Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: Словообразование (дериватология) как раздел языкознания.





III. Литература для самоподготовки

1. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. – М., 1986.

2. Попов Р.Н. и др. Современный русский язык. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. С.142 – 150.

3. Потиха З.А. Современное русское словообразование. М., 1970, С.9-50, 67-78.

4. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М.: Академия, 2001.

5. Русский язык / Под ред. Л.Л. Максимова. - М.: Просвещение, 1989. Ч.II. С. 712.

6. Современный русский язык. Словообразование. Морфология. Ч. 2 / Н.М. Шанский и А.Н. Тихонов.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1987. С.17 - 18, 21 - 31.

7. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. Ч. 1 / Под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Академия, 2001.

8. Ширшов И.А. Толковый словарь русского языка: Комплексное описание русской лексики и словообразования. – М., 2004.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 (2 ч.)

Тема: Основа слова

I. Теоретические вопросы для самоподготовки

1. Каково понимание слова как структурного целого?

2. Какова типология структурных типов слов русского языка?

3. Какова характеристика флексии? Каковы правила выделения флексии?

4. Как понимается основа слова и основа словоформы?

5. Каковы правила выделения основы слова и словоформы?



6. Какие основные типы основ слов в русском языке?

7. Какова зависимость характеристики основы от структурного типа слова?

8. Как соотносятся понятия «членимость» и «производность», «производность» и «мотивированность» основы слова?

9. Какие существуют словари морфем русского языка?

10. Каковы объект, цель, задачи и содержание морфемного анализа слова?

II. Задания для самостоятельной подготовки

1. Подготовить ответы на вопросы.

2. Выполнить упражнения: Сборник упражнений по современному русскому языку. /Сост. Р.Н.Попов и др. – М.: Просвещение, 1984. Упр.№№ 203, 206. При выполнении упражнений №№ 203, 206 используйте словообразовательный словарь А.Н.Тихонова: Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2-х т. – 2– е изд. – М., 1990.

3. Иметь порядок морфемного анализа (см. порядок анализа: Анализ языковых единиц: Учебно-метод. пособие. – Красноярск: СФУ, 2010. С. 26-30).

4. Выполнить морфемный анализ следующих слов: по-медвежьему, перечитывать.

5. В виде схемы (с использованием примеров) раскрыть содержание понятий «членимость», «мотивированност» и «производность»; а также провести их соотношение, отразив в схеме некоторые закономерности в их взаимодействии и предопределённости относительно друг друга.



III. Литература для самоподготовки

1. Анализ языковых единиц: Учебно-метод. пособие. – Красноярск: СФУ, 2010Попов Р.Н. И др. Современный русский язык. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1986. С. 150-151.

2. Потиха З.А. Современное русское словообразование. М., 1970. С. 9-50, 67-78.

3. Русский язык / Под ред. Касаткина. – М.: Академия, 2001.

4. Русский язык. /Под ред. Л.Ю.Максимова.-М.: Просвещение, 1989. Ч.II.

5. Современный русский язык. Ч.II. Словообразование. Морфология./ Н.М.Шанский и А.Н. Тихонов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1987.

6. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. Ч.1/ Под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Академия, 2001.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 (2 ч.)

Тема: Морфонологические видоизменения в составе слова

I. Теоретические вопросы для самоподготовки

1. Почему морф - основной объект морфонологических явлений?

2. Каковы содержание и соотношение понятий «морфема», «морф», «алломорф» и «вариант морфемы»? Каковы принципы объединения морфов в одну морфему?

3. Какие изменения в составе слова называются морфонологическими? Какова их типология?

4. Каковы причины варьирования морфем?

5. Каково соотношение понятий «интерфикс» и «производный суффикс»?

II. Задания для самостоятельной подготовки

1. Подготовить ответы на вопросы.

2. Выполнить упражнения: Сборник упражнений по современному русскому языку./ Сост. Р.Н. Попов и др. М.: Просвещение, 1984. №№ 222, 218.



3. Подготовиться к выполнению контрольного среза «Морфемный анализ слова».

III. Литература для самоподготовки

1. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М.: Просвещение, 1973. С. 18-22, 77-168.

2. Русский язык. / Под ред. Л.Ю. Максимова. М.: Просвещение, 1989. С.10. Ч. II.

3.* Современный русский язык. / Под ред. В.А. Белошапковой. М.: Высшая школа, 1981. С. 139-141, 165-184; 3-е изд. испр. и доп. М.: Азбуковник, 1999. С. 294-298, 328-342.

4. Современный русский язык. / Р.Н. Попов и др. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1986. С. 154-155.

5.* Современный русский язык. Ч. 1. / Под ред. Е.И. Дибровой. М.: Академия, 2001. С. 450-451.

Примечание:Литература, отмеченная звездочкой (*), рекомендуется для обязательного изучения в ходе самоподготовки.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 (2 ч.)

Тема: Исторические изменения в морфемном составе слова

I. Теоретические вопросы для самоподготовки

1. Какие общие причины приводят к изменению морфемного состава слова?

2. Каковы типы исторических изменений морфемного состава слова? Каковы их частные причины?

3. Каково значение исторических изменений для словообразовательной системы современного русского литературного языка?

4. .Какие существуют этимологические словари: каковы их устройство и назначение?

5. Каковы объект, цель, задачи и содержание этимологического анализа слова; какова его роль в обучении русскому языку в начальной школе?

II. Задания для самостоятельной подготовки

1. Подготовить ответы на вопросы.

2. Составить таблицу «Исторические изменения состава слова и их причины».

3. * Определить тип исторического изменения, его причину в следующих словах: варежка, дар, воздух, мгла, окно, облако, делегация, гравюра, озорничать, обходительный.

4. Иметь порядок этимологического анализа слова. (См. порядок этимологического разбора: Анализ языковых единиц: Учебно-метод. пособие. – Красноярск: СФУ, 2010. С. 30-33).

5. Выполнить этимологический анализслова доблесть.

6. Подготовить сообщение (5-7 мин.) на тему «Занимательная этимология» (см. ниже список литературы).

7. Подготовить конспект на тему «Занимательная этимология» (см. ниже список литературы).

8. Подобрать 2 упражнения занимательного характера по изучению этимологии в начальной школе

9. Подготовиться к выполнению контрольного среза «Этимологический анализ слова».

III. Литература для самоподготовки

1. Анализ языковых единиц: Учебно-метод. пособие. – Красноярск: СФУ, 2010Потиха З.А. Современное русское словообразование. М.: Просвещение, 1990. С. 117-126.

2. Русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М.: Академия, 2001.

3. Русский язык / Под ред. Л.Ю. Максимова. М.: Просвещение, 1989. Ч. 2.

С. 14-16.

4. Современный русский язык / Р.Н. Попов и др. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1986. С. 162-165.

5.* Современный русский язык. Ч.2 / Н.М. Шанский, А.Н.Тихонов. М.: Просвещение, 1987. С. 15-17, 52-57.

Примечание:1. При выполнении задания № 2 используйте этимологические словари: а) Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х томах. – М., 1964-1973 (и другие изд.); б) Шанский Н.М. Этимологический словарь русского языка: В 8 томах. – М., 1963 (и другие изд.).

2. Литература, отмеченная звездочкой (*), рекомендуется для обязательного изучения в ходе самоподготовки.

Литература для подготовки сообщения

1. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – 2-е изд., испр. – М., 1982.

2. Котков С.И. Сказки о русском слове. – М., 1967.

3. Маковский М.М. Удивительный мир слов и значений: Иллюзии и парадоксы в лексике и семантике. – М., 1989.

4. Откупщиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. – 3-е изд., испр. – М., 1986.

5. Успенский Л. Слово о словах. – Л., 1982.

6. Паршина В.Н. Этимология слов в русском языке и ее роль при обучении младших школьников. – Выпускная работа, Лесосибирск, 2001.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6, 7 (4 ч.)

Тема: Словообразование (дериватология) как раздел языкознания.

I. Теоретические вопросы для самоподготовки

1. Каковы объект, предмет, цель, задачи дериватологии?

2. Каково основное содержание понятий: производное слово и его структуры; мотивирующая часть слова; словообразовательный формант (дериватор); словообразовательные пара, цепочка, гнездо?

3. Каковы три закона словообразования?

4. В чем состоит суть закона семантической выводимости? Каковы типы семантической связи производного и производящего слова (типы мотивированности)?

5. Каким образом проявляется явление полимотивации в современном русском языке?

6. Каково основное содержание и соотношение понятий лексическая и синтаксическая деривация; словообразовательный тип и морфонологическая модель?

7. Почему словообразовательный тип - основная комплексная единица словопроизводства?

8. Каковы признаки слов, входящих в один словообразовательный тип?

II. Задания для самостоятельной подготовки

1. Подготовить ответы на вопросы.

2. Из фрагмента текста (не более 120 слов) привести слова, иллюстрирующие каждый тип мотивированности (по 2 примера на каждый тип словообразовательноймотивированности). Предоставить копию фрагмента текста.

3. Определите тип деривации (лексическая или синтаксическая): барабанщик – барабан; тихо – тихий; вылет – вылетать; читатель – читать; дорожный – дорога; синяк – синий; смелость – смелый.

4. Определите мотивирующую часть, установите словообразовательное значение форманта и на основе этого сгруппируйте слова в определенные словообразовательные типы: а) березка, артистка, синичка, студентка, стелька, сторожка; б) градусник, ельник, орешник, кофейник, проводник, затейник; в) выключатель, заготовитель, обогреватель, учитель, укротитель; г) домик, столик, историк, садик, химик, воскресник, субботник.

III. Литература для самоподготовки

1. Анализ языковых единиц: Учебно-метод. пособие. – Красноярск: СФУ, 2010Русский язык / Под ред. Л.Ю. Максимова. - М.: Просвещение, 1989. Ч.2.

2. Русский язык /Под ред. Л.Л. Касаткина. - М.: Академия, 2001. С.461-466.

3. Современный русский язык / Под ред. Е.И. Дибровой. - М.: Академия, 2001. Ч.1. С.487 - 498, 513.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8, 9 (4 ч.)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.