Сделай Сам Свою Работу на 5

Образовательные технологии





 

При изучении дисциплины «Актуальные философские проблемы архитектурной деятельности (История и философия науки)» используются следующие образовательные технологии:

 

Название образовательной технологии К-во часов % от общего объема часов
Лекции Семинары 46%

 

В ходе организации и проверки самостоятельной работы студентов используются следующие интерактивные формы:

 

Используемые формы образовательных технологий К-во занятий %% от общего числа занятий
творческие задания 82%
разбор конкретных ситуаций 18%

 

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы магистрантов:

 

1. Текущий контроль: составление глоссария, проверка конспектов рекомендованной литературы, написание эссе и реферата, 2 контрольные работы, тестирование.

2. Итоговый контроль: зачет.

Система контроля включаетвычислениеиндивидуального рейтинга и обоснование объективности оценки, рекомендации по самоконтролю (вопросы для самоконтроля), формы аттестации (тесты, вопросы для собеседования по самостоятельной работе, вопросы для зачета).



 

Темы эссе и рефератов

Архитектура как способ познания мира.

Архитектурное сознание начала XXI века.

Синергетика и архитектура.

Гуманитарное знание как социокультурное явление.

История теории архитектурного творчества.

Эвристичность понятия «хронотоп».

Понятие «хронотоп» в гуманитарном знании.

Концепции времени в философии и науке.

Язык архитектуры как семиотическая система.

Целостность архитектурной формы.

Проблема интерпретации языка архитектуры.

Художественный код постмодернистской архитектуры.

Ирония как способ фиксации утраты смыслов культуры.

Ирония в архитектуре.

Возможности диалога в архитектуре.

Нелинейная архитектура: перспективы и границы.

Утопия в мировой архитектуре ХХ века.

История теории садово-паркового искусства.

История теории организации городских пространств.

История становления идеи пространства в теории архитектуры.



Проблема художественного времени.

«Дух времени» и критерии «развития» архитектуры.

Способы художественного выражения идеалов эпохи в архитектуре и искусстве.

Детерминанты формирования самосознания архитектора.

Образ города как инструмент формирования общественного мнения.

Пространственные модели как средство профессионального творчества.

Возможности и пределы семиотического анализа в архитектуре.

История изучения готического стиля в гуманитарных науках.

Эвристические возможности понятия «идентификационная модель» в исследовании культурной самобытности.

Теории социального пространства.

Критерии архитектурной теории.

Становление философии и социологии архитектуры.

История изучения восприятия архитектурного пространства.

Сущность и методы архитектурной критики.

История развития архитектурной концепции «вертикальный город».

Уровни семиотического анализа в архитектуре.

Философия прагматизма и архитектура.

Теория символического интеракционизма и архитектура.

 

Вопросы к зачету по курсу "Актуальные философские проблемы современной архитектуры":

 

1. Проблема происхождения философии. Три основных подхода к проблеме происхождения философии. Историческое и логическое начало философии.

2. Предмет философии. Взаимосвязь предмета философии с другими сферами знания.

3. Разделы философского знания и их проблематика. Особенности современной мыслительной ситуации в онтологии и гносеологии. Место курса «Актуальные философские проблемы современной архитектуры» среди других дисциплин.



4. Природа философского знания (по статьям Б.Г. Гутнера, М.М. Мамардашвили «Природа мысли»).

5. Город как место зарождения архитектуры и философии. Специфические особенности устройства города и городской жизни. Связь человека и города: онтологический, психологический, эстетический, социологический аспекты. Связь архитектуры и других феноменов городской жизни (реклама, власть, бюрократия, имидж и т.п.).

6. Этапы развития философии. Классический и неклассический способы философствования. Специфика западной и восточной философской и теоретической мысли.

7. Принципы современного философского знания. Проблема формирования новых гуманитарных методологий (можно по статье Б. Латура «Когда вещи дают сдачи»).

8. Диалектика как способ представления философского знания. Значение диалектики для современной науки.

9. Понятийный аппарат философии. Философское и научное понятие. Понятие и (художественный/ мифологический) образ.

Особенности современной мыслительной ситуации: от парадигмы к дискурсу. Проблема плюрализма в современной философии и науке.

Проблема человека в современной философии. Натуроцентристская, культурологическая, социоцентритская и теоцентристская трактовки человека (на конкретном примере). Влияние философских идей на формообразование и стилеобразование в архитектуре.

10. Проблема человека в современной архитектурной теории и практике.

11. Изменение методов научного мышления в XX в. В. Дильтей «Науки о природе и науки о культуре».

12. Генезис и сущность эстетического. Эстетическое отношение и эстетическая ценность. Структура эстетической ценности.

13. Архитектура как вид эстетической деятельности и особый способ проектного мышления.

14. Специфика архитектурного мировоззрения. Формирование личности архитектора. Роль личности в архитектурном процессе.

15. Урбанизм как фактор современного архитектурного процесса.

16. Темпоральный аспект архитектуры: связь с традицией, каноны, прогнозирование, утопизм.

17. Основные эстетические модификации. Прекрасное, безобразное и их значение для осмысления проблем современных архитектуры, искусства, дизайна.

18. Модернизм и постмодерн: классическая и постнеклассическая эстетика. Основные понятия (паракатегории) постнеклассической эстетики. Приемы и принципы создания артефактов.

19. Влияние постмодернистского дискурса на теорию и практику современной архитектуры. Философский анализ понятия «симулякр», значение термина для осмысления процессов современной культуры.

20. Феноменологический анализ пространства в работах Г. Башляра, М. Мерло-Понти, Ж. Диди-Юбера, С.А. Азаренко и др.

21. Феноменологический анализ тела в работах А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, М. Мерло-Понти.

22. История эстетики: характеристики эстетики Дальнего Востока и античности. Эстетика Платона и Аристотеля.

23. История эстетики: эстетика западноевропейского средневековья и эпохи Возрождения.

24. История эстетики: эстетика Нового времени.

25. Формирование дизайна как особого вида эстетической деятельности. Природа и сущность дизайна. Проблема «возраста» и «конца» дизайна.

26. Теоретические идеи Г. Земпера, У. Морриса и их значение для решения проблем современного дизайна.

27. Понятия «предмет» и «вещь», их методологическое значение в осмыслении проблем творческой формообразующей деятельности человека.

28. Сравнительные характеристики архитектуры, дизайна и искусства как эстетических видов деятельности. Проблема взаимовлияния.

29. Понятие «стиль» в архитектуре, искусстве, дизайне. Подходы к изучению стиля и стилеобразования.

30. Методы работы со стилевым материалом. Проблемы китча, эклектики и деконструкции стиля.

31. Проблемы формы и формообразования в эстетических видах деятельности. Определение формы. Форма и материал, форма и функция, форма и конструкция. Язык форм и формальных качеств в современной культуре, архитектуре, дизайне.

32. Определение предмета архитектурного творчества.

33. Архитектура и научно технический прогресс.

34. Архитектура и виды освоения действительности.

35. Моделирование в науке, искусстве, архитектуре.

36. Специфика архитектурно-проектного моделирования.

37. Осмысление нелинейной парадигмы в архитектуре.

38. Мера преемственности и относительность «развития» архитектуры и архитектурных представлений.

39. «Дух времени» и критерии «развития» архитектуры.

40. Теория культурных ареалов и идея «этнокультурного территориального комплекса».

41. Художественный код постмодернистской архитектуры.

42. Пространственная ментальность и архитектура.

43. Архитектурное произведение как пространственное отношение.

44. Проблема «формы – функции» в архитектуре.

45. Символизация пространства и профессиональное архитектурное творчество.

46. Основные исторические этапы архитектурного формообразования и становления профессионального архитектурного творчества.

47. Этап архитектурно-строительного формообразования. Методология и методы формообразования. Роль заказчика, архитектора, строителя.

48. Особенности эстетического отражения в архитектуре и музыке.

49. Генезис изобразительного и архитектурно-строительного искусств.

50. Мифологическое освоение действительности и домостроительное творчество.

51. Миросозидающий характер эстетического отражения в архитектуре.

52. Человек и природа как объекты архитектурно-эстетического отражения.

53. Предмет архитектурно-эстетического отражения.

54. Семиотика художественного изображения: скульптура, графика, живопись, архитектура, фотография, кино.

55. Роль социального заказа в архитектуре.

56. Семиотический континуум культуры и способы его обзора.

57. Три класса элементарных знаков.

58. Сущность творчества.

59. Критерии творчества.

60. Общие принципы решения творческих проблем.

 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Актуальные философские проблемы архитектурной деятельности»

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.