Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема-номинативное предложение, или, проще говоря, просто ключевые слова





КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕЗИС В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ?

 

Тезис - это самое важное в сочинении, ведь от него зависит раскрытие темы.

КОЛИЧЕСТВО ТЕЗИСОВ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ

Тезис может быть всего один. Однако не всегда удается развернуть рассуждение по одному тезису на 350 слов. Поэтому можно сформулировать два тезиса и более. Кроме того, некоторые темы уже предполагают наличие как минимум двух тезисов (например, тема «Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…»).

При формулировке тезиса нужно учесть два аспекта:

· связь тезиса и темы,

· особенности формулировки самого тезиса.

ТЕМА И ТЕЗИС

Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от специфики темы. Рассмотрим несколько примеров.

Тема-вопрос

Если тема представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная часть сочинения.

Тема Тезисы
«Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?» Человек взрослеет, когда сталкивается с горем, трагедией, недетскими испытаниями, например в военное время. Взросление происходит, когда ребенок учится ответственности за свои поступки. Взрослеть человеку помогает забота о близких людях.

 



Тема-утверждение (в т.ч. цитата)

В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение. Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так.

Тема Тезисы
«Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…» (А. Т. Твардовский) (Во вступительной части задаем вопросы: почему "война" - это самое печальное слово, почему это святое слово?) «Война – печальней нету слова», ведь она несет смерть, боль, горе. «Война – святее нету слова», потому что человек в годы тяжелых испытаний становится на защиту Отечества, проявляет мужество, самоотверженность, героизм.

 

Тема - номинативное предложение (ключевые слова)

Вступительная часть заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нам нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.



Тема Тезисы
«Гармония природы и несовершенство человека». (Во вступительной части задаем вопросы: В чем заключается гармония природы? В чем состоит несовершенство человека? Как они взаимосвязаны? Природа – это пример гармонии, красоты, совершенства. В ней все разумно и соразмерно. Человек же, напротив, несовершенен, имеет множество пороков: жестокость, эгоизм, жадность. Более того, в силу темных сторон своей натуры он может наносить вред природе.

 

СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВКИ ТЕЗИСА

 

Формулировка тезиса традиционная

Стандартная формулировка тезиса предполагает прямое выражение мысли.

Варианты тезиса Примеры
Прямое выражение главной мысли Люди понимают, что необходимо беречь природу, сохранять окружающий мир для потомков.

 

Формулировка тезиса оригинальная

Что касается претензии на оригинальность, то тут возможно несколько путей.

Так, можно рассказать о случае из жизни (если этот прием не был использован уже во вступлении).

Самый удобный и легкий способ – вопросно-ответный ход, когда мы сами себе задаем вопрос и сами на него отвечаем. Этот способ удобен тем, что позволяет не сбиться с мысли.

Можно использовать метод аналогии – сравнение с миром природы.

Варианты тезиса Примеры
Пример из жизни Великая Отечественная война коснулась в нашей стране каждой семьи, принесла горе и страдания в каждый дом. Не исключение и моя семья. Узнав, что моя бабушка-партизанка, фашисты пришли в дом к ее матери и пытали ее, чтобы узнать, где находится партизанский отряд. Прабабушка ничего им не сказала, и тогда немцы казнили ее. 9 мая в нашей семье – это не просто праздник, это напоминание о страданиях, перенесенных старшим поколением.
Вопросно-ответный ход Что помогает человеку преодолевать трудности? Наверное, каждый ответит на этот вопрос по-своему. Мне кажется, что важную роль играет поддержка близких людей.
Аналогия (сравнение с миром природы) На мой взгляд, именно любовь помогает справиться с трудностями. Любовь дает человеку крылья, с помощью которых ему становится легче преодолевать препятствия, возникающие на пути.

Примечание.



Важно, чтобы все формулируемые тезисы соответствовали заданной теме, не отклонялись от нее.

 

КАК НАПИСАТЬ ВСТУПИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ?

 

Поговорим о вариантах вступительной части. Итак, как начать сочинение? Вступительная часть может быть как стандартной, так и оригинальной (если мы хотим получить дополнительный балл за оригинальность, что предусмотрено критериями оценки сочинения в вузе).

 

ВСТУПЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ

В общем виде стандартное вступление состоит из нескольких элементов:

· ключевых слов темы (цитаты),

· общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни человека,

· главного вопроса темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом

Рассмотрим несколько примеров с учетом особенностей формулировок реальных тем итоговых сочинений. Темы, предложенные на всех этапах итогового сочинения 2014-2015 г., можно разделить на три типа: тема-вопрос, тема-утверждение, тема- номинативное предложение.

Тема-вопрос

Например: «Чему человек может научиться у природы?»

Элементы вступления Пример
Ключевые слова темы Природа и человек…
Общие рассуждения о предмете речи Как тесно они взаимосвязаны! Природа всегда оказывала сильное влияние на жизнь человека, на его духовный мир и эмоциональное состояние. Природа - мать, которая заботится о том, чтоб у человека было все необходимое для жизни. Природа –друг, который поддерживает в трудную минуту, поднимает настроение. Природа - мудрый учитель, который преподает людям порой трудные, но важные уроки.
Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части). Так чему же может научиться человек у природы?

Примечание. Можно ли начинать сочинение по теме-вопросу сразу с предложенного вопроса? Теоретически да, а практически нежелательно, потому что за вопросом должен следовать ответ – тезис, а это уже элемент основной части. Таким образом, у нас пропадает полноценное вступление, что может быть расценено как ошибка в построении текста.

Тема-утверждение

Например: «Память о войне – ответственность перед прошлым и будущим». Как вариант может быть дано утверждение–цитата, например: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина).

В этом случае тоже можно начать с ключевого слова. Далее, как обычно, общие рассуждения и вопрос. Вопрос, естественно, формулируем уже сами, опираясь на смысл утверждения.

Здесь нас подстерегает опасность - задать вопрос не по теме. Чтобы ее избежать, вспоминаем, что наша тема - это утверждение, и поэтому логичнее всего будет спросить, почему это высказывание справедливо, почему именно так, а не иначе.

Например, к теме «Память о войне – ответственность перед прошлым и будущим» можно задать вопрос: "Почему нужно помнить о войне? Почему память о прошлом - это ответственность перед прошлым и будущим?"

К теме «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» можно поставить такие вопросы: "Почему же на войне так страшно? Какие тяжелые испытания война несет людям?"

Рассмотрим пример вступления по теме:«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина).

Элементы вступления Пример
Ключевые слова темы Война…
Общие рассуждения о предмете речи За этим коротким словом скрыты трагедии миллионов людей. Неизгладимый след оставила война в сердцах тех, кому довелось своими глазами видеть ужасы военных дней. Те, кто знает о них лишь понаслышке, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, тоже понимают, что ничего страшнее нет и быть не может.
Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части). Зададимся вопросом: какие же тяжелые испытания несет война людям?

Примечание. Можно ли начать сочинение с предложенной в качестве темы цитаты? Конечно, да. В этом случае заменяем ключевые слова на цитату, далее действуем аналогично.

 

Тема-номинативное предложение, или, проще говоря, просто ключевые слова

Например: «Роль родительского наставления в жизни человека».

В этом случае действуем уже знакомым путем: ключевые слова-общие рассуждения-вопрос.

Элементы вступления Пример
Ключевые слова темы Родители и дети…
Общие рассуждения о предмете речи Ребенок, появляясь на свет, прежде всего чувствует заботу и любовь со стороны самых близких для него людей – его родителей. Это его семья. Благодаря родным он чувствует себя в безопасности, с их помощью познает мир. Конечно, желая своему ребенку только лучшего, родители дают ему свои советы, учат, воспитывают.
Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части). Какую же роль играют родительские наставления в жизни человека?

 

ВСТУПЛЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ

Теперь пришло время поговорить об оригинальности. Ведь дополнительный балл при поступлении лишним не будет. Откуда же взять эту самую оригинальность? Это не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. Можно рассказать в качестве вступления о некоем случае, который навел на размышления по заданной теме. Здесь важно, чтобы заключение перекликалось с вступительной частью. Так у нас получится так называемая кольцевая композиция сочинения.

Варианты вступления Примеры
Рассказ о случае, который навел на размышления по данной теме Несколько дней назад я проезжал мимо старого яблоневого сада на окраине города. Этот сад я помню с детства: зимой мы с родителями ходили на лыжах меж посеребренных снегом деревьев, в мае слушали здесь чарующее соловьиное пение. И вот теперь сад вырубают. Город растет, и здесь собираются строить очередной жилой комплекс. Конечно, людям нужно где-то жить, нужно строить новые дома. Но мне стало невыразимо жаль, что погибнет прекрасный сад, что не будет он больше никогда и никого радовать весенним цветением и летним урожаем душистых сочных яблок. Этот случай заставил меня задуматься об отношении человека к миру природы.
Вечером я возвращаюсь домой по темной улице. В окнах домов горит приветливо свет. Глядя на эти освещенные окна, я невольно задумываюсь о тех, кто живет там. Быть может, за этим окном собралась к ужину счастливая семья, а может быть, там живет одинокий пожилой человек. Когда-то он был он был молод и у него была семья, но потом пришла война и отняла у него близких, нанесла тяжелые раны. Сегодня никто о нем не вспоминает, никому нет дело до его подвигов и горестей. Почему так случилось? Должны ли мы хранить память о прошлом и думать о тех, кто дал нам будущее?
Сегодня, перебирая вещи в шкафу, я наткнулся на шкатулку со старыми письмами, который писал мой дед с фронта. Он не вернулся домой, и эти письма да пожелтевшие фотографии – единственная память о нем. И вот я читаю письма человека, которого никогда не видел, но благодаря которому сейчас живу на свете. Перебирая ветхие листочки, я думаю о тех, кто отдал свою жизнь ради нас, о той страшной цене, которую они заплатили за наше сегодняшнее счастье.

Примечание. Каким бы путем мы ни пошли, помним, что во вступлении обязательно должна прозвучать тема. Не стоит вдаваться в далекие от нее рассуждения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.