Сделай Сам Свою Работу на 5

Факт и сущность. Созерцание сущностей (эйдетическая интуиция)





Если первое обстоятельство, на которое опирается Гуссерль в разработке феноменологического метода, это - данность мира сознанию, то второе, не менее важное обстоятельство - это несводимость сущности к факту, "созерцание сущностей" (эйдосов) как самостоятельный, независимый источник познания, то есть источник, достоверность которого не зависит от фактов.

Только познание сущности придает факту осмысленность. Именно в априори, по Гуссерлю, заключена вся присущая факту рациональность. Априорная наука есть наука о принципах, к которым должна возвратиться наука о фактах, чтобы получить принципиальное обоснование; каждый факт следует мыслить всего лишь как "пример некой чистой возможности".

Если всякое познание предполагает возможность обращения к какому-либо опыту, к созерцанию, то к какого рода опыту мы можем обращаться при изучении сознания, субъективности, ее интенцио-нальной жизни и конституирующей деятельности? И что означает призыв Гуссерля в этой связи обратиться "к самим вещам"?

Знаменитый призыв феноменологии "К самим вещам!" - это, конечно, не призыв обращаться к вещам внешнего мира (он ведь заключен "в скобки"). Это - призыв, обратившись к внутреннему опыту сознания, отыскать и прояснить те структуры сознания, которые являются фундаментом и смысловой основой его эмпирических проявлений. Производя редукцию одного слоя сознания за другим с целью выйти к слою феноменов как слою первичных




данностей, с которыми и должен начать работу феноменолог, Гуссерль ищет возможность дать слово "самим вещам". В его представлении судить о чем-либо разумно или научно значит "направляться самими вещами, или возвращаться от речей и мнений к самим вещам, вопрошать таковые в их самоданности, с устранением любых чуждых сути дела предрассудков"1.

Метод, с помощью которого феноменология рассчитывает пробиться "к самим вещам", есть метод эйдетической интуиции (созерцания сущностей): "Наряду с феноменологической редукцией эйдетическая интуиция является основной формой всех частных трансцендентальных методов; обе целиком определяют и обосновывают смысл трансцендентальной феноменологии".



Предоставляя место созерцанию сущностей, Гуссерль расширяет содержание понятия созерцания: совершенно подобно тому, как можно непосредственно слышать звук, можно созерцать "сущность", сущность "звука", сущность "вещного явления", сущность "видимой вещи", сущность "образного представления" и так далее и, созерцая, высказывать сущностные суждения.

Соглашаясь с возможным возражением, что созерцание сущности может быть неадекватным, Гуссерль, тем не менее, замечает: но ведь и восприятие тоже может быть неадекватным, хотя в конечном счете именно оно является последней отсылкой для обоснования внешнего опыта.

Только сущности, по Гуссерлю, позволяют понимать, исследовать и классифицировать факты. Он возражает против эмпирической теории возникновения общих понятий путем абстрагирования от какого-либо класса предметов. Действительно, как бы мы могли выделить определенный класс предметов, если бы интуитивно уже не имели представления о его сущности, о том, что объединяет все эти предметы в общий класс?

Созерцание сущностей, по Гуссерлю, содержит не больше трудностей или мистических тайн, чем восприятие: поскольку во всяком акте даже простейшего восприятия имплицировано представление о сущности, мы имеем возможность преобразовать наше внешнее созерцание в созерцание сущностей. Созерцание любого конкретного предмета, обстояния дел, качества, отношения и прочего может быть, таким образом, преобразовано в созерцание их сущности (сущности предмета, сущности качества, отношения, ситуации и др.).



1 Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. С. 52.


Достижение сущности и ее прояснение возможно не только посредством преобразования созерцания индивидуального предмета в сущностное созерцание, большое значение, по Гуссерлю, имеют и свободные вариации фантазии, направленные на поиск сущности как инвариантного во всех возможных вариациях. Трансцендентальная феноменология - наука об ирреальном, поэтому "фикция", по Гуссерлю, составляет жизненный элемент феноменологии, как и всех эйдетических дисциплин", "фикция - источник, из которого черпает познание "вечных истин".

Хотя методом созерцания сущностей (умозрения) философия пользовалась всегда, гуссерлевскую постановку проблемы "созерцания сущностей", "эйдетической интуиции" отличает принципиальная новизна и острота. Со свойственным ему радикализмом Гуссерль ставит вопрос о правоспособности метода созерцания сущностей и решает его предельно определенно: созерцание сущностей имеет такую же легитимность и такое же право на обоснование истины, как и опыт.

При доказательстве этого он вводит понятие "данности из первоисточника ". Для "естественной" сферы познания - это восприятие, созерцание; наука и обыденное познание для своего обоснования и подтверждения в принципе должны иметь возможность обращения к такой прямой опытной данности.

Но совершенно неправомерно, по мнению Гуссерля, считать опыт, который "сопрягается только с действительностью природы" (или опыт реального мира), единственным актом, дающим "из самого первоисточника". Чтобы избежать такого неправомерного отождествления, Гуссерль ставит над понятием опыта включающее его в себя понятие созерцания, или "непосредственного видения" предмета. Предмет у Гуссерля понимается в самом широком смысле: как нечто, на что может быть направлен взгляд сознания, то есть нечто, что может быть "само дано "в нем. Сущность (эйдос) у Гуссерля - предмет нового порядка.

И именно права на обоснование познания ( в том числе и феноменологического) "созерцанием сущностей" зафиксированы Гуссерлем в "принципе всех принципов": "любое дающее из самого первоисточника созерцание есть правовой источник познания, и все, что предлагается нам в "интуиции" из самого первоисточника (так сказать, в своей настоящей живой действительности), нужно принимать таким, каким оно себя дает, но и в тех рамках, в каких оно себя дает"1.

1 Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. С. 60.


Кризис европейского существования и идея "жизненного мира"

В своей последней публикации "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология" (1936) Гуссерль вводит понятие "жизненного мира" как сферы первоначальных допредика-тивных очевидностей, конституированных в непосредственном повседневном опыте. "Жизненный мир" - это универсальное донаучное, дотеоретическое априори трансцендентальной субъективности, интенциональный горизонт любой практической и теоретической деятельности людей, их целеполаганий и оценок. Его структуры, раскрываемые посредством трансцендентальной редукции (прежде всего редукции установок и результатов объективных наук), являются анонимными и интерсубъективными условиями существования и деятельности любого человеческого сообщества. Это - определенный "круг уверенностей, к которым относятся с давно сложившимся доверием и которые в человеческой жизни до всех потребностей научного обоснования приняты в качестве безусловно значимых и практически апробированных" *.

"Жизненный мир" преддан всякой научной интерпретации и самостоятелен по отношению к ней. Он является источником и смысловой основой науки. Анализируя деятельность Галилея как основателя современного математического естествознания и раскрывая не выявленные самим Галилеем предпосылки его теоретизирования и идеализирования, Гуссерль подчеркивает, что "жизненный мир" -этот "смысловой фундамент естествознания" и науки вообще, оказался забытым, непроясненным и даже искаженным.

Кризис европейского существования, по Гуссерлю, можно охарактеризовать как "поражение рационализма". Однако причина этого "поражения рациональной культуры" не в самой сущности рационализма, а в том, что он был понят поверхностно, отягощен натурализмом и объективизмом, проникшими как в науку, так и в философию.

Общее наименование для "наивности", поразившей философскую рациональность (что не дало ей возможность выполнить свои собственные задачи и привело к кризису европейской духовности), - это, по Гуссерлю, "объективизм, проявляющийся в различных формах натурализма, в натурализации духа". Не только дух, сознание, субъективность не могут быть поняты на основе принципов и методов естествознания, но, напротив, само естествознание должно быть понято как духовная деятельность, "а именно

1 Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. С. 60.


деятельность сотрудничающих ученых; как таковое оно наряду с прочими духовными явлениями относится к кругу фактов, подлежащих духовно-научному объяснению".

По этим же причинам человеческая духовность не может быть выведена из "исторически окружающего мира", ибо "окружающий мир" есть мир человеческих смыслов, то есть духовное явление, которому может быть дано чисто духовное объяснение.

Забвение субъекта как действующего духа и забвение "жизненного мира", с которым, как целостностью, постоянно должна сообразовываться наука, и привели к утрате жизненной значимости наук, к элиминации вопросов "о разуме и неразумии", о смысле и бессмыслице, о "человеке как субъекте свободы" и к неспособности понять и исследовать дух в его независимости.

Преодоление этого невозможно без понимания относительности, "вторичности" идеализации науки с ее "периодически истощающимися очевидностями", без возврата к вопрошанию "предоче-видностей" "жизненного мира" как изначальной априорной целостности, внутри которой решаются фундаментальные жизнезна-чимые вопросы человеческого существования.

Полагая, что из кризиса европейского существования есть два выхода: "закат Европы в отчуждении ее рационального жизненного смысла, ненависть к духу и впадение в варварство, или же возрождение Европы в духе философии благодаря окончательно преодолевающему натурализм героизму разума" \ Гуссерль убежден, что проблемы, породившие кризис "усталой" и скептической Европы, способна разрешить интенциональная, или трансцендентальная, феноменология, которая "впервые превратила дух как таковой в предмет систематического опыта научного изучения и тем самым осуществила тотальную переориентацию задачи познания" 2.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.