Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1. Полемика о партийности литературы и свободе творчества в начале ХХ в.





1. Гражданская и эстетическая миссия художника.

2. Что такое свобода творчества? Литература и революция.

3. Методологический принцип «народность-классовость-партийность» в марксистской критике; принцип «личность-нация» в веховской критике /Н. А.Бердяев/; брюсовский принцип экзистенциальной «свободы».

Литература:

1. Ленин В. Партийная организация и партийная литература.// Его же. Полн. собр. соч. - Т. 12.

2. Брюсов В. Аврелий. Свобода слова // Весы. -1905. -№ 11// Слово. -1990. –

№ 1,8.

3. Бердяев Н. Революция и культура // Полярная звезда. -1905-1906.- № 2. Т.1.

4. Луначарский А. Задачи социально-демократического художественного творчества // Собр. соч.: В 8 т. - М., 1964. - Т. 2.

5. Мейлах Б. Ленин и проблемы русской литературы. – М., 1985.

Тема 2. Социально-психологическая повесть в творчестве А. Куприна

1. Характер конфликта в повестях «Молох» и «Поединок».

2. Социально-политические, философские и этические проблемы в повестях «Молох» и «Поединок». Проблема естественного человека и среды.

3. Построение сюжета и система персонажей. Изображение народа (рабочих и солдат).

4. Особенности психологизма; диалог, роль пейзажа.



 

Литература:

1. Афанасьев В. А. И. Куприн - М., 1972.

2. Волков А. Творчество А. И. Куприна. - М., 1981.

3. Келдыш В. Русский реализм начала ХХ века. - М. 1975.

4. Крутикова Л. А. И. Куприн. - Л., 1971.

5. Кулешов Ф. Творческий путь Куприна. - Минск, 1983.

6. Дьякова Е. Александр Куприн// Русская литература рубежа веков (1890-е-начало 1920-х гг.)/ Под ред. Келдыша В. - Кн. 1.- М. 2001.

 

Тема 3. Поэзия «старших символистов»: К. Бальмонт и Ф. Сологуб

1. Место Бальмонта и Сологуба в русском символизме. Эволюция творчества. Основные поэтические сборники.

2. Ведущие мотивы лирики, своеобразие символики. «Мифологемы» их поэзии.

3. Словоупотребление. Искания в области ритма и рифмы.

4. Поэзия Бальмонта и Сологуба в критике символизма /сообщение/.

 

Литература:

1. Бальмонт К. Избранное - М., 1980. Стихотворения/ Вступит. статья Вл. Орлова - Л.,1969.

2. Сологуб Ф. Стихотворения/ Вступит. статья М. Дикман. - Л., 1975.

3. Анненский И. Книга отражений. - М., 1979.

4. Блок А. Собр. соч.: В 8 т. - М., 1962. -Т. 5.

5. Брюсов В. Собр. соч.: В 7 т. - М., 1975. -Т. 6.

6. Долгополов Л. Поэзия русского символизма 1890-1900-х гг. // История русской поэзии. В 2 т. - Л., 1969. -Т. 2. -С. 253-283.



7. Кожевникова Н. Словоупотребление в русской поэзии начала века. - М., 1986.

8. Ляпина Л. Метрический и строфический репертуар К. Д. Бальмонта// Проблемы теории стиха. - Л., 1984.

9. Бройтман С. Федор Сологуб; Корецкая И. В. Константин Бальмонт// Русская литература рубежа веков (1900-е-начало 1920-х)/ Под ред. Келдыша В. - Кн. 1. -М., 2001.

Тема 4. Лирика А. Блока

1. Поэтическая эволюция; идея «пути».

2. Концепция личности. Образы любви, Родины. Трагический гуманизм. Мотив «принятия мира».

3. Изображение зла; социальный и мистический характер зла. Образ города. Что такое «страшный мир»? «Союзники» лирического героя в борьбе с ним.

4. Проблемы творчества, тема поэта в лирике.

Литература:

1. Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. - М., 1960. -Т. 1-3.

2. Громов П. А. Блок. Его предшественники и современники. - М., 1986.

3. Минц З. Г. Поэтика Александра Блока. - СПб., 1999.

4. Архангельский Ю. Оформление символа в стихах А. Блока // Русская речь. - 1990. - № 6.

5. Максимов Д. Поэзия и проза А. Блока. - Л., 1985.

6. Гинзбург Л. О лирике. - Л., 1974. - С. 243-310.

7. Кожевникова Н. Словоупотребление в русской поэзии н. ХХ в. - М.,1986. Раздел 2.

8. Тагер Е. Мотивы «возмездия» «страшного мира» в лирике Блока // Александр Блок; Новые материалы и исследования. Литературное наследство. - Т. 92. - Кн. 1. - М., 1980.

Тема 5. Роман А. Белого «Петербург»

1. История создания и переработки романа.

2. «Миф» о Петербурге в романе. Символ «Медного всадника».

3. Семантическая структура романа: бинарные оппозиции, идея движения /Восток и Запад, Жизнь и Дух, Красное Домино-Белое Домино и др.; идея круговращения/.



4. Художественное новаторство и традиции русского романа /исповедальность и комедийность; высокий пафос и гротеск; сатира и лиризм; характер символики, особенности психологизма/. Стилистическая манера.

Литература:

1. Белый А. Петербург. - М., 1978.

2. Белый А. Петербург. - М., 1981.

3. Бердяев Н. Астральный роман // Его же. Философия творчества, культуры

и искусства. В 2 т. - М., 1994. - Т. 2.

4. Долгополов Л. А. Белый и его роман «Петербург». - Л., 1988.

5. Никитина М. 1905 год в романе А. Белого «Петербург»// Революция 1905-1907 гг. и литература. - М., 1978.

6. Пискунов В. «Второе пространство» романа А. Белого «Петербург»// Андрей Белый: Проблемы творчества. - М., 1988.

7. Топоров В. Петербургский текст в русской литературе. - СПб., 2003.

 

Тема 6. М. Горький и Ницше

1. Непринятие мещанства, традиционных ценностей «мещанского» общества в творчестве Ницше и Горького.

2. Полемика с христианской моралью, сострадательным гуманизмом.

3. Сходства и различия в позитивных программах Ницше и Горького /демократизм Горького и антидемократизм Ницше; гимн разуму и культ инстинктов/.

 

Литература:

1. М. Горький. Старуха Изергиль. Макар Чудра. Хан и его сын. Челкаш. Тоска. Мой спутник. Мальва. О чиже, который лгал, и о дятле, любителе истины. Заметки о мещанстве.

2. Ф. Ницше. Так говорил Заратустра. - М., 1990; Антихристианин // Сумерки богов. - М., 1989.

3. М. Горький: Pro et contra. - СПб., 1997. Разделы 3,4.

4. Михайловский Н. Еще о Максиме Горьком и его героях// Статьи о русской литературе 19-н.20 в. - Л.,1989.

5. Колобаева Л. Горький и Ницше // Вопросы литературы. - 1990. - № 10.

6. Бабаян Э. Ранний Горький: У идейных истоков творчества. - М., 1973.

7. Злобин В. К проблемам горьковской концепции человека // Вопросы горьковедения: Межвуз. сб-к. - Горький, 1985.

8. Одуев С. Тропами Заратустры. - М., 1971.

 

Тема 7. Повесть М. Горького «Исповедь» как произведение богостроительного этапа в творчестве писателя

1. Что такое богостроительство и богоискательство?

2. Полемика повести с официальной религией.

3. Традиции русской литературы; жанровое своеобразие повести.

4. Воплощение в композиции и образном строе произведения идеи бога-народа.

5. Полемика с Ф. Достоевским: «Исповедь» и «Братья Карамазовы».

Литература:

1. Русская философия. Словарь / Под ред. М. Маслина. - М., 1995.

2. М. Горький : Pro et contra. - СПб., 1997. Раздел 4.

3. Цвик И. Религия и декаденство в России. - Кишинев, 1985.

4. Ленин В. Письмо М. Горькому// Полн. собр. соч. - Т. 48. - С. 230-233.

5. Збандуто П. Г. В. Плеханов – критик А. М. Горького // Труды Одесского университета. 1962. - Т. 152. Серия филологических наук. Вып. 13. - С. 5-14.

6. Никитин Е. «Исповедь» Горького: новое прочтение. - М. 2000.

 

Тема 8. Личность в дореволюционном творчестве В. Маяковского

1. Образ лирического героя. Пафос протеста. Бунт против общества, государства, бога, традиционных ценностей

2. Этические проблемы: жалость и безжалостность, сострадание и жестокость, одиночество, отчуждение, характер любовной драмы. Общечеловеческие мотивы.

3. Проблема сверхчеловека. Взаимодействие с ницшеанством.

 

Литература:

1. Маяковский В. Лирика 1913-1916 гг. Владимир Маяковский. Облако в штанах. (По любому изданию).

2. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. - М. 1990.

3. Альфонсов В. Слово нам нужно для жизни: В поэтическом мире Маяковского. - Л., 1983.

4. Катанян В. Маяковский: Хроника жизни и деятельности. - М., 1985.

5. Петросов К. Творчество В. В. Маяковского (о русской поэтической традиции и новаторстве). -М., 1985.

6. Сарычев В. Маяковский: Нравственные искания. - Воронеж, 1984.

7. Чуковский К. Ахматова и Маяковский // Вопросы литературы. -1989. -№ 1.

8. Эткинд Е. Рык. О поэтике Маяковского; Там, внутри// Его же. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. - СПб., 1997.

 

Темы к модулю 2

Тема 9. Поэзия В. Маяковского советской эпохи

1. Понимание революционного искусства в русском футуризме. Преломление футуристических идеалов Маяковским.

2. Понимание Маяковским личного мира в послереволюционной поэзии. Пафос коллективизма. Тема любви.

3. Образ автора в послереволюционном творчестве.

4. Идея «социального» заказа. Установка на «литературу факта». Факт и обобщение в творчестве Маяковского.

5. Особенности работы со словом. Стих Маяковского.

6. Современные споры о творчестве и личности Маяковского.

Литература:

1. Асеев Н. Работа Маяковского над поэмой «Про это»// Его же. Родословная поэзии. - М., 1990. - С. 164-193.

2. Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. - М., 1990. Или // Театр. 1989. № 7-10.

3. Лейдерман Н. Энергия и инерция бунта (Воля и судьба лирического героя Владимира Маяковского)// Его же. Русская литературная классика ХХ века. - Екатеринбург, 1996.

4. Шенгели Т. Маяковский во весь рост (1927) // Вопросы литературы. - 1990.

- № 11-12.

5. Полонская В. Воспоминания // Вопросы литературы. - 1989. - № 5.

6. Черемин Г. Из истории изучения творчества Маяковского /Маяковский и культ личности Сталина/ // Русская литература. - 1989.- № 2.

7. Маяковский и современность. - М., 1985.

8. Халфин Ю. Апостол хозяина // Век ХХ и мир. - 1990. - № 8.

9. Якобсон Р. О поколении, растерявших своих поэтов // Вопросы литературы. - 1990. - № 11-12.

10. Первая эмиграция о Маяковском // Литературное обозрение. - 1992. № 3-4.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.