Сделай Сам Свою Работу на 5

Часть I. История русской литературы к. 1890-х – сер. 50-х г.





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

История русской литературы ХХ-ХХIвв.

Наименование подготовки филология 032700
Профиль подготовки «Отечественная филология (Русский язык и литература)
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Форма обучения очная

Разработчики

Калашникова С.М., к.филол.н., ст. преподав.

 

Осипова Т.О., к.филол.н., доцент

Ростов-на-Дону – 2012

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ:

1.1 Цель дисциплины – в соответствии с требованиями «Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 «Филология» (профиль «Отечественная филология (Русский язык и литература)» и бакалаврской основной образовательной программы ВПО по тому же профилю, разработанной на факультете филологии и журналистики Южного федерального университета, подготовить обучающихся к эффективному освоению эстетического богатства и основных тенденций развития русской литературы ХХ-ХХI веков, к осознанному воссозданию целостной картины историко-литературного развития русского ХХ столетия, ее жанрового и стилевого разнообразия для обеспечения успешности последующей профессиональной деятельности в таких сферах профессиональной деятельности, как прикладная (редакторская, экспертная, аналитическая) – в учреждениях образования, культуры, управления, средств массовой коммуникации и т.д., проектная – в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, литературных и литературно-художественных музеях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, издательской и иных подобных областях, педагогическая – в системе среднего общего и среднего профессионального образования, научно-исследовательская – в научных и научно-педагогических учреждениях и организациях или подразделениях, а также организационно-управленческая.



Курс призван сформировать у обучающихся систему знаний по истории русской литературы ХХ–ХХI вв., выработать у студентов навыки и умения, связанные с анализом литературного произведения.

 

1.2 Задачи дисциплины:

1) дать обзор культурно-исторического фона;



2) обозначить основные тенденции развития русской литературы ХХ-ХХI вв.;

3) раскрыть связь между двумя потоками русской литературы ХХ века – метрополии и диаспоры;

4) сопоставить русскую литературы ХХ-ХХIвв. с основными тенденциями развития европейской культуры;

5) углубить представления студентов о литературном процессе ХХ века;

6) определить место русской литературы ХХ-ХХI вв. в истории мировой литературы.

 

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

В соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 Филология» и бакалаврской основной образовательной программой ВПО по тому же профилю, разработанной на факультете филологии и журналистики Южного федерального университета, настоящая дисциплина включается в вариативную часть профессионального цикла (Б3). Базу для его изучения составляют компетенции, полученные обучающимися в рамках таких дисциплин, как «История», «Философия», «Основы филологии», «Введение в литературоведение», «Методика и техника литературоведческого исследования», «История русской литературы XI–XIX веков», «Литература русского зарубежья», «История русской литературной критики», «Теория литературы».

В свою очередь овладение компетенциями в рамках курса истории русской литературы ХХ – начала ХХI вв. оказывается необходимым при освоении курса «Теория литературы», написании выпускной квалификационной работы, а также магистерских курсов «История и методология отечественной филологии», «Художественный мир современной прозы», «Историософская проза в русской литературе» и др., при прохождении педагогической практики в магистратуре.



На изучение дисциплины отводится 180 часов (5 кредитных единиц): 68 часов аудиторных занятий и 85 часов самостоятельной работы студентов в 6 и 7 семестрах.

В 6 семестре: 36 часов аудиторных занятий: лекций 18 ч., практических занятий 18 ч. (16 часов – в интерактивной форме), самостоятельной работы 36 ч., зачет.

В 7 семестре: 32 часа аудиторных занятий: лекций – 16 час., практических занятий – 16 час. (14 час. – в интерактивной форме), самостоятельной работы – 49 час., 27 часов - экзамен.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина способствует формированию у обучающихся следующих компетенций, предусматриваемых ФГОС ВПО:

общекультурных:

владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1).

общепрофессиональных:

способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории литературы, литературоведческого анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

владение базовыми навыками сбора и анализа литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

по видам деятельности с учетом профиля подготовки:

в научно-исследовательской деятельности:

способность применять полученные знания в области теории и истории литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);

владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);

в педагогической деятельности:

способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по литературе в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования (ПК-9);

готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися (ПК-11).

в прикладной деятельности:

владение базовыми навыками доработки и обработки (например, комментирование, реферирование) литературоведческих текстов (ПК-13).

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны

знать:

историю русской литературы русской ХХ-ХХI веков, разнообразные точки зрения ученых по этому вопросу;

основные этапы развития литературы данного периода в ее жанровом и стилевом многообразии:

уметь:

анализировать литературный текст, выявляя его проблематику, жанровое и стилевое своеобразие;

определить место изучаемого литературного произведения как в истории отечественной литературы ХХ - ХХI в., так и в истории мировой литературы;

вести дискуссии на профессионально ориентированные темы;

творчески применять знания, полученные в рамках изучения дисциплины, при написании докладов, курсовых и выпускных квалификационных работ;

владеть:

навыками поиска, отбора и использования научной информации по проблемам курса;

основным методами и приемами анализа литературного произведения.

 

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц.

4.1 Структура дисциплины

№№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Литература конца XIX - начала XX вв. (1890-е – начало 1920-х гг.).   1-9 34 ч. Лекций 10 ч., Практич. зан. 8 ч., Самост раб. 16 ч. проверка конспектов самост. изуч. литературы (4 нед.), групповые тематические консультации, опрос (3-6 нед.), промежут. конр. раб. (10 нед.)
Литература начала1920-х - середины 1950-х гг.   10-18 38 ч. Лекций 8 ч., Практич. зан. 10 ч., Самост раб. 20 ч. Опрос (16,17 нед.), групповые тематические консультации (17 нед.), проверка письменных заданий (15, 18 нед.)
Семестровая аттестация - зачет
Литература середины 1950-х - 1960-х гг.     1-5 22 часа: Лекций – 4 час.; Практ.занятий – 4 час. Самост.раб.- 14 час. Проверка конспектов самостоятельного изучения литературы (4-5 нед)
44 Литература 1960-х - 1980-х гг. -6-11 28 час.: Лекций -6 час. Практ.занятий – 6 час. Самост. раб.- 16 час. Промежуточное тестирование (8 нед), проверка письменных заданий (9 нед), Проверка конспектов (11 нед)
55 Литература 1990-х - 2000-х гг.   112-16 24 часа: Лекций – 6 час. Практ. занятий - 6 час. Самост. раб.- 19 час. Проверка письменных заданий (13 нед.), собеседование по самост. изучаемым темам (15-16 нед)
Семестровая аттестация – экзамен (подготовка – 27 ч.)
  Итого:     180 час.: лекций 34 ч., практич. 34 ч., сам. работы 85 ч.  
                   

4.2. Содержание дисциплины

Часть I. История русской литературы к. 1890-х – сер. 50-х г.

Модуль I. Литература конца XIX - начала XX вв. (1890-е – начало 1920-х гг.).

Конец XIX - начало XX вв. как особый, переломный исторический период в развитии общественной и художественной жизни России.

Периодизация литературного процесса конца XIX - начала XX в .

Традиции реалистической классики и новые черты реализма в словесном искусстве. Писатели реалистических течений 1890-1900-х гг. как "наследники" традиций Л. Толстого и А. Чехова. Писатели круга "Среды" и "Знания" (И. Бунин, А. Куприн, М. Горький Л. Андреев, И. Шмелев и др.). Новое понимание проблемы взаимоотношения личности и среды. Общественный подъем и революция 1905 г. Новые социально-исторические идеи в творчестве "знаньевцев".

Формирование первых модернистских течений в литературе и других видах искусства. Русский модерн.

Понятие о модернизме, декадансе и символизме. Символизм 1890-х гг. Философские истоки эстетической теории символистов. Основные манифесты символистов «старшего» поколения. Отношение символистов к реализму. Проблема символа и мифа. Две концепции искусства в символизме 1890-х гг. В. Брюсов и Д. Мережковский о задачах и целях искусства.

Поэзия и проза старшего символизма.

Новые имена в символизме в 1900 г. Младосимволизм. Проблема жизнетворчества. Воздействие на историко-философские и эстетические воззрения символистов идей и поэзии Вл. Соловьева. Концепция всеединства. Поэтическое творчество Вяч. Иванова.

Символизм и И. Анненский.

Революция 1905 г. Ее роль в развитии философской и эстетической мысли эпохи. Проблема «революция и интеллигенция». Сб. «Вехи». Начало кризиса символизма как литературной школы.

1910-1921 гг. Кризис символизма. Дискуссия о символизме. Статья М. Кузмина «О прекрасной ясности». Появление новых литературных школ. Акмеизм как «третья парадоксальная волна символизма» (Б. Эйхенбаум). Возникновение «Цеха поэтов» (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам и др.). Литературные манифесты, общественные позиции, поиски в области поэтической формы. Разнородность акмеистического движения. Роль стилизации в творчестве акмеистов. Акмеизм и творчество И. Анненского ("Тихие песни", “Кипарисовый ларец”).

Литературный авангард 1910-1920-х гг. Футуризм как одно из течений русской литературы "авангарда" в предреволюционную эпоху. "Эгофутуризм" (И. Северянин и др.). "Кубофутуристы" (В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, А. Крученых, В. Маяковский и др.). Группа "Центрифуга" (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак). Имажинизм и футуризм. Группа «Мезонин поэзии». Литературные манифесты футуристов, их общественные позиции. Неоднородность футуризма, его внутренняя противоречивость. Проблема "футуризм и культура". Концепция "самовитого слова". Футуризм и изобразительное искусство.

"Новокрестьянская" поэзия 1910-х гг. Творчество С. Клычкова, Н. Клюева («Красная песня», «Братья, мы забыли подснежник…»), С. Есенина, П. Орешина («Я, господи»). Поэзия крестьянских поэтов и символизм. Н. Клюев и "Цех поэтов".

Развитие пролетарской поэзии в 1910 г. Стихи Д. Бедного, А. Гастева, В. Кириллова и др.

Неоклассицистические тенденции в русской поэзии 1910-х и 1920-х гг.. Поэзия М. Волошина, В. Ходасевича.

Синтез принципов реализма и модернизма и его индивидуально-творческое проявление в творчестве Б. Зайцева, Л. Андреева, А. Ремизова.

Феномен прозы В. Розанова.

Война и революция 1917 г. Раскол в писательской среде на почве отношения к Октябрьской революции и Советской власти.

Модуль II. Литература начала 1920-х - середины 1950-х гг.

Революция и судьбы русской литературы. С 1922 г. - третий период развития творчества писателей «серебряного века». Высылка из России писателей, философов, ученых, отказавшихся сотрудничать с Советской властью.

"Два потока" русской литературы: литература СССР и русского зарубежья. Их взаимоотношение в 1920-е гг. Понятие «первой волны» русской эмиграции. Темы России и революции, судеб российской и европейской цивилизаций в творчестве поэтов и прозаиков «серебряного века» в эмиграции. Эмигрантские произведения о гражданской войне (Р. Гуль «Ледяной поход», А. Деникин «Очерки русской смуты»), об интеллигенции и революции (М. Осоргин «Сивцев Вражек»), о роли личности в истории (романы М.Алданова «Ключ», «Бегство», «Пещера»).

Литературные группы и объединения в СССР: "скифы", комфуты, Леф, "Серапионовы братья", конструктивисты, имажинисты, обэриуты, "Перевал", Пролеткульт, "Кузница", "Октябрь", ассоциация пролетарских писателей, Всероссийское общество крестьянских писателей, "неокрестьянские" писатели и др. Их философские, политические и эстетические платформы.

Содержание дискуссий о социалистическом реализме, вульгарном социологизме, формализме, литературном языке.

Постановление ЦК ВКП (б) "О перестройке литературно-художественных организаций" и его последствия. Первый Всесоюзный съезд советских писателей.

Гражданская война в прозе 1920-х гг. Особенности публицистики «Окаянных дней» И. Бунина и «Несвоевременных мыслей» М. Горького. Идейно-художественные концепции романа "Голый год" Б. Пильняка, книги «Конармии» И. Бабеля, романа "Белая гвардия" М. Булгакова, "Донских рассказов" М. Шолохова.

Героическая повесть ("Падение Даира" А. Малышкина, "Партизанские повести" Вс. Иванова).

Эпопеи А. Серафимовича "Железный поток", М. Шолохова "Тихий Дон" и А. Толстого "Хождение по мукам".

Героико-романтические романы Д. Фурманова "Чапаев" и А. Фадеева "Разгром".

Развитие реализма в русской литературе 1920-30-х гг. Философское содержание романов А. Платонова "Котлован", М. Булгакова "Мастер и Маргарита", "Белая гвардия", антиутопии Е. Замятина "Мы". Сатира в произведениях М. Булгакова, А. Платонова, Е. Замятина, М. Зощенко, И. Ильфа и С. Петрова (“12 стульев”).

Документально-историческая тенденция в прозе 1920-1930-х гг.

Романтизм в литературе 1920-1930-х гг.

Гражданская война в русской поэзии 1920-1930-х гг.

Поэтический авангард в поэзии первой половины 1930-х гг. (Д. Хармс, А. Введенский, Н. Олейников).

Драматургия 1920-1930-х гг.

Репрессии 1930-х гг. и личные судьбы писателей.

Литература СССР в годы Великой Отечественной войны. Основные темы. Принципы патриотизма и народность в освещении войны.

Песенное творчество военных лет (М. Исаковский, А. Сурков, В. Лебедев-Кумач, А. Фатьянов и др.).

Лирика «фронтового поколения» (М. Дудин, М. Луконин и др.), поэтов, погибших на войне (Н. Майоров, М. Кульчицкий, А. Лебедев и др.).

Развитие стихотворной сатиры.

Лиро-эпос военных лет. «Василий Теркин» А. Твардовского как произведение народно-героического эпоса.

Рассказ, повесть, роман и их жанрово-стилевые модификации в литературе 1940-х гг.

Социально-психологическая проза 1940-х гг. Историческая проза Великой Отечественной войны. Драматургия Великой Отечественной войны. Психологическая драма («Офицер флота» А. Крона, 1-я редакция «Вечно живых» В. Розова, «Метелица» В. Пановой).

Историческая драматургия военных лет. Дилогия А. Н. Толстого об Иване Грозном, стихотворные трагедии И. Сельвинского.

Кинодраматургия 1930-1940-х гг.

Послевоенная поэзия.

Сложность и противоречивость поэтического развития послевоенных лет (нападки на произведения А. Ахматовой, Н. Асеева, Л. Мартынова, М. Исаковского, С. Орлова и др.). Признаки обновления, наметившиеся в поэзии к середине 1950-х гг.

Послевоенные повести о войне («В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Спутники» В. Пановой, «Звезда» Э. Казакевича).

Состояние драматургии во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг. Социально-философская драма Л. Леонова «Золотая карета» (1-я редакция) как наиболее значительное произведение послевоенной драматургии.

«Теория бесконфликтности» и первые попытки ее преодоления в начале 1950-х гг.

Роль ХХ съезда КПСС в развитии литературы. Общественно-политическая «оттепель» и художественная литература. Второй Всесоюзный съезд советских писателей и его материалы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.