Часть I. История русской литературы к. 1890-х – сер. 50-х г.
№
| Виды контрольных мероприятий
| Количество баллов за 1 контрольное мероприятие
| Модуль 1 «Литература конца XIX - начала XX вв. (1890-е – начало 1920-х гг.).»
| Модуль 2 «Литература начала 1920-х - начала 1950-х гг.»
| Кол-во баллов
| Кол-во баллов
|
| Текущий контроль
|
|
|
| 1.1
| Посещение занятий
|
|
|
| 1.2
| Работа над проектными заданиями
|
|
|
| 1.3
| Участие в дискуссии
|
|
|
|
| Рубежный контроль
|
|
|
| 2.1
| Реферат
|
|
|
| 2.2
| Презентация
|
|
|
| 2.3
| Тестирование
|
|
|
|
| Промежуточная аттестация
|
|
|
|
| Зачет
|
|
|
|
Часть II. История русской литературы
№
| Виды контрольных мероприятий
| Количество баллов за 1 контрольное мероприятие
| Модуль 1 «Литература середины 1950-х - 1960-х гг»
| Модуль 2
«Литература 1960-х - 1980-х гг.»
|
Модуль 3
«Литература 1990-х - 2000-х гг.»
| Кол-во баллов
| Кол-во баллов
|
|
| Текущий контроль
|
|
|
|
| 1.1
| Посещение занятий
|
|
|
|
| 1.2
| Работа над проектными заданиями
|
|
|
|
| 1.3
| Участие в дискуссии
|
|
|
|
|
| Рубежный контроль
|
|
|
|
| 2.1
| Реферат
|
|
|
|
| 2.2
| Презентация
|
| |
|
| 2.3
| Тестирование
|
|
| |
|
| Промежуточная аттестация
|
|
|
|
|
| Экзамен
|
|
|
|
| ПРИЛОЖЕНИЕ
Модуль I. Литература конца XIX - начала XX вв. (1890-е – начало 1920-х гг.).
Поэты и писатели в литературном процессе.
В. Вересаев (1867-1945).
Изображение общественных исканий русской демократической интеллигенции начала века. Повести "Без дороги", "Поветрие", "На повороте". Книга "Записки врача". Вересаев в "Среде" и "Знании". Изображение кризиса в деревне ("Лизар", "В сухом тумане"). Книга "Живая жизнь". Публицистичность прозы.
А. Куприн (1870-1938).
Куприн и традиции русского реализма 19 в. Проза 1890-х гг. Демократическая настроенность, особенности гуманизма. Социально-психологическая повесть "Молох". Проблема "естественного человека" в творчестве 1890-х гг. (повесть "Олеся").
Творчество 1900-х гг. Повесть «Поединок» как высшее достижение психологического реализма писателя.
Творчество Куприна 1910-х гг. Утверждение высоких нравственных идеалов и пессимистические настроения (рассказы "Гамбринус", "Гранатовый браслет", повесть "Яма").
Эмиграция в 1919 г. Автобиографический роман "Юнкера". Роман "Жанета". Возвращение на родину в 1937 г.
И. Бунин (1870-1953).
Поэзия И. Бунина. Тема родины, русской природы (сборник "Листопад").
Проза 1890-1900 гг. Изображение распада устоев дворянской усадьбы ("Танька", "На край света", "На хуторе", "Антоновские яблоки").
Космически-пантеистическая тема ("Сосны", "Новая дорога").
Творчество Бунина предоктябрьского десятилетия ("Руда").
"Деревенская эпопея" Бунина. Изображение духовной темноты и экономической отсталости русской деревни ("Веселый двор", "Худая трава", "Захар Воробьев"). Изображение распада помещичье-крестьянской Руси в повести "Суходол". Осмысление опыта революции и русского национального характера в повести "Деревня".
Социальное и космическое зло в рассказах "Братья" и "Господин из Сан-Франциско". Отношение к буржуазной цивилизации.
Отрицательное отношение к революции 1917 г. ("Окаянные дни").
Эмигрантское творчество писателя. Роман "Жизнь Арсеньева" как лирическая исповедь героя и опыт феноменологического романа. Тема любви ("Митина любовь", "Солнечный удар", сборник "Темные аллеи").
Бунин о личности художника ("Освобождение Толстого").
Бунин и модернизм.
Стиль Бунина.
Л. Андреев (1871-1919).
Традиции "натуральной школы" Ф. Достоевского и А. Чехова. Экспрессионизм Л. Андреева.
Рассказы 1890-х гг. Сентиментально-утопический гуманизм рассказов "Баргамот и Гараська", "Петька на даче", "Ангелочек", "Кусака".
Влияние на миропонимание Андреева западных философов (А. Шопенгауэра, Ф. Ницше). Рассказы “Стена”, “Бездна”, “Мысль”.
Рассказы "Жизнь Василия Фивейского" и "Красный смех". Движение к экспрессионизму.
Человек и рок как центральная проблема творчества Андреева.
Произведения периода первой русской революции и предоктябрьского десятилетия. Пьеса "К звездам". Идея детерминированности социальной психологии человека "высшими законами" бытия ("Так было", "Губернатор", "Жизнь Человека", "Рассказ о семи повешенных").
Обострение противоречий в творчестве писателя. Рассказ "Тьма".
Экзистенциалистские и экспрессионистские тенденции в творчестве. Эмиграция.
И. Шмелев (1873-1950).
Творчество 1900-х гг. Нравственные и социальные искания героев Шмелева. Повесть «Человек из ресторана». Влияние идей Л.Толстого и Ф.Достоевского. Сказ в повести.
Эмиграция. «Солнце мертвых» - первая книга Шмелева в эмиграции. Пафос книги «Плач о России». Автобиографические произведения «Лето Господне» и «Богомолье». Особенности стиля писателя.
М. Горький (1868-1936).
Творческие искания в прозе до 1917 г. Традиции романтической литературы в рассказах 1890-х гг. ("Макар Чудра", "Старуха Изергиль"). "Песня о Соколе". Горький и Ницше.
Рассказы "Челкаш", "Мальва", "Коновалов", "Супруги Орловы".
Роман "Фома Гордеев": борьба с пассивным гуманизмом.
Проза "Окуровского цикла", ее антимещанский пафос ("Городок Оку-ров", "Жизнь Матвея Кожемякина").
Изображение Родины и народа в цикле рассказов и очерков "По Руси", "Сказки об Италии". Своеобразие героики и романтизма.
Автобиографическая трилогия "Детство", "В людях" и "Мои университеты". Личность и окружающая среда, реализм изображения.
Горький в общественной и литературной борьбе.
Драматургия. Социально-философская драма "На дне". Концепция человека. Правда и религия. Пьеса "Мещане". Обличение мещанства и утверждение героя времени. Горьковская социология мещан в "Заметках о мещанстве".
Пьесы об интеллигенции ("Дачники", "Дети солнца", "Варвары").
Драматургия конца 1900-1910-х гг. "Васса Железнова", "Старик", "Зыковы". Этическая и философская проблематика пьес.
Драматургия советских лет. Жанр "семейной драмы". Социальная психология в сюжете и характерах пьесы "Егор Булычев и другие".
Горький как основоположник реализма социалистической идеологии. Статья "Советская литература".
Значение романа "Мать" и пьесы "Враги" в литературной и общественной борьбе.
"Богостроительство" Горького (повесть "Исповедь").
Романы "Дело Артамоновых" и "Жизнь Клима Самгина" как произведения о русской действительности в ее революционном развитии. "Жизнь Клима Самгина" как "энциклопедия русской жизни", роман-эпопея. Проблема авторской позиции.
Документальная проза Горького. Очерки "Лев Толстой" и "В. И. Ленин". Жанр литературного портрета. Проблематика "Несвоевременных мыслей". Цикл "По Советскому Союзу" и статья "Если враг не сдается…". Статьи о литературе.
Гражданская драма Горького. Дискуссия о "новом Горьком".
Д. Мережковский (1865-1941),
З. Гиппиус (1868-1945).
Мережковский как поэт, прозаик, теоретик символизма, литературный критик. Неохристианство Мережковского, идея Третьего Завета.
Трилогия "Христос и Антихрист". Философия истории. Своеобразие проблематики, жанра и поэтики трилогии. История и миф о Петре I и Петербурге в романе «Антихрист. Петр и Алексей».
Основные этапы творческого пути З. Гиппиус. Литературная критика Антона Крайнего.
Основные темы и мотивы лирики З. Гиппиус, тема Божьего Завета, идеи неохристианства Мережковского ("Христу", "За Дьявола Тебя молю…" и др.), мотивы оправдания Антихриста и др.
Враждебное отношение к Октябрю З. Гиппиус и Д. Мережковского. Эмиграция.
К. Бальмонт (1867-1942).
Бальмонт - поэт импрессионистической стилевой тенденции в поэзии старших символистов. Программный индивидуализм ранней поэзии.
Творческая эволюция поэта. Декларация жизнеутверждения. Сб. «Горящие здания» и «Будем как Солнце». Космогоническая картина мира, гимны стихиям.
Революционная поэзия 1900-х гг.
Неприятие большевизма. Книга «Революционер я или нет?». Эмиграция.
Ф. Сологуб (1863-1927).
Ф. Сологуб и «Северный вестник». Ранняя поэзия. Роман «Тяжелые сны».
«Мелкий бес». Осмысление традиций русского классического реализма (Н. Гоголя, Ф. Достоевского, М. Салтыкова-Щедрина). Концепция человеческой натуры. В. Ленин о социальной типичности Передонова. Г. Адамович: «Передонов - не тип, а «больная выдумка».
Солипсизм в мировоззрении Сологуба.
Символы-мотивы в поэзии Сологуба. Концепция жизни как цепи преображений (сб. «Пламенный круг»).
Неприятие Октября. Последние стихи Сологуба («Подыши еще немного…»).
В. Брюсов (1873-1924).
Брюсов как теоретик и организатор символизма. Особая позиция в символизме.
Основные мотивы лирики. Образы мифологии, истории, современности, урбанизм. Брюсов и революция. Книги "Tertia Vigilia", "Urbi et Orbi", "Stephanos".
Брюсов - прозаик ("Огненный ангел").
А. Блок (1880-1921).
А. Блок как младосимволист.
Лирика А. Блока. Традиции и новаторство. Эволюция мотивов. Проблема цикла в лирике поэта. Эволюция лирического героя в "трилогии вочеловеченья".
Циклы "Стихи о Прекрасной Даме" (мистическая романтика и влияние идей Вл. Соловьева), "Город", "Снежная маска", "Вольные мысли", "Страшный мир" (тема Человека), "Ямбы" (усиление общественных мотивов), "Возмездие", "Арфы и скрипки", "Родина" (тема исторических судеб России).
Театр Блока ("Балаганчик", "Роза и крест").
Поэмы "Соловьиный сад" и "Возмездие", их программное значение в творческих исканиях поэта, жанровые и стилевые особенности.
Блок и революция 1917 г. Поэма "Двенадцать". Статьи "Интеллигенция и Революция", "Крушение гуманизма" и др.
А. Белый (1880-1934).
А. Белый как ведущий теоретик младосимволизма ("Символизм как миропонимание" и др. статьи).
Сб. "Золото в лазури". Мистические чаяния и предвестия.
Революция 1905 г. Сб. "Пепел" и "Урна".
Проза А. Белого. Роман "Петербург". Тематика, проблематика и художественное своеобразие.
Н. Гумилев (1886-1921).
Гумилев как теоретик акмеизма и основатель "Цеха поэтов". Ранняя романтическая лирика. Сб. "Романтические цветы". Книга стихотворений "Жемчуга". Сб. "Чужое небо". Мистическое своеобразие стихов. Военные стихи. Сб. "Колчан".
Сб. "Огненный столп" - итог творческих исканий поэта.
Трагическая судьба поэта.
С. Есенин (1895-1925).
Крестьянская Русь в раннем творчестве ("Поет зима - аукает…", "Гой ты, Русь…", "Устал я жить в родном краю…").
Идейное разногласие стихов о советской России ("Я последний поэт деревни…", "Русь советская" и др.). Метафизика революции в поэмах 1916-1918 гг. (поэма "Инония").
Лиро-эпос "Анна Снегина", идейное содержание и поэтика. Стихотворные поэмы "Пугачев" и "Страна негодяев". Особенности образа лирического героя в "Москве кабацкой".
Интимная лирика. "Персидские мотивы". Эстетика С. Есенина. "Ключи Марии".
В. Маяковский (1893-1930).
Футуристический дебют: "Ночь", "Утро", ”А вы могли бы?”, литературные декларации.
Поэма "Облако в штанах" как программное произведение. Проблематика, композиция, лирический герой. Романтический пафос творчества ("Надоело", "Дешевая распродажа", “Послушайте”, “Вам!”, “Революция. Поэтохроника”). Трагедия “Владимир Маяковский”.
Лирика в период революции ( "Ода революции", "Левый марш"). Концепция человека ("Товарищу Нетте…", “Письмо товарищу Кострову о сущности любви”, поэма "Человек", "Флейта-позвоночник").
Стихи о «месте поэта в рабочем строю»: “Сергею Есенину”, “Разговор с фининспектором ”, “Во весь голос”.
Поэмы "Люблю", "Про это". Личное и общественное в поэмах. Трагические мотивы в поэме "Про это".
Реализм и революционная романтика в поэмах "Владимир Ильич Ленин" и "Хорошо".
Сатира Маяковского ("О дряни", "Прозаседавшиеся", "Подлиза"). Дореволюционные "гимны": "Гимн ученому", "Гимн критику" и т.д.
Пьесы "Клоп" и "Баня". Их идейное содержание и художественные особенности. Гражданская трагедия Маяковского.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы социально-политические и культурно-исторические факторы, оказавшие влияния на формирование художественной системы модернизма?
2. Против каких трех категорий предыдущей культурной эпохи, с точки зрения Н. Бердяева, выступили представители модернизма?
3. Что, по Н. Бердяеву, является источниками русского модернизма?
4. Какими чертами характеризуется русский модернизм?
5. Как выражался синэстетизм в искусстве и – уже – в литературе к. 19 – начала 20 вв.?
6. Какие литературные течения в русской литературе представляют модернизм?
7. Кто входил в товарищество «Знание», каковы были их идейно-эстетические позиции?
8. Что такое «декаданс»?
9. В чем суть «ницшеанства» в русской литературе начале 20 в.?
10. В чем отличие декаданса от символизма в контексте русской литературы начала 20 века?
11. Какие философские источники русского символизма вы знаете?
12. Что такое «двоемирие» в философско-эстетической концепции символизма?
13. Что такое символ с точки зрения символистов?
14. Какие два периода были в развитии русского символизма?
15. Что такое символистский роман?
16. Как А. Блок называл свои три тома лирики?
17. Что, по замыслу А. Белого, должно было входить в его первую прозаическую трилогию?
18. Как соотносится система эстетических взглядов акмеистов с художественным мировидением русских символистов?
19. Какова роль «вещи» в ранней поэзии А. Ахматовой?
20. Почему акмеизм иногда расценивают как третью волну символизма?
21. Что являлось преобладающей стилевой сферой поэзии И. Анненского?
22. Что такое «узкое» и «широкое» понимание феномена русского футуризма?
23. Творчество каких поэтов и писателей начала 20 в. рассматривается вне контекста течений и направлений?
24. Как проявляется феноменологичность художественного мышления И. Бунина в его «Антоновских яблоках»?
25. В каких произведениях и как проявлялось богостроительство М. Горького?
26. Какие типы героев были выделены Михайловским в ранних рассказах М. Горького?
27. Как и в каких произведениях Л. Андреева решается проблема взаимоотношений человека и рока?
28. Какие темы являются центральными в послереволюционной поэзии В.Маяковского?
29. В чем отличие взглядов А. Блока, М. Горького и И. Бунина на события революции в России?
30. В чем суть историософской концепции Д. Мережковского в его трилогии «Христос и Антихрист»?
31. В чем заключался смысл работы В. Хлебникова со словом?
32. Что такое «новокрестьянская» поэзия?
Модуль II.
Литература начала1920-х - середины 1950-х гг.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|