Сделай Сам Свою Работу на 5

Темы практических занятий





ТЕМА 1. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СИСТЕМА И ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ

Теоретические вопросы

1. Место образования в системе общественного воспроизводства.

2. Особенности образовательных услуг.

Практические задания

1. Составьте схему системы образования в РФ.

2. Напишите самодиктант – основные понятия и термины темы «Образование как отрасль экономики».

3. Сделайте подборку статистического материала, характеризующего экономические отношения в системе образования РФ.

ТЕМА 3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

Теоретические вопросы

1. Научные подходы к экономике образования.

2. Концепция человеческого капитала: основные положения, плюсы и минусы подхода.

3. Родоначальная модель экономики образования.

4. Зарождение экономики образования как науки в трудах С.Г. Струмилина и В.А. Жамина.

5. Развитие концепции экономики образования.

 

ТЕМА 5. ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Теоретические вопросы

1. Последствия усложнения отношений собственности в сфере образования.

2. Проблемы преобразования отношений собственности в системе образования.



3. Особенности отношений собственности в ОУ.

 

Практические задания

1. Проведите анализ на основе периодических специализированных изданий новых организационно-правовых форм образовательных учреждений.

2. Составьте модель системы управления интеллектуальной собственностью вуза (на примере университета).

 

ТЕМА 6. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Теоретические вопросы

1. Концепция финансово-экономического механизма управления деятельностью ОУ.

2. Особенности казначейской системы финансирования.

3. Организационные и правовые проблемы реализации нормативного финансирования образования.

4. Совершенствование бюджетного планирования вузом.

5. Зарубежные модели финансирования образования.

 

Практические задания

1. Составление сметы доходов и расходов ГОУ на основе предложенных данных.

2. Расчет цены образовательной услуги.

 

ТЕМА 7. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА В ОБРАЗОВАНИИ

Теоретические вопросы

1. Понятие платных образовательных услуг. Основные этапы организации платных образовательных услуг.



2. Арендные отношения в образовании.

3. Планирование внебюджетных доходов образования.

 

Практические задания

1. Представьте в виде схемы классификацию признаков инвестиций в образовании.

2. Проведите сравнительный анализ методов оценки инвестиционных проектов в образовании.

 

ТЕМА 9. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Теоретические вопросы

1. Система оплаты труда в сфере образования.

2. Межотраслевой механизм регулирования заработной платы.

3. Возможности материального стимулирования труда работников образовательной сферы.

 

Практические задания

1. Проанализируйте трудовой договор образовательного учреждения: содержание, структура (договор прилагается). Составьте трудовой договор.

 

ТЕМА 11. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Теоретические вопросы

1. Общие сведения об информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ). Глобализация и стандартизация ИТ-образования. Особенности информационной цивилизации.

2. Цели и задачи информатизации образования. Уровни использования НИТ в образовании.

3. Информационные образовательные сети: концепция построения, реализация, оценка эффективности. Сетевая дидактика.

4. Информационная среда профессиональной деятельности: основные компоненты, функционирование и развитие.

5. Электронные формы представления документов. Обзор информационных ресурсов в области ИКТ в образовании. Программные средства и информационные технологии для образования.



 

ТЕМА 12. МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Теоретические вопросы

1. Ключевые тенденции развития рынка образовательных услуг: особенности данного рынка, сегменты, проблемы развития.

2. Модели рынка образовательных услуг.

3. Позиционирование образовательной услуги на рынке. Маркетинговая стратегия и маркетинговое планирование в реализации услуг образования.

4. Прогнозирование спроса на образовательные услуги.

 

Практические задания

1. Проведите позиционирование образовательных услуг ОУ в Ленинградской области.

2. Сделайте выборку маркетинговых стратегий для реализации образовательных услуг вашего факультета ОУ.

 

ТЕМА 13. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Теоретические вопросы

1. Социально-экономическая эффективность образования.

2. Теория экономического эффекта образования. Границы экономической эффективности образования.

3. Индивидуальный экономический эффект образования.

4. Возможности и способы повышения эффективности образования.

 

Практические задания

1. Напишите эссе на тему «Теория «человеческого капитала» как инструмент выявления эффекта образования».

2. Рассчитайте показатели экономической эффективности образования на основе данных.

 

ТЕМА 14. КВАЛИМЕТРИЯ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ

Теоретические вопросы

1. Особенности педагогической квалиметрии.

2. Проблемы оценки качества образования.

3. Квалиметрия как инструмент оценки качества образования.

4. Типы оценок качества: категории свойств, оценка динамики показателей, валидность.

 

 

Основные понятия дисциплины:образовательная система, образовательное кредитование, образовательное учреждение, образовательные и сопутствующие услуги, образовательный фандрейзинг, имидж вуза, инвестиции, заработная плата, качество образовательных услуг, квалиметрия, конкуренция, экономика знаний, экономика образования, экономическая система, экономическая эффективность образования, экономические блага, экономические регуляторы.

Организация текущей аттестации:проводится в интерактивной и письменной формах при выполнении практических заданий индивидуального и группового характера, а также в форме выступлений на семинарских занятиях.

Организация итоговой аттестации (с критериями оценивания):

Осуществляется в форме зачета, на котором проверяются знания основных во­просов экономики образовании.

«Зачтено» ставится в случае, если студент покажет глубокое, ис­черпывающее понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процес­сов и явлений, продемонстрирует умения анализировать ситуации, релевантные задачам его профессиональной квалификации.

Примерные вопросы к зачету:

1. Образование как социально-экономическая категория.

2. Система образования: определение понятие, структура, эволюция.

3. Образование как отрасль национальной экономики.

4. Роль образования в социально-экономическом развитии общества.

5. Специфика экономических отношений в отрасли образования.

6. Экономика образования как наука и учебная дисциплина.

7. Теория «человеческого капитала» как метод анализа экономики образования.

8. Качество образования: определение понятия, количественные и качественные показатели.

9. Отношения собственности в системе управления образовательными учреждениями.

10. Содержание хозяйственного механизма, его особенности и основные цели.

11. Концепция финансово-экономического механизма управления деятельностью образовательных учреждений.

12. Внебюджетная деятельность государственных вузов.

13. Совершенствование системы бюджетного финансирования образования.

14. Совершенствование системы управления вуза.

15. Прогнозирование и программирование как инструменты управления развитием образования.

16. Новые организационно-правовые формы образовательных учреждений.

17. Управление затратами в образовании.

18. Проблемы ценообразования на рынке образовательных услуг.

19. Управление инвестиционными проектами в образовании: основные понятия, участники, их интересы.

20. Налогообложение в сфере образования.

21. Заработная плата и ее организация в учебных заведениях. Функции заработной платы.

22. Количественные и качественные параметры определения тарифных ставок и окладов педагогических работников.

23. Оплата и стимулирование труда в учебных заведениях.

24. Сущность, назначение, специфика и структура материально-технической базы образовательного комплекса.

25. Концепция информатизации образования.

26. Информационные образовательные сети.

27. Информационная среда профессиональной деятельности.

28. Маркетинг образовательных услуг.

29. Сегментирование рынка и анализ потребления образовательных услуг.

30. Социальная эффективность высшего образования.

31. Проблемы экономического роста в образовательной сфере.

32. Экономическая эффективность образования, ее содержание и главные направления движения.

33. Определение экономической эффективности образования.

34. Показатели экономической эффективности образования. Возможности и способы повышения эффективности образования.

35. Квалиметрия как инструмент оценки качества образования.

36. Квалиметрические измерения в процессе мониторинга структуры и содержания образовательных программ.

37. Квалиметрический подход к определению качества управления образовательным учреждением.

Организация самостоятельной работы:

Включает в себя выполнение студентами ряда творческих заданий с последующим представлением аналитического обзора и/или презентации.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

 

а) основная литература:

1. Беляков С. А. Лекции по экономике образования / С. А. Беляков. М.: ГУ-ВШЭ, 2013. 338 с.

2. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: учеб. пособие / под ред. А. П. Егоршина, Н. Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н. Новгород.: НИМБ, 2012. – 526 с.

 

 

б) дополнительная литература:

1. Абрамова Т. В. Квалиметрия как инструмент оценки качества образования: / Т. В. Абрамова, Н. Г. Корнещук, Г. Ш. Рубин // Стандарты и мониторинг в образовании, 2010, № 3

2. Алфеева Е. Л. Модель информационной среды профессиональной деятельности в образовании: / Е. Л. Алфеева // Информационные технологии, 2010, № 10

3. Буланичев В. А. Информационные технологии в образовательной среде вуза: / В. А. Буланичев, Л. А. Серков, С. И. Казаков // Информационные технологии, 2014 , № 9

4. Колин К. К. Социальные аспекты информатизации образования: / К. К. Колин // Информационные технологии, 2013, № 3

5. Литвенко Э. В. Квалиметрический подход к определению качества управления образовательным учреждением / Э. В. Литвенко // Педагогика, 2010, № 10

6. Лобашев В. Д. Педагогическая квалиметрия результатов обучения: / В. Д. Лобашев, И. В. Лобашев // Стандарты и мониторинг в образовании, 2011, № 1

7. Мишненков Т. А. Цена образовательной услуги: / Т. А. Мишненков // Главбух, 2010, № 2

8. Монахов, М. Ю. Информационная образовательная сеть: / М. Ю. Монахов // Информационные технологии, 2011, № 7

9. Степанова, Т. Е. Закономерности экономики, основанной на знаниях [Текст]: / Т. Е. Степанова; Самар. гос. экон. акад. – Самара:, 2015. – 336 с.

10. Щетинин, В. П. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие / В. П. Щетинин, Н. А. Хроменков, Б. С. Рябушкин. – М.: Российское педагогическое агентство, 2009. – 306 с.

в) Электронно-библиотечные системы (ЭБС):

№ п/п Дисциплина Ссылка на информационный ресурс Наименование разработки в электронной форме Доступность
1. Экономика образования http://ibooks.ru/   Электронно-библиотечная система (ЭБС) iBooks.Ru. Учебники и учебные пособия для университетов Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://www.iprbookshop.ru/ Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. Учебники и учебные пособия для университетов Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://www.biblioclub.ru Электронно-библиотечная система (ЭБС) Университетская библиотека онлайн Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://e.lanbook.com Электронно-библиотечная система (ЭБС) на платформе издательства «Лань» Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет
http://www.lenizdat.ru/ Лениздат.ру Доступ свободный.

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины:

1. Мультимедиапроектор

2. Компьютер

3. Система воспроизводства звука

4. Экран

5. Доступ в сеть Internet

 

Разработчики:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.