Сделай Сам Свою Работу на 5

ЕЕ ПРЕДМЕТНОЕ ПОЛЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ





Метафизика - философское учение о предельных, сверхопытных, сущностных принципах и началах бытия, познания, человека, культуры. Основные категории метафизики являются предельными понятиями, охватывающими в целом бытие, сущее и равным, необходимым образом захватывающими самого человека, вопрошающего о мире, природе, собственной конечности, уединенности, ностальгии, сущности прекрасного, нравственного и т.д. Метафизическая мысль есть мышление, охватывающее своими понятиями и целое, и мыслящего о нем и о самом себе человека.

Трактовка метафизики неразрывно связана с пониманием философии, динамики ее предмета и предназначения в культуре. В истории философской мысли понятие метафизики нередко выступало в качестве синонима философии, поскольку метафизика - центральное учение всей философии, в котором ставятся фундаментальные предельные вопросы, касающиеся бытия человека в мире.

Описывая сущность понятия метафизики, А. Шопенгауэр восклицал: "Метафизика" - вот прекрасное слово! То, что лежит по ту сторону природы и чисто естественного, по ту сторону опыта, или познания того, что лежит в основе явлений природы, что раскрывается в природе - познания того ядра, оболочкою которого служит природа, познание той сущности, простым символом которой является опыт. В таком смысле слово это звучит очаровательно для всякого человека, предрасположенного к глубокому мышлению, не довольствующегося явлениями мира, а стремящегося познать истинную его сущность". Эту область философии, исследующую сущность природы, Шопенгауэр называл метафизикой природы. Та же область, в которой исследуется внутренняя сущность красоты в отношении к субъекту, воспринимающему красоту, а также и к объекту, который вызывает ее в субъекте, та область, в которой раскрывается феномен прекрасного, его воздействие на человека - есть метафизика прекрасного. Сущность нравственного поведения человека, отчетливое познание разумом человека его моральных компонентов - есть метафизика нравов.



В предельных метафизических вопросах нашло отражение то всеохватывающее изумление, которое, по словам Платона и Аристотеля, образует начало философии. В такого рода вопросах про-




является всеобщая, тотальная озадаченность самим бытием, ибо человек своим бытием отвечает самому целому, бытию, "со - ответствует" ему, " отнесен" к нему. Каждый человек в известном смысле, как говорит Шопенгауэр, - "прирожденный метафизик, он единственная метафизическая тварь на земле", ибо всякий человек философствует, его дух влечет его в высшие сферы, из конечного в бесконечное. Это происходит оттого, что человеку тяжело сознавать свое существование ненадежным, всецело обреченным случайности и в своем начале, и в своем конце, к тому же, крайне коротким - между двумя бесконечными пределами времени. Тот же разум, который вынуждает его позаботиться о завтрашнем дне в пределах его жизни, побуждает его также заботиться и о грядущем после его жизни. Он хочет постичь вселенную, главным образом для того, чтобы познать свое отношение к вселенной. Чем яснее и светлее в человеке сознание, созерцание мира, тем неотступнее преследует его загадочность бытия, тем сильнее он будет чувствовать потребность подвести итоги, сделать какой-либо конечный вывод о жизни и бытии вообще. Таким образом, метафизические понятия направлены на то, что может быть понято только предельным вопрошанием, вопросом, обращенным к бытию, миру, человеку, сущему, вопросом о целом и одновременно захватывающим самого понимающего.

9.1. МЕТАФИЗИКА КАК "ПЕРВАЯ ФИЛОСОФИЯ" АРИСТОТЕЛЯ

Для того чтобы разобраться, почему мы до сих пор пользуемся словом "метафизика" для обозначения философствования как предельного вопрошания о мире и человеке в нем, необходимо обратиться к истории этого слова, выяснить, откуда оно появилось. Ознакомление с историей данного вопроса приводит нас к античной философии. Термин "метафизика" означает, прежде всего, наименование "та мета та фюсика". Значение "мета" - после, смысл "фюсис" - основного термина в данном наименовании, имеет два значения: сущее в целом, "физически сущее", противоположное вещам, возникшим с помощью "технэ", ремесла в процессе изготовления, производства по собственному разумению людей. В первом смысле природа для греков есть нечто не возникающее и не гибнущее. Эта "фюсис", - говорил Гераклит, - была всегда, есть всегда, и будет всегда вечно горящим огнем, мерой возгорающим и мерой затухающим". Второе значение "фюсис" - природа определенного сущего, существо (бытие) сущего, внутренняя сущность




вещей (природа духа, души, природа художественного произведения, природа дела и т.д.). Оба значения "фюсис", будучи неразделенными, выражают нечто равно существенное. Аристотель явным образом соединяет оба кроющиеся в едином значении "фюсис" направления вопросов. Вопрошание о сущем в целом и воп-рошание о бытии сущего, о его существе, его природе Аристотель называет "первой философией", - философией в собственном смысле слова. Настоящее философствование ставит вопрос о "фюсис" в этом двояком значении: о самом сущем и о бытии сущего. Наука о "фюсис" или "эпистеме фюсике" - физика (правда, не в нынешнем узком значении современной физики) охватывает также и совокупность биологических дисциплин. Предметом этой "эпистеме фюсике" является все, что в этом смысле относится к "фюсис".

Термин "метафизика "предложил Андроник Родосский (I в. до н.э.) при систематизации произведений Аристотеля, назвав так группу трактатов о "бытии самом по себе", о "первых родах сущего ", которые должны были следовать после "физики". Дело в том, что, достигнув вершины у Аристотеля, античная философия постепенно превращается в школьную философию, начинается ее падение, на смену живому вопрошанию приходит систематизация различных дисциплин и специальностей, не скрепленных внутренним коренным единством. Материал философствования систематизируется, тем не менее, по тем основным темам, которые были намечены у Аристотеля. Философия занимается "фюсис" -сущим и бытием сущего; физика - изучением природы, этика занимается бытием того, что изобретено человеком, что относится к образу жизни человека, человеку в его действиях, его манерах, его поведении, в свойственной ему манере держаться - тем, что греки называют словом "этос", от которого произошла "этика". На первое же место выдвигается "логос", способ говорить о вещах, рассматривать и анализировать в философии "фюсис" и "этос"-логи-ка. Таким образом, по предмету исследования формируются три дисциплины в философии: логика, физика, этика.

Реконструируем теперь отдельные этапы становления и развития метафизики в ее отношении к философии. В ранней греческой философии философская мудрость была синкретическим единым созерцанием истинной картины космоса. Здесь философский метод не отличался от теоретического, научного. В соответствии с этим, Платон, описывая высший тип знания, показывает в своих произведениях его восхождение от опытной реальности к бестелесным сущностям - "идеям" - по иерархической пирамиде понятий и нисхождения обратно к чувственному миру. "Первая фил о-


софия" Аристотеля, названная впоследствии метафизикой, исследует сущее и бытие сущего, первые начала и принципы всего сущего, являющиеся целью человеческой жизни и источником наслаждения и тем самым отличающиеся от "второй философии" или "физики". По сути дела античная метафизика с ее поиском сверхчувственных высших принципов или начал бытия (архе) являлась образцом метафизики вообще. В последующем же развитии западноевропейской философии меняется и статус, и оценка метафизики в системе философского знания, появляются некоторые ее новые содержательные аспекты.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.