Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблемы финансирования государственных (муниципальных) учреждений





Результаты работы государственных (муниципальных) организаций связаны с поступлением финансирования из бюджета. Поэтому, когда оно не поступает или поступает не полностью, учреждение работать не может или может, но не в полную силу. Несмотря на определенные успехи в области реформирования порядка финансирования государственных (муниципальных) учреждений, в настоящее время в России отсутствуют встроенные в бюджетный процесс механизмы обеспечения результативности бюджетных расходов. В этой связи существенное значение приобретает изучение проблем финансирования государственных (муниципальных) организаций и путей их решения.

Реформа государственных (муниципальных) учреждений с 1 января 2011 года к имеющимся проблемам их финансирования присоединила новые, такие как идентификация понятий работы и услуги. Так, на услугу устанавливается подушевой норматив, чем больший объем услуг организация оказывает, тем больше финансовых средств ему будет выделено, а для работы норматив не обязателен. Еще одна проблема – расширение сферы деятельности контролирующих органов, которые теперь должны проверять правомерность формирования и использования субсидий, ход выполнения муниципального задания учреждениями в части достижения поставленных показателей объема и качества услуг, то есть контроль содержательной деятельности организаций.



Для обеспечения гарантий доступности и качества предоставления государственных (муниципальных) услуг необходимы укрепление и модернизация материально – технической базы организаций. Финансирование государственных (муниципальных) организаций по направлениям развития их материально-технической базы, улучшения кадрового и организационного потенциала, внедрения комплекса мер по повышению доступности и качества, оказываемых населению услуг осуществляется через государственные программы в форме субсидирования[23].

Основную роль в работе государственных и муниципальных структур занимают информационные технологий. Внедрение информационных технологий способствует экономии времени, трудовых затрат, а, следовательно, и финансовых. Между тем для большинства руководителей государственных (муниципальных) организаций информационные технологий – новый малопонятный объект. Поэтому в сложившихся условиях необходимо рассмотреть IT–инфраструктуру предприятии, в целях нахождения возможности для оптимизации, потребляемых ею финансов.



Важно отметить, что при использовании современных технологий значительную экономию дает оценка их актуальности и технологичности, не всегда продвигаемые технологии несут что-то новое, и не всегда это нужно конкретному предприятию.

Несомненно, что в ближайшем будущем значение IT-инфраструктуры и IT-подразделений в жизни любой организации будет только возрастать. Поэтому, чем раньше ее руководство инициирует оптимизацию финансовых затрат в этом направлении, тем проще будет поддерживать эффективность деятельности предприятия.

Серьезной проблемой является тот факт, что количественные и качественные критерии оценки эффективности расходования бюджетных средств конкретными организациями в настоящий момент отсутствуют. Оценить эффективность использования бюджетных средств можно лишь по одному критерию: отсутствие нарушений действующего законодательства.

Так, несоблюдение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств отнесено к группе недостатков при расходовании бюджетных средств.

Следствием постоянного и серьезного недофинансирования бюджетных организаций является снижение уровня их материально-технического обеспечения, низкий уровень оплаты кадрового состава и уменьшение из-за этого числа квалифицированных специалистов, работающих в бюджетной сфере. Все эти недостатки ведут к снижению качества оказания государственных и муниципальных услуг в социальной сфере. В итоге это приводит к научно-техническому отставанию Российской Федерации, экономическим потерям, социальной напряженности в обществе. В этих условиях одной из важнейших задач государства является существенное изменение ситуации в области финансирования бюджетных организаций.



Существенное недофинансирование бюджетных организаций во многом объясняется следующими факторами.

Во-первых, сохранение до сих пор административного принципа финансирования бюджетного сектора по всей вертикали бюджетов, при котором вышестоящие финансовые органы доводят до нижестоящих лимиты финансирования, не считаясь с их потребностями, а исходя из затрат прошлых лет. Недостаточно учитывается также рост цен, существенно повышающий потребность в финансировании[24].

Во-вторых, для эффективного оперативного управления финансовыми ресурсами бюджетным организациям необходимы гарантии своевременного их получения в полном объеме. Такие гарантии призваны, в частности, обеспечить современные методы планирования потребности в бюджетных ассигнованиях.

Ограничение бюджетного финансирования сформировало у бюджетных организаций устойчивую тенденцию к расширению границ своей рыночной деятельности. Увеличение внебюджетных источников обусловлено появлением экономической заинтересованности у организаций, поскольку значительная часть из них направляется на заработную плату и улучшение условий труда. Недостаток бюджетного финансирования покрывается внебюджетными средствами, получаемыми преимущественно за счет:

- сдачи в аренду свободных помещений;

- благотворительных средств и средств получаемых на безвозмездной основе;

- оказание государственных и муниципальных услуг на платной основе.

Несмотря на некоторое улучшение ситуации, бюджетные организации Российской Федерации все же функционируют в условиях постоянного недофинансирования.

Основная проблема финансирования бюджетных организаций состоит в том, что финансовые ресурсы, призванные обеспечить деятельность бюджетных организаций, используются не по нуждам организации, а по статьям, которые утверждает вышестоящая организация. Денежные средства в результате этого расходуются не эффективно, нанося ущерб государственному бюджету и не способствуя улучшению положения бюджетного предприятия.

Таким образом, в настоящий момент назрело как минимум три проблемы, относящихся к нормативному регулированию неэффективного использования бюджетных средств:

- отсутствие законодательного определения;

- отсутствие законодательно закрепленных количественных показателей, характеризующих результаты деятельности бюджетного учреждения;

- отсутствие критериев оценки эффективности использования бюджетных средств учреждениями[25].

Финансирование социальных услуг осуществляется в основном государственными и муниципальными органами власти. Важнейшую составную часть расходов бюджетов всех уровней занимают расходы на социальную сферу. Социальные расходы покрываются как за счет общих, так и за счет целевых, специальных налоговых поступлений в государственный бюджет.

В силу особой природы социальных услуг частный сектор не заинтересован, как правило, финансировать социальные услуги общественного сектора. Поэтому рост социальной сферы обусловлен увеличением объема бюджетного финансирования, которое в свою очередь зависит от доходной базы бюджета.

Граждане и предприниматели не заинтересованы в увеличении налогового бремени. Существует предел роста налоговых поступлений, после которого наступает антистимулирующий эффект и появляются застойные явления в экономике.

В России соотношение налоговых поступлений и налогового бремени юридических и физических лиц, с одной стороны, и объема бюджетных расходов на социальную сферу, с другой – оказалась еще более острой, чем в странах с развитой рыночной экономикой[26].

В сложившихся социально-экономических условиях преобладающим направлением финансирования социальной сферы является прямое бюджетное финансирование, которое базируется на подушевых нормативах. Оно предоставляет широкую финансово-экономическую самостоятельность учреждениям и организациям бюджетной сферы. Для повышения обоснованности нормативного финансирования отраслей социальной сферы важное значение имеет разработка минимальных социальных стандартов, являющихся основой разработки минимальных норм бюджетного финансирования – федерального компонента норматива финансирования социальной сферы и соответственно минимально необходимых бюджетов на разных уровнях управления, благодаря этому может быть обеспечено единое финансовое пространство и введен обоснованный механизм вертикального и горизонтального регионального выравнивания[27].

В последние годы произошло существенное уменьшение расходов на фоне сокращения налоговых поступлений в связи с экономическим спадом производства. Осуществлен процесс приватизации предприятий, оказывающих некоторые виды услуг, ранее относящихся к государственному сектору, например, услуги предприятий бытового обслуживания, некоторые услуги учреждений культуры, спорта, и т.д., а ряд других услуг, например, жилищно-коммунальные, находится в стадии реформирования. Однако дальнейшее снижение государственных социальных расходов путем коммерциализации многих социально-культурных услуг наталкивается на ограниченность платежеспособного спроса большинства населения (таблица 1).

 

Таблица 1 – Структура расходов федерального бюджета на 2011-2013 гг., млрд. руб.

Структура расходов федерального бюджета на 2011-2013 гг. (в млрд. рублей) 2011 г. В % к итогу 2012 г. В % к итогу 2013 г. В % к итогу
Расходы всего 3037,7 2460,1
Национальная оборона 1516,0 49,9 1007,4 40,9 1025,4 43,8
ЖКХ 279,8 9,2 139,9 5,7 132,2 5,6
Образование 553,3 18,2 605,6 24,6 547,7 23,6
Культура 83,8 2,7 91,3 3,7 90,5 3,9
Здравоохранение 499,5 16,4 494,3 20,1 445,0 19,1
Физическая культура и спорт 44,2 1,4 51,2 2,1 30,8 1,3
СМИ 61,1 2,2 70,4 2,9 65,4 2,7

 

Рисунок 2– Расходы федерального бюджета на 2011-2013 г., млрд. руб.

 

Структура расходов федерального бюджета на 2011-2013 гг. остается достаточно стабильной. По объему расходов первое место занимают бюджетные ассигнования, направляемые на национальную оборону 49,9% общей суммы расходов в 2011 г., 40,9% в 2012 г. и 43,8% в 2013 г.

Финансирование национальной обороны с каждым годом увеличивается, эти расходы связаны с приобретением и содержанием военной техники и имущества, на содержание и обучение личного состава вооруженных сил, также расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, содержание военнослужащих и заработная плата персонала[28].

Второе место занимают бюджетные ассигнования, направляемые на образование 18,2% в 2011 г.,24,6% в 2012 г. и 23,6% в 2013 г.

Основные расходы образования включают в себя: заработную плату персонала, расходы на содержание учреждения, стипендии, питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, материальное обеспечение детей-сирот, приобретение оборудования, проведение капитального и текущего ремонта.

Третье место занимают бюджетные ассигнования, направляемые на здравоохранение 16,4% в 2011 г., 20,1 % в 2012 г. и 19,1% в 2013 г.

Основными расходами здравоохранения являются: разработка и реализация целевых программ, профессиональная подготовка кадров, финансирование научных исследований, развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения, оплата особо дорогостоящих видов лечения, финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях, оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях ( в зонах стихийных бедствий и катастроф).

Следует отметить динамику постепенного снижения расходов на ЖКХ в 2011 г. – 9,2%, в 2012 г. – 5,7%, в 2013 г. – 5,6%.Это связано с постепенным переходом на стопроцентный уровень оплаты ЖКУ от экономически обоснованных затрат большинством субъектов РФ.

Расходы на финансирование культуры с каждым годом возрастает в 2011 г. – 2,7%, в 2012 г. – 3,7% и в 2013 г. – 3,9%. Расходы культуры включают в себя: оплату труда работников, содержание зданий, содержание животных в зоопарках и цирках, формирование и пополнение музейных коллекций, реставрация памятников истории, культуры и архитектуры, материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов (создание новых постановок, представлений, подготовка концертных программ)[29].

Незначительную часть расходов федерального бюджета занимают СМИ, физическая культура и спорт. Расходы на СМИ в 2011 г. составили 2,2%, в 2012 г. 2,9% и в 2013 г. 2,7%. Расходы на физическую культуру и спорт составили в 2011 г. 1,4%, в 2012 г. 2,1% и в 2013 г. 1,3%.

Таким образом, в настоящий момент назрело как минимум три проблемы, относящихся к нормативному регулированию неэффективного использования бюджетных средств: отсутствие законодательного определения, отсутствие законодательно закрепленных количественных показателей, характеризующих результаты деятельности бюджетного учреждения, отсутствие критериев оценки эффективности использования бюджетных средств организациями.

По итогам первой главы можно сделать следующие выводы:

1. Государственные учреждения могут создаваться в виде автономных, казенных и бюджетных структур. Финансовое обеспечение основной деятельности государственных учреждений осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных источников. Бюджетное учреждение осуществляет деятельность в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться.

2. Бюджетное финансирование осуществляется по определенным принципам. К основным относятся: получение максимального эффекта при минимум затрат, целевой характер использования бюджетных ассигнований, предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигновании, безвозвратность и бесплатность. Выделение средств из бюджета осуществляется в форме субсидий на возмещение нормативных затрат, субсидий и бюджетных инвестиций. Финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения осуществляется согласно подушевому нормативу финансирования при реализации государственного задания.

3. В настоящий момент назрело как минимум три проблемы, относящихся к нормативному регулированию неэффективного использования бюджетных средств: отсутствие законодательного определения, отсутствие законодательно закрепленных количественных показателей, характеризующих результаты деятельности бюджетного учреждения, отсутствие критериев оценки эффективности использования бюджетных средств учреждениями.

Рассмотрев теоретические основы финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, рассмотрим особенности механизма государственного финансирования на примере конкретного объекта.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.