Тема 3: Теоретическая платформа и творческая практика группы «ОБЭРИУ».
На основе анализа художественных текстов и критических работ получить представление о теоретической платформе и творческой практике группы «ОБЭРИУ».
Художественные произведения -
Ванна Архимеда: К. Вагинов, Н. Заболоцкий, Д. Хармс, Н. Олейников, А. Введенский, И. Бехтерев. - Л., 1991.
Поэты группы «Обэриу»: Сб. стихов. - СПб., 1994.
Любые издания произведений указанных авторов.
Литература:
Общая характеристика группы –
Театр. 1991. Спец. выпуск.
Александров А. Эврика обэриутов // Ванна Архимеда. - Л., 1991.
Васильев И. Обэриуты: теоретическая платформа и творческая практика. Свердловск, 1991.
Герасимова А. «Обэриу»: проблема смешного // Вопросы литературы. - 1988. - № 4.
Кобринский А. ОБЭРИУ: история и поэтика // Русская литература ХХ века: Школы. Направления. Методы творческой работы/ Сб. статей. - СПб., 2002.
ФроловВ. Обэриуты (Д. Хармс и А. Введенский)// Его же. Музы пламенной сатиры. - М., 1988.
К. Вагинов –
Герасимова А. Труды и дни К. Вагинова (О творческом пути поэта) // Вопросы литературы. - 1989. - № 12.
Напельбаум Н. Памятка о поэте // Аврора. - 1990. - № 9.
Пурин А. Опыты К. Вагинова // Новый мир. - 1993. - № 8.
А. Введенский –
Мейлах М. Дверь в поэзию открыта // Введенский А. Полн. собр. пр.: В 2т. - М., 1993. Т. 1.
Александров А. Ученик Мелхиседека: о жизни и творчестве А. Введенского // Звезда. - 1990. - № 10.
Н. Олейников –
Гинзбург Л. Николай Олейников // Олейников Н. Пучина страстей. - Л., 1990.
Гинзбург Л. Олейников: о творчестве поэта // Юность. - 1988. - № 1.
Лунин Е. Дело Н. Олейникова: о трагической судьбе поэта // Аврора. - 1991. - № 1.
Д. Хармс –
Александров А. Чудодей (Личность и творчество Д. Хармса) // Хармс Д. Полет в небеса. - Л., 1991.
Кобринский А., Мейлах М., Д. Хармс: к проблеме обэриутского текста // Вопросы литературы. - 1990. - № 6.
Токарев Д. Д. Хармс: философия и творчество // Русская литература.- 1996. - № 4.
Тема 4: Литературный портрет поэта периода Великой Отечественной войны.
На основе анализа указанной литературы составьте портрет поэта периода Великой Отечественной войны. Необходимо сосредоточить внимание на йдейно-художественных особенностях творчества: основных темах, поэтике, жанровом и стилевом своеобразии произведений выбранных авторов. Все положения подтвердите анализом наиболее характерных текстов.
Литература:
Советская литература в канун Великой Отечественной войны: Научно-аналитический обзор. - М., 1991.
Петрушанская Е. Песня достается человеку. О «мистической» природе советских массовых песен // Литературное обозрение. - 1998. - № 2.
Зайцев В. Русская поэзия ХХ века. 1940-е – 1990-е г. - М., 2001.
Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. - М., 1972.
Македонов А. Поэзия народного подвига. - М., 1986.
Кузьмичев И. Жанры русской литературы военных лет. Горький, 1962.
Павловский А. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны. - Л., 1967.
«Идет война народная…»: Литература Великой Отечественной войны: 1941-1945 гг. - М., 2005.
Темы письменных работ
Современные проблемы изучения русской литературы «серебряного века».
Проблема судеб культуры и «ницшеанство» в русской литературе начала 20 в.
Философия и литература к. XIX - н. XX вв.
Натурализм к. XIX – н. XX вв.
Концепция человека в творчестве И. Куприна, И. Бунина и Л. Андреева.
Вересаевская сага о русской интеллигенции: «Без дороги», «Поветрие», «На повороте», «К жизни», «В тупике».
Художественная феноменология в творчестве И. Бунина.
Загадки русской души в прозе И. Бунина.
Тема любви и смерти в творчестве И. Бунина.
Буддизм и творчество И. Бунина.
Концепция любви в творчестве А. Куприна.
Творчество А. Куприна и первая русская эмиграция.
«Мать» М. Горького: история интерпретаций.
Драматургия М. Горького и А. Чехова.
«Религия» М. Горького.
«Деревня» И. Бунина и «Лето» М. Горького.
Философско-эстетические принципы и гражданская позиция М. Горького в публицистике /”Несвоевременные мысли”/ и автобиографической трилогии.
«Окаянные дни» И. Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького и «Интеллигенция и революция» А. Блока.
Драматургическая поэтика М. Горького.
Проблематика и поэтика рассказа А. Серафимовича «Пески».
Тема «маленького человека» в раннем творчестве И. Шмелева.
Художественный экзистенциализм в прозе Л. Андреева.
Библейские мотивы в творчестве Л. Андреева.
Повествовательные (пограничные, трагические, катастрофические и др.) ситуации в рассказах Л. Андреева.
Тема революции в творчестве Л. Андреева.
Театр Л. Андреева.
«Рассказ о семи повешенных» Л. Андреева и «Стена» Ж.-П. Сартра.
Феномен прозы В. Розанова.
«Импрессионизм» Б. Зайцева.
Общая характеристика творческой индивидуальности А. Ремизова.
Понятие символа в теоретических выступлениях символистов.
Художественная историософия Д. Мережковского в трилогии «Христос и Антихрист».
Тема Бога в лирике З. Гиппиус.
Жанровое своеобразие романа В. Брюсова «Огненный ангел».
Символистский феномен прозы Ф. Сологуба.
Тема города в творчестве В. Брюсова («Urbi et orbi» и др.) и А. Блока («Распутья», «Город» и др.).
Тема поэта и поэзии в лирике Вяч. Иванова.
Вяч. Иванов – теоретик символизма.
Язык одухотворенной предметности в лирике И. Анненского.
Театр А. Блока.
Образ поэта в лирике А. Белого («Золото в лазури», «Пепел», «Урна»).
Творчество М. Волошина и русский символизм.
«Русская усобица» в творчестве М. Волошина.
Лирический герой ранней поэзии Н. Гумилева.
Идеал и современность в лирике Н. Гумилева.
Человек и мир в ранней лирике О. Мандельштама.
Лирический герой в поэзии О. Мандельштама 1930-х гг.
Поэтический мир М. Кузмина.
Неоклассицистические тенденции в русской поэзии начала 20 в.: творчество В. Ходасевича.
Лиро-эпос С. Есенина: «Анна Снегина» и «Черный человек».
Библейские мотивы в творчестве С. Есенина.
С. Есенин и имажинизм.
С. Есенин и новокрестьянская поэзия.
«Поэма без героя» А. Ахматовой: жанр, структура, стих.
Литературный авангард 1910-1920-х гг.
Эгофутуризм Игоря Северянина.
Учение о слове В. Хлебникова.
Русская идея в литературе русского зарубежья (имена, произведения по выбору).
Блоковская концепция «крушения гуманизма».
«Конармия» И. Бабеля: проблема идейно-эстетического единства цикла.
Повести М. Булгакова 1920-х гг.:поэтика жанра.
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: история текста.
Трагедия художника в драматическом творчестве М. Булгакова («Кабала святош», «Александр Пушкин»).
Своеобразие психологизма в романе Е. Замятина «Мы».
«Донские рассказы» М. Шолохова: особенности конфликта и поэтика.
Рассказы М. Зощенко: тип героя и стиль.
Жанровое своеобразие романа М. Горького «Жизнь Клима Самгина».
Роман А. Фадеева «Разгром»: новаторское решение проблемы героя.
Абсурдистская проза Д. Хармса.
Программа воспитания нового человека и ее претворение в романе Н. Островского «Как закалялась сталь» (современное прочтение).
Новаторский характер поэмы А. Твардовского «Дом у дороги».
М. Исаковский – поэт-песенник.
Феномен русской прозы В. Набокова.
Лирический герой и время в поэмах Б. Пастернака «Лейтенант Шмидт», «1905», «Спекторский».
Рассказы А. Платонова: герои, формы повествования.
Повести А. Толстого 1920-х гг.: поэтика жанра.
«Любовь Яровая» К. Тренева и советский театр 1920-х гг.
Течение «сурового романтизма» в поэзии и прозе 1930-х гг.
Основные жанры публицистики военных лет.
Драматургическая поэтика Е. Шварца.
«Суровый романтизм» поэзии К. Симонова.
Вопросы к зачету
1. Конец XIX - н. XX вв. как культурно-историческая эпоха. Ее основные черты и факторы формирования.
2. Философия, история и теория русского символизма.
3. Теория и история акмеизма.
4. Теория и история русского футуризма. Широкое и узкое понимание футуризма.
5. Русский неореализм 1910-х гг. (имена и произведения по выбору).
6. Неоклассицистические тенденции в русской поэзии 1910-х и 1920-х гг.
7. Феномен промежуточного метода в литературе к. XIX - н. XX в.
8. Новокрестьянская поэзия 1910-х гг.
9. Пролетарская поэзия в 1910-е гг.
10. Поэзия символистов «старшего» поколения: поэтические сборники К. Бальмонта (творческая эволюция, темы, мотивы, способы создания художественной образности и т. д.).
11. Д. Мережковский как символист «старшего» поколения. Трилогия «Христос и Антихрист» в его творчестве. Своеобразие ее проблематики, жанра, поэтики. История и миф о Петре I и Петербурге в третьей части трилогии.
12. Поэзия Ф. Сологуба (творческая эволюция, темы, мотивы, способы создания художественной образности и т. д.). Идейно-художественное своеобразие и характер символики романа Ф. Сологуба «Мелкий бес».
13. В. Брюсов как теоретик и организатор символизма. Его основные поэтические сборники (темы, мотивы, способы создания художественного образа и т.д.).
14. «Огненный ангел» В. Брюсова в контексте прозы «старшего» символизма.
15. «Психологический символизм» И. Анненского.
16. А. Блок как младосимволист. Лирики Блока как художественное целое: состав, темы, мотивы, эволюция лирического героя.
17. Драматургия русского символизма. Театр А. Блока.
18. Поэма А. Блока «Двенадцать»: основные принципы построения художественного мира в поэме, соотношение идеала и действительности, принципы художественного обобщения. Полемика о поэме в современном литературоведении.
19. Поэзия А. Белого. Основные поэтические сборники.
20. Идейно-художественное своеобразие романа А. Белого «Петербург». История создания, миф о Петербурге и способы его воплощения в тексте, характер символики.
21. Творческий путь Н. Гумилева. Анализ основных поэтических сборников.
22. Дореволюционное творчество А. Ахматовой: мировосприятие, образ героини, своеобразие психологизма.
23. Лирика А. Ахматовой советской эпохи.
24. Поэмы А. Ахматовой: поэтическое содержание и форма («Реквием», «Поэма без героя» - по выбору).
25. О. Мандельштам: характеристика творческой индивидуальности. Анализ основных поэтических сборников.
26. Творчество М. Волошина: поэзия и позиция.
27. Лирика в 1920-е-1930-е гг.: историческое своеобразие и ведущие тенденции.
28. В. Маяковский и футуризм. Лирика дореволюционного периода.
29. Поэзия Маяковского в период революции и советской эпохи. Сатира.
30. Идейно-художественное своеобразие поэм В. Маяковского.
31. Творческий путь С. Есенина. Основные поэтические сборники. Темы, мотивы, образы лирики. Лики лирического героя. Эстетика в «Ключах Марии».
32. Лиро-эпос С. Есенина, разновидности жанра. «Анна Снегина» и «Черный человек». Итоговый характер произведений.
33. Поэзия М. Цветаевой. Ранние сборники. Лирика сборника «Лебединый стан». Особенности поэтики. Проза о революционной России. Интимная лирика 1920-х гг. Поэмы М. Цветаевой.
34. Творческие искания М. Горького до 1917 г. Горький и Ницше.
35. Тема борьбы с мещанством в творчестве М. Горького.
36. Социально-философская драма «На дне». Своеобразие конфликта.
37. Значение романа М. Горького «Мать» и повести «Исповедь» для творческой эволюции писателя и общественной и литературной борьбы.
38. «Жизнь Клима Самгина» как «энциклопедия русской жизни». Идейно-художественное своеобразие.
39. Основные этапы творческой эволюции В. Вересаева.
40. Концепция человека в творчестве А.Куприна (по повестям “Молох”, “Поединок”, рас. “Гранатовый браслет”, эмигрантской прозе).
41. Проза И. Бунина 1890-1900-х гг. Темы, художественное своеобразие.
42. “Деревенская эпопея” И. Бунина.
43. Идейно-художественное своеобразие рассказов И. Бунина “Братья” и “Господин из Сан-Франциско”.
44. Эмигрантское творчество И. Бунина. Роман “Жизнь Арсеньева” как опыт феноменологического романа.
45. Художественная философия Л. Андреева в рассказах 1890-х гг.(«Баргамот и Гараська», «Бездна», «Мысль» и др.). Идейно-художественное своеобразие произведений Л. Андреева «Жизнь Василия Фивейского» и «Красный смех».
46. Тема революции и ее воплощение в «Рассказе о семи повешенных» и «Тьме» Л. Андреева.
47. Драматургия Л. Андреева. Пьеса «Жизнь Человека» и др.
48. Революция и судьбы русской литературы. Понятие «первой волны» русской эмиграции. Общая характеристика литературы.
49. Основные литературные группировки в 1920-е гг.: их эстетические программы и творческая практика.
50. Восприятие Октябрьской революции разными литературными силами: на сопоставлении статьи А. Блока «Интеллигенция и революция», дневника И. Бунина «Окаянные дни», «Несвоевременных мыслей» М. Горького.
51. Гражданская война и революция в прозе 1920-х гг.
52. Героическая повесть 1920-1930-х годов.
53. Трилогия А. Толстого «Хождение по мукам» в ряду произведений о человеке и народе в переломные исторические периоды. Особенности жанра.
54. Русская историческая проза 1920-1930-х гг. и роман А. Толстого «Петр Первый». Национальная тема в произведении.
55. Проблема поиска нового героя времени в прозе 1920-х-1930-х гг.(на примере нескольких произведений по выбору).
56. Роман Е. Замятина «Мы» как художественная антиутопия. Конфликт и система персонажей.
57. Творческий путь М. Булгакова.
58. М. Булгаков-драматург.
59. «Закатный» роман М. Булгакова: идейно-художественное своеобразие, система персонажей.
60. Советская сатира 1920-х-1930-х гг.(по произведениям В. Маяковского, М. Булгакова, А. Платонова, М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова).
61. Романтическая проза 1920-х-1930-х гг.
62. Русская драма 1920-х-1930-х гг. Особенности жанра, его развитие (на произведениях В. Маяковского, К. Тренева, Вс. Вишневского, М. Афиногенова, Л. Леонова, Е. Шварца и др.).
63. Идейно-художественное своеобразие романа М. Осоргина «Сивцев вражек».
64. Русская проза В. Набокова.
65. «Доктор Живаго» Б. Пастернака: эпическое и лирическое в романе. Образ главного героя. Проблема человек и история. Образы-мотивы.
66. Творческий путь Б. Пастернака. Творческая программа поэта в книге «Сестра моя - жизнь». Природа и человек в книге «На ранних поездах». Особенности лирического героя в кн. «Второе рождение» и «Когда разгуляется».
67. Лиро-эпос Б. Пастернака: поэмы о революции.
68. «Прекрасный и яростный мир» революционной России в изображении А. Платонова: «Сокровенный человек», «Родина электричества», «Фро», «Усомнившийся Макар» и др.
69. Конкретно-историческая и философская проблематика романа А. Платонова «Чевенгур». Жанрово-композиционное своеобразие. Образ главного героя.
70. Идейно-художественное своеобразие повести А. Платонова «Котлован». Символика.
71. Литература периода Великой Отечественной войны: духовная атмосфера времени и основные идейно-эстетические тенденции.
72. Лирика периода Великой Отечественной войны.
73. Мастерство М. Шолохова-романиста.
74. Образ Григория Мелехова. Отечественные литературоведы о трагической сущности Г. Мелехова.
75. Тема Великой Отечественной войны в прозе М. Шолохова.
76. Общая характеристика литературы послевоенного возрождения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|