так и по совокупности преступлений или по совокупности приговоров указанное наказание не может быть назначено одновременно в качестве основного и дополнительного наказания. Следует обратить внимание также на то, что исходя из положений ст. 45 и 47 УК за совершение одного и того же преступления осужденному не могут быть назначены одновременно наказания в виде лишения права занимать определенные должности и в виде лишения заниматься определенной деятельностью. Однако в судебной практике встречаются подобные ошибки.

Например, Поздняков был признан виновным и осужден за совершение преступления, предусмотренного п. "а" ч. 4 ст. 290 УК, наряду с основным наказанием ему было назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти на государственной службе и в органах местного самоуправления, а также заниматься частной охранной деятельностью сроком на три года.

Кассационная инстанция оставила приговор без изменения.

Между тем суд, назначая Позднякову наряду с основным дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти на государственной службе и в органах местного самоуправления, а также заниматься частной охранной деятельностью, не учел, что по смыслу уголовного закона (ст. 47 УК) за одно и то же преступление осужденному не может быть назначено одновременно лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Учитывая вышеизложенное, Президиум ВС РФ исключил назначенное Позднякову дополнительное наказание в виде лишения права заниматься частной охранной деятельностью*(155).

Данные виды наказаний могут быть назначены и тем лицам, которые выполняли соответствующие должностные обязанности временно, по приказу или распоряжению вышестоящего уполномоченного лица либо к моменту постановления приговора уже не занимали должности и не занимались деятельностью, с которыми были связаны совершенные преступления. Содержание данных видов наказаний состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Значимость данного вида наказания заключается в том, что по приговору суда исключается доступ осужденного к той должности или деятельности, которые были использованы им при совершении преступления. К государственной службе относится служба в федеральных органах государственной власти и в органах власти субъектов РФ. Перечень государственных должностей определен в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденном Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 (в ред. от 26.01.2011)*(156). Профессиональная деятельность граждан в органах местного самоуправления, не входящих в систему государственной власти, называется муниципальной службой, которая регулируется Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (в ред. от 03.05.2011)*(157). При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности в качестве основного или дополнительного вида наказания суду следует исходить из того, что данное наказание не предполагает запрет занимать какую-либо конкретную должность (например, главы органа местного самоуправления, начальника штаба воинской части). Поэтому в приговоре должен быть указан не перечень, а определенная конкретными признаками категория должностей, на которую распространяется запрет (например, должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий). В то же время судам следует иметь в виду, что запрет не распространяется на занятие должностей в общественных и коммерческих организациях. Лишение права заниматься определенной деятельностью заключается в запрете на занятие профессиональной деятельностью или иной деятельностью лицом, совершившим преступление, характер которого связан с этой деятельностью. Под профессиональной деятельностью следует понимать врачебную, педагогическую, торговую, фармацевтическую и другие виды профессиональной деятельности. К иной деятельности следует отнести, например, занятие охотой, рыболовством, управление транспортным средством и т.д. При назначении наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью в приговоре следует конкретизировать вид такой деятельности, например, заниматься врачебной деятельностью, педагогической деятельностью. Если при назначении в качестве дополнительного вида наказания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью судом первой или апелляционной инстанции неточно указаны должности или виды деятельности, то суд вышестоящей инстанции вправе внести в приговор соответствующие уточнения, если это не ухудшает положения осужденного.

2. Продолжительность срока назначения данного вида наказания зависит от того, в качестве основного или дополнительного наказания оно назначено. В качестве основного вида наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет, а в качестве дополнительного вида наказания - на срок от шести месяцев до трех лет. Федеральным законом от 27.07.2009 N 215-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"*(158) ч. 2 комментируемой статьи, предусматривающая данный вид наказания, дополнена тем, что в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания. Так, например, ч. 3 и 4 ст. 131 и ч. 3 и 4 ст. 132 УК предусматривают дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет.

3. Как правило, указанный вид наказания применяется в качестве основного либо дополнительного вида наказания, когда это прямо указано в санкции статьи Особенной части УК. В то же время лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено на основании ч. 3 комментируемой статьи в качестве дополнительного вида наказания и в тех случаях, когда оно не предусмотрено санкцией соответствующих статей Особенной части УК либо указано в санкциях в качестве одного из основных видов наказаний (например, наряду с лишением свободы в ч. 1 ст. 286 УК). Такое решение судом может быть принято, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного будет признано невозможным сохранение за осужденным права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Например, за нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ч. 1 ст. 269 УК). Вместе с тем дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в случае, если это деяние повлекло по неосторожности смерть человека, в ч. 2 ст. 269 УК не предусматривается. Более того, в ч. 3 этой же статьи, в случае, если это деяние повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц, дополнительное наказание также не предусмотрено. При указанных выше обстоятельствах (характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и т.п.) суд может признать невозможным сохранение за осужденным, например, права занимать должности в строительной, эксплуатационной или ремонтной индустрии магистральных трубопроводов и принять решение о лишении его права заниматься такой деятельностью на срок до трех лет.

4. В ч. 4 комментируемой статьи указаны сроки исчисления данного вида наказания, когда оно назначается в качестве дополнительного наказания. Момент начала исчисления срока наказания зависит от того, связано ли наказание осужденного с изоляцией его от общества или нет. Так, если дополнительное наказание назначается к основному наказанию, отбываемому реально, такие как арест, лишение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части, то срок его исчисления начинается с момента окончания реально отбытого наказания. Если же дополнительное наказание назначается к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении лица, то его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. Например, при назначении наказания по ч. 1 ст. 290 УК (получение взятки) в виде пяти лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности в правоохранительных органах в течение трех лет, течение срока исполнения дополнительного наказания начнется после отбытия пяти лет лишения свободы или после решения вопроса об условно-досрочном освобождении лица от основного наказания, если при этом не был решен вопрос о полном его освобождении от отбывания дополнительного наказания. В том случае, если лишение свободы лицу назначено условно, то исчисление срока дополнительного наказания определяется с момента вступления приговора в законную силу.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.