Сделай Сам Свою Работу на 5

Невроз навязчивых состояний





Логоневроз

Логоневроз (психогенное заикание) является весьма распрост­раненным у детей моносимптоматическим неврозом. У мальчиков логоневроз встречается в 3—4 раза чаще, чем у девочек.

Среди этиологических факторов логоневроза первое место занимает пси­хогенная травматизация, устрашающие переживания и испуг. Спо­собствует возникновению этого вида невроза и наследственная предрасположенность.

Исследования И. А. Сикорского «О заи­кании» (1898) представляют собой первую значительную работу в этой области.

Звуковая, моторная речь осуществляется благодаря взаимодей­ствию таких анатомо-физиологических функций, как дыхание, голосообразование и артикуляция. Все органы, участвующие в вос­произведении звуковой речи, иннервируются IX, X, XII и частично VII парой черепных нервов. Ядра этих нервов с помощью корково-ядерных волокон связаны с речедвигательными центрами коры большого мозга. Речевая продукция — результат деятельности всех отделов коры большого мозга, но некоторые из них имеют в обра­зовании речи преимущественное значение.

Моторная речь, яв­ляется функцией лобной доли полушария, а сенсорная — височной.



Ода и та же психическая травма, действующая на взрослого и на ребенка (например, испуг), вызывает различный эффект. У взрослого она не влияет на развитие речи, а у ребенка в результате психической травмы может развиться логоневроз.

Наи­более ранимыми и уязвимыми являются те отделы нервной системы, которые в процессе онтогенеза формируются позже. К ним отно­сятся моторные речевые центры коры большого мозга, так как сен­сорная речь появляется раньше моторной, т. е. понимание слов предшествует возможности их выговаривать.

Исследовать сенсор­ную речь можно у ребенка, еще не умеющего говорить. Моторную речь можно исследовать только у детей, умеющих разговаривать.

Под психогенным заиканием, или логоневрозом, понимают такое расстройство речи, при котором ее течение прерывается повторени­ем \отдельных звуков, слогов или задержкой произношения вслед­ствие тонической или клонической судороги мышц, участвующих в артикуляции.

При психогенном заикании нарушается сложное со­четание функции речевых мышц (речевая апраксия).



Логоневроз чаще наблюдается у детей дошкольного и младшего школьного возраста, что объясняется, как уже подчеркивалось выше, речевым онтогенезом.

Испуг, психическая травма, воздействующая на функционально незрелую речедвигательную зону коры большого мозга, пребывание в коллективе заик, соматическая ослабленность являются фактора­ми, обусловливающими логоневроз. Дальнейшая фиксация ненор­мальной двигательной иннервации обусловливается неправильным отношением ребенка и окружающих к заиканию, неправильным подходом к его устранению. Отрицательные эмоции, чувство непол­ноценности, страх перед насмешками и передразниванием, ощуще­ние бессилия ведут к чрезмерному сосредоточению внимания на ак­те речи и еще больше расстраивают ее.

В большинстве случаев заикание проходит сравнительно быстро, но при неблагоприятных условиях среды оно фиксируется, держится годами. При таком течении логоневроза, которое усиливается после поступления в школу (поскольку там предъявляются высокие тре­бования к речевой функции), нужно бороться не столько с заикани­ем как таковым, сколько с неправильно сформировавшейся установ­кой. Большое значение имеют своевременное лечение, недопущение формирования стойких патологических связей (педагогические ме­роприятия, коллективные занятия, речевой режим, логопедическая ритмика, активизирующая психотерапия и др.).

Логоневроз возникает вследствие нарушения взаимодействия между процесссами возбуждения и торможения с дальнейшим по­явлением в речевой зоне коры большого мозга функционально изо­лированного «больного пункта», т. е. очага застойного возбуждения, наличие которого приводит к снижению контроля коры над подкор­кой, участвующей в регуляции темпа речи, нарушению взаимодействия трех компонентов речи — дыхания, голосообразования и ар­тикуляции.



Далее формируются условные связи судорожной готовности, развиваются вторичные изменения психики, которые усиливают за­икание (астенические черты, конфузливость, мнительность, подо­зрительность, угнетение, застенчивая угрюмость, неверие в собст­венные силы). Именно в силу этих вторичных механизмов у подро­стка усиливается заикание. Он начинает стыдиться своего дефекта, появляется страх перед необходимостью говорить, чего не наблю­дается у детей дошкольного возраста. Течение этой патологии ха­рактеризуется периодическим то ослаблением, то усилением судо­рог речи, в зависимости от ситуации.

Неврастения

Неврастения является следствием воздействия на организм ис­тощающих нервную систему факторов: функционального перена­пряжения, умственного и физического переутомления, связанного с хроническими эмоциональными переживаниями, соматическими за­болеваниями (инфекционные болезни, нередко следующие одна за другой, недосыпание и др.) и отсутствием отдыха, особенно доста­точно продолжительного сна. Проявления неврастении разнообраз­ны, но независимо от возраста больного свидетельствуют о его раздражительной слабости.

Основные симптомы неврастении — повышенная возбудимость ребенка, с одной стороны, и быстрое истощение — с другой. Выра­жения «нервный ребенок», «нервный ученик», получившие широкое распространение, часто толкуются неправильно. Не каждого ребен­ка, который капризен, своеволен, упрям, можно назвать нервным. У школьников, не справляющихся с требованиями, предъявляемы­ми им при обучении, наблюдается симптоматика, характерная для неврастении. Но это не неврастения, а своеобразная психогенная реакция, обусловленная трудностями обучения, страхом перед ро­дителями за плохие отметки, неумением самостоятельно работать. Ребенок при такой психогенной реакции становится слезливым и капризным, жалуется на невозможность сосредоточиться, забывчи­вость и др.

Неврастения — это функциональное временное (в течение не­скольких месяцев, лет) болезненное состояние, характеризующееся комплексом психических и соматических нарушений.

Типичный внешний вид больного — бледное лицо, вялая мимика, расслаблен­ные движения — быстро изменяется в момент эмоционального подъ­ема — движения становятся быстрыми, порывистыми, оживляется мимика, лицо покрывается румянцем. Ранее спокойный ребенок становится раздражительным, повышенно возбудимым и плакси­вым со склонностью к аффективным разрядам. Он жалуется на го­ловную боль, головокружение, потерю аппетита, вечерами возбуж­ден, не может уснуть, часто просыпается, так как сон прерывается кошмарными сновидениями. Утром он чувствует себя более уста­лым, чем вечером, нередко отмечается тахикардия.

Самочувствие больного понижено, он испытывает чувство тоски, умственная деятельность затруднена, эмоциональное возбуждение возникает очень легко, а подавляется с трудом, настроение меня­ется без видимых причин, преобладающим фоном его является рассеянность и подавленность. При этом повышена возбудимость всех анализаторов: ребенок не переносит яркого света, резких зву­ков, испытывает неприятные ощущения во всем теле, при трогате­льной ситуации плачет, у него дрожат пальцы рук, «дергается» глаз (тик, обусловленный сокращением круговой мышцы глаза).

Не справляясь из-за болезненного состояния с требованиями, предъявляемыми к нему в семье и в школе, больной становится по­дозрительным и настороженным, отгораживается от окружающих. Быстрая утомляемость ребенка обусловливает неустойчивость вни­мания, трудность сосредоточения, снижение интеллектуальной дея­тельности типа гипомнезии.

Подобное снижение интеллектуальных способностей коренным образом отличается от того, которое наблю­дается при органических заболеваниях головного мозга, например, при дебилыюсти. Образование условных связей при неврастении не нарушено, неполноценны лишь сосредоточение, активное внимание, процессы концентрации и воспроизведения. После отдыха и соответ­ствующего лечения мнестические и понятийные способности посте­пенно восстанавливаются, что свидетельствует о функциональном характере изменений в центральной нервной системе.

Это болезненное состояние развивается вследствие медленно и дли­тельно действующих отрицательных психогенных факторов на фоне нарушенного режима. Чаще всего причинами неврастении у детей и подростков являются чрезмерные эмоциональные реакции в ре­зультате неблагоприятных обстоятельств в семье, среди сверстни­ков, длительные волнения, физическое и умственное перенапряже­ние. Более восприимчивы к действию этих факторов лица с непол­ноценной биологической почвой, а также проживающие в неблагоприятных условиях.

Устранение вредно действующих фак­торов, отдых, и лечение ведут к выздоровлению, в противном случае заболевание затягивается на длительное время.

Распознавание неврастении представляет определенные трудности, требует внимания и осторожности, так как за неврастенической симптоматикой можно просмотреть начало истинного психического заболевания, особенно шизофрении.

Невроз навязчивых состояний

В нормальных условиях мыслительные операции обусловлены определенной целью, которая направляет их в нужное русло. При неврозе навязчивых состояний в процессе мышления преобладают насильственно вторгающиеся, навязчивые идеи, представления, влечения, сомнения, воспоминания, иногда бессмысленного содержа­ния, причем больной относится к ним критически, сознает их нену­жность. У здорового человека тоже возможно наличие мнительнос­ти и навязчивости, но они не подчиняют себе его поведение, кратковременны и легко преодолимы.

Возникновению этого невроза способствуют особенности лично­сти в виде тревожно-мнительного склада характера, астенизирую-щие факторы и психическая травматизация, которая обусловливает возникновение в коре большого мозга очага инертного застойного возбуждения.

Навязчивость может быть отвлеченной, проявляясь мудрствованием, прожектерской мечтательностью, совершенно оторванной от реальности, причудами. К ним относятся контраст­ные, противоположные действительности мысли и влечения, недо­ступные в данной ситуации (желание ребенка, уважающего своих родителей, произнести оскорбительные слова в их адрес, сделать шаг вперед, стоя перед пропастью, засмеяться на похоронах; жела­ние матери бросить любимого ребенка с балкона вниз и др.). Чув­ственно-образная навязчивость сопровождается насильственным от­вращением к близким, совершением аморального действия, суевер­ного поступка, ритуала и др.

По своему содержанию навязчивые явления весьма разнообраз­ны: навязчивые страхи, воспоминания, сомнения, навязчивые дви­жения и действия, мысли о наличии заразной или смертельной бо­лезни и др. Учащийся, например, мучается навязчивым сомнением, взял ли он в школу необходимые учебники, зная, что все в порядке, он много раз проверяет себя; боится, что в классе его вызовут к доске и он все перепутает, сделает не так, покраснеет. Встречается навязчивый страх высоты, лестниц, острых предметов, тесных поме­щений, одиночества, толпы, открытых площадей, страх смерти и др. Все эти переживания делают школьника нерешительным, застав­ляют его ощущать собственную неполноценность. Он осознает не­обоснованность своей навязчивости, относится к ней критически, но нередко на высоте тягостного переживания критическое отношение утрируется, и навязчивость трансформируется в сверхценную идею. При этом больной может стать совершенно неработоспособным.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.