Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие и признаки АП России. Предмет правового регулирования АП.





АП -совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений возникающих в связи с деятельностью органов государственной власти, а так же в связи с осуществлением другой государственно-организационной деятельности.

АП- отрасль права, которая в целях выполнения государственных задач, регулирует общественных отношения возникающие в сфере исполнительной власти, а также для обеспечения общих целей, прав и свобод физических и юридических лиц.

Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Признакиотрасли административного права:

1. является одной из основополагающих отраслей публичного права;

2. представляет собой совокупность юридических норм;

3. имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;



4.имеет свой метод правового регулирования;

5. имеет внешнее выражение, т. е. закрепляется в определенных формах-источниках(КОАП РФ, КАС РФ, ФКЗ, ФЗ, Законы субъектов РФ);

6.направлена на организацию государственной власти;

Критерии (основания) деления права на отрасли составляют предмет, метод, наличие обособленной нормативной правовой базы.

Предмет АП – разнообразные общественные отношения, которые складываются при осуществлении деятельности органов государственной власти.

АП регулирует:

1. Отношения в сфере публичного управления (государственное и муниципальное)

2. Отношения в области исполнительной власти

3. Создание гарантий судебно-правовой защиты физических и юридических лиц

4. Установление административно-правового режима обеспечивающего общественную безопасность

5. Осуществление видов административного принуждения за неисполнение должностных обязанностей

6. Установление ответственности за нарушения в различных областях



Методы АП.

Метод АП - Совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения составляет метод административного права.

Характеристика административно-правового метода:

1) представляет собой определенное соотношение средств предписания, запрета и дозволения;

2) наиболее присущи правовые средства распорядительного типа;

3) чаще всего представляет собой одностороннее волеизъявление одного из участников регулируемого отношения;

4) не исключает использования диспозитивных средств;

5) отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих отношений.

Предписание – метод правового регулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.

Запрет – метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.

Дозволение – метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможность самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.

В настоящее время диспозитивные средства правового регулирования начали применяться все более широко, что обусловлено тенденцией децентрализации государственного управления.

Принципы и функции АП.



Принципы АП - Основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность, составляют принципы административного права, которые:

• определяют юридическую природу административного права;

• закрепляются в административно-правовых нормах;

• являются ориентиром для законодателя при создании новых норм административного права;

• выступают средством ликвидации пробелов в административном праве;

• обусловлены уровнем развития общества и государства.

К принципам АП относятся:

1. Приоритет личности и её прав и свобод - устанавливает границы действия норм административного права, цели деятельности публичной администрации. Административно-правовое регулирование допустимо, если оно не нарушает прав и свобод человека и гражданина. Вторжение, вмешательство в сферу этих прав возможно только на основании предписания в законе и должно быть разумно обоснованным. Естественные права человека носят абсолютный характер, а полномочия администрации – относительный и обусловлены конкретными, специально указанными обстоятельствами.

2. Разделение властей

3. Демократизм и народовластие - он находит свое проявление в сфере правотворчества и правореализации. В правотворческой деятельности он проявляется в широкой возможности участия населения, общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании норм. В правореализационной деятельности он проявляется в степени подконтрольности и подчиненности, а также открытости правоприменительных органов для общественного контроля.

4. Законность - Субъекты управленческих отношений должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы Конституции, законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также принцип соответствия нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ.

5. Федерализм - проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в установлении предмета совместного ведения.

6. Гласность - нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан и имеющие межотраслевое значение применяются при условии, если они официально опубликованы для всеобщего сведения. Если такие нормативные акты официально не опубликованы, то они не применяются и могут быть признаны ничтожными.

7. Гуманизм - административное право, как и право в целом, должно иметь социальную направленность. Идеи гуманизма определены ст.ст. 38-42 Конституции РФ. В частности, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

8. Справедливость - требование соответствия между поведением субъекта управленческих отношений и последствиями, которые за это наступают.

9. Равенство граждан перед законом и судом - се граждане в сфере управления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

 

Функции АП – понимаются основные направления правового отраслевого воздействия на общественные отношения. Функции административного права обусловливают его значение и роль в установлении административных правоотношений, отражают природу и роль управленческих общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования исполнительной власти.

Выделяют следующие функции административного права:

1.Регулятивная функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством установления прав, обязанностей, запретов, ограничений, полномочий, компетенции субъектов административного права. Например, правовыми нормами устанавливаются понятие и виды должностей государственной службы, права и основные обязанности государственных служащих, порядок прохождения службы, процедура проведения аттестации государственных служащих, необходимость заключения служебного контракта.

2. Правотворческая - выражающаяся в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству;

3. Организационная - основана на организационном характере государственно-управленческой деятельности,

4. Координационная - имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления;

5. Правоохранительная - обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных интересов и прав граждан, организаций и прочих участников, регулируемых административным правом управленческих отношений.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.