Сделай Сам Свою Работу на 5

Призыв к истинной проповеди Евангелия





Питер Мастерс

Целители душ

Евангельское служение

Оглавление

1. "Это необходимая обязанность моя!"
2. Определение значения слова "Евангелие"
3. Как проповедовали апостолы?
4. Последовательность событий, происходящих при обращении
5. Препятствия к покаянию и вере
6. Семь верных признаков истинного обращения
7. Совершается ли возрождение мгновенно, или постепенно?
8. Защита метода провозглашения
9. Феномен роста церквей
10. Методы провозглашения на практике
11 Личная проверка для проповедников
12. Разновидности стилей в проповеди и учительстве
13. Подготовка призывной проповеди
14. Притчи и их применение
15. Поиск текстов
16. Несколько слов об апологетике
17. Опасность системы публичных приглашений
18. Евангелизационная проповедь и пробуждение
Приложение 1. Уильям Перкинс о возрождении
C. Р. Вохен о возрождении
Приложение 2. Неполноценный Евангельский призыв
Приложение 3. Программа Евангельских проповедей на Ветхозаветные тексты

1. "Это необходимая обязанность моя!"

Призыв к истинной проповеди Евангелия

Широко известен тот печальный факт, что библейские церкви во всем мире, и особенно на Западе, быстрыми темпами утрачивают тот убеждающий, призывной слог евангельской проповеди, который в былые времена составлял их главную особенность и славу. Подобного рода проповедь - этот благороднейший вид искусства, дарованный грешному человеческому роду - редко можно услышать в наши дни. Этот призыв вечного Евангелия, покоряющий, убеждающий и касающийся сердца, не раздается более на Западном полушарии, не наполняет долины невежества, не понижает холмы гордости и не являет славу искупления для погибающих душ.



Эта печальная утрата ощущается во всех видах библейских церквей как арминианского, так и кальвинистского толка. Первые из них в большинстве мало чем напоминают своих предшественников, таких, какими были, например, первые методисты, которые пламенно проповедовали Евангелие на открытом воздухе и в церковных помещениях каждое воскресенье в году. Но в наши дни даже профессиональные евангелисты из арминианских рядов, похоже, считают, что достаточно призвать слушателей принять Христа, не объяснив серьезно, почему это нужно сделать. В их проповедях очень слабо объясняется Божья святость и праведность, осужденное состояние грешника, цену спасения и сущность истинного покаяния и веры. Проповедь арминианами Евангелия в наши дни стала лишь тенью того, как они проповедовали раньше. Для описания несерьезности в их призыве ко спасению стали употребляться такие выражения, как "принятие решения" и "легковерие". Те люди, которые отзываются на призыв такого рода, часто не имеют четкого понятия о своей греховности и духовной нужде и, конечно же, у них нет представления о правильном покаянии. Без всякого сомнения, именно в этом кроется причина, почему подавляющее большинство людей "исповедавших Христа" во время многих массовых евангелизационных кампаний, отпадают в течение нескольких дней, не говоря уже о неделях или годах. По этой же причине многие, обращенные во время евангелизационных кампаний в студенческих кампусах, оставляют свою христианскую веру сразу же по окончании учебы.



Те церкви, которые называют себя реформированными или кальвинистскими, находятся не в лучшем состоянии. Они считают себя наследниками реформаторов, пуритан и проповедников пробуждения, какими были Джордж Уитфилд, Джонатан Эдвардс, Хауэл Харрис, Эйзахел Нетлтон и Чарльз Сперджен, но правда заключается в том, что они мало напоминают своих героев. Так же, как и арминиане, кальвинисты в наши дни редко проповедуют евангельский призыв ясно, целенаправленно, аргументированно и убедительно. Хуже того, многие считают, что они вообще не обязаны это делать. Они удовлетворяются "романтичным" подходом к проповеди Евангелия и считают, что достаточно мимоходом упомянуть об искупительных истинах в назидательной проповеди, обращенной к верующим, и Святой Дух коснется этими несколькими словами сердец неверующих, так что они будут спасены. С такими понятиями даже самые способные проповедники не прилагают усилий, чтобы научиться проповедовать Евангелие так, как следовало бы.



Неоспоримый факт заключается в том, что надо обойти немало церквей в Англии и США, чтобы найти традиционное служение, посвященное проповеди Евангелия, которое проводится регулярно, хотя такая практика была почти повсеместной лет пятьдесят и более назад. Мы говорим не о мертвых церквях, погрязших в богословском либерализме, но о евангельских общинах, которые любят Господа и Его Слово. Здесь как раз и кроется загадка и трагедия наших дней.

Почему же так получается, что верные и одаренные пасторы не имеют расположения проповедовать евангельские истины целенаправленно и регулярно? Почему многие прекрасные проповедники, провозглашающие себя сторонниками спасения по благодати, сами почти никогда не проповедуют спасение по благодати? И как можно оставаться в подобном состоянии, когда все еще остаются в силе слова Павла, записанные в Библии: "Это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!"?

Ответ на эти вопросы заключается в том, что слова Павла потеряли свой беспокоящий и обязывающий смысл из-за странной перемены в современном истолковании самого слова "евангелие". Если бы не эта перемена, устрашающие слова "горе мне", наверное, были бы достаточным стимулом поставить проповедь Евангелия во главу угла всего нашего служения. Какая же причина лишила эти ключевые слова Писания их силы и власти? Хотя это и странно звучит, но причина заключается в восприятии католических и либеральных понятий в определении слова "евангелие".

Были когда-то времена, когда подавляющее большинство евангельских протестантов употребляли это слово только в одном смысле - как обозначение фундаментальных библейских доктрин о спасении. Римская церковь, однако, всегда употребляла это слово в гораздо более расплывчатом смысле, подразумевая ту благодать, которую Бог передает через церковные таинства и священников. Вся эта схема, по которой церковь-мать дает спасение (в обмен на добрые дела), как раз и была названа "евангелием". Римская церковь была первой, кто извратил это драгоценное слово и придал ему невразумительный смысл.

Следующее извращение пришло от богословских либералов девятнадцатого столетия, которые еще больше разбавили смысл слова "евангелие", подразумевая общее культурное влияние христианства, включающее добрые дела на благо общества (социальное евангелие). В наши дни англиканские епископы оправдывают свои частые политические выступления тем, что они, якобы, являются неотъемлемой частью "евангелия".

В противовес всему этому, евангелисты прошлых времен не утрачивали понимание истинного значения этого слова и утверждали, что "Евангелие" (Благая весть) означает не что иное, как ту часть веры, которая относится к спасению души. В наши дни, однако, в среде евангелистов случилось что-то немыслимое, потому что они оставили свое историческое наследие и предпочли более широкое значение слова "евангелие", превратив его в синоним слова "Библия", так что оно охватывает все аспекты библейской истины. По этому новому определению, всякий раз, когда проповедник назидает верующих, он считает, что проповедует Евангелие. Или если он дает богословскую статью коллеге-пастору из своего братства, он считает, что является служителем Евангелия. Всякий раз, когда он преподает ту или другую христианскую доктрину, он считает, что раскрывает ту или другую сторону Евангелия. Возможно, этот проповедник никогда не посвящает свою проповедь необращенным, не указывает на их нужду в спасении, не показывает им Христа, не пробуждает их совесть, не предупреждает их о последствиях отвержения Христа и не убеждает их искать Христа. Каков результат? Такого проповедника не будет тревожить совесть, потому что он считает, что где бы и что бы он ни проповедовал, он проповедует Евангелие. Его ум ослеплен "евангельской политической корректностью" в том смысле, что приравнивает Евангелие ко всему Божьему откровению. Доводы в защиту подобных взглядов нам приходилось слушать довольно часто.

Проповедники, придерживающиеся этого нового определения, часто вставляют в свою проповедь несколько слов, обращенных к неверующим, но редко посвящают им всю проповедь. Мы хотим этим сказать, что новое, приспосабливаемое ко всему объяснение "евангелия", позволяет нам оправдывать все, что угодно, и при этом нисколько не тревожиться по поводу волнующих слов Павла "горе мне, если я не проповедую Евангелие!"

Но можно ли что-либо сделать чтобы восстановить прежнее значение слова Евангелие? Ведь недостаточно только высказать мнение, что современное понятие является новшеством, изобретенным за последние пятьдесят лет. Необходимо доказать правильность старого определения на основании Писания. Если мы сможем это сделать, тогда можно надеяться, что любящие Библию проповедники придут к убеждению, что регулярное, целенаправленное, особое евангельское служение является для них волей Божьей и Его заповедью.

Неоспоримо то, что слово "Евангелие" в Писании является очень специфическим техническим выражением, которое всегда относится к убедительной проповеди душеспасительных истин погибшим грешникам. Оно никогда не относится к общему назиданию верующих, и в следующей главе мы постараемся убедить в этом критически настроенных читателей. Как только мы уясним себе эту истину, волнующие слова Павла зазвучат для наших сердец с новой силой: "Горе мне, если я не проповедую Евангелие!" Безусловно, это утверждение имеет устрашающую власть для Христовых посланников!

Возможно, мы верны Слову Божьему, но верны ли мы вполне? Разделяем ли мы чувства Павла и следуем ли его примеру? Чувствуем ли мы ту же неотложную обязанность проповедовать Евангелие? Данная книга написана для того, чтобы убедить лучших и достойнейших Господних служителей придерживаться традиционных понятий о проповеди Евангелия и ходить старыми путями. Мы не сможем завоевать наши города, если Божьи посланники не выполняют самую важную и значительную часть своей работы. Как проповедники, мы можем задать себе вопрос о том, правильно и честно ли рассчитывать на то, что верующие будут присоединяться к нашей церкви, если у нас не проповедуется регулярно Евангелие, - ведь они не смогут испытать радость от приведения на евангелизационное собрание своих родственников и друзей.

Обычно у служителей бывает три возможности для проповеди в течение недели. Мы имеем в виду то, что одна треть их служения может быть посвящена исключительно целенаправленной проповеди Евангелия (труд евангелиста), одна треть - углубленной работе над сердцами верующих через поучения из Слова Божьего для практической жизни (пастырский труд), и одна треть - наставлению в Библейских доктринах (труд учителя). Старое доброе правило гласит, что надо соблюдать пропорцию в применении даров, перечисленных в Еф.4:11 - евангелист - пастырь - учитель.

До сих пор мы говорили о целенаправленной проповеди Евангелия только как о средстве приобретения душ, однако в Новом Завете проповедь Евангелия играет двоякую роль. Она не только убеждает, обличает, зовет, просит и предупреждает в положительном смысле для спасения душ, но также и в негативном смысле, то есть, отпугивает и поворачивает назад закоренелых, эгоистичных и неискренних грешников. Проповедь Евангелия выполняет также и работу по ограде церкви Христовой. Мы читаем о том, что Евангелие причиняет "соблазн", оно есть "для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь". Проповедуемое Евангелие выполняет свою просеивающую функцию для упорствующих грешников, так что они поворачиваются и уходят прочь.

Когда прекращается ясно выраженная и хорошо подготовленная евангельская проповедь, тогда Евангелие передается только с помощью личного свидетельства, занятий в малых группах и тому подобных мероприятиях (которые должны функционировать в дополнение к проповеди). Евангельская проповедь теряет свою обличительную и убедительную силу, и церковь начинает наполняться людьми, которые приняли Евангелие чисто умозрительно, решили стать верующими силой плотской воли и пережили лишь поверхностное обращение. Этот процесс очень характерен в тех случаях, когда прекращается истинная проповедь Евангелия. Когда церкви наполняются такими поверхностно обращенными и нераскаянными людьми, они начинают угождать их мирским интересам, в результате чего богослужение превращается в развлечение, и церкви уходят далеко от благочестия былых времен. Безусловно, в таком упадке играют роль многие факторы, однако во главе стоит утрата систематичной целенаправленной евангельской проповеди.

Систематическая евангельская проповедь уже давно не в моде у нас в Британии, и многие молодые проповедники обездолены тем, что им никогда в жизни не приходилось слышать такую проповедь. А поскольку они сами не слышали, они не имеют понятия о том, как надо проповедовать Евангелие. Они спрашивают: "Как можно проповедовать одни и те же истины каждую неделю разнообразно и интересно? Как можно извлекать серьезный евангельский материал из разных частей Библии?" На эти и подобные им вопросы мы и постараемся дать ответ в последующих главах.

Вполне понятно, что потенциальные проповедники Евангелия сталкиваются с некоторыми каверзными и пугающими трудностями. Первая из них истекает из естественного человеческого стремления быть оцененным по достоинству за свой труд. Трудность здесь заключается в том, что из-за такого стремления к одобрению труд евангелиста может показаться довольно неблагодарным, потому что верующие обычно мало ценят данную отрасль служения. Они, безусловно, любят его, но не сознают, насколько это трудно - говорить разнообразные проповеди, сохраняя при этом евангельскую по сути тематику. Они представляют эту отрасль служения довольно легкой и обычно выражают гораздо больше одобрения, когда служитель раскрывает глубокие истины для верующих. В данной области служителя больше ценят за эрудицию и способность хорошо изъяснять Библию. Но на самом деле евангельская проповедь во многом является наиболее трудным участком работы, и подготовить такую проповедь намного труднее.

Разъездной евангелист может путешествовать вокруг света с дюжиной заезженных призывных проповедей, а пастор поместной церкви должен провозглашать Евангелие более сорока раз в году перед той же самой аудиторией в течение, может быть, десяти, двадцати, а то и тридцати лет. Его изложение должно укладываться в рамки доктрины, но в то же время быть всегда новым; он должен быть верным, и в то же время свежим; старым, и в то же время новым; традиционным, и в то же время удивляющим; знакомым, и в то же время вызывающим интерес. Он должен постоянно искать новые формы изложения и иллюстрации. Он живет в страхе перед тем, что члены церкви и их дети будут испытывать скуку от евангельской проповеди. Его желание, чтобы великие евангельские темы спасали души и в то же время пробуждали новые чувства любви и благодарности к Господу у верующих со стажем.

Хуже того, это такое служение, для которого нет хороших вспомогательных материалов. Хотя есть много богословских книг, помогающих в подготовке проповеди для назидания верующих, эти книги почти не дают хороших советов в подготовке призывной проповеди. Цель таких книг - прояснить смысл Библейского текста, но они не предлагают способов, как достичь души, так что проповеднику в основном приходится рассчитывать на самого себя.

И все же, не смотря на все эти препятствия и разочарования, которые надо одолеть и отогнать прочь, убеждающая призывная проповедь является главной частью проповеднического служения, и те, кто принимает на себя это Господне поручение, должны быть полны решимости выполнять его до последнего вздоха.

На церкви в Бристоле, построенной во время пробуждения через служение Джорджа Уитфилда, висит мемориальная доска с изображением проповедника, читающего Иезек.33:6: "Если же страж видел идущий меч и не затрубил в трубу, и народ не был предостережен, - то кровь его взыщу от руки стража".

Пусть же старые проповедники всей своей силой и авторитетом убеждают молодых проповедников быть мужами Евангелия! Если же вы еще не проповедуете Евангелие целенаправленно и систематически, то в срочном порядке откройте в своем служении для Господа эту новую страницу.

В следующей главе мы дадим краткий обзор многих Новозаветных текстов, где слово "Евангелие" употребляется в том значении, которое определяет смысл данного слова.

Существительное евангелион встречается в Новом Завете 78 раз (60 раз в Посланиях Павла). Во всех случаях, это выражение со всей авторитетностью указывает на "откровение Божьего плана спасения через проповедь об Иисусе Христе", или на "призыв ко спасению", или на "оправдание в Божьей праведности", или на "средство получения новой жизни".

Те читатели, которые уже достаточно убеждены в том, что Евангелие относится исключительно к евангелизации, возможно, пожелают пропустить следующую главу, но мы приглашаем всех просмотреть ее, поскольку она является основой наших доводов. Сами же доводы не заставят себя долго ждать.

2. Определение значения слова "Евангелие"

Автор этих строк припоминает смущение, которое ему пришлось пережить лет 25 назад при вступлении в должность пастора в одной большой и популярной церкви в Америке. Этот новый служитель заявил перед переполненным собранием о том, какова будет его "политика". Он раскритиковал идею о том, что Евангелие означает исключительно проповедь о спасении и утверждал, что оно относиться ко всем истинам Божьим. А потому, как он объяснил собравшимся, проповедуя все доктрины христианской веры, он и будет проповедовать Евангелие. Иными словами, этот одаренный проповедник дал понять, что он не будет проповедовать целенаправленные призывные проповеди. При служении этого пастора в церкви произошли серьезные брожения, потому что эта церковь до него была благовествующей церковью. Данный пастор стал жертвой идеи, что Евангелие есть то же, что и вся Библия.

Автор данной книги на протяжении многих лет предлагал братьям служителям найти хотя бы одно место Писания, где слово "Евангелие" употребляется в неопределенном или слишком широком смысле, но так и не получил ответа, потому что таких мест нет. Как мы уже сказали, это слово всегда употребляется в таком контексте, который допускает только одно значение, а именно: те истины, которые необходимы для спасения душ. Наше желание, чтобы приводимая ниже подборка текстов восстановила истинную силу этого бесценного слова.

Марк.1:14-15:

После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

Не может быть никакого сомнения о значении слова "Евангелие" в данном тексте, потому что оно было проповедано перед общим собранием для людей, нуждавшихся в благой вести. Здесь оно называется Евангелием Царствия Божьего, и раскрывает нужду в покаянии и вере. Господь провозглашает исполнение мессианских пророчеств и побуждает слушателей откликнуться на Его призыв.

Марк.16:15:

И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.

Здесь слово "Евангелие" означает нечто такое, что необходимо проповедовать каждому человеку, живущему в мире. Ясно, что на нас не возложена ответственность объяснять всему творению все подробности христианских доктрин. Мы должны провозглашать всем людям лишь те истины, которые относятся ко спасению души. Таким образом, в данном тексте слово Евангелие объясняет само себя. Оно не может быть синонимом всех Божьих истин.

Лук.4:18:

Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу.

Здесь тоже очевидно, что слово "Евангелие" (благовестие) является вестью для исцеления душ, спасения, освобождения и прозрения духовно слепых.

Лук.9:6:

Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.

Двенадцать учеников отправились на служение, чтобы провозглашать, возвещать пришествие Господне и призывать народ слушать Его и веровать в Него. Они провозглашали весть в определенных рамках, весть о вере во Христа как Мессию. Мы не видим здесь всех Божьих истин, многие из которых они сами еще не знали.

Деян.8:25:

Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.

Значение слова "Евангелие" в данном тексте объясняется выше, стихом 12, где говорится о проповеди Филиппа: Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Таким образом, в данной главе Лука описывает миссионерское путешествие Филиппа.

Деян.14:7-21:

И там благовествовали. Апостолы Варнава и Павел... громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому.

Описанное здесь "Евангелие" означает призыв к обращению от суеты и пустоты к живому Богу. Здесь говорится о миссионерской работе Павла в Листре, Дервии и окрестных регионах.

Деян.14:7:

По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали.

Слово "Евангелие" снова употребляется для обозначения такого рода проповеди, которая приводит погибших к вере во Христа.

Рим.1:16:

Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.

Эти незабываемые слова Павла описывают "Евангелие" (благовествование) как весть, ведущую ко спасению.

Рим.10:13-15:

Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!

И снова "Евангелие" конкретно относится к благой вести о спасении, адресованной необращенным.

Рим.15:20-21:

Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании, но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают.

Павел употребляет здесь это слово, как и обычно, для обозначения проповеди, обращенной к неверующим и неспасенным.

1 Кор.1:17-18, 21 и 23:

Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать... Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, -- сила Божия. Ибо...благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих... мы проповедуем Христа распятого.

Кто станет отрицать, что этот текст говорит исключительно о благовестии? Слово "Евангелие" (благовестие) ясно и определенно является Божьей вестью, предназначенной для спасения людей, которая сконцентрирована вокруг искупительной смерти Христа за погибших грешников.

1 Кор.4:15:

Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

Здесь Павел употребляет слово "Евангелие" (благовествование) как наиважнейшее средство для того, чтобы дать людям новое рождение.

1 Кор:9:18-19:

За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании. Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести.

В этих стихах Павел связывает слово "Евангелие" с трудом благовестия. Слово "приобрести", употребленное в контексте пять раз, объясняет Евангелие как весть, через которую люди в индивидуальном порядке присоединяются к церкви.

2 Кор.4:3-4:

Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.

Павел объясняет, что он говорит о вести, которая дает свет спасения для невозрожденных людей.

Галатам (разные стихи):

В этом Послании слово "Евангелие" употребляется двенадцать раз в связи с темой об оправдании по вере, а не по делам, и ни разу - в более широком смысле.

Ефес.1:13:

В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом.

И здесь слово "Евангелие" (благовествование) относится исключительно к душеспасительным истинам.

Филип.1:12:

Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования.

Слово "Евангелие" в данном Послании встречается девять раз, и во всех случаях контекст не оставляет сомнения, что имеется в виду евангелизация. Слово "успех" буквально означает развитие, продвижение вперед, достижение, победа, прогресс. Успех Евангелия означал, что оно было более широко проповедано для погибающих душ.

1Фесс.1:5-6:

Потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе.... И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово...

Мы видим здесь еще один неоспоримый пример того, что "Евангелие" относится к служению благовестия.

2Фес.2:13-14:

Бог от начала... избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим.

Этот текст также показывает, что "Евангелие" очень определенно означает призыв ко спасению.

* * *

Обзор этих текстов дает более подробное подтверждение нашей точки зрения, хотя мы боимся, что для эрудированных читателей он может показаться слишком простым, поскольку выводы весьма очевидны. Но нам важно понять, что новое определение Евангелия должно быть опровергнуто и отвержено. Оно успело сделать слишком много зла, поэтому мы должны разоблачить его безосновательность и смертельную опасность для библейского благовестия.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.