Сделай Сам Свою Работу на 5

Определение оптимальных объемов работы и числа центров сервисного обслуживания





Задача. Определить оптимальный объем работы и число сервисных центров на полигоне при следующих исходных данных: суммарный объем перевозок Q=200 т/сут, удельная стоимость накопления, хранения и комплектации схр=5 руб/т, тариф на перевозку стр=0,1 руб/ткм, административные расходы, связанные с содержанием одного сервисного центра са=25 руб/сут, средняя плотность грузообразования на полигоне δ=0,08 т/км2, затраты на информационное сопровождение одной партии груза си=0,1 руб, размер партии поставки q=20 т.

Методика и решение. Сервисные центры в большинстве случаев предназначены для выполнения работ по комплектации, концентрации или разукрупнению грузопотоков [ ].

Объем работы и число сервисных центров определяется исходя из минимума общих затрат (С), состоящих из:

ü затрат, связанных с содержанием сервисного центра Са;

ü затрат, связанных с хранением, накоплением и комплектацией Схр;

ü затрат на перевозку Стр;

ü затрат на оформление документов и передачу информации Си.

Общие затраты (С) определяют путем суммирования всех этих затрат:

С=Схраитр (4.1)

Затраты, связанные с хранением, накоплением и комплектацией определяют по формуле (4.2):



(4.2)

где 12 — параметр накопления груза в случае равномерного поступления грузопотока;

q — размер партии поставки, т;

η — объем работы одного сервисного центра, т.

Затраты, связанные с функционированием и содержанием сервисных центров определяют по формуле (4.3):

(4.3)

 

Затраты на оформление документов и передачу информации рассчитывают по формуле (4.4):

(4.4)

 

Затраты на перевозку определяются по формуле (4.5):

(4.5)

где r — среднее расстояние перевозки (км), определяется из предположения, что плотность грузообразования δ — величина равномерная и для каждого центра полигон имеет форму круга радиуса r=⅔R, где R — радиус полигона обслуживания.

В этом случае плотность грузообразования определяют по формуле (4.6):

(4.6)

Определив из формулы (4.6) R и подставив полученное значение в формулу (4.5), получим:

(4.7)

Подставив полученные зависимости для определения слагаемых в формулу (4.1), получим аналитическую зависимость для определения суммарных затрат:



(4.8)

 

Для определения минимума функции общих затрат найдем ее первую производную по η и приравняем ее к нулю

(4.9)

 

Отсюда

(4.10)

 

Подставив значения переменных в выражение (4.10), получим оптимальный объем работы одного сервисного центра:

т  

 

Число сервисных центров Z определяют по формуле (4.11):

 
 

 

При этом общие затраты С составляют:

руб  

 

Величина общих затрат в зависимости от объема работы одного сервисного центра может быть представлена и в виде графика (рис.4.1). Для этого, используя заданные параметры, рассчитаем общие затраты при изменении η в пределах от 80 до 200 т с шагом 20 т. Результаты расчета приведены в табл.4.1:

Таблица 4.1

Зависимость общих затрат от η

η, т
С, руб

 

С, руб
График зависимости общих затрат (С) от η

η, т
С

Рис.4.1

 

Как видно из рис.4.1, минимум функции общих затрат соответствует значению объема работы одного сервисного центра, приблизительно равному 160 т. Результаты расчета аналитическим методом и их графическая интерпретация практически совпадают.

Варианты исходных данных для решения индивидуальных заданий приведены в таблицах прил.4


5. Определение оптимального места расположения
склада на заданном полигоне.

 

Задача. Требуется определить место расположения склада на заданном полигоне. Склад обслуживает четырех поставщиков (П1, П2, П3, П4) и трех клиентов (К1, К2, К3).



Схема размещения поставщиков и клиентов приведена на рис.5.1.

2
Обозначения: П1 – П4 – поставщики К1 – К3 – клиенты М – место расположения склада 1 – сетка 2 – граница полигона

Рис. 5.1

 

Исходные данные для решения задачи приведены в табл.5.1

 

Таблица 5.1

Исходные данные для расчета

Наименования поставщиков и клиентов Показатели Поставщики Клиенты
П1 П2 П3 П4 К1 К2 К3
Тарифы на транспортировку 1т груза, руб/ ткм. 0,5 0,6 0,9 0,3 0,8 0,5
Объемы продаж (покупок), т

 

Методика и решение:Задача решается методом наложения условной сетки координат на карту с указанными местами расположения поставщиков и клиентов. Такой метод дает возможность оценить величину транспортных затрат на доставку груза от каждого поставщика до склада и от склада до каждого клиента. В некоторых источниках такой метод называют «Метод поиска центра равновесных транспортных затрат» [ ]

Оптимальное место расположения склада рассчитывается по формуле

(5.1)

 

где:

- транспортные затраты на доставку грузов от поставщиков

на склад;

- транспортные затраты на доставку грузов со склада

клиентам;

- удельные затраты поставщиков

- удельные затраты клиентов;

m - число поставщиков;

n - число клиентов;

Tпi, Tкj - соответственно тариф на перевозку груза для i-го

поставщика и j-го клиента; руб/ткм

Rпi, Rкj - расстояние от начала координат до точки, обозначающей

место расположения i-го поставщика, j-го клиента по
осям координат, км;

Qпi - объем груза, закупаемый у i-го поставщика, т.

Qкj - объем груза, реализуемый j-му клиенту, т.

Координаты поставщиков и клиентов определены по рис.5.1 и приведены в табл.5.2

Таблица 5.2

Координаты поставщиков и клиентов

Транспортные затраты на доставку грузов:

- от поставщиков на склад

по оси X: Стп=0,5·100·100+1·150·600+0,6·300·300+0,9·500·800=509000руб.

по оси Y: Стп=0,5·500·100+1·150·600+0,6·400·300+0,9·200·800=331000руб;

 

- со склада клиентам

по оси X: Стк=0,3·200·200+0,8·400·900+0,5·250·700=387500руб.

по оси Y: Стк=0,3·250·200+0,8·900·100+0,5·250·700=174500руб.

Определение удельных затрат для:
– поставщиков Сп=0,5·100+1·600+0,6·300+0,9·800=1550руб/км.

– клиентов Ск=0,3·200+0,8·900+0,5·700=1130руб/км.

 

Подставив найденные значения в формулу (5.1) получим:

М

М

На сетке координат (рис 5.1) место расположения склада обозначено (М) и выделено особо. Искомое место имеет координаты X=334; Y=189.

 


6. Определение границ рынка.

Задача. Определить границы рынка для трех транспортно- экспедиторских фирм

А, B, C при следующих исходных данных:

Себестоимость услуг по организации отправления одного контейнера:

СА=2000 руб./ конт.

СВ=2700 руб./ конт.

СС=2400 руб./ конт.

 

Тариф на перевозку контейнера автотранспортом составляет для фирм А, В, С соответственно:

СтрА=20 руб./ конт·км.

СтрВ=25 руб./ конт·км.

СтрС=30 руб./ конт·км.

Расстояние между фирмами: А и В, RАВ=280 км,
А и С RАС=200 км,
С и В RВС=350 км.

Схема расположения фирм приведена на рис. 6.1.

 

 
 

Схема расположения фирм

Рис. 6.1

 

Методика и решение. Продвигая свои услуги на рынок сбыта каждая фирма стремится определить рациональные границы рынка, где она будет иметь преимущества. Если предположить, что качество услуг разных фирм одинаково, то границы рынка будут напрямую зависеть от себестоимости услуг и затрат на перевозку, которые в сумме составляют продажную цену:

Спрiiтрi·Ri; (6.1)

 

где, Спрi- продажная цена услуги(товара), i- ой фирмы, руб;

Сi- себестоимость услуги (товара), i- ой фирмы, руб;

Стрi- тариф i- ой фирмы на перевозку, руб/ ед. км.;

Ri- расстояние от i- ой фирмы до границы рынка, км.

Определим границы рынка для фирм А и В.

Границей рынка является точка безупречности для каждой фирмы, которая определяется из условия равенства продажной цены:

СпрА= СпрВ (6.2)

 

Продажная цена для фирмы А будет равна:

СпрААтрА·RА (6.3)

 

Продажная цена для фирмы В будет равна:

СпрВ= СВтрВ·RВ (6.4)

 

Т.к. расстояние между фирмами RАВ=280 км, то RВ = RАВ – RА =280- RА;

Подставив значения (6.3) и (6.4) в равенство (6.2), получим:

СА+ СтрА* RА = СВтрВ (RАВ - RА), (6.5)

Или 2000+20* RА=2700+25(280- RА), откуда

RА=7700/45=171 км,

RВ= 280-171=109 км,

Т.е. граница рынка для фирм А и В проходит на расстоянии RА =171 км от фирмы А и на расстоянии RВ=109 км от фирмы В.

Варианты исходных данных для выполнения индивидуальных заданий приведены в прил.6

 
 

Границы рынка

Рис. 6.2

 

Аналогично для фирм В и С:

СпрС= СС+ СтрС* RС = ССтрС (RВС – RВ) (6.6)

 

Из условия СпрС = СпрВ следует

СВ+ СтрВ* RВ = ССтрС (RВС – RВ) (6.7)

или

2700+25* RВ=2400+30(350- RВ)

Следовательно:

RВ= 10200/55=185 км.

RС=350-185=165 км

 

Аналогично для фирм А и С:

СпрС = СС+ СтрС* RС = СпрААтрА (RАС – RС) (6.8)

 

или

2400+30·RС=2000+20(200- RС)

Следовательно:

RС= 3600/50=72 км.

RА=200-72=128 км,

Границы рынка для фирм А, В, С показаны на рис 6.2.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.