Сделай Сам Свою Работу на 5

Интеграция чувственного восприятия





 

Пожалуй, только представители первобытные племен, да те люди, которым удалось сохранить связь с природой, еще не потеряли способность ощущать мир как целое, — тот внешний мир, который находится вне личности отдельного человека. Я подразумеваю такой способ переживания мира когда все чувства почти на равных к познанию его, охватывают собой, скрепляют, не дают превратиться в груду фрагментов.

 

Еще несколько столетий тому назад цельное чувственное восприятие мира было свойственно большинству людей. Нынешние люди безнадежно удалились от природы бесповоротно утратили внутреннюю целостность и чувство равновесия. Познавая мир при помощи лишь одного или двух чувств, они тем самым создают ложный образ мира, обесцвечивают его, разрушают его целостность. Какие-то фрагменты реальности подчеркиваются с излишней силой, какие-то отходят на второй план, а иные и вовсе остаются незамеченными.

 

Представьте себе фотографию какого-то ландшафта. А теперь поработайте над изображением: сотрите одни детали, затемните другие, обесцветьте третьи. Ну как, можно ли узнать пейзаж, который раньше был на фотографии? Пожалуй, нет. То же самое случается, когда внешний мир воспринимается различными органами чувств неодинаково.



 

Легко продемонстрировать, как страдают слуховые ощущения, когда сознание излишне увлечено зрительными. Или наоборот, зрительные ощущения скудеют, когда внимание сосредоточено на звуках. Поставьте на первое место осязание, и мгновенно понизятся слух, и зрение, а с ними и все прочие чувства. Закройте глаза — и сразу же ярче окажется то чувство, на котором вы пожелаете сосредоточиться.

 

Неважно, какое ощущение в данный момент становится главным. Важно, что первенствование одного какого-то ощущения гасит все другие. Отдайте преимущество двигательным — и все остальные тут же поблекнут. Проведите тот же опыт с вкусовыми или обонятельными ощущениями. Очень трудно найти человека, который, находясь в комнате или проходя через нее, может быстро сложить в единую картину то, что он видит, то, что слышит, чего касается, какие запахи вдыхает. Нет, для него какое-то ощущение станет главным, другое отодвинется на второй план, третье лишь слегка проявится на заднем плане, а четвертое вообще лишь вспыхнет и погаснет (да и такая градация может оказаться уж слишком сложной). Человеку со столь ограниченными возможностями объективная картина мира вряд ли доступна.



 

Именно эта неспособность чувствовать мир как целое и является главным источником ложных представлений о нем. Но средний человек воспринимает реальность искаженно и по многим другим причинам. Очень часто способность думать и, соответственно ощущать ограничивается элементарной необходимостью — передвигаться, не сталкиваясь с предметами, и не падать на ходу.

 

Эмоции, конечно, могут препятствовать правильному мышлению и правильному мироощущению. Предубеждения всех родов тоже затмевают картину мира. Вот и получается, что мир заурядного человека — это не более чем какая-то странная пародия на настоящий мир, доступный только тому, кто умеет понять свои возможности и использовать их.

 

Большинство духовных учений мире признают, что обычный человек главным образом «спит», а если пробуждается, то лишь на долю секунды; тем самым он больше напоминает сомнамбулу, чем активное, бодрствующее существо. И как движения сомнамбулы подчиняются содержанию его снов, так и умственная жизнь среднего человека подчиняется невольным образам, идеям, импульсам, всплывающим из глубин подсознания, с тем чтобы сыграть свою ведущую роль на сцене бледной и искаженной «реальности», воспринятой через мутное и кривое зеркало чувств.

 

Сосредоточьтесь, если вам не трудно, на книге, которую сейчас читаете. Что вы чувствуете, когда держите ее в руках? Раз вы ее держите, то, возможно, прикасаетесь к страницам, к обложке. Если книжка лежит на столе, то вы, вероятно, прикасаетесь и к поверхности стола. Если вы читаете, значит ваш взгляд касается книги. Если бы слова не были напечатаны черной краской по белому фону страницы, читать было бы затруднительно. Вы касаетесь книги, вы смотрите на ее страницы. Кроме того, во время чтения вы тем или иным образом двигаетесь. Так что двигательные ощущения тоже участвуют в процессе чтения. Допустим, вы осознаете эти двигательные ощущения. Тогда, по всей вероятности, вы осознаете и то, что не только ваши глаза, но и голова и шея совершают еле заметные, но необходимые и взаимообусловленные движения.



 

Ощущения, не относящиеся к процессу чтения, вы почти всегда воспринимаете как навязчивую, отвлекающую внешнюю помеху. Вам может мешать какой-нибудь посторонний запах, или привкус, или даже ощущение влажности во рту.

 

Какие ощущения ваше сознание фиксирует в первую очередь? Прикосновение к книге? Взгляд на книгу? Или движения, которые вы совершаете во время чтения? Что вы яснее осознаете — звуки или запахи, вкус или сухость во рту, тепло или холод? Представьте, что вам предложили расставить эти ощущения в таком порядке: на первом месте самое яркое, за ним более слабые, и так вплоть до нуля. Какое ощущение оказалось бы на первом месте, на втором и т. д.?

 

Давали ли вы себе отчет в этих ощущениях прежде, до того, как на них обратили ваше внимание? Теперь, когда мы о них заговорили, вы обнаружили их в своем поле зрения. Но ведь и раньше, сидя и читая, вы что-то ощущали. Что же это были за ощущения? Можете ли вы сразу же расположить их в порядке убывания яркости?

 

От чего зависит вид «иерархической лестницы» ваших ощущений? Может, он зависит от простого внушения со стороны? Например, когда вам подсказали, что во время чтения вы прикасаетесь к различным частям книги, — находились ли осязательные ощущения уже тогда на первом месте? Или заняли первое место сразу после подсказки?

 

А когда вы прочли о «черных буквах на белом фоне страницы», какое ощущение преобладало тогда? Это было зрительное ощущение? А прежде, до фразы о «белом и черном», на каком оно находилось месте?

 

Поговорим о двигательных ощущениях. До того, как вы прочли о движении головы и глаз, осознавали ли вы вообще эти движения? В тексте есть своего рода пропуск: ничего не сказано о движении руки, необходимом для переворачивания страницы. Если бы в тексте вас попросили обратить особое внимание на движение руки, как бы это повлияло на порядок расположения ощущений?

 

Прочтите два следующих абзаца. После этого я попрошу вас воссоздать порядок ощущений, которые бы испытали во время чтения. Прежде для такого наблюдения у вас было мало опыта. Но теперь вы знаете, что нужно делать. Вам предстоит зафиксировать подробнейшим образом все сбои ощущения — осязательные, зрительные, двигательные, слуховые, обонятельные, вкусовые (если будете что-нибудь пробовать).

 

Вам предстоит ответить наряд вопросов. Осознаете ли вы все эти ощущения? Какое из них более яркое, а какое менее? Как влияет пристальный интерес к ощущениям на процесс чтения, на то, как вы понимаете прочитанное, на самочувствие вашего тела? То есть, если вы пытаетесь следить за своими главными ощущениями, не ведет ли это к сбоям в дыхании, к перенапряжению в плечах, в области шеи, вообще в мышечной системе? Удалось ли вам поймать себя во время опыта на посторонних мыслях, на незапланированных чувствах? Как вы думаете, эти чувства, эти мысли — следствие вашего опыта или у них какой-то другой источник? Теперь, если вы справились с задачей, то есть пробели наблюдения, сравнили их, выстроили «лестницу» ощущений, прочтите эти абзацы снова и опять выстройте последовательность. Если понадобится, прочтите текст еще несколько раз.

 

Как мы раньше уже замечали, почти все современные люди жертвуют богатством чувств ради одного или двух ощущений и тем самым искажают и обесцвечивают реальность. Эта склонность в нынешних людях настолько заметна, что можно выделить даже отдельные типы предпочтений. Одни увлекаются главным образом зрительными ощущениями. Другие отдают предпочтение осязательным и двигательным. Болезнь и неуравновешенность — прямые следствия этой узости. Человек может, ради познания мира, временно заострять какое-то одно чувство, но хорошо это только тогда, когда происходит сознательно.

 

Из-за того, что задания в этой главе сложнее, чем в предыдущих, соответственно, и наблюдений требуется больше, чем требовалось раньше. Я все время буду просить вас провести те или иные наблюдения. Прочтите этот абзац, потом встаньте и просто походите по комнате, при этом старательно отмечайте все свои ощущения. Старайтесь обращать внимание на то, как вы двигаетесь, что видите, что слышите, на любые другие возможные ощущения. Расположите их снова в порядке убывания яркости. Походите, понаблюдайте за собой, а затем сядьте и продолжайте чтение.

 

Когда вы читаете, ваши ощущения ограничиваются главным образом зрительными, осязательными и двигательными. Правда, какой-то посторонний шум может вдруг «влезть в уши», и тогда слуховое ощущение затмит все остальные.

 

Вы уже настолько опытны, что, конечно, осознаете прикосновения ваших пальцев к книге. Визуально вы воспринимаете страницы книги. Вы впитываете глазами и белизну страницы, и черноту букв. Если вы с пользой усвоили прочитанное, то, конечно, осознаете также и свои движения: вы контролируете не только отчетливые, безусловно заметные движения руки, переворачивающей страницу, но и легчайшие движения глаз, а также, возможно, движения головы, а может быть даже движения плеч и корпуса. Если глаза не напряжены, то во время чтения не обязательно двигать головой. Наоборот, если глазам трудно двигаться, тогда приходится двигать головой (в этом случае глаза просто «сидят в голове», как пассажиры у окон вагона). Если же ограничены движения шеи, то при чтении вы вынуждены включать в процесс движения весь позвоночник, всю верхнюю часть туловища.

 

Фактически, человек очень редко осознает движения головы и глаз во время чтения. И, если только нет прямых помех, почти совершенно не осознаются другие части тела, непосредственно не участвующие в процессе чтения.

 

Если человек действительно здоров (а это означает, что у него есть самоосознание и полный образ собственного тела), то он знает не только о функционировании головы, глаз, рук, непосредственно помогающих чтению, но и о роли других частей тела. Сейчас, читая, вы вряд ли полностью осознаете, что попутно происходит с вашим телом: как себя ведут ваши ступни и ноги, что происходит в тазовом поясе, движутся ли плечи, как вы дышите, симметрично ли ваше тело и так далее. Пока у вас ничего не болит, вы себя почти не ощущаете. Замечаете, разве что, голову и руки, да и то, вероятно, без внимания к тому, как они действуют.

 

Не смешивайте такое половинчатое самоосознание с «полной сосредоточенностью». Если бы вы просто сидели без всякого дела, ваше самоосознание наверняка осталось бы таким же. Полная сосредоточенность и здоровое самоосознание всегда идут рука об руку. Вы поймете больше, а не меньше, если будете знать, что делаете. Ведь когда вы действуете вслепую, то, безусловно, плохо используете собственное тело, доставляете ему неприятности (может быть, слишком мелкие, чтобы их уловило сознание, но все же отвлекающие мозг и нервную систему).

 

Бывают, конечно, ситуации, когда необходимы и достаточны лишь одно-два ощущения, а остальными можно или нужно пожертвовать. Важно, чтобы выбор контролировался сознанием, чтобы предпочтение одного-двух ощущений всем прочим было мотивировано ситуацией и целью, вами поставленной. Только тот, кто полностью контролирует свои ощущения, в силах решить, в какой степени то или другое ощущение ему сейчас необходимо. В психологии это называется «негативной галлюцинацией»: если человек не хочет видеть и слышать, если то, что происходит в данный момент вокруг, мешает достижению поставленной им цели, он попросту «отключает» объективно существующие звуки, образы и так далее (в противоположность «позитивной галлюцинации», при которой, наоборот, ощущается то, чего нет в реальности). Тот, кто полностью владеет своими ощущениями может включать и выключать свое чувственное восприятие так же легко, как мы включаем и выключаем радиоприемник. Редкие люди в совершенстве владеют механизмом своих ощущений, но задатки к этому есть у каждого.

 

Как уже упоминалось, ваше восприятие может быть главным образом зрительным. Вы видите страницы книги и текст - и это главное. Но поле зрения может расширяться. Тогда вы видите не только книгу, но и стол, на котором она лежит. Поле зрения может стать еще шире — и в него войдет все, что находится вокруг вас.

 

Когда вы читаете о чем-то, перед вами иногда возникают картины, рожденные содержанием книги. Вот вы читаете о стаде слонов — и перед вами уже не только страница книги, но и это стадо слонов. Эта картинка может увлечь вас настолько, что вы даже на миг забудете, откуда она появилась, то есть о самой книге. Впечатление будет не менее ярким, если вы начнете читать о каком-нибудь паруснике, плывущем по морю, или о войске, преодолевающем крутой перевал, или о горных вершинах, или о водопаде, или о паре любовников. Точно так же, стоит вам подумать о вашей кошке или о собаке или о другом любимом существе, и оно «является» перед вами. Образ любимого пса может на некоторое время затмить все другие впечатления.

 

Если вы обращаете внимание на какой-то предмет, то он видится яснее, чём остальные, находящиеся рядом, но оказавшиеся вне фокуса внимания. Взгляд, отвергает всю ту массу деталей, которые с готовностью стремятся в поле зрения, — и в данном случае именно это, а не большая четкость изображения важнее всего. На что смотреть «вполглаза», а чего вообще не замечать — решение приходит иногда в результате сознательного выбора, а иногда автоматически. Когда вы смотрите на целый ряд предметов, то каждый видится почти одинаково ясно. Но стоит вам сосредоточиться на каком-то одном, и остальные либо отступают в тень, либо вообще «перестают существовать».

 

Можно ставить себе задачу — ощущать избирательно. Но это возможно только в тех случаях, когда интенсивность ощущения не берет верх над сознательным решением. В обычных обстоятельствах трудно не ощутить боли от укола или от прикосновения чего-то раскаленного. (Хотя справедливости ради нужно заметить, что каждый из нас одарен скрытой способностью переносить самые «непереносимые» ощущения. Некоторые люди могут настолько отстраниться от боли, что даже операцию без наркоза переносят вполне легко.)

 

Вы можете перемещать самое чувствительное место руки, ладонь, вверх и вниз по ручке кресла, по ножке или по поверхности стола. При этом под воздействием сознательного выбора ладонь будет испытывать чрезвычайно сильные ощущения. Через какое-то время вы можете повторить опыт, но на этот раз ощущения в ладони могут оказаться значительно слабее. Почему ощущения стали слабее? Может, из-за того, что вы одновременно прикасаетесь другой ладонью к какой-то другой поверхности и на этом сосредоточена часть ваших ощущений? А может, потому, что вы вообще сосредоточились на чем-то другом? Причины могут быть совершенно разные. Осязательные ощущения в ладони усилятся, если вы, допустим, закроете глаза или заткнете уши. Они усилятся потому, что зрительные и слуховые ощущения перестанут соперничать с осязательными.

 

Во время чтения вы держите книгу руками. И от этого прикосновения — к страницам, к поверхности обложки, к ее краю и т. д. — ваши руки испытывают целую гамму чувств. Эти ощущения, если вы откроете им путь, могут почти до краев наполнить ваше сознание. Но предположим, вы читаете о погружении в очень горячую воду, или о прикосновении к меху животного, или о глыбе льда, которую надо поднять руками, или о теле, которое перед массажем натирают маслом. А может быть, вы читаете о том, как кто-то пытается удержать в руках огромную скользкую рыбину, или о том, как кто-то гладит бивень слона, или о том, как кто-то нежится под лучами солнца на горячем песке. А теперь признайтесь: в какой степени во время чтения вы помнили о собственных руках, держащих книгу? Я уверен, что вы забыли о них. Наверняка, ваши осязательные ощущения полностью перенеслись в этот воображаемый мир (как раньше перенеслись зрительные от черного и белого поля страниц к горным вершинам и колышущимся на волнах парусникам).

 

Во время чтения ваши осязательные и зрительные ощущения лишь частично определяются предметом, именуемым книга, который вы держите в своих руках, на который смотрите. Содержание книги, зрительные и осязательные образы, рожденные этим содержанием, могут выйти на первый план. Тогда реальный мир потускнеет, а его место займет выдуманный, который вы ощутите, может быть, гораздо сильнее, чем настоящий.

 

Читая, вы все же краем уха слышите, что происходит вокруг вас. Кое-какие звуки исходят и непосредственно от вас: то шелестит страница, то скрипнет стул. Но больше звуков приходит к вам от других источников — из вашей же комнаты или снаружи; звуки могут доноситься из соседнего помещения, соседнего дома или с улицы.

 

И опять вполне возможно, что звуковые образы, созданные фантазией автора, затмят собой подлинные шумы. Представьте, что вы читаете, к примеру, о перезвоне колоколов. Вы читаете о том, как звенят маленькие колокола, и о том, как им в ответ в отдалении начинают гудеть большие. Автор может попросить вас на минутку остановиться и прислушаться к этим звукам.

 

В тексте может описываться исполнение оперы или симфонии или выступление деревенского певца. Завывание сирен, раскаты грома, рев моторов, скрежет пилы — все это может ожить, когда вы читаете книгу. Вы можете услышать, как дождь стучит по крыше, как шумят под порывами ветра кроны деревьев.

 

И по мере того как вы будете читать, эти придуманные звуки выступят на первый план и вступят в состязание с настоящими; а может быть, захотят победить не только слуховые, но и зрительные, и осязательные, и все прочие ваши ощущения.

 

Почему бы вам не подчиниться этим придуманным образам? Они столь ярки, что им просто невозможно не подчиниться. Вы на пляже, вы идете вдоль берега по мелководью, солнце согревает ваше тело; вы чувствуете радость в руках, в ногах, во всем теле; вы прислушиваетесь к плеску ласковых волн, вы слышите оркестр — он играет где-то там, на улице, невдалеке от пляжа...

 

Но при этом вы можете и не упускать из виду, что просто сидите на стуле и держите в руках книжку, и смотрите на страницы, а на улице идет дождь, и капли стучат в стекло.

 

Представьте, что вы опускаете руку в ведро с теплой водой и шевелите в ней пальцами. Рука ощущает тепло и движение, в это же время до вашего слуха доносятся звуки музыки из радиоприемника где-то в глубине комнаты; а в соседней комнате транслируют по телевизору футбольный матч; и тут же вы слышите аппетитный запах из кухни; и вы, может быть, тоже попутно что-то едите, котлету или печенье. Вкусовые ощущения, обонятельные, слуховые, осязательные — все вы чувствуете сразу и почти одинаково отчетливо.

 

Вы можете встать и пройтись по комнате, вы можете почувствовать, как ваши ступни касаются пола, вы можете ощутить, как движутся ваши ноги, вы можете оглядеть комнату, в которой находитесь, вы можете прислушаться к звукам — то есть одновременно и без больших усилий вы можете ощутить движение собственного тела, воспринять звуки, наполняющие комнату, зафиксировать зрительный образ комнаты, почувствовать запахи (если в данный момент что-то заметно пахнет). Если вы вдобавок что-то едите, тогда добавляются еще и вкусовые ощущения. В старой привычной обстановке комнаты вам могут открыться совершенно новые детали — вы станете гораздо легче двигаться, отчетливее слышать, лучше ощущать контакт ступней с поверхностью пола. Может оказаться, что знакомые предметы, давно находящиеся в комнате, предстанут перед вами будто впервые. Не будет больше «кучи» вещей, а будут отдельные предметы, таинственные и неповторимые. Ребенок еще ничего не знает и только учится складывать из отдельных деталей свой мир. Нет ли у вас желания хоть на время превратиться в ребенка?

 

Теперь встаньте, пройдитесь по комнате и отметьте свои ощущения. Не находите ли вы, что какое-то из них усилилось? Можете ли вы сказать, что какие-то раздражители сейчас влияют на вас больше других? Нарисуйте в своем воображении какого-нибудь первобытного охотника или крадущегося по джунглям тигра. Теперь, когда бы это представили, не появилась ли в ваших движениях какая-то новая сила и ловкость? Снова пройдитесь и вновь проверьте свои ощущения. Чем нынешние ощущения отличаются от тех, которые были до чтения? Не стало ли ваше чувственное восприятие мира более полным и гармоничным?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.