Сделай Сам Свою Работу на 5

Исходный мировоззренческий вопрос, его общее членение





 

Теперь нам нужно постараться возможно более отчетли­во установить, в чем же состоит специфика проблем, реша­емых философией. Вопрос этот тоже весьма непрост, и вскоре мы изложи^ некий ориентировочный перечень ос­новных философских проблем, который окажется не столь уж кратким. Пока же мы просто напомним то, с чего мы на­чинали наши рассуждения. Говорили же мы о том, что на­звать философию наукой означает сказать в одном отноше­нии слишком мало, а в другом - слишком много, т.е. превы­сить меру, наложив на философию неоправданно жесткие ограничения. Более плодотворным выглядит в связи с этим развитие мысли, заключенной в буквальном значении слова «философия», т.е. в понимании ее как любви или стремле­ния к мудрости. В знаменитом словаре В. Даля «мудрый» определяется как основанный на добре и истине, соединя­ющий в себе любовь и правду, в высшей степени разумный и благонамеренный. Немецкий философ И. Кант (1724-1804) писал также, что в идеале философия есть «наука об отно­шении всякого знания к существенным целям человеческо­го разума», причем «конечная цель есть не что иное, как все предназначение человека»1, а человека, достигшего самооб­ладания при помощи разума, обычно называют философом.



Творивший в XX в. английский философ, логик, матема­тик Б. Рассел (1872-1970) толкует философию как нечто промежуточное между теологией и наукой. «Подобно тео­логии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, от­носительно которых точное знание оказывается до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к че­ловеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения»[6]. Все определенные знания, по словам Рассела, принадлежат науке; но за ее пределами ле­жит очень многое, и притом весьма важное, составляющее суть человеческого мировоззрения, и здесь необходима фи­лософская критичность, противостоящая самоуверенности и догматичности теологов.

Итак, к сфере науки, как утверждает Рассел, и в этом с ним согласятся очень многие исследователи, относится ра­циональное, удостоверенное систематизированное знание, раскрывающее закономерную связь соответствующих явле­ний. Каждая отдельная наука как бы высекает из необозри­мого множества явлений реального мира какой-то участок или сектор и осуществляет последовательную разработку этого участка, устанавливая здесь факты, выдвигая и затем проверяя гипотезы относительно сущности зафиксирован­ных в этих фактах явлений, событий. При этом молчаливо подразумевается, что существует совокупный предмет исследования и существуем мы, люди, способные в принци­пе стать субъектами познания. Мир, таким образом, подраз­деляется на познаваемые предметы и познающих субъек­тов. Внутри мира познаваемых предметов можно провести целый ряд разграничений, устанавливающих особые пред-, меты исследования, которые входят в сферу деятельности и, так сказать, компетенции соответствующих наук.



Ученые, осуществляющие исследования, - это, конечно, живые люди, наделенные не только разумом, но и чувства­ми, волей и т.д. У каждого их них - свои интересы, при­страстия, другие индивидуальные особенности.* Однако для успешного занятия наукой обычно полагают необходимым отстранить всякую субъективность и действовать строго объективно для того, чтобы полученные знания были про­веряемыми и общезначимыми. Предметом науки могут быть и определенные стороны человеческой жизни, но и в этом случае человек рассматривается всего лишь как пред­мет, а не как самобытное и самоценное существо, как лич­ность. Чисто человеческие, личные отношения здесь как бы выносятся за скобки и доминируют узкопрофессиональные - научно-познавательные - отношения и действия, нацелен­ные на установление новых объективных фактов и охваты­вающих их законов либо сопоставление этих фактов с зако­нами, если последние уже известны.



Суть конкретно-научных проблем состоит в том, что это проблемы, связанные с получением возможно более объек­тивного знания, избавленного от ценностных предпочте­ний, личностных переживаний и т.д. Мировоззренческие проблемы - совсем иные. Мировоззрение, напомним, охва­тывает все основные стороны, проявления отношений че­ловека и мира его бытия. Этот мир включает в себя не толь­ко природные явления, но и других людей, с которыми мы связаны процессом общественной и личной жизни. Да и к предметам природы, к окружающим нас растениям и жи­вотным мы тоже относимся по-человечески, каждый по- своему: один - хищнически или потребительски, другой - с безразличием, третий - с живым сочувствием и симпати­ей. Одушевление природы характерно ведь не только для первобытного сознания; многие наши современники тоже чувствуют особую близость, глубинную душевную связь с природой. Поэтому когда Кант, а это был философ высо­чайшего класса, труды которого являются образцом стро­гости теоретической мысли, пишет о конечной цели фило­софии, то он усматривает ее в постижении целостного жиз­ненного предназначения человека.

Интересы человеческого разума, по Канту, не ограничи­ваются поиском ответа на вопрос «Что я хочу знать?», а охватывают и два других вопроса: «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?», которые относятся соответ­ственно к моральному долгу и человеческой вере, а все эти три вопроса сливаются в один: «Что такое человек?» И если философия есть стремление к мудрости, то она не может ограничиться только «голым» объективным знанием, а должна соединить истину с добром, разумность с благона­меренностью и любовью. Значит, философские проблемы шире, чем чисто научные, ибо они так или иначе охватыва­ют всю полноту человеческого отношения к миру, не замы­кая его в узком круге чисто познавательного интереса. Н.А. Бердяев в связи с этим отмечал, что «главный признак, отличающий философское познание от научного, нужно

видеть в том, что философия познает бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же познает бытие как бы вне человека, отрешенно от человека»[7].

Вместе с тем философия весьма близка к науке, посколь­ку она представляет собой мировоззрение, выраженное в системе понятий или в форме научной теории/Правда, осо­бенность философской теории состоит в том, что предмет ее, если брать философию в целом, более широкий, нежели предмет любой науки, ибо он включает в себя и мир челове­ческого бытия. Ни одна из наук не может претендовать на то, чтобы охватить- весь мир, включая и человека как его специфическую часть, характеризующуюся сознанием и са­мосознанием. Интегральная картина мира, создаваемая со­вокупностью наук, тоже не может адекватно отобразить че­ловеческую субъективность, охватить наши эмоции и ду­шевные волнения, ценности и смыслы нашего бытия. Вопрос о ценностях не решается строго научным путем, на­подобие доказательства геометрической теоремы. Великий французский математик и философ Б. Паскаль (1623-1662) отмечал, что «у сердца свои законы, которых разум не зна­ет», и не без юмора заявлял: «опасаюсь я математиков: а вдруг они сочтут, что я тоже теорема».

Философские проблемы, будучи мировоззренческими и, в связи с этим, предельно широкими, носят открытый ха­рактер; они принципиально не могут быть исчерпаны, окончательно решены. Все философские проблемы в том или ином аспекте раскрывают связь человека с миром его бытия, выражают основные направления самоопределения человека в мире. Каждый отдельный человек и каждое новое поколение людей в процессе своего становления сталкива­ются с этими мировоззренческими проблемами и решают их для себя как бы заново. При этом, конечно, используют­ся те мировоззренческие предпосылки и решения, которые накоплены предшествующим развитием человечества. Но, для человека, живущего один раз, все в его жизни имеет уникальный личностный смысл. Даже если этот человек принимает на веру предлагаемые ему другими людьми ми­ровоззренческие убеждения, решение принять их является его собственным решением.

Философских направлений и школ очень много, и ника­кой единой общепринятой или общеобязательной класси­фикации философских проблем и систематизации основ­ных философских понятий (категорий) не существует. Вместе с тем можно попытаться сгруппировать философ­ские проблемы так, чтобы обеспечить максимальный учет разных философских мировоззренческих позиций.

Проблема - это важный вопрос, настоятельно требу­ющий исследования или решения. Исходный и всеобъем­лющий мировоззренческий вопрос - это вопрос об отноше­нии человека и мира. Данный вопрос может быть расчленен на целую группу конкретизирующих его, но тоже предель­но широких вопросов. Поскольку в самой первой постанов­ке исходного мировоззренческого вопроса присутствуют понятия «мир», «человек» и «отношение», можно разделить его прежде всего на три относительно самостоятельных, хо­тя и тесно связанных между собой вопроса: 1) Что такое мир по своей сути? 2) Что, в сущности, представляет собой чело­век? 3) Каковы основные формы отношения человека и ми­ра? Каждый из этих вопросов имеет неоспоримую значи­мость и является открытым, поскольку единого, оконча­тельного и общепризнанного решения у них нет и, возмож­но, вообще не существует. В этом смысле они и составляют ключевые и непреходящие философские проблемы. Рас­смотрим их по отдельности, чтобы выделить перечень ос­новных философских понятий, с помощью которых фор­мулируются исходные философские проблемы и различа­ются наиболее влиятельные философские направления.

Итак, первой (прежде всего в историческом плане, ибо она действительно была поставлена первой в древнегре­ческой философии) является онтологическая (от греч. ontos - сущее) проблема, т.е. ропрос о том, каков мир по своей сути, что является подлинным, основополагающим бытием.

Второй является антропологическая (от греч. anthropos - человек) проблема: что такое человек, какова его сущность и как она соотносится с его существованием.

Вопрос об отношении между человеком и миром его бы­тия внутренне разнороден и требует дальнейшего членения. Наше отношение к некоему предмету может быть либо дея­тельно-практическим, когда осуществляются определен­ные действия и результатом их выступают изменения во внешнем мире нашего бытия, либо духовным, когда основ­ная деятельность разворачивается в сфере сознания, духа и результатом ее является именно новое состояние сознания.

В свою очередь, рассматривая духовное отношение человека к миру, следует учесть, что человеческое сознание выполня­ет две основные функции - познавательную и ценностно-ориентационную. В результате выполнения познавательных действий мы обогащаемся новыми знаниями. Ценностно-ориентационная (или ценностно-регулятивная) деятель­ность связана с определением основополагающих жизнен­ных ориентиров, ценностно-целевых установок, направля­ющих человеческую жизненную активность (либо, наобо­рот, побуждающих к выбору пассивной, бездеятельной жизненной позиции).

Тогда в качестве третьей мы выделим праксеологическую проблему («практикос», в переводе с греческого озна­чает деятельный, активный), связанную с раскрытием основных черт деятельно-практического отношения людей к природным и социальным условиям их бытия.

Четвертой будет гносеологическая (от греч. gnosis - познание) проблема,, связанная с решением вопросов о по­знаваемости мира и о способах достижения надежного, до­стоверного знания.

Наконец, пятой выступает аксиологическая проблема. Аксиология - это учение о ценностях человеческого бытия. Решение данной проблемы предполагает выяснение основ­ных форм и особенностей ценностно-ориентационной дея­тельности людей.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.