Сделай Сам Свою Работу на 5

III.Учебно-материальное обеспечение





Кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии

 

 

УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры протокол №___ от «___»__________2012 г   Заведующий кафедрой д-р мед. наук, профессор Логвинов С.В.

 

 

Для студентов I курса лечебного и педиатрического факультетов

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

на практическое занятие по учебной дисциплине

по учебной дисциплине

репаративная неврология с нейротрансплантологией

Тема: «Нейрон: структурно-функциональная характеристика, дифференцировка, репарация, культивирование, трансплантация».

 

Составил: профессор кафедры гистологии, эмбриологии и цитологии д-р. мед. наук Варакута Е.Ю.

 

 

Томск – 2012 г.


I. Учебные цели

Изучить микроскопическое и ультраструктурное строение нервных клеток, а также их происхождение и закономерности развития согласно рабочей программе по репаративной неврологии с нейротрансплантологией по специальности 060101 «лечебное дело» и «Педиатрия» Государственного образовательного стандарта Министерства образования и науки Российской Федерации и министерства здравоохранения и социального развития. В связи с освоением специальностей «лечебное дело», «педиатрия» и предстоящей профессиональной деятельностью врача в ходе практического занятия студентам необходимо систематизировать знания общей и частной гистологии, углубить знания, касающиеся цито- и гистофизиологических характеристик нервных клеток. Студент должен уметь идентифицировать на микроскопическом уровне структуры нервной ткани; знать возрастные и функциональные изменения структурных элементов нервной ткани; что необходимо для использования в дальнейшем обучении и будущей врачебной практике.



После самостоятельного изучения теоретического материала и работы на практическом занятии студент должениметь представление о многоуровневом принципе строения организма, взаимоотношениях нервной системы с эндокринной, иммунной системами; о связях структур и функций органов для последующего изучения их изменений при развитии заболеваний и в процессе их лечения. Осваивая современные методы гистологического изучения биопсийного и аутопсийного материала, сканирующей и трансмиссионной электронной микроскопии, авторадиографии, качественной и количественной морфометрии, иммуногистохимических методов, автоматической обработке структур, цито- и гистохимических методик выявления биологически активных веществ в органах и тканях, обучающиеся должны идентифицировать и уметь описать клетки органов нервной системы.



Знать общие закономерности, присущие клеточному уровню организации нервной ткани; принципы развития нервной ткани; светооптическое и ультраструктурное строение нервных клеток для последующего изучения сущности их изменений при болезнях и лечении; возрастные, функциональные изменения органов и их структурных элементов; основную медицинскую международную гистологическую терминологию.

Уметь использовать данные о микроскопическом строении и развитии нервных клеток для дальнейшего понимания структурных изменений при патологии и лечении, а также при изучении клинических дисциплин «психиатрия» и «неврология».

Иметь навык микроскопирования, описания и зарисовки гистологических препаратов клеток спинного и головного мозга; чтения гистологических микрофотографий и рисунков, соответствующих указанным препаратам, а также электронных микрофотографий; пользования научной литературой и написания рефератов по данной теме.

 

II.Учебные вопросы

1. Нейрон, структурно-функциональная характеристика, классификация. Строение основных отделов нейрона: перикариона, дендрита, нейрита, аксонального холмика и инициального сегмента.

2. Аксональный и дендритный транспорт, механизм. Трансверсальный транспорт.



3. Возрастные изменения нервной ткани.

4. Повреждение и регенерация нервной ткани.

5. Культивирование нервной ткани.

6. Коррекция поражений нервной системы с помощью трансплантации незрелой нервной ткани.

III.Учебно-материальное обеспечение

Литература:

А) Обязательная

1. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник / Ю.И. Афанасьев, С.Л. Кузнецов, Н.А. Юрина, Е.Ф. Котовский и др.; Под ред. Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной. - 5-е изд.- М.: Медицина, 2001.- 744 с.

2. Кузнецов С.Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии[Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров, В.Л. Горячкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МИА, 2006.- 376 с.

Б) Дополнительная

2. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов: Учебное пособие для студентов медицинских вузов / В. Г. Елисеев, Ю. И. Афанасьев, Е. Ф. Котовский, А. Н. Яцковский. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 2004. — 448 с.

3. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Редактор С. Л. Кузнецов и др.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 288 с.

4. Гистология, эмбриология, цитология: учебник для медицинских вузов / ред. Э. Г. Улумбеков, Ю. А. Челышев - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 408 с.

5. Логвинов С. В., Герасимов А. В. Циркадианная система и адаптация. Морфофункциональные и радиобиологические аспекты (монография).-Томск: Изд-во «Печатная мануфактура», 2007.- 200 с.

6. Патология: руководство / ред.: М. А. Пальцев, В. С. Пауков, Э. Г. Улумбеков.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2002.- 960 с.

7. Руководство к практическим занятиям по теме «Гистофизиология органов чувств»: учебно-методическое пособие для студентов / И. С. Малиновская, С. В. Логвинов.- Томск, 2004.- 94 с.

Материальное обеспечение:

1. Наглядные пособия

а) Таблицы:

· нервная ткань (№ 191)

· развитие тканевых элементов нервной системы (№ 175)

· строение нейрона (№ 176)

· нейроциты (№ 177)

· специфические включения в нейроне (№ 178)

· нейрофибриллы (специальные органоиды нервной клетки) (№ 179)

б) Препараты:

· хроматофильное вещество (тигроид) в нервных клетках спинного мозга. Окраска толуидиновым синим по методу Ниссля.

· нейрофибриллы в нервных клетках спинного мозга. Импрегнация нитратом серебра по методу Кахаля.

· Нейроны сетчатки. Суправитальная окраска метиленовым синим по методу Догеля (демонстрационный препарат).

· РНК в нервных клетках спинного мозга. Окраска метиловым зеленым с пиронином по методу Браше (демонстрационный препарат).

в) электронные микрофотографии:

1. очаговый хроматолиз ганглионарного нейрона сетчатки;

2. тотальный хроматолиз ганглионарного нейрона сетчатки;

3. пикноморфный мультиполярный нейрон сетчатки.

4. погружение сателлитоцита в дегенерирующий нейрон;

5. внутриклеточная регенерация нейрона, характеризующаяся восстановлением гранулярной ЭПС за счёт наружной ядерной мембраны (инициация гиперхроматоза).

г) микрофотографии полутонких срезов:

1. очаговый хроматолиз ганглионарного нейрона сетчатки. Окраска толуидиновым синим;

2. тотальный хроматолиз ганглионарного нейрона сетчатки. Окраска толуидиновым синим;

3. пикноморфный мультиполярный нейрон сетчатки. Окраска толуидиновым синим;

2. Технические средства обучения:

· учебные микроскопы

· компьютеры

IV. Методические указания студентам по подготовке к занятию

Организационно-методические указания по подготовительной части самостоятельной работы.

Студенты, придя на практическое занятие, должны предварительно подготовиться по рекомендованной учебной литературе (см. Раздел III.Учебно-материальное обеспечение, литература), а также используя материалы лекции, прочитанной по расписанию.

Методические указания студентам по реализации целевых установок подготовки к занятию.

В первую очередь студентам следует последовательно изучить общий план организации нервной ткани, затем подробно изучить классификацию, строение и функции нервных клеток в следующей последовательности:

§ Изучить строение нейрона, его ядра, цитоплазмы, дендритов и аксонов, а также формирующихся синаптических контактов.

§ Рассмотреть классификацию нейронов по количеству отростков, по функции в рефлекторной дуге.

§ Изучить строение органелл нейронов, обратив внимание на их специфические особенности.

§ Рассмотреть методы и особенности регенерации, культивирования и трансплантации незрелой нервной ткани.

§ Задачи на предстоящее занятие: студент должен быть подготовлен к занятию по теоретическому блоку (используя основную и дополнительную учебную литературу, а также конспективные материалы лекции по данной теме) для собеседования с преподавателем, написания программированного контроля и дальнейшего усвоения практического блока (микроскопирование и зарисовка гистологических микропрепаратов нервной ткани). С собой на занятии необходимо иметь рабочую тетрадь, лекционный конспект, альбом, карандаши.

Вопросы и задачи для самоконтроля знаний.

§ Расскажите общий план строения нервной клетки, подчеркнув функции.

§ Опишите запрограммированную физиологическую гибель нервных клеток (апоптоз) в популяции нейронов.

§ Рассмотрите классификацию нейронов в зависимости от количества отростков и выполняемой функции, приведите примеры локализации различных типов нейронов в нервной системе.

§ Опишите микроскопическое устройство ядра нейрона.

§ Опишите строение эндоплазматического ретикулума, комплекса Гольджи, митохондрий, лизосом, компонентов цитоскелета нейронов.

§ Охарактеризуйте плазмолемму нейрона и структуру мембраны ядра.

§ Дайте характеристику видам транспорта веществ в нейроне (аксональный и дендритный транспорт). Трансверсальный транспорт.

§ Рассмотрите возрастные изменения нервной ткани.

§ Опишите способы регенерации нервной ткани после повреждения.

§ Опишите этапы культивирования нервной ткани.

§ Рассмотрите вопросы трансплантации незрелой нервной ткани в эксперименте и клинике.

V. Учебные материалы

I. Описание микропрепаратов:

1. Хроматофильное вещество (тигроид) в нервных клетках спинного мозга. Окраска толуидиновым синим по методу Ниссля.

Под малым увеличением обратите внимание на общую структуру поперечного среза спинного мозга, найдите серое вещество, состоящее из мультиполярных нейроцитов и элементов нейроглии. Выберите наиболее крупный нейрон, в котором хорошо видны ядро, ядрышко и базофильные глыбки хроматофильного вещества Ниссля. Найдите аксон и дендрит, ориентируясь на особенности распределения хроматофильного вещества. Обратите внимание на ядра глиоцитов, располагающиеся вокруг нейрона.

2. Нейрофибриллы в нервных клетках спинного мозга. Импрегнация нитратом серебра по методу Кахаля.

Под малым увеличением обратите внимание на общую структуру поперечного среза спинного мозга, найдите серое вещество, состоящее из мультиполярных нейроцитов и элементов нейроглии. Выберите наиболее крупный нейрон, в котором хорошо видны ядро, ядрышко и нейрофибриллярный аппарат. Обратите внимание на ядра глиоцитов, располагающиеся вокруг нейрона.

3. Нейроны сетчатки. Суправитальная окраска метиленовым синим по методу Догеля (демонстрационный препарат).

На препарате сетчатки глаза, окрашенном метиленовым синим обратите внимание на строение мультиполярных нейронов: форму перикариона, ядра, наличие ядрышка, отличия строения аксона и дендритов.

4. РНК в нервных клетках спинного мозга. Окраска метиловым зеленым с пиронином по методу Браше (демонстрационный препарат).

Метод Браше – это гистохимическая реакция, позволяющая выявлять нуклеиновые кислоты в клетке. На препарате спинного мозга обратите внимание на мультиполярные нейроны передних рогов спинного мозга, в которых ДНК выявляется в ядре метиловым зеленым (зеленый цвет), а РНК – пиронином в ядре в составе ядрышка и в цитоплазме в составе рибосом (розовый цвет).

II. Электронные микрофотографии:

Рис. 1. Очаговый (периферический) хроматолиз нейрона зрительного отдела коры головного мозга. Я — ядро; Ц — цитоплазма.

Ц
Я

 

 

Рис. 2. Тотальный хроматолиз ганглионарного нейрона сетчатки. Я - ядро; Ц - цитоплазма.

Я
Ц

 

 

Рис. 3. Погружение сателлитоцита в дегенерирующий нейрон. ЯК – ядрышко; ЯН – ядро нейрона; Л – лизосома; В – вакуоль; ЯС – ядро сателлита.

 

 

Рис. 4. Пикноморфный нейрон эпифиза. Я – ядро; Ц – цитоплазма; В – вакуоли; Л - лизосомы.

Рис. 5 Внутриклеточная регенерация нейрона, характеризующаяся восстановлением гранулярной ЭПС за счёт наружной ядерной мембраны (инициация гиперхроматоза). ЯК – ядрышко; ЯМ – ядерная мембрана; Л – лизосомы; М – митохондрия; ГЭС – гранулярная ЭПС.

 

III) Микрофотографии полутонких срезов:

Рис. 1 Пикноморфные мультиполярные нейроны сетчатки Окраска толуидиновым синим. Ув. 900.(стрелки).

Рис. 2 Очаговый хроматолиз мультиполярного нейрона сетчатки. Окраска толуидиновым синим. Ув. 900 (стрелка).

 

Рис. 3 Тотальный хроматолиз мультиполярного нейрона сетчатки. Окраска толуидиновым синим. Ув. 900. (стрелка).


III. Обучающие ситуационные задачи:

1. Предложены два микропрепарата нервной ткани, окрашенные по Нисслю. На первом в нейроцитах выделяются крупные глыбки хроматофильной субстанции, на втором мелкие, в форме пылевидной зернистости. К каким функциональным типах относятся нейроциты на том и другом микропрепаратах.

Ответ: на первом – к двигательным, на втором – к чувствительным.

2. На фотографии видна нервная клетка, от которой отходит один отросток. В то же время в тексте указано, что дендрит этой клетки идет на периферию, а аксон - в центр. Объясните, может ли этот текст соответствовать фотографии?

Ответ: Да, если нейроцит псевдоуниполярен.

3. В учебнике на электроннограмме представлены три нейроцита: мультиполярный, биполярный и псевдоуниполярный. Сколько аксонов у каждой из этих клеток?

Ответ: один.

III. Обучающие тестовые задачи:

1. По аксону транспортируется всё, КРОМЕ:

(А) рибосом

(Б) везикул

(В) нейромедиаторов

(Г) митохондрий

(Д) белковых молекул

Ответ: А.

2. В аксоне присутствует всё, КРОМЕ:

(А) митохондрий

(Б) микротрубочек

(В) нейрофиламентов

(Г) базофильного (тигроидного)вещества

(Д) везикул

Ответ: Г.

3. Каковы эмбриональные источники развития нервной ткани?

(А) Дорзальная мезодерма.

(Б) Мезенхима.

(В) Вентральная мезодерма.

(Г) Эктодерма.

(Д) Энтодерма.

Ответ: Г.

4. Какими органоидами образована хроматофильная субстанция в цитоплазме

нейронов?

(А) Митохондрии.

(Б) Лизосомы.

(В) Диктиосомы комплекса Гольджи.

(Г) Гладкая цитоплазматическая сеть.

(Д) Гранулярная эндоплазматическая сеть.

Ответ: Д.

5. При введении колхицина происходит разрушение цитоскелета. Что

произойдет при этом в цитоплазме нейронов?

(А) Исчезновение комплекса Гольджи.

(Б) Исчезновение нейрофибрилл.

(В) Нарушение аксотока.

(Г) Разрушение митохондрий.

(Д) Угнетение биосинтеза белка.

Ответ: Б.

IV. Бланки служебных документов (образцы рисунков к практическому занятию спрашивать у лаборанта кафедры гистологии).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.