Сделай Сам Свою Работу на 5

Перспективы развития связей с общественностью в правоохранительных органах России.





Изучая современное состояние вопросы коммуникации правоохранительных органов с гражданским обществом, интересно рассмотреть отечественный опыт подобного взаимодействия. Это даст возможность отбросить старые и выработать новые, более эффективные формы подобной деятельности, а так же постичь суть и особенность взаимоотношений социума и органов охраны правопорядка.

Ещё во времена царской России население привлекалось к совместному решению задач с органами, охраняющими право.

Такова форма участия общественности в борьбе с преступностью и профилактике правонарушений, как широко известные добровольные народные дружины, возникла в Москве в 1881 г. В то время они не были столь массовым явлением и ставили перед собой цель поддержания правопорядка при проезде высочайших особ по улицам столицы, во время коронаций и связанных с ними массовых мероприятий. Но уже к 1905 г. численность этой организации достигла 80 тысяч человек, что говорило о востребованности данного общественного формирования правоохранительной направленности.[48]

После Октябрьской революции, когда процесс становления новых правоохранительных органов шел противоречиво и медленно, функции охраны правопорядка и обеспечения "революционной законности" были возложены на рабоче-крестьянские вооруженные формирования (отряды Красной гвардии, продотряды, комитеты бедности, ЧОНы и др.), деятельность которых регламентировалась не правовыми нормами, а подчинялась принципу "революционной целесообразности".



К началу 30-х годов прошло века в процессе окончательного утверждения государственных институтов советской власти "революционные" вооруженные формирования были упразднены и для оказания содействия населения органам правопорядка создается военизированная общественная организация - добровольное Общество содействия милиции (Осодмил), которое, хотя и являлось формально самодеятельным формированием населения, фактически, как и любая общественная организация того времени, находилось под строгим контролем государства и его правоохранительных органов. Это была довольно многочисленная организация. Только в РСФСР насчитывалось 2,5 тысячи ее подразделений.[49]



Позднее эта организация преобразуется в Бригадмил - бригады содействия милиции, которые оказали большую помощь правоохранительным органам в борьбе с преступностью в конце 30-х - 40-е годы XX в.

Конечно же, эти общественные формирования нельзя полностью отнести к институтам гражданского общества, но участие в них граждан позволило прийти к осознанию того, что в борьбе с преступностью государство не может обойтись без широкой поддержки и активного участия общественности, что действительно "сила милиции - в связи с народом" и что по мере общественного развития часть функций государства, включая правоохранительную, могут и должны осуществлять общественные формирования граждан.

Подобные общественные формирования и организации стали оцениваться не как составляющая часть правоохранительных органов, работающая под их руководством, а как своего рода "приданные силы" милиции, имеющие свою структуру и органы управления, как силы содействия милиции, функционирующие под руководством местных органов власти.

В 1958 г. по инициативе рабочих ряда предприятий города Ленинграда была создана новая форма участия населения в охране общественного порядка - хорошо известные добровольные народные дружины (ДНД), которые к 1987 г. в своих рядах насчитывали уже 14 миллионов человек <4>. В эти же годы создаются советы профилактики, товарищеские суды, комиссии по борьбе с пьянством, содействия семье и школе, общественные советы при инспекциях по делам несовершеннолетних, действующие на общественных началах домовые, дворовые, уличные комитеты, институт внештатных сотрудников милиции.



С конца 50-х годов государство постоянно принимало меры по расширению участия общественности в охране общественного порядка, в осуществлении мер по организационному укреплению и совершенствованию деятельности народных дружин, углублению их взаимодействия с правоохранительными органами. За работу этих общественных формирований отвечали руководители предприятий и учреждений, местных органов исполнительной власти, органов внутренних дел. Через средства массовой информации велась активная пропаганда важности и полезности этой работы.

Благодаря такой деятельности диапазон влияния добровольных народных дружин значительно расширился. Они активно участвовали в укреплении порядка на улицах, площадях и в других общественных местах, вели воспитательную, профилактическую работу среди жителей микрорайонов, в трудовых коллективах, взаимодействовали с органами внутренних дел в борьбе с хищениями имущества, а также в обеспечении безопасности движения транспорта и пешеходов, участвовали в правовом воспитании населения.

Немалое внимание государство уделяло стимулированию участия общественности в борьбе с преступностью, а также поощрению наиболее активных участников. Так, с 1970 по 1985 г. Президиум Верховного Совета СССР наградил орденами и медалями свыше 800 дружинников, медалью "За отличную службу по охране общественного порядка" только по Российской Федерации - около 6 тысяч человек. Десятки тысяч добровольцев были награждены почетным знаком "Отличный дружинник".[50]

Основной упор делался на укрепление взаимодействия общественности и милиции. Это взаимодействие осуществлялось по двум основным направлениям: обмен информацией о состоянии охраны общественного порядка, совместные совещания и обучение членов народных дружин; совместная охрана общественного порядка.

Помимо этих общественных формирований правоохранительной направленности, существовал целый ряд специализированных подразделений, которые были созданы для профилактики дорожно-транспортных происшествий, охраны порядка на воде, борьбы с радиохулиганством, предотвращения хищений государственного имущества. Специализированные дружины успешно использовались и на железнодорожном транспорте, где широко было распространено шефство коллективов промышленных предприятий над поездами пригородного сообщения. К 1987 г. такое шефство было организовано уже более чем над 2 тысячами поездов.

В работе по предупреждению детской безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних и молодежи активную роль играли оперативные комсомольские отряды, созданные при городских и районных комитетах комсомола. Борьбу с пьянством, хулиганством и другими правонарушениями вели сводные оперативные отряды добровольных народных дружин.

В 70-е годы прошлого века почти одновременно были созданы советы профилактики на предприятиях и общественные пункты охраны порядка по месту жительства. Первые наряду с укреплением трудовой дисциплины на предприятиях вели индивидуальную профилактическую работу с отдельными членами трудового коллектива. Вторые осуществляли те же функции в контакте с милицией непосредственно по месту жительства.

Весь этот арсенал общественных помощников милиции в той или иной степени позволял получать какие-то результаты главным образом в двух сферах деятельности органов внутренних дел: профилактики преступлений и охраны общественного порядка на улицах и в общественных местах.

Однако, несмотря на положительные стороны, эта система была не лишена недостатков, отличаясь громоздкостью и формализмом. Работа некоторых советов профилактики строилась без учета конкретных задач, подменялась многочисленными заседаниями в ущерб конкретной индивидуальной профилактике, ликвидации причин и условий, способствовавших совершению правонарушений. Нередко и участковые инспекторы милиции сводили взаимодействие с общественностью к написанию всякого рода планов и отчетов.

Успех достигался лишь там, где эта работа находила своих энтузиастов, где была создана соответствующая материальная база для организации здорового досуга населения, особенно несовершеннолетних и молодежи.

В ходе реформ в начале 90-х годов прошлого столетия была во многом разрушена система общественных связей органов внутренних дел и система общественного содействия им.

Вместе с тем рыночные преобразования, демократизация общественной жизни и связанное с этим формирование институтов гражданского общества, а также структурные изменения самой преступности привели к тому, что сами органы внутренних дел с целью повышения эффективности своей работы начали восстанавливать утраченные или крайне ослабленные общественные связи и выстраивать новые направления и формы взаимодействия с формирующимися институтами гражданского общества, широкими слоями общественности, с органами местного самоуправления.[51]

Сегодня же, одной из самых актуальных задач PR подразделений в органах охраны правопорядка является обеспечение своевременной поддержки обществом решаемых правоохранительной системой стратегических задач, а именно «…обеспечения единства страны, укрепления государственных структур и доверия к власти, создания эффективной системы внутренней безопасности…»[52], что на наш взгляд и обуславливает перспективу активного и успешного развития связей с общественностью в правоохранительных органах России.

Система управления любого демократичного общества (в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года, закреплено, что Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления) является в первую очередь открытой системой, эффективное существование которой напрямую зависит от крепких внутриструктурных взаимодействий, стабильной жизнедеятельности входящих в неё элементов, от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям, но в особой степени от успешности функционирования механизмов связей с общественностью, обеспечивающих контроль над информационными потоками.

Поскольку наше гражданское общество должно основываться на гармоничном взаимодействии органов власти со всеми сферами общества, в числе кардинальных проблем, связанных с построением подобного демократического общества, оказывается установление и поддержание действительных правовых связей между гражданином и должностным лицом, между общественностью и органами охраны правопорядка. PR-подразделения в органах системы безопасности РФ станут неотъемлемым участником процесса расширения демократии, свободы слова, самоуправления народа.

Недостаточная правовая осведомлённость социума, безынициативность в решении данной проблемы должностных лиц, и даже низкий уровень их правовой культуры, а также неэффективность каналов передачи актуальной информации, отсутствие структуры, контролирующей информационный обмен, может стать причиной серьёзных отступлений от закона, нарушения прав и свобод граждан. «Необеспеченность прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией вызывают негативную реакцию населения, что в ряде случаев ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе».[53] Что представляет собой, безусловно, возможную угрозу безопасности государства.

Общественность способна оказать реальную помощь правоохранительным органам, главное заранее грамотно определить формы и методы взаимодействия. И при условии, что обе стороны приходят к общему осознанию целей и методов коммуникации и ведут открытый диалог, то шанс достичь успешного результата от совместной работы возрастает.

В современных условиях функция управления связями с общественностью является важнейшим и неотъемлемым атрибутом успешной деятельности всех государственных структур. Еще одной важной составляющей необходимости и значения создания и развития института связей с общественностью в органах власти является формирование с их активной помощью и имеющимися возможностями положительного имиджа конкретного органа (учреждения) власти, а в общем формате положительного имиджа органов власти и имиджа государственного управления в целом. Ибо никакая иная внутренняя структура органа (учреждения) власти ни в корпоративной ни во внешней политике своей деятельности не связана с задачами создания и реализации имиджевой политики так, как связи с общественностью.[54]

Учитывая всё выше сказанное, мы хотим сказать, что специфика деятельности подразделения по связям с общественностью в правоохранительных органах не сводится только к реализации информационной и имиджевой политики данного властного органа, но и способствует тем самым формированию имиджа государственного управления и государства в целом. И так как эффективность государственного управления напрямую зависит от уровня общественной поддержки его инициатив, место и перспективы развития связей с общественностью в правоохранительных органах российской Федерации становятся ещё более очевидными.

Кроме реализации успешной имиджевой политики, сегодня правоохранительные органы, сотрудничая со СМИ, общественными объединениями и их лидерами, могут продуктивно и с минимальными издержками решать ряд других, не менее важных задач. А именно[55]:

1. Принимать меры по предупреждению, пресечению и устранению нару­шений Конституции и законов, прав и свобод человека и гражданина;

2. Привлекать к ответственности лиц, нарушивших закон, совершивших преступления;

3. Принимать меры к возмещению материального и иного ущерба, причи­ненного правонарушением;

4. Выявлять потребностей правового регулирования в различных сферах общественных отношений;

5. Информировать широких слоев населения о деятельности органов
прокуратуры по обеспечению законности;

6. Вести правовое просвещение, пропаганду действующего законодательства, содействовать воспитанию законопослушной гражданской позиции;

Безусловно, необходимо учитывать, что понятие связей с общественностью в настоящий период времени, в особенности, применительно к правоохранительным органам, должно включать в себя опыт предшествующей эпохи. Но на наш взгляд, гораздо важнее иметь в виду реалии сегодняшней жизнедеятельности: демократическое государственное управление, рыночная экономика, глобальные процессы, информатизация мирового сообщества, и как следствие, образование постиндустриального общества, использующего динамичные современные информационно-коммуникационные технологии, Интернет и другие методы постоянного воздействия на индивидуальное и массовое сознание. Логично, что именно этот факт кардинально меняет направление деятельности и вообще место PR в сфере защиты закона, предопределяя существенные изменения и перспективы их дальнейшего развития.

Таким образом, мы можем прийти к главному выводу о перспективах развития связей с общественностью в структуре правоохранительных органов. Для того, что бы дать более конкретную характеристику подобных перспектив, на наш взгляд, необходимо принимать прямое участие в деятельности подобной структуры, получая результат, основанный на практическом опыте. Несмотря на это, материал, накопленный в ходе исследования, позволяет нам чётко определить актуальную ведущую тенденцию и направляющую развития PR-департамента в структуре правоохранительных и надзорных органов, а это – целесообразность создания и развития подобных структур, связанная с демократизацией современного общества, глобализацией и информатизацией мирового сообщества ( в общем); повышение уровня доверия к органам защиты закона, повышение эффективности деятельности сотрудников органов, привлечение к правоохранительной деятельности населения, развитие правосознания и правовой грамотности граждан страны (в частном).

 

 

 

Заключение

В литературе существуют различные мнения в отношении целей существования и методов деятельности института связей с общественностью в структурах охраны правопорядка и других органах государственной власти. На наш взгляд, основные усилия отделов по связям с общественностью в правоохранительных органах должны быть нацелены на обеспечение гласности, открытости, прозрачности работы данного органа, обеспечение эффективной обратной связи с гражданами и их объединениями.

В процессе создания квалификационной работы, мы пришли к выводу, что цели связей с общественностью в правоохранительных органах в итоге достаточно просты, но простота эта мнимая, ибо подразумевает огромное количество задач для осуществлении целей этой структуры. Сравнив деятельность связей с общественностью в правоохранительных органах и других институтах, мы выяснили, что любая организация, государственная, общественная или коммерческая, наделяет институт связей с общественностью двумя основополагающими целями[56]:

· формирование и реализация информационной политики организации;

· формирование и реализация имиджевой политики организации.

Современные направления деятельности служб по связям с общественностью в органах охраны правопорядка достаточно стандартны.

Наиболее ясно и содержательно, по нашему мнению, эти направлении сформированы А.А. Беловым[57]:

§ участие в демократизации государственного управления;

§ содействие становлению гражданского общества;

§ установление, поддержание, расширение контактов с гражданами и организациями;

§ своевременное информирование и разъяснение общественности о существе принимаемых решений органом (учреждением) государственной власти;

§ мониторинг и анализ общественной реакции на принимаемые решение и действия должностных лиц и правоохранительных органов;

§ прогнозирование происходящих и перспективных общественных процессов и обеспечение органов власти прогнозными аналитическими разработками;

§ формирование позитивного имиджа органов охраны правопорядка и их должностных лиц.

В ходе исследования, были решены все поставленные задачи. Мы определили функции и специфику деятельности PR-департамента в структуре правоохранительных органов. Поскольку органы защиты правопорядка имеют особое место в государственной системе и общественно-политической жизни страны, на сегодняшний день возникает закономерная необходимость контакта с гражданами, а в особенности со средствами массовой информации. В этом свете, специфика деятельности отдела по связям с общественностью в подобных организациях состоит в необходимости отражать интересы граждан или их большинства и страны в целом, формируя в сознании масс представление о тождестве интересов власти и общества.

Кроме того, мы раскрыли содержание PR-деятельности в правоохранительных структурах, важнейшим направлением которой является повышение эффективности взаимодействия органов власти и гражданского общества. Мы выяснили, что специалисты по связям с общественностью в правоохранительных структурах решаю концептуальные задачи повышения информационной открытости деятельности системы безопасности, организации обратной связи с населением, создания положительного образа сотрудника органов охраны правопорядка, повышая эффективность работы силовых структур.

Стратегической задачей связей с общественностью в правоохранительных органах, на наш взгляд, является вовлечение гражданской общественности в борьбу с правонарушениями, а также повышение правовой грамотности населения.

Одним из основных критериев оценки деятельности органов внутренних дел считается общественное мнение и немаловажную роль в формировании отношения граждан к органам охраны правопорядка играют средства массовой информации. В связи с этим в работе PR отдела возникает ряд новых задач по поиску новых форм отношений, оптимальных методов и способов коммуникации правоохранительных органов с современными социальными институтами; обозначению правовой сущности и важнейших принципов взаимодействия органов охраны закона с общественностью и СМИ. Гражданское население в первую очередь оценивает конкретные результаты оперативно-служебной деятельности, которые становятся заметнее благодаря работе PR-департамента.

Так же мы изучили характер информационного потока, его классификацию и основные характеристики. Эффективные коммуникации с массовыми аудиториями возможны только при наличии активного новостного потока и позитивных информационных поводов, в организации которых прямое участие принимают службы по связям с общественностью. Информационные потоки должны удовлетворять информационным интересам и потребностям больших социальных групп, создаваться непрерывно и подвергать своему влиянию каждого.

В процессе создания дипломной работы нами были рассмотрены специальные мероприятия по связям с общественностью в правоохранительных органах. Мы пришли к выводу о том, что организуя специальные мероприятия, специалисты по связям с общественностью, прежде всего, должны опираться на принцип открытости и учитывать, что они направлены не только на внутреннюю, но и сразу на несколько внешних аудиторий, о которых подробнее сказано в части 2.7.

Важно, что мы рассмотрели и исторический опыт формирования подобных подразделений в структурах охраны закона, и выявили перспективы развития PR-служб органов правопорядка на современном этапе, выяснив, что функция управления связями с общественностью является неотъемлемым атрибутом успешной деятельности органов охраны правопорядка и по сей день.

 

 

Список литературы

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.