Тема 1. Полемика о партийности литературы и свободе творчества в начале ХХ в.
1. Гражданская и эстетическая миссия художника.
2. Что такое свобода творчества? Литература и революция.
3. Методологический принцип «народность-классовость-партийность» в марксистской критике; принцип «личность-нация» в веховской критике /Н. А.Бердяев/; брюсовский принцип экзистенциальной «свободы».
Литература:
1. Ленин В. Партийная организация и партийная литература.// Его же. Полн. собр. соч. - Т. 12.
2. Брюсов В. Аврелий. Свобода слова // Весы. -1905. -№ 11// Слово. -1990. –
№ 1,8.
3. Бердяев Н. Революция и культура // Полярная звезда. -1905-1906.- № 2. Т.1.
4. Луначарский А. Задачи социально-демократического художественного творчества // Собр. соч.: В 8 т. - М., 1964. - Т. 2.
5. Мейлах Б. Ленин и проблемы русской литературы. – М., 1985.
Тема 2. Социально-психологическая повесть в творчестве А. Куприна
1. Характер конфликта в повестях «Молох» и «Поединок».
2. Социально-политические, философские и этические проблемы в повестях «Молох» и «Поединок». Проблема естественного человека и среды.
3. Построение сюжета и система персонажей. Изображение народа (рабочих и солдат).
4. Особенности психологизма; диалог, роль пейзажа.
Литература:
1. Афанасьев В. А. И. Куприн - М., 1972.
2. Волков А. Творчество А. И. Куприна. - М., 1981.
3. Келдыш В. Русский реализм начала ХХ века. - М. 1975.
4. Крутикова Л. А. И. Куприн. - Л., 1971.
5. Кулешов Ф. Творческий путь Куприна. - Минск, 1983.
6. Дьякова Е. Александр Куприн// Русская литература рубежа веков (1890-е-начало 1920-х гг.)/ Под ред. Келдыша В. - Кн. 1.- М. 2001.
Тема 3. Поэзия «старших символистов»: К. Бальмонт и Ф. Сологуб
1. Место Бальмонта и Сологуба в русском символизме. Эволюция творчества. Основные поэтические сборники.
2. Ведущие мотивы лирики, своеобразие символики. «Мифологемы» их поэзии.
3. Словоупотребление. Искания в области ритма и рифмы.
4. Поэзия Бальмонта и Сологуба в критике символизма /сообщение/.
Литература:
1. Бальмонт К. Избранное - М., 1980. Стихотворения/ Вступит. статья Вл. Орлова - Л.,1969.
2. Сологуб Ф. Стихотворения/ Вступит. статья М. Дикман. - Л., 1975.
3. Анненский И. Книга отражений. - М., 1979.
4. Блок А. Собр. соч.: В 8 т. - М., 1962. -Т. 5.
5. Брюсов В. Собр. соч.: В 7 т. - М., 1975. -Т. 6.
6. Долгополов Л. Поэзия русского символизма 1890-1900-х гг. // История русской поэзии. В 2 т. - Л., 1969. -Т. 2. -С. 253-283.
7. Кожевникова Н. Словоупотребление в русской поэзии начала века. - М., 1986.
8. Ляпина Л. Метрический и строфический репертуар К. Д. Бальмонта// Проблемы теории стиха. - Л., 1984.
9. Бройтман С. Федор Сологуб; Корецкая И. В. Константин Бальмонт// Русская литература рубежа веков (1900-е-начало 1920-х)/ Под ред. Келдыша В. - Кн. 1. -М., 2001.
Тема 4. Лирика А. Блока
1. Поэтическая эволюция; идея «пути».
2. Концепция личности. Образы любви, Родины. Трагический гуманизм. Мотив «принятия мира».
3. Изображение зла; социальный и мистический характер зла. Образ города. Что такое «страшный мир»? «Союзники» лирического героя в борьбе с ним.
4. Проблемы творчества, тема поэта в лирике.
Литература:
1. Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. - М., 1960. -Т. 1-3.
2. Громов П. А. Блок. Его предшественники и современники. - М., 1986.
3. Минц З. Г. Поэтика Александра Блока. - СПб., 1999.
4. Архангельский Ю. Оформление символа в стихах А. Блока // Русская речь. - 1990. - № 6.
5. Максимов Д. Поэзия и проза А. Блока. - Л., 1985.
6. Гинзбург Л. О лирике. - Л., 1974. - С. 243-310.
7. Кожевникова Н. Словоупотребление в русской поэзии н. ХХ в. - М.,1986. Раздел 2.
8. Тагер Е. Мотивы «возмездия» «страшного мира» в лирике Блока // Александр Блок; Новые материалы и исследования. Литературное наследство. - Т. 92. - Кн. 1. - М., 1980.
Тема 5. Роман А. Белого «Петербург»
1. История создания и переработки романа.
2. «Миф» о Петербурге в романе. Символ «Медного всадника».
3. Семантическая структура романа: бинарные оппозиции, идея движения /Восток и Запад, Жизнь и Дух, Красное Домино-Белое Домино и др.; идея круговращения/.
4. Художественное новаторство и традиции русского романа /исповедальность и комедийность; высокий пафос и гротеск; сатира и лиризм; характер символики, особенности психологизма/. Стилистическая манера.
Литература:
1. Белый А. Петербург. - М., 1978.
2. Белый А. Петербург. - М., 1981.
3. Бердяев Н. Астральный роман // Его же. Философия творчества, культуры
и искусства. В 2 т. - М., 1994. - Т. 2.
4. Долгополов Л. А. Белый и его роман «Петербург». - Л., 1988.
5. Никитина М. 1905 год в романе А. Белого «Петербург»// Революция 1905-1907 гг. и литература. - М., 1978.
6. Пискунов В. «Второе пространство» романа А. Белого «Петербург»// Андрей Белый: Проблемы творчества. - М., 1988.
7. Топоров В. Петербургский текст в русской литературе. - СПб., 2003.
Тема 6. М. Горький и Ницше
1. Непринятие мещанства, традиционных ценностей «мещанского» общества в творчестве Ницше и Горького.
2. Полемика с христианской моралью, сострадательным гуманизмом.
3. Сходства и различия в позитивных программах Ницше и Горького /демократизм Горького и антидемократизм Ницше; гимн разуму и культ инстинктов/.
Литература:
1. М. Горький. Старуха Изергиль. Макар Чудра. Хан и его сын. Челкаш. Тоска. Мой спутник. Мальва. О чиже, который лгал, и о дятле, любителе истины. Заметки о мещанстве.
2. Ф. Ницше. Так говорил Заратустра. - М., 1990; Антихристианин // Сумерки богов. - М., 1989.
3. М. Горький: Pro et contra. - СПб., 1997. Разделы 3,4.
4. Михайловский Н. Еще о Максиме Горьком и его героях// Статьи о русской литературе 19-н.20 в. - Л.,1989.
5. Колобаева Л. Горький и Ницше // Вопросы литературы. - 1990. - № 10.
6. Бабаян Э. Ранний Горький: У идейных истоков творчества. - М., 1973.
7. Злобин В. К проблемам горьковской концепции человека // Вопросы горьковедения: Межвуз. сб-к. - Горький, 1985.
8. Одуев С. Тропами Заратустры. - М., 1971.
Тема 7. Повесть М. Горького «Исповедь» как произведение богостроительного этапа в творчестве писателя
1. Что такое богостроительство и богоискательство?
2. Полемика повести с официальной религией.
3. Традиции русской литературы; жанровое своеобразие повести.
4. Воплощение в композиции и образном строе произведения идеи бога-народа.
5. Полемика с Ф. Достоевским: «Исповедь» и «Братья Карамазовы».
Литература:
1. Русская философия. Словарь / Под ред. М. Маслина. - М., 1995.
2. М. Горький : Pro et contra. - СПб., 1997. Раздел 4.
3. Цвик И. Религия и декаденство в России. - Кишинев, 1985.
4. Ленин В. Письмо М. Горькому// Полн. собр. соч. - Т. 48. - С. 230-233.
5. Збандуто П. Г. В. Плеханов – критик А. М. Горького // Труды Одесского университета. 1962. - Т. 152. Серия филологических наук. Вып. 13. - С. 5-14.
6. Никитин Е. «Исповедь» Горького: новое прочтение. - М. 2000.
Тема 8. Личность в дореволюционном творчестве В. Маяковского
1. Образ лирического героя. Пафос протеста. Бунт против общества, государства, бога, традиционных ценностей
2. Этические проблемы: жалость и безжалостность, сострадание и жестокость, одиночество, отчуждение, характер любовной драмы. Общечеловеческие мотивы.
3. Проблема сверхчеловека. Взаимодействие с ницшеанством.
Литература:
1. Маяковский В. Лирика 1913-1916 гг. Владимир Маяковский. Облако в штанах. (По любому изданию).
2. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - М. 1990.
3. Альфонсов В. Слово нам нужно для жизни: В поэтическом мире Маяковского. - Л., 1983.
4. Катанян В. Маяковский: Хроника жизни и деятельности. - М., 1985.
5. Петросов К. Творчество В. В. Маяковского (о русской поэтической традиции и новаторстве). -М., 1985.
6. Сарычев В. Маяковский: Нравственные искания. - Воронеж, 1984.
7. Чуковский К. Ахматова и Маяковский // Вопросы литературы. -1989. -№ 1.
8. Эткинд Е. Рык. О поэтике Маяковского; Там, внутри// Его же. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. - СПб., 1997.
Темы к модулю 2
Тема 9. Поэзия В. Маяковского советской эпохи
1. Понимание революционного искусства в русском футуризме. Преломление футуристических идеалов Маяковским.
2. Понимание Маяковским личного мира в послереволюционной поэзии. Пафос коллективизма. Тема любви.
3. Образ автора в послереволюционном творчестве.
4. Идея «социального» заказа. Установка на «литературу факта». Факт и обобщение в творчестве Маяковского.
5. Особенности работы со словом. Стих Маяковского.
6. Современные споры о творчестве и личности Маяковского.
Литература:
1. Асеев Н. Работа Маяковского над поэмой «Про это»// Его же. Родословная поэзии. - М., 1990. - С. 164-193.
2. Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. - М., 1990. Или // Театр. 1989. № 7-10.
3. Лейдерман Н. Энергия и инерция бунта (Воля и судьба лирического героя Владимира Маяковского)// Его же. Русская литературная классика ХХ века. - Екатеринбург, 1996.
4. Шенгели Т. Маяковский во весь рост (1927) // Вопросы литературы. - 1990.
- № 11-12.
5. Полонская В. Воспоминания // Вопросы литературы. - 1989. - № 5.
6. Черемин Г. Из истории изучения творчества Маяковского /Маяковский и культ личности Сталина/ // Русская литература. - 1989.- № 2.
7. Маяковский и современность. - М., 1985.
8. Халфин Ю. Апостол хозяина // Век ХХ и мир. - 1990. - № 8.
9. Якобсон Р. О поколении, растерявших своих поэтов // Вопросы литературы. - 1990. - № 11-12.
10. Первая эмиграция о Маяковском // Литературное обозрение. - 1992. № 3-4.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|