Сделай Сам Свою Работу на 5

БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ





КАТЕГОРИИ ОНТОЛОГИИ

Любой из нас наверняка задумывался о том, почему существует мир, как он устроен и каким законам подчиняется, зачем в нем существует человек, каким был бы мир без меня и будет после меня и т. п. Все эти (и подобные им) вопросы составляют содержание фундаментальной проблемы философии - проблемы существования. Ее анализом и решением издавна занимается особый раздел философского знания - онтология (от греч. "он "-сущее и "логос "— учение), то есть учение о бытии всего сущего, о его сущности и всеобщих принципах организации. Более того, через всю историю философии красной нитью проходит мысль о том, что вопрос "Что есть бытие?" и составляет подлинную и даже "единственную тему философии" (М. Хайдеггер). Пожалуй, с этим можно и согласиться, если учесть, что само понятие бытия, как мы увидим дальше, получало разную трактовку в различные философские эпохи. В любом случае следует иметь в виду, что онтологическая проблематика всегда составляла важнейший компонент философской мысли, начиная с античности и кончая нашими днями (хотя сам термин "онтология" довольно позднего происхождения: он был предложен в 1613 г. немецким философом Р. Гоклени-усом, а всерьез его ввел в философию в первой половине XVIII в. X. Вольф, который трактовал онтологию как науку о бытии как таковом и считал ее "первой философией").



Онтологический анализ мира проводится с помощью довольно обширной системы философских категорий, но центральными из них выступают понятия бытия и небытия. Эти категории, играющие важнейшую роль в философии и всей культуре, возникли в результате давнего осознания человеком того непреложного факта, что мир, в котором он живет, существует реально, он есть, он как бы предзадан человеку. И я не могу выбирать этот мир, а должен так или иначе существовать, быть в нем. Поэтому понятие бытия и фиксирует все то, что есть, что существует независимо от того, каково это существующее (или сущее) по своей природе: материальное или духовное, действительное или возможное, необходимое или случайное и т. д. Говоря же более строго, категория бытия обозначает в философии не каждое конкретное сущее и даже




не всю их сумму, а их всеобщее свойство (атрибут) - быть в наличии, присутствовать, существовать. Таким образом, философская категория "бытие" отражает "существование как таковое" безотносительно к его конкретному носителю.

Критерий существования серьезно обсуждается и в современной науке (скажем, проблема реальных и виртуальных частиц в физике), используется он и в формирующейся сейчас экологической культуре - так, согласно "принципу Ноя", все творения природы должны сохраняться уже потому, что они существуют; на Западе широко распространена идея "права на бытие" всех живых существ (в том числе вирусов, опасных для человека).

Вместе с тем человек осознал когда-то, что в окружающем мире наряду с фактом присутствия вещей и явлений есть и "эффект отсутствия": в реальной действительности нет в готовом виде многих предметов, которые ему хотелось бы иметь, а уже существующие вещи (да и сами люди) рано или поздно погибают, уходят "в никуда". Так постепенно в человеческой культуре возникает мысль о небытии, которая позже оформляется в соответствующее философское понятие. Категория небытия и обозначает свойство вещей и явлений не существовать, отсутствовать, быть нереальными. Это свойство, во-первых, присуще в потенции каждому конкретному сущему, поскольку оно не вечно; во-вторых, оно характерно для тех явлений, которые никогда не станут предметной действительностью - например, вечного двигателя или бесчисленного множества других явлений.

Таким образом, эта категориальная пара ("бытие - небытие") отражает в самом общем виде "онтологическую судьбу" каждого конкретного сущего, всех индивидуальных вещей и явлений: любое из них сначала отсутствует в реальности, как бы таясь в небытии, затем оно "приходит" в действительность (в результате действия природных или человеческих сил), существует в ней в течение определенного времени и, наконец, снова уходит в небытие: "все возникает на время, а погибает навечно" (А. Н. Чанышев). При этом, даже существуя, любое явление несет на себе печать небытия, оно отягощено им и, следовательно, представляет собой неразрывное единство бытия и небытия.



Однако в философии нередко используются и представления об абсолютных бытии и небытии. Понятно, что абсолютное бытие должно наделяться свойствами вечности, безусловности, стабильности и т. д. В роли подобного бытия выступают обычно такие феномены, как Бог (религиозная философия), Абсолютная идея (гегелевская школа), материя (своеобразный "Бог материализ-


ма"). Такое бытие принципиально ненаблюдаемо, оно трансценден-тно (то есть находится "по ту сторону" человеческого опыта) и может быть постигнуто лишь Откровением или рациональным умом. Именно оно лежит в основе всякого конкретного сущего и, более того, является его творцом.

Несколько сложнее обстоит дело с категорией абсолютного небытия, которое чаще всего приравнивается к "Ничто" - полному отсутствию чего бы то ни было. Во-первых, само определение Ничто наталкивается на большие трудности. Как показал М. Хайдег-гер, невозможно корректно поставить вопрос о Ничто и ответить на него. В самом деле, в обоих случаях мы пытаемся действовать по формально-логической схеме: "Что есть Ничто? Ничто есть то-то и то-то". Иными словами, мы предполагаем, что Ничто "есть" нечто сущее, хотя как раз от сущего оно абсолютно отлично. Выход из этого логического тупика видится обычно в допущении, что Ничто все-таки есть, но именно лишь как Ничто. И сам М. Хай-деггер все же пользуется "рабочим" определением: "Ничто есть отрицание всей совокупности сущего, оно - абсолютно не-сущее", чтобы как-то ввести это необычное понятие в рамки традиционной логики, привычной для человека.

Во-вторых, человеку, живущему в мире конкретных вещей и явлений, очень трудно представить себе абсолютное небытие, ибо он никогда не имеет с ним практических дел и, по существу, не знает его, например, "о Ничто наука ничего знать не хочет" (М. Хай-деггер). Правда, в культуре иногда даже делаются попытки выразить Ничто в форме художественного образа: таким, например, считают знаменитый "Черный квадрат" К. Малевича, где черное звучит "как некое ничто без возможностей, как мертвое ничто, как вечное молчание без будущего и надежды..." 1.

Вместе с тем человек все-таки знает о Ничто: оно как бы приоткрывается ему в том чувстве ужаса, которое охватывает нас, когда мы осознаем неизбежность своего ухода в небытие. Мы склонны отождествлять этот будущий акт с исчезновением всего мира, его превращением в ничто. И в какой-то мере мы при этом правы: наш жизненный мир, действительно, исчезает абсолютно. Одновременно такое частичное постижение Ничто помогает человеку раскрыть специфику и значимость для человеческой жизни всего сущего, реального мира.

Сравнивая содержание категорий бытия и небытия, отметим также, что первой "повезло" значительно больше, чем второй. Философия, особенно западная, традиционно уделяла основное внимание прежде всего проблеме бытия - скорее всего, это объяснялось изначальной практической ориентацией на реалии мира и собственной жизни. Поэтому философская мысль была склонна к некоторой абсолютизации категории бытия и заметной недооценке понятий небытия и ничто (в частности, это характерно для мар-

1 Кандинский В. О. О духовном в искусстве. Л., 1990. С. 46.


ксистской философии, считающей их несовместимыми со своими базисными принципами).

Однако можно привести примеры и иного подхода к названным категориям. Так, в философии Древнего Востока небытию часто придавалась особая роль первичного источника всякого бытия. Например, по мнению древнекитайского философа Лао Цзы, именно небытие есть "мать всех вещей", в "его туманности и неопределенности скрыты вещи... и тончайшие частицы", которые "обладают высшей действительностью и достоверностью"1. Современный эскиз своеобразной "философии небытия", исходящей из его первичности и абсолютности, представлен в интересной работе А.Н. Чанышева2. И, наконец, серьезное внимание отводится этим категориям в философии экзистенциализма, анализирующей специфику человеческого существования. Следует упомянуть и о большом значении данных понятий для становления и развития форм художественной культуры - особенно для литературы, где трагическая проблема небытия личности традиционно является предметом глубоких размышлений: вспомним хотя бы гамлетовское "Быть или не быть?" или же строки современного поэта: "Век скоро кончится, но раньше кончусь я. Это, боюсь, не вопрос чутья. Скорей - влияние небытия на бытие: охотника, так сказать, на дичь..." (И. Бродский).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.