Специфика нарушений речевой сферы при поражении левого, правого полушарий и диэнцефальных структур.
Характерной для повреждений левого полушария была невысокая ча-
стота афазий (у 17 % детей против 67 % у взрослых), хотя говорить
о полной сохранности речевой функции нельзя. Речь была сохранна
у детей полностью в 12 % случаев, а при поражении височной области
левого полушария — лишь в 7 % случаев.
Особенно часто нарушения речи фиксировались во время эпилеп-
тических припадков. Это могли быть: утеря способности самостоя-
тельной речи, нарушение понимания обращенной речи, искажение
собственной речи, которая становилась непонятной окружающим, за-
бывание слов и названий предметов.
В нейропсихологическом исследовании за пределами острого пери-
ода нарушения речи у этих детей не обнаруживались.
Глава 8. Нарушения речевых функций 119
При исследовании слухоречевой памяти на первом месте (у 86 %
детей) наблюдался симптом сужения объема воспроизведения,на-
блюдался и проявлялся в большей степени при запоминании не свя-
занных по смыслу слов.
Например, при предъявлении для запоминания двух групп по три
слова в каждой воспроизведение выглядит следующим образом (сти-
мул ьные слова — мяч, пол, хлеб, лист, нож, глаз):
1 воспроизведение — мяч, глаз, нос;
2 воспроизведение — мяч, хлеб, глаз;
3 воспроизведение — мяч, глаз;
4 воспроизведение — мяч, пол, хлеб, лист.
Внутриполушарные различия проявлялись следующим образом.
В 60 % случаев этот симптом наблюдался при поражении левой ви-
сочной области, в 19 % при поражении теменной области и в 7 % —
лобной области ЛП.
Второй частотный симптом — нестойкость следов и их повышен-
ная тормозимость в условиях интерференцииотмечался у 45 % детей
и не зависел от внутриполушарной локализации.
Менее всего при повреждениях левого полушария страдала способ-
ность сохранения порядка воспроизведения (только в 6 % случаев).
Соотношение двух основных симптомов было разным в зависимости
от возраста. У детей 5-10 лет самым значительным было нарушение объе-
ма воспроизведения. После 10 лет выраженность этого симптома снижа-
ется: проявления симптомов сужения объема воспроизведения и тормо-
зимости следов интер»ферирующими воздействиями уравниваются.
Меньше всего страдала способность сохранения порядка воспроиз-
ведения (только в 6 % случаев). f
Таким образом, нарушения слухоречевой памяти у детей при пора-
жении левого полушария в целом носят такой же характер, что и у взрос-
лых. У взрослых при поражении левого полушария центральное место
в нарушениях слухоречевой памяти занимает снижение объема и повы-
шенная тормозимость следов интерферирующими воздействиями. То
же наблюдается и у детей, но нарушения объема памяти у детей 5-10 лет
значительно превосходят другие формы нарушений, а после 10 лет име-
ют тенденцию к снижению. В отношении второго симптома — тормози-
мости следов — нет значительных изменений после 10 лет.
Это означает, что специализация левого полушария по речи прояв-
ляется на ранних этапах онтогенеза, а различия же в проявлении рече-
вых расстройств между детьми и взрослыми связаны не с тем, что два
полушария эквипотенциальны, а с высокой пластичностью мозга
120Раздел III. Клиническая нейропсихилогия детского эозраста
ребенка и более значимой ролью правого полушария в обеспечении
работы речевой системы.
Два эти фактора маскируют раннюю специализацию левого полу-
шария по речи, поэтому недостаточность речевой функции, аналогич-
ную нарушениям у взрослых больных, можно выявить только в остром
периоде (например, послеоперационном), когда еще не наступила
адаптация мозга к новым условиям работы.
Э. Г. Симерницкая приводит ряд примеров больных детей с повреж-
дениями разных отделов левого полушария, при которых возникают
симптомы афазий, наблюдающиеся и у взрослых при аналогичных
повреждениях.
Например, у больного 15 лет наличие большой опухоли левой височной
области сопровождалось до операции незначительными амнестичсски-
ми симптомами, замедленностью речи, легкими нарушениями слухоре-
чевой памяти. После операции развилась отчетливая афазия по сенсо-
моторному тину.
Возникли нарушения понимания и произнесения малочастотных слов
(выделены стимульные слова): ртуть — труть... трурть; Лувр — пру...
лур; козерог — раки... рази... ради... разируть... казируг.
В письме (рис. 8.1 и чтении имели место ошибки: разрушено —
взрас... взрушено... зашу... зарсу; дружелюбие — дру... дружно... друж-
ное... дружел... друлюб.
Нарушения быстро регрессировали, и к моменту выписки речевые функ-
ции вернулись к дооперационному уровню.
Аналогичные нарушения фиксировались и у других больных с пораже-
нием левой височной области в острый период: нарушения артикуляций,
понимания речи, письма, чтения. У больных наблюдались литеральные
и вербальные парафазии. Например, «Я два часа, два раза, нет, два года
учился»; чемодан — чемодал... чемодан; пирог — пиров... пиром... перо.
Однако даже при самых грубых расстройствах уже через 2 - 3 неде-
ли расстройства полностью могли регрессировать и не обнаруживать-
ся в нейропсихологическом обследовании.
Особо важное значение имеет тот факт, что наблюдаемые в послеопе-
рационный период нарушения речевой функции при поражении дру-
гих областей левого полушария носили качественно иной характер.
При операциях на левой лобной областипрежде всего нарушалась
динамическая организация речевых процессов.
Например, у больной 7 лет с удалением опухоли левой лобной области от
полюса до заднелобных отделов наблюдались специфические симптомы,
сопровождающие повреждение этой области у взрослых. Возникали
аспонтанность, практическое отсутствие самостоятельной речи, эхолалич-
Глава 8. Нарушения речевых функций 121
ные ответы на вопросы, необходимость постоянной стимуляции больной.
Имели место грубые речевые персеверации при попытках называния
предметов: яблоко— яблоко, глаз— яблоко, кровать— яблоко.
Аналогичные нарушения, по типу эфферентной моторной афазии в уст-
ной и письменной речи или по типу динамической афазии (нарушение
спонтанной речи, произнесение только слов «да» и «нет»), наблюдались
и у других больных. При повторении звуков, слогов, слов (предлагаемые
для повторения выделены жирным шрифтом) возникали персеверации:
ф-в— ф-в, фа-ва— в-в;
д-т— д-т, би-ба-бо— д-д-до;
кровать— кровать, корка— кровать.
Нарушения речевой деятельности после операций на левой темен-
ной областиносили иной характер.
Страдание передней теменной области приводило к дефектам но типу
афферентно-моторной афазии (ошибки у больного 12 лет при повто-
рении слов были связаны с нарушением кинестетических синтезов:
слон— стон, вилка— вюлка, бровь— быровь, градусник— гравдугра).
Страдание задне-теменной области приводило к трудности понимания
логико-грамматических конструкций (семантическая афазия, аграфия,
алексия, акалькулия).
У больного 14 лет с удалением левой теменной доли наблюдались нару-
шения чтения: вместо т — п, м; нарушения письма (рис. 8.2 акальку-
лия в виде расстройства счетных операций: 25 - 8 = 16, нарушения раз-
рядного строения числа: вместо 1054 — пятнадцать тысяч четыре.
Во всех рассмотренных случаях наблюдался быстрый обратный ре-
гресс выявленных расстройств. Таким образом, недооценка высокой
пластичности мозга становится одной из причин того, что многие нару-
шения речевых функций в детском возрасте остаются невыявленными.
Нарушение слухоречевой сферы при поражении
Правого полушария мозга
Известно, что у взрослых людей правое полушарие принимает учас-
тие в речевой функции. Еще X. Джексон приписывал правому полу-
шарию наиболее упроченные, автоматизированные формы речевой
деятельности. Позднее была обнаружена роль правого полушария
в речевой просодике, помехоустойчивости, выявлении индивидуаль-
ных, эмоциональных характеристик речи.
Исследования Р. Сперри, М. Газзаниги, Е. Зайделя показали, что пра-
вое полушарие обладает речью. Но уникальность лексической структу-
ры правого полушария состоит в том, что оно не имеет фонетического
122Раздел III. Клиническая нейропсихилогия детского эозраста
кодирования (Zaidel Е., 1978). Поэтому понимание устной и письмен-
ной речи в правом полушарии осуществляется не на основе фонетичес-
кого анализа, а методом интегрированного, гештальтного сопоставления
звукового, графического образа лексических единиц с эталонами памяти
и последующим связыванием этого образа со значением. Такое восприя-
тие речи можно сравнить с пониманием слов животными.
В отношении роли правого полушария в слухоречевой памяти были
описаны следующие факты.
1.Если левое полушарие обеспечивает произвольныйуровень орга-
низации вербально-мнестических процессов, то правое полуша-
рие создает основу для непроизвольного,непреднамеренного
запоминания. Поэтому у взрослых нарушения работы правого
полушария в первую очередь приводят к страданию возможнос-
ти непроизвольного запечатления следов.
2. Поражение левого полушария приводит к сужению объема и повы-
шенной тормозимости следов, поэтому нарушения памяти наибо-
лее отчетливо обнаруживаются в отсроченномвоспроизведении
после пустой или заполненной побочной деятельностью паузы. На-
оборот, больные с поражением правого полушария показывают де-
фицит в непосредственномвоспроизведении, а введение интерфе-
ренции не оказывает тормозящего влияния на воспроизведение.
3. Наиболее частотным нарушением при поражении правого полу-
шария у взрослых является невозможность сохранения порядка
воспроизведения заданной последовательности стимулов.
Данные, полученные при исследовании детей (5-16 лет, 90 чело-
век) с поражением ПП, показали, что специфичные для взрослых на-
рушения просодики и различение индивидуальных характеристик го-
лосов встречаются редко, в единичных случаях.
Наиболее характерным было нарушение слухоречевой памяти (на-
блюдалось в 75 % случаев). Проявлялось оно в трудности непосред-
ственного запечатления следов. Но если при левополушарных пора-
жениях это было связано с сужением объема воспроизведения, то при
правополушарных — с нарушением порядка воспроизведения.Запо-
минание происходит после одного-двух предъявлений, но многократ-
ные предъявления не изменяют порядок.
Например, больная 8 лет с опухолью правой височно-теменной области
при запоминании серии из пяти слов (стимульные слова — кот, дом, лес,
звон, ночь) воспроизводит их после первого предъявления, но установить
нужный порядок не в состоянии после многократных предъявлений:
1 воспроизведение — кот, дом, лес, ночь, звон;
Глава 8. Нарушения речевых функций 123
2 воспроизведение — кот, лес, ночь, дом, звон;
3 воспроизведение — кот, дом, лес, ночь, звон;
4 воспроизведение — кот, дом, лес, ночь, звон;
5 воспроизведение — кот, дом, лес, ночь, звон.
Другая особенность связана с тем, что в отсроченном воспроизведении
не возникает потерь элементов ни в условиях гомогенной, ни гетероген-
ной интерференции, то есть отсутствует эффект тормозимости следов.
Таким образом, можно говорить о специфическом вкладе правого
полушария у детей в осуществление вербально-мнестической деятель-
ности: оно не дублирует левое полушарие и его вклад качественно от-
личен от вклада левого полушария.
Вклад правого полушария проявляется рано, поскольку нарушения
порядка при его поражении имеют большую частоту у детей 5-10 лет.
После 10 лет нарушения порядка проявляются все более отчетливо.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|