Сделай Сам Свою Работу на 5

ОСНОВАТЕЛЬ ПИЩЕВОЙ ИМПЕРИИ





Генри Хейнц

В шести милях к востоку от Питсбурга, вверх по реке Аллегани, среди бесконечных прерий раскинулась маленькая деревушка Шарпсбург. Для восьмилетнего мальчика, родившегося там в середине девятнадцатого века, казалось, что в мире не существует ничего, кроме раскрашенных индейцев и высокой травы, в которой паслись бизоны. Конечно, он слышал и о других штатах Америки, об огромных заводах и сети железных дорог, связывающих страну, но он жил в местности, где почтовый дилижанс служил единственным средством сообщения с цивилизованным миром, и в деревне даже не было телеграфа.

В таком мире рос Генри Хейнц, старший сын в семье немцев-иммигрантов. Жителям Шарпсбурга, изолированным от внешнего мира, требовалось поддерживать веселый дух и изобретательность, который восполнялся внутри их общины, насчитывающей несколько сотен жителей. Каждое утро Хейнц ходил по грязной деревенской дороге в школу, где дети всех возрастов обучались в одном классе, и учил их добросердечный, преданный своему делу лютеранский пастор. Вернувшись домой после школы, Генри, подобно Трояну, работал в запущенном огороде, с которого поступала основная провизия для пропитания семьи. Далее его обязанностью было продавать излишки с огорода жителям деревни.



В детстве он вел спартанский образ жизни, и потому его воображение переносилось далеко за линию горизонта, -дальше и выше невиданных им чудес больших городов с растущей механизацией. Очень часто он размышлял об удивительной личности - Иисусе Христе, Который когда-то ходил по степям Востока, в стране верблюдов, пальмовых деревьев и римских солдат. Он относился к Нему так же, как и его мать и лютеранский пастор, а именно, считал Его Сыном Божьим, Господом славы. Молодой Хейнц понимал значение того события, когда Господь позволил, чтобы Его пригвоздили к деревянному кресту и Он умер мучительной смертью. "Мой грех был пригвожден на том кресте, -размышлял он. - Он был моимСпасителем, потому что умер вместо меня, и Господь возложил на Него беззакония всех нас!"

Иисус Христос был для Генри Хейнца Господом неба и земли, присутствующим везде и повсюду, во всем их доме и в жизни и сердцах их родителей. Он был Господом, к Которому мог обращаться и с Кем мог разговаривать маленький Генри. Библия была основным учебником в школе, где обучался Генри, а в доме придерживались христианского образа жизни. Позднее Генри писал: "Христианский образ жизни в детстве оказал влияние на последующую жизнь, и с благодарностью вспоминаю все, чему учила меня мать. Многие ее высказывания до сих пор служат защитой моих мыслей и оказывают влияние на мои поступки."



Генри был первенцем в семье Хейнц, и его родители лелеяли надежду, что он станет служителем церкви, но он был настолько успешным и незаменимым в трудах на приусадебном участке, а позднее и в семейном бизнесе, что родителям пришлось отказаться от своей мечты. Ему было всего лишь десять лет, когда он уже ежедневно умудрялся продавать среди односельчан целую тележку овощей с огорода, а в возрасте двенадцати лет он выращивал так много всего, что уже приходилось впрягать лошадь и продавать полную телегу. Уже в таком возрасте он мог очень быстро и по взрослому решать серьезные проблемы. Как-то река Аллегани вышла из берегов и смыла часть земель, принадлежащих их семье. Генри Хейнц запряг лошадь, поехал вниз по течению реки и навозил несколько тонн гравия, чтобы сделать насыпь на своем огороде, таким образом защитив его от наводнений. Таким образом, к удивлению своих родителей, ему удалось спасти оставшийся урожай.

Когда он закончил школу, сад уже разросся до такой степени, что стал рыночным производителем и пришлось нанимать работников, чтобы его обработать. Далее Генри направил свои усилия на то, чтобы помочь отцу в его усилиях организовать дело по производству кирпичей. До самой смерти Генри не уставал восхищаться хорошо сделанными кирпичами и их ручным изготовлением. Стены всех его фабрик были выложены вручную, и на самой вершине своей пищевой индустрии в выдвижных ящиках его письменного стала хранились образцы кирпичей.



В 1869 году, в возрасте двадцати пяти лет, он женился на Саре Янг, искренней христианке. Они продолжали служить Господу уже совместно. В этом же году была впервые зарегистрирована первая компания, носящая его имя. Он арендовал участок земли, две комнаты и потолок и организовал производство консервированного хрена. Свежий хрен было очень трудно обрабатывать. Мыть и тереть хрен было еще тяжелее, чем чистить лук. Но Генри Хейнц положил конец этой неприятной домашней обязанности, начав выпуск уже протертого хрена, исчисляемый в тысячах баночек. Изготовленный продукт стал сразу же пользоваться неизменным успехом.

Фирма росла, а вместе с ней росли проблемы, и, тем не менее, Генри Хейнц находил время, чтобы руководить занятиями воскресной школы в поместной церкви. Он готовился к собраниям, проводил богослужения с детьми, учил и давал наставления с такой любовью, которую не могли забыть его ученики. В очень критические для своей фирмы финансовые моменты, когда все ресурсы вкладывались в развитие нового завода, он убеждал себя жертвовать на внутрицерковную работу. Церковь, которую посещал Хейнц, выстроила новое здание и должна была еще внести значительную сумму. На церковном совете, где присутствовал также и Генри, было предложено, чтобы каждый внес крупную сумму денег.

Присутствующие добровольно вносили деньги, а внутри Хейнца происходила борьба. Он был самым молодым среди собравшихся, недавно женился, его бизнес требовал капиталовложений. Он не мог себе позволить просто так выбросить такую крупную сумму, но он вспомнил обещания, данные Господу - жертвовать добровольно и не уклоняться от обязанностей. Он отдал деньги, сказав членам своей семьи: "Если Господь желает, чтобы я так поступал, Он поможет мне выполнить мои обещания." В ранней юности он осознал, что на первом месте у него как христианина должны быть интересы дела Божьего.

Шли годы и компании, производящей пищу, потребовалось 125 акров земли, была также необходимость расширить ассортимент выпускаемой продукции. Но беда была впереди. Компания срочно нуждалась в поставщиках, чтобы удовлетворить растущие потребности, и они предприняли попытку купить всю продукцию одной из ферм в штате Иллинойс. Пока овощи были хорошего качества, Хейнц соглашался покупать весь урожай. Все было хорошо, но в один год в США был небывалый урожай. Ферма поставила на фабрику Хейнца в Питсбурге удивительный урожай и потребовала оплаты. Партии огурцов каждый день прибывали на завод и требовалось ежедневно выплачивать 1200 долларов. А урожай продолжал и продолжал поступать.

При обычных обстоятельствах Хейнц мог бы уведомить банк об оплате превышенных кредитов, но именно в тот момент вся страна находилась на грани экономической катастрофы, когда разорялись сотни банков и ликвидировались многие крупные предприятия. Было совершенно невозможно получить у кого бы то ни было кредит. Хейнц пустил в дело все имеющиеся средства и предпринял необходимые шаги, чтобы достать наличные деньги для оплаты непрекращающегося потока овощей. Какой-то период он справлялся с оплатой, но вскоре его ресурсы истощились и он написал своей матери: "Боюсь, что нам не удастся преодолеть всеобщую панику, и наша фирма окажется в числе тысяч других, которые ежедневно разоряются."

Перед Рождеством фирма окончательно разорилась, и Хейнц остался без копейки в кармане. Но даже и при постигшей беде Генриху Хейнцу удалось сохранить веру и непоколебимую честность, и он выделялся среди всех в бурном море бизнеса. В той местности человека считали ненормальным, если он не пытался спасти свою шкуру любой ценой. Но Хейнц старался выполнить свои обязательства и поставил себе целью выяснить свои долги, возникшие в результате разорения фирмы, и расплатиться с ними, несмотря на тот факт, что суд освободил его от уплаты долгов как неплатежеспособного.

В книге, озаглавленной "Книга нравственных обязательств", он перечислил всех, кому фирма должна была деньги. Поэтому, когда Хейнцу пришлось вновь налаживать бизнес с помощью капиталовложений родственников, его прежние кредиторы сделали все, чтобы помочь ему, так как уважали и целиком доверяли ему. Владелец его прежней земельной собственности предоставил ему новый долгосрочный заем - и делу был дан ход. И вновь повсюду можно было видеть невысокого Хейнца, излучающего энергию, и каждый на его примере мог видеть, как лучше организовать дело. Он ободрял своих сотрудников и вносил пометки в блокнот о внедрении новшеств. Прошло немного времени, и на прилавках магазинов появились маленькие бутылочки с надписью Pure Food Products, что означало начало новой замечательной страницы в деятельности фирмы.

Хейнц был выдающимся руководителем, пользующимся настоящим уважением среди растущего числа сотрудников фирмы. Он был человеком действий, и, будучи некрупного телосложения, воплощал в себе выдержанный и энергичный характер. У него были огромные усы, а глаза постоянно излучали свет и источали энергию. Он не только учил, но всегда готов был разъяснить, показать и преподать убедительный урок обо всем, что знал сам.

Он был настолько искренним в общении с людьми, что само его присутствие смягчало недовольных и ободряло удрученных. Идеи, линия поведения и методы продажи продукции были постоянной темой его разговоров, хотя он всего лишь на короткое время заглядывал в свой рабочий кабинет. Его ближайшие сотрудники не могли припомнить, чтобы он задерживался в своем кабинете более чем на двадцать минут. Он разрабатывал новые технологические процессы и рецептуру, включая методы продажи, и фирма быстро разрасталась. Требовались новые площади, воздвигались новые фабрики и увеличивался ассортимент продукции. И при этом придерживались "принципов Хейнца". Во всех помещениях фирмы должна была соблюдаться идеальная чистота. Закупка сырья и методы продажи должны быть абсолютно открытыми и честными.

Компания Хейнца была первой среди всех американских компаний, которая заботилась о благосостоянии своих работников. Основатель компании настоятельно требовал, чтобы для работников были организованы столовые, раздевалки, туалетные комнаты, гимнастические залы, плавательные бассейны, чтобы они обеспечивались униформой и им оказывалась бесплатная медицинская и стоматологическая помощь, а также выплачивалась пожизненная страховка и предоставлялись возможности для дальнейшего образования. В результате проводимых мероприятий работники почти не увольнялись с пищевой империи Хейнца в Питсбурге. Сам Хейнц оставался непосредственным организатором всех мероприятий и являл собою, по словам одного из своих управляющих, образец душевного спокойствия.

В возрасте сорока двух лет он являлся главой известной всей стране компании, и тогда-то в нем заговорила давно живущая страсть к путешествиям. Он давно стремился в Европу. Англия была для него страной многих духовных чудес, Германия же - страной его предков. В добавок к этому в нем жило сильное желание самому представить продукцию своей фирмы в наиболее знаменитый продовольственный магазин Фортнума и Мэйсона на улице Пикадилли в Лондоне.

В1886 году Хейнц в сопровождении своей жены и четырех детей отплыл на пароходе в Ливерпуль. Его записная книжка, с которой он никогда не расставался, подробно описывала все, что попадалось ему на глаза. Размер корабля, его возраст, скорость, грузовместимость, состав команды, историческая справка о нем, мощность в лошадиных силах и находившееся на корабле оборудование - все было описано должным образом. Мало что могло ускользнуть от орлиного взгляда и мальчишеской любознательности этого строителя и мечтателя. Когда Хейнц сошел на берег, он с той же тщательностью осматривал Ливерпуль. С помощью металлической рулетки, всегда бывшей при нем, он делал замеры новых для него дверных проемов, образцов кирпичей и всевозможных архитектурных новшеств. Все это было тщательно вымерено и записано.

Но наиболее выдающиеся заметки во время его путешествий относятся к тому, что интересовало его в духовном наследии "маленькой старой Англии". Проезжая Бедфорд, он оставил "Заметки о Буньяне и его книге "Путешествие пилигрима". В Лондоне его любимый день недели был описан со всею подробностью: "Наступило воскресенье. Мы поехали в самую известную методистскую церковь, основанную Джоном Уэсли в 1778 году." Он оставил теплые отзывы о Джоне Чарльзе Уэсли и с большим энтузиазмом повествовал о ранней истории методистской церкви.

Он посетил также могилы Буньяна, Кромвеля и Исаака Уоттса, расположенные через дорогу от церкви на Бунхильских полях. Имена этих мужей были для него очень дороги. Днем по воскресеньям он посещал занятия воскресной школы, сравнивая занятия со своей воскресной школой в Питсбурге. А по вечерам он посещал переполненную церковь Метрополитен Табернакл, чтобы послушать проповеди Чарльза Сперджена - "самого скромного и простого человека из всех великих людей, с которыми мне доводилось встречаться"

Магазин Фортнума и Мэйсона, который был поставщиком провизии для королевского двора, был заманчив для Хейнца, прирожденного азартного коммивояжера. Однажды утром он вооружился пятью чемоданами своей продукции, нанял извозчика и поехал покорять знаменитый магазин. Со шляпой в руке он попросил одного из сотрудников уделить ему внимание.

Сотрудник магазина внимательно и пристально разглядывал невысокого, но властного американца с искрящимися глазами и большими усами, пока тот представлял себя и демонстрировал свои деликатесы из Питсбурга. Разрекламировав свою продукцию, Хейнц сделал паузу, готовый выслушать возражения сотрудника. Но, несколько разочарованный, так как он любил сражаться, услышал тихий голос: "Г-н Хейнц, мы возьмем всю вашу продукцию." Итак, продукция фирмы Хейнца появилась на английском рынке. Спустя несколько лет после первого посещения Англии, в Лондоне было открыто отделение фирмы с небольшим складом возле Лондонской башни.

Почти сто лет все продукты фирмы выпускались с пометкой "57 видов", что для фирмы символизировало наиболее успешный и памятный девиз в сфере торговли. Знаменитая цифра была придумана самим Хейнцем. Однажды, путешествуя по железной дороге в Нью-Йорк, он обратил внимание на рекламу одной фирмы, выпускающей "21 модель" обуви. Размышляя над рекламой, он подумал о разнообразии выпускаемой им продукции, и так родилось число "57".

На протяжении всей своей жизни он активно участвовал в служении церкви, являясь директором воскресной школы и оказывая финансовую поддержку различным церквям в организации воскресных школ. В течение 25 лет он созидал и возглавлял работу по организации воскресных школ, а также участвовал в различных кампаниях, проводимых для посещения неверующих по месту жительства и приглашения их в церковь. В одной из проводимых в Питсбурге кампаний были обучены около 2 000 человек, которые посетили свыше 83 тысяч домов. Он жертвовал средства на организацию воскресных школ в Японии. В 1918 году он возглавил делегацию из двадцати девяти пасторов и бизнесменов, которые посетили семьдесят городов Японии, Кореи и Китая. Он всегда сам охотно посещал другие церкви и обращался к верующим, подчеркивая необходимость нести благую весть подрастающему поколению через служение воскресных школ и организацию классов по изучению Библии для молодежи.

Перед смертью в 1919 году на фирме Хейнца работало 6 523 человека, было в действии 26 заводов, открыто 26 офисов и других фирм. Фирме принадлежало 100 000 акров земли. Когда в печати был опубликован некролог по случаю его смерти, в нем справедливо отмечалась последовательность интересов в его жизни: "Генри Хейнц - верующий, филантроп, предприниматель..."

"Религия была служением его жизни," - говорил о нем декан питсбургского университета. И Генри Хейнц ясно заявил о том, что он подразумевает под религией, когда писал свое завещание: "Ожидая того момента, когда закончится моя земная карьера, я хочу начать свое завещание с исповедания своей веры в Иисуса Христа как личного Спасителя, что являлось основой моей жизни."

ПУТЬ ЖИЗНИ КОМПОЗИТОРА

Феликс Мендельсон

Четырнадцатилетний Моисей Мендельсон прибыл в Берлин в очень плачевном состоянии. Он был изнурен долгим путешествием и покрыт пылью с головы до ног. Тощий и неуклюжий на вид, он к тому же носил на себе особое клеймо, каким на то время обозначали евреев. Он пришел один и стоял перед стражей у главных городских ворот, желая, чтобы его пропустили в город. Когда его спросили, для чего он пришел, он, заикаясь, попытался произнести единственное известное ему слово на немецком языке: "Lernen" - учиться.

Стража отослала его к воротам, через которые впускали скот, так как евреям запрещалось пользоваться главным входом, и в книге регистрации тех дней сохранилась запись: "Сегодня через ворота пропустили шесть волов, семь свиней, одного еврея." Это произошло в 1743 году. Прошло шесть лет - и смуглый маленький горбун стал самым дерзким писателем и философом в Берлине. К 1767 году он так хорошо овладел немецким языком, что мог уже не просто произнести единственное известное ему слово, а напечатал множество популярных книг.

Моисей был творческим писателем и гениальным мыслителем с неукротимым характером. Авраам, его старший сын из восьми детей, был совершенно иного склада. Он был высокого роста, красивый, несколько медлительный в движениях, и сумел организовать огромный банк, имея небольшой капитал. Богатый, степенный и консервативный во взглядах, он никогда ни с кем не ссорился и хранил банковские вклады с непоколебимой надежностью. Но та искра огня, которую зажег Моисей Мендельсон, поднявшись из нищеты, принесла славу его внуку.

Феликс Мендельсон родился в 1809 году, в год смерти Гайдна и за год до рождения Шопена. Богатство и роскошь окружали Мендельсона со дня его рождения, чего были лишены многие композиторы. Одно лишь омрачало его судьбу - он родился евреем. Этот факт многие годы очень беспокоил его отца, так как по закону государство при желании могло бы в одну ночь лишить его всего капитала и имущества. Как еврей, проживающий в Берлине, он считался бесправным.

Естественно, что Авраам Мендельсон всячески скрывал свое богатство и хранил свое сокровище в стенах простого дома. Он очень беспокоился за судьбу своих детей. Почему они должны были сносить насмешки и презрение со стороны берлинцев-антисемитов тех дней?

Авраам Мендельсон не был приверженцем иудаизма, так как не верил, что Бог сверхъестественным образом имел дело с евреями, как об этом повествует Библия. Поэтому он был потрясен доводами своего брата, который заявил: "Человек может сохранить верность угнетаемой и преследуемой религии и сносить пожизненные преследования своих детей до тех пор, пока считает, что она служит единственным путем спасения. Но как только он перестает в это верить, он считает для себя варварством придерживаться ее."

Как-то в детстве Феликс вернулся вечером домой из певческой школы, горько плача. Подбежав к отцу, он рассказал, как дети насмехались над ним, когда они исполняли песнопения "Страсти по Св. Матфею". Они кричали: "Посмотрите на этого еврейского мальчика, поющего Христу!" Услышав все это, отец тут же принял решение. На следующий же день он повел своих детей в лютеранскую церковь, где с помощью нескольких капель воды их окрестили в христианскую веру, признаваемую государством. Родители прибегли к защитной мантии христианства, через какое-то время заявив о формальном членстве в церкви.

Принятие христианства богатым банкиром было чисто номинальным актом, о чем свидетельствуют его письма к дочери. "Существует ли Бог? - спрашивал он. - Живем ли мы? Если да, то где и как? Я не знаю ответа ни на один этот вопрос, и поэтому и тебя никогда не учил ничему, касающемуся этих вопросов." Поэтому хотя дети Мендельсона и числились христианами, но никаких христианских убеждений у них не было. Принятое семьей протестантское вероисповедание осталось для них безжизненной, хотя и популярной, формой религии и привело к тому, что многие члены семьи навсегда отвергли ее.

Музыка значила для Мендельсона намного больше. Она завоевала его сердце, когда ему было всего лишь шесть лет, а в девять лет он уже мог давать публичные фортепьянные концерты. В десять лет он начал сам сочинять музыку и за восемнадцать месяцев написал около пятидесяти сочинений. Самым замечательным событием его юности было выступление перед знатоками музыки Германии, которые дали его игре самую высокую оценку. Мендельсону было тогда двенадцать лет.

Его учитель, известный музыкант Зельцер, организовал для него выступление перед министром государства Гете и некоторыми знаменитыми музыкантами. Перед тем, как Мендельсон вошел в богато обставленную гостиную Гете, Зельцер самым серьезным образом обратился к собравшимся именитым музыкантам с речью: "Я вошел первым, чтобы попросить вашей благосклонности. Сейчас вы встретитесь с двенадцатилетнем пианистом, игра которого поразит вас, а его композиторские способности удивят вас вдвойне. Если вы захотите польстить ему, пожалуйста, сделайте это умеренно, в тональности До-мажор, самой бесцветной тональности. До сего дня мне удалось сохранить его от тщеславия."

Феликс вошел в комнату. Он был хрупкого телосложения с длинными черными волосами и на вид был младше своих лет. Как только он начал играть, его слушатели выпрямились и застыли в креслах. Сосредоточенное внимание смешалось у них с чувством изумления.

В этот же день Феликс выступал перед еще большей аудиторией, состоявшей из знаменитых музыкантов. Один из присутствующих музыкантов поделился впечатлениями: "Нежная мелодия преобразилась в волнующий напев, который он сыграл сначала на басах, затем продолжил сопрановым голосом, вплетая прекрасные диссонансы и создавая бурную фантазию, похожую на огненный поток... Все собравшиеся были поражены словно громом... Маленькие руки мальчика производили обилие звуков, создавали труднейшие их сочетания; пассажи громыхали и падали вниз, как жемчужные россыпи!"

Прекрасные способности и мастерство юного Мендельсона были настолько очевидны, что знаменитый пианист Мошель записал в своем дневнике: "Феликс - чудо. Одаренные дети просто ничто в сравнении с ним! Этот мальчик уже зрелый исполнитель."

Феликсу было шестнадцать лет, когда его отец решил купить один из самых красивых особняков в Берлине, который утопал в зелени роскошных лужаек и садов. Здесь дружелюбный, энергичный гений проводил время в окружении многих друзей из самых богатых семей города. Они вместе читали Шекспира, который только что стал доступен читателям в Германии, молодежь организовала хор и оркестр и избрала местом своих развлечений особняк Мендельсона. Здесь перед ними открывались большие возможности, они могли развивать свой художественный вкус, общаться, беседовать, спорить и шутить с потомками лучших семей Пруссии. Такая обстановка как нельзя лучше содействовала творческому развитию начинающего композитора.

Именно среди роскошных садов в стенах величавого особняка жарким августовским вечером у Мендельсона зародилось первое его музыкальное произведение, имевшее большой успех. Он сидел один. Легкий летний ветерок разносил благоухание цветущих кустов в теплом ночном воздухе, стремительно порхали светлячки, и в его душе родилась мелодия, которую он назвал "Сон в летнюю ночь". Он вспоминал: "В ту ночь я открыл для себя Шекспира."

Но чуткая душа Мендельсона искренне желала для себя еще одной встречи. Он, как и все его молодые богатые друзья, жил настоящим. Они процветали, льстили друг другу, гордились, проводили время в развлечениях, надеждах и стремлениях к лучшему. Но какая цель была за всем этим? Его семья перешла из иудейства в христианство, но ни его отец, ни мать не верили в новую веру больше, чем в старую. Даже различные знаменитые богословы, посещавшие их семью с тем, чтобы поразвлечься с отцом, казалось, были более заинтересованы в том, чтобы опровергнуть христианство, а не утвердить в следовании по этому пути. В Германии тогда было модным высмеивать богодухновенность и авторитет Библии.

Может быть, ответ был в католической вере? Как только у Феликса появилась возможность во время обучения в берлинском университете, он решил ознакомиться с верованиями Рима. Но прежде чем начать исследования, он познакомился с музыкой Баха. Звуки музыки Баха, великого протестантского композитора предыдущего столетия, долго звучал в ушах музыканта.

Один из друзей Мендельсона упомянул, что музыка Баха сухая и механическая, и Феликсу пришлось организовать хор из шестнадцати голосов, чтобы доказать ему обратное. У него появилось благоговейное отношение к "Страстям по Матфею", и ему очень хотелось, чтобы это произведение было исполнено в Берлине. В 1829 году отмечался столетний юбилей со дня написания этого произведения, и появилась прекрасная возможность исполнить его. По такому поводу с помощью своего друга, певца Эдварда Девриена, Феликс создал оркестр и хор из 400 певцов. Когда наступил день исполнения и дирижировал Феликс, то исполнение было встречено бурными аплодисментами со стороны берлинской публики.

Мендельсон же прочувствовал произведение не просто с музыкальной и драматической точки зрения. В нем появилось глубокое преклонение перед самой духовной сутью этих "Страстей", что и привело его к вере в страдания и смерть Христа как искупительную жертву за грехи человека. Он твердо поверил в богодухновенность и непогрешимость Слова Божьего.

Известно, что среди всех друзей Феликса по университету был только один, который разделял его взгляды. Этот молодой человек обучался в Берлине на пастора лютеранской церкви. Кроме встреч и разговоров со своим другом, Мендельсону, в его поисках истины, могли помочь только Библия и Бах. Он искал смысла жизни на том пути, который высмеивали его семья и друзья.

Сразу после триумфального исполнения "Страстей по Матфею", Феликс впервые посетил Лондон, который он описал, как "самый величайший и наиболее запутанный исполин на земле. Все крутилось и вертелось вокруг меня, неся меня в водовороте". Он посетил Уэльс и Шотландию, где выступал на публике и где хорошо известный случай в Фингал Кейв послужил к зарождению Гебридской увертюры.

По возвращении домой ему было предложено сочинить что-либо к празднованию трехсотлетней годовщины Аугсбургского вероисповедания Лютеранской церкви. Это предложение пришлось ему по душе, и он начал изучать жизнь Лютера.

Он был глубоко потрясен, читая о духовных исканиях реформатора. Искание правды и принятия Богом у Лютера было еще более настойчивым, чем у него самого. Неудачная попытка Лютера найти Бога в стенах монастыря, его открытие того, что Бог открывает Себя сокрушенным сердцам чрез веру во Христа, драматическое переживание Лютера при обращении его к Богу и его высокие достижения, сделанные при содействии Божьем - все это глубоко запало в душу Мендельсона. Его переживания нашли отражение в симфонии Реформации, в самой сильной части которой содержится парафраз гимна Мартина Лютера "Твердыня наша вечный Бог". Позднее он всегда имел при себе копию гимна Лютера, что служило ему духовной помощью и ободрением.

Когда Лютер в двадцать один год приехал в Рим, он приехал не в поисках истины. Он уже пришел к пониманию того, что католицизм является лжерелигией, не имеющей под собой библейского основания. Его интересовало музыкальное служение в католической церкви, но он категорически отвергал канты, говоря: "Поистине, в Библии нет основания для столь монотонного песнопения. Все в ней свежо и истинно, и способ выражения в ней настолько хорош и оригинален, насколько только возможно."

Во время поездки Мендельсона в Италию он встречался там с Берлиозом, который записал в дневнике впечатления от этих встреч: "Я глубоко убежден, что М. является одним из величайших умов нашего столетия... Он принадлежит к тем искренним душам, которых так редко можно встретить. Он искренне верит в учение лютеранской церкви, и я несколько раз приводил его в возмущение тем, что смеялся над Библией."

Реакция Феликса на бесчисленное множество священников, суеверие и религиозную пышность и ритуалы в Риме заставили его стремиться на родину, и он записал: "Благодарение Богу, что столь высоко восхваляемое средневековье позади и никогда не вернется."

Мендельсон был очень противоречивым человеком. Красота природы вызывала в нем романтическое настроение, окружение друзей способствовало проявлению юмора, удары жизни содействовали возрастанию в нем настойчивости, которую он унаследовал от своего отца, а горе и тоска вызывали в нем мрачную и продолжительную депрессию. Ему были чужды поверхностность и бегство от проблем жизни. Например, в канун Нового года он еще раз пересматривал свои неудачи и проступки. В этот период он искал прощения у всемогущего Бога, иначе не имело смысла приносить обеты и исполняться благими намерениями. "Люди встречаются друг с другом и бездумно, шутя, желают друг другу счастья, таким образом желая избавиться от тоски, смеясь и выпивая, и не могут достичь цели....Я нашел, что все это не приносит результата. Предновогодние дни - это дни искупления, и каждый человек должен провести их наедине с собой."

С появлением Итальянской симфонии слава Мендельсона еще более возросла, и он поднимался все выше и выше, испытывая творческое удовлетворение и успех. Но внезапно для него наступили дни горького разочарования в жизни, когда престижная музыкальная академия в Берлине отказала ему в назначении на должность нового директора. Невзирая на искания Бога, Мендельсону стало ясно, что в этом мире он еще держится за очень многое, и ему слишком трудно перенести такой удар по своему самолюбию. Он покидал город своего детства подобно подстреленному оленю и принял назначение на должность генерального директора музыкального театра в Дюссельдорфе, став непосредственным участником его жизни.

Все эти обстоятельства послужили во благо его души. Его отвергли в Берлине, и он извлек из этого урок - не собирать сокровище на земле, а его работа в театре открыла ему глаза на то растление и разложение, которые способствуют приобретению этих сокровищ на земле. Работая в театре, он открыл для себя, насколько люди там неискренние и нравственно разложившиеся, его это очень угнетало, и он старался бороться с этим.

Духовный опыт Мендельсона нельзя сравнить с драматическим обращением апостола Павла, которого осиял небесный свет - и он ослеп, но он сделал для себя то же открытие - христианином является человек, который пережил обращение и стал новой тварью во Христе. "Прежнее прошло," - говорит Павел, а с ним ушли и старые побуждения и желания. В этом Феликс мог сравнить себя с Павлом. И потому неудивительно, что первым его хоровым произведением был "Св.Павел", и один из его ближайших друзей отметил: "Не мы выбираем тему, а тема - нас."

Когда Мендельсон начал работать над "Св.Павлом", он недолго раздумывал над тем, кого бы ему избрать в качестве сотрудника и советника для написания текста. Его выбор пал на своего старого доверенного друга, когда-то бывшего студента богословского факультета, а теперь пастора лютеранской церкви. Вначале пастор не соглашался на эту новую роль, говоря: "Господь по Своей великой милости поручил мне дело проповеди. Я думаю, что я не гожусь для того дела, о котором ты меня просишь." Но Феликс хотел, чтобы его советником был человек, который верил чистому, неповрежденному Евангелию и богодухновенности Св.Писания. Таким был его друг.

Когда умер его отец, Мендельсон, как никогда прежде, отождествил себя со словами ап.Павла. Его последняя опора рухнула, и оставила ему надежду более постигать ту новую жизнь, которую Бог дал ему - жизнь человека, пережившего обращение. В течение нескольких недель он углубленно изучал труды Павла. Повсюду его можно было видеть с Библией и томиком истории ранней церкви в руках. Ему было двадцать семь лет, когда был впервые исполнен "Св.Павел". Труд над этим произведением отражал усилия искреннего верующего донести весть о Боге и прославить Его самой манерой изложения.

Мендельсон считал, например, что человек не должен исполнять своим голосом голос Христа, так как это является нарушением второй заповеди. И он избрал хор из женских голосов, чтобы уйти как можно дальше от этой ошибки.

Публика, привыкшая думать о Мендельсоне как о романтической фигуре, с энтузиазмом отреагировала, когда он в возрасте двадцати восьми лет женился на Цецилии Жанрено, семнадцатилетней прекрасной и застенчивой девушке. Цецилия была дочерью пастора и разделяла христианские взгляды Феликса, и их брак стал известен как один из самых счастливых браков века. Почему в этот период своей жизни он начал писать музыку на слова 41 псалма - "Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже"? Может быть, потому, что блистательный круг его молодых друзей, центром которого он являлся, презирал его религиозные убеждения и высмеивал его очевидную любовь к Спасителю? "Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: "Где Бог твой?"

Мендельсон убедился, что человек может быть одиноким в этом людном мире. Точно так же, как он, подобно ап.Павлу, пережил опыт обращения, он начал понимать путь пророка Илии, отвергнутого всеми, и эту тему он избрал для своей последующей работы. В своем письме к другу он назвал пророка Илию "сильным, ревностным, сердитым и мрачным по отношению к оппозиции, массам, а в действительности и ко всему миру".

Когда Фредерик Вильгельм IV вступил на престол Пруссии, в числе своих первых мероприятий он предпринял действия по организации Национальной академии искусств и убедил Феликса Мендельсона стать в нем директором Музыки. Именно для получения этой должности его пригласили на прием к королеве Виктории и принцу Альберту в Букингемский дворец. Принц особенно пожелал, чтобы он попробовал недавно установленный во дворце новый орган. Мендельсон проигрывал на нем отрывки из "Св.Павла" и, к своему удивлению, обнаружил, что королева и принц подпевают ему. Они провели за игрой и пением дольше предполагаемого времени, и на прощанье королева подарила композитору один из своих перстней в знак признательности и любви.

Прежде чем была завершена работа Мендельсона над "Илией", он написал еще несколько духовных сочинений и псалмов, включая всемирно известный "Гимн хвалы" и английский гимн "Услышь мою молитву". Когда появился "Илия",то он произвел громадное драматическое впечатление на многих. Но не все были довольны. Мендельсон подвергся тяжелым нападкам за свои верования в авторитет Библии и ее историческую точность. Как он, так и его помощник-пастор были выставлены на осмеяние за то, что полностью игнорировали взгляды либеральных богословов. Некоторые критики охарактеризовали произведение как "слабую помесь религиозной фантазии и ханжескую набожность пастора."

Мендельсон стремился через свое хоральное произведение выразить библейский взгляд на мир. Когда во время своего десятого и последнего посещения Англии сэр Юлий Бенедикт спросил его, какой отрывок из Ветхого Завета он ценит более всего, Мендельсон открыл Библию и прочитал: "Суета сует, все суета. Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? ...Все вещи в труде; не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это уже было в веках, бывших прежде нас." И со вздохом композитор добавил: "Кто бы мог переложить это на музыку?"

Во время своего последнего посещения Англии композитор, по личной просьбе королевы Виктории, дирижировал исполнением "Илии" в Лондоне. В конце выступления принц Альберт пе

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.