|
Невроз навязчивых состояний
Логоневроз
Логоневроз (психогенное заикание) является весьма распространенным у детей моносимптоматическим неврозом. У мальчиков логоневроз встречается в 3—4 раза чаще, чем у девочек.
Среди этиологических факторов логоневроза первое место занимает психогенная травматизация, устрашающие переживания и испуг. Способствует возникновению этого вида невроза и наследственная предрасположенность.
Исследования И. А. Сикорского «О заикании» (1898) представляют собой первую значительную работу в этой области.
Звуковая, моторная речь осуществляется благодаря взаимодействию таких анатомо-физиологических функций, как дыхание, голосообразование и артикуляция. Все органы, участвующие в воспроизведении звуковой речи, иннервируются IX, X, XII и частично VII парой черепных нервов. Ядра этих нервов с помощью корково-ядерных волокон связаны с речедвигательными центрами коры большого мозга. Речевая продукция — результат деятельности всех отделов коры большого мозга, но некоторые из них имеют в образовании речи преимущественное значение.
Моторная речь, является функцией лобной доли полушария, а сенсорная — височной.
Ода и та же психическая травма, действующая на взрослого и на ребенка (например, испуг), вызывает различный эффект. У взрослого она не влияет на развитие речи, а у ребенка в результате психической травмы может развиться логоневроз.
Наиболее ранимыми и уязвимыми являются те отделы нервной системы, которые в процессе онтогенеза формируются позже. К ним относятся моторные речевые центры коры большого мозга, так как сенсорная речь появляется раньше моторной, т. е. понимание слов предшествует возможности их выговаривать.
Исследовать сенсорную речь можно у ребенка, еще не умеющего говорить. Моторную речь можно исследовать только у детей, умеющих разговаривать.
Под психогенным заиканием, или логоневрозом, понимают такое расстройство речи, при котором ее течение прерывается повторением \отдельных звуков, слогов или задержкой произношения вследствие тонической или клонической судороги мышц, участвующих в артикуляции.
При психогенном заикании нарушается сложное сочетание функции речевых мышц (речевая апраксия).
Логоневроз чаще наблюдается у детей дошкольного и младшего школьного возраста, что объясняется, как уже подчеркивалось выше, речевым онтогенезом.
Испуг, психическая травма, воздействующая на функционально незрелую речедвигательную зону коры большого мозга, пребывание в коллективе заик, соматическая ослабленность являются факторами, обусловливающими логоневроз. Дальнейшая фиксация ненормальной двигательной иннервации обусловливается неправильным отношением ребенка и окружающих к заиканию, неправильным подходом к его устранению. Отрицательные эмоции, чувство неполноценности, страх перед насмешками и передразниванием, ощущение бессилия ведут к чрезмерному сосредоточению внимания на акте речи и еще больше расстраивают ее.
В большинстве случаев заикание проходит сравнительно быстро, но при неблагоприятных условиях среды оно фиксируется, держится годами. При таком течении логоневроза, которое усиливается после поступления в школу (поскольку там предъявляются высокие требования к речевой функции), нужно бороться не столько с заиканием как таковым, сколько с неправильно сформировавшейся установкой. Большое значение имеют своевременное лечение, недопущение формирования стойких патологических связей (педагогические мероприятия, коллективные занятия, речевой режим, логопедическая ритмика, активизирующая психотерапия и др.).
Логоневроз возникает вследствие нарушения взаимодействия между процесссами возбуждения и торможения с дальнейшим появлением в речевой зоне коры большого мозга функционально изолированного «больного пункта», т. е. очага застойного возбуждения, наличие которого приводит к снижению контроля коры над подкоркой, участвующей в регуляции темпа речи, нарушению взаимодействия трех компонентов речи — дыхания, голосообразования и артикуляции.
Далее формируются условные связи судорожной готовности, развиваются вторичные изменения психики, которые усиливают заикание (астенические черты, конфузливость, мнительность, подозрительность, угнетение, застенчивая угрюмость, неверие в собственные силы). Именно в силу этих вторичных механизмов у подростка усиливается заикание. Он начинает стыдиться своего дефекта, появляется страх перед необходимостью говорить, чего не наблюдается у детей дошкольного возраста. Течение этой патологии характеризуется периодическим то ослаблением, то усилением судорог речи, в зависимости от ситуации.
Неврастения
Неврастения является следствием воздействия на организм истощающих нервную систему факторов: функционального перенапряжения, умственного и физического переутомления, связанного с хроническими эмоциональными переживаниями, соматическими заболеваниями (инфекционные болезни, нередко следующие одна за другой, недосыпание и др.) и отсутствием отдыха, особенно достаточно продолжительного сна. Проявления неврастении разнообразны, но независимо от возраста больного свидетельствуют о его раздражительной слабости.
Основные симптомы неврастении — повышенная возбудимость ребенка, с одной стороны, и быстрое истощение — с другой. Выражения «нервный ребенок», «нервный ученик», получившие широкое распространение, часто толкуются неправильно. Не каждого ребенка, который капризен, своеволен, упрям, можно назвать нервным. У школьников, не справляющихся с требованиями, предъявляемыми им при обучении, наблюдается симптоматика, характерная для неврастении. Но это не неврастения, а своеобразная психогенная реакция, обусловленная трудностями обучения, страхом перед родителями за плохие отметки, неумением самостоятельно работать. Ребенок при такой психогенной реакции становится слезливым и капризным, жалуется на невозможность сосредоточиться, забывчивость и др.
Неврастения — это функциональное временное (в течение нескольких месяцев, лет) болезненное состояние, характеризующееся комплексом психических и соматических нарушений.
Типичный внешний вид больного — бледное лицо, вялая мимика, расслабленные движения — быстро изменяется в момент эмоционального подъема — движения становятся быстрыми, порывистыми, оживляется мимика, лицо покрывается румянцем. Ранее спокойный ребенок становится раздражительным, повышенно возбудимым и плаксивым со склонностью к аффективным разрядам. Он жалуется на головную боль, головокружение, потерю аппетита, вечерами возбужден, не может уснуть, часто просыпается, так как сон прерывается кошмарными сновидениями. Утром он чувствует себя более усталым, чем вечером, нередко отмечается тахикардия.
Самочувствие больного понижено, он испытывает чувство тоски, умственная деятельность затруднена, эмоциональное возбуждение возникает очень легко, а подавляется с трудом, настроение меняется без видимых причин, преобладающим фоном его является рассеянность и подавленность. При этом повышена возбудимость всех анализаторов: ребенок не переносит яркого света, резких звуков, испытывает неприятные ощущения во всем теле, при трогательной ситуации плачет, у него дрожат пальцы рук, «дергается» глаз (тик, обусловленный сокращением круговой мышцы глаза).
Не справляясь из-за болезненного состояния с требованиями, предъявляемыми к нему в семье и в школе, больной становится подозрительным и настороженным, отгораживается от окружающих. Быстрая утомляемость ребенка обусловливает неустойчивость внимания, трудность сосредоточения, снижение интеллектуальной деятельности типа гипомнезии.
Подобное снижение интеллектуальных способностей коренным образом отличается от того, которое наблюдается при органических заболеваниях головного мозга, например, при дебилыюсти. Образование условных связей при неврастении не нарушено, неполноценны лишь сосредоточение, активное внимание, процессы концентрации и воспроизведения. После отдыха и соответствующего лечения мнестические и понятийные способности постепенно восстанавливаются, что свидетельствует о функциональном характере изменений в центральной нервной системе.
Это болезненное состояние развивается вследствие медленно и длительно действующих отрицательных психогенных факторов на фоне нарушенного режима. Чаще всего причинами неврастении у детей и подростков являются чрезмерные эмоциональные реакции в результате неблагоприятных обстоятельств в семье, среди сверстников, длительные волнения, физическое и умственное перенапряжение. Более восприимчивы к действию этих факторов лица с неполноценной биологической почвой, а также проживающие в неблагоприятных условиях.
Устранение вредно действующих факторов, отдых, и лечение ведут к выздоровлению, в противном случае заболевание затягивается на длительное время.
Распознавание неврастении представляет определенные трудности, требует внимания и осторожности, так как за неврастенической симптоматикой можно просмотреть начало истинного психического заболевания, особенно шизофрении.
Невроз навязчивых состояний
В нормальных условиях мыслительные операции обусловлены определенной целью, которая направляет их в нужное русло. При неврозе навязчивых состояний в процессе мышления преобладают насильственно вторгающиеся, навязчивые идеи, представления, влечения, сомнения, воспоминания, иногда бессмысленного содержания, причем больной относится к ним критически, сознает их ненужность. У здорового человека тоже возможно наличие мнительности и навязчивости, но они не подчиняют себе его поведение, кратковременны и легко преодолимы.
Возникновению этого невроза способствуют особенности личности в виде тревожно-мнительного склада характера, астенизирую-щие факторы и психическая травматизация, которая обусловливает возникновение в коре большого мозга очага инертного застойного возбуждения.
Навязчивость может быть отвлеченной, проявляясь мудрствованием, прожектерской мечтательностью, совершенно оторванной от реальности, причудами. К ним относятся контрастные, противоположные действительности мысли и влечения, недоступные в данной ситуации (желание ребенка, уважающего своих родителей, произнести оскорбительные слова в их адрес, сделать шаг вперед, стоя перед пропастью, засмеяться на похоронах; желание матери бросить любимого ребенка с балкона вниз и др.). Чувственно-образная навязчивость сопровождается насильственным отвращением к близким, совершением аморального действия, суеверного поступка, ритуала и др.
По своему содержанию навязчивые явления весьма разнообразны: навязчивые страхи, воспоминания, сомнения, навязчивые движения и действия, мысли о наличии заразной или смертельной болезни и др. Учащийся, например, мучается навязчивым сомнением, взял ли он в школу необходимые учебники, зная, что все в порядке, он много раз проверяет себя; боится, что в классе его вызовут к доске и он все перепутает, сделает не так, покраснеет. Встречается навязчивый страх высоты, лестниц, острых предметов, тесных помещений, одиночества, толпы, открытых площадей, страх смерти и др. Все эти переживания делают школьника нерешительным, заставляют его ощущать собственную неполноценность. Он осознает необоснованность своей навязчивости, относится к ней критически, но нередко на высоте тягостного переживания критическое отношение утрируется, и навязчивость трансформируется в сверхценную идею. При этом больной может стать совершенно неработоспособным.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|