Сделай Сам Свою Работу на 5

Памятка музыкальному руководителю





Методические приемы по пению, наиболее часто используемые на музыкальном занятии в детском саду:

- Пение вслух, про себя (по куплетам).

- "Эхо" ( тихо - громко).

- "Цепочка" (поочередное пение).

- Хлопаем и маршируем.

- Найди попевку по карточкам.

- Пение закрытым ртом.

- Пение на распев слогов.

- Сольфеджио.

- Поем первый звук ("Настройщик")

- "М…" с переходом на "а…"п

-Пение по сигналу (флажок - цветок).

- Пение "по секрету" (шепотом).

- Игра "хор и дирижер".

- "Часики - ходики" (хлоп - топ).

- Пение, транспонируя мелодию.

- Использование элементов дирижирования.

- Показ карточек с положением губ.

- "Музыкальная лесенка".

- Скороговорки ("Барабан", "Уточка…")

- Пение a'cappella.

- Сольное и ансамблевое пение.

Музыкально-дидактические игры на развитие звуковысотного, гармонического и мелодического слуха

"Бубенчики" "Сколько нас поет?" "Музыкальное эхо" "Ученый кузнечик" "Птичка на проводе" "Теремок"

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица результатов этапов констатирующего эксперимента.

  № п/п Имя ребенка Уровень развития динамического слуха Уровень развития тембрового слуха Уровень развития звуковысотного слуха
Контрольная группа 1. Алина К. Высокий Средний Средний
2. Алёна Б. Средний Средний Низкий
3. Влад М. Высокий Высокий Средний
4. Вася П. Высокий Высокий Средний
5. Дима К. Высокий Высокий Средний
6. Женя Д. Высокий Высокий Высокий
7. Карина Р. Средний Средний Низкий
8. Костя А. Высокий Высокий Высокий
9. Леон Р. Средний Средний Низкий
10. Максим Р. Высокий Низкий Средний
11. Настя О. Высокий Средний Средний
12. Настя В. Средний Средний Низкий
13. Оля Д. Средний Высокий Средний
14. Олег Л. Средний Средний Низкий
15. Руслан Г. Высокий Высокий Средний
Экспериментальная группа 1. Ангелина В. Высокий Высокий Высокий
2. Виталик Д. Средний Средний Низкий
3. Валя И. Высокий Высокий Средний
4. Диана О. Средний Средний Низкий
5. Даша П. Высокий Средний Средний
6. Кирилл Б. Высокий Высокий Высокий
7. Люда Ш. Высокий Высокий Высокий
8. Миша Н. Средний Средний Низкий
9. Максим Л. Средний Средний Низкий
10. Наташа Ж. Высокий Низкий Средний
11. Петя В. Высокий Высокий Высокий
12. Рома Г. Высокий Высокий Высокий
13. Стас Д. Средний Средний Низкий
14. Таня Н. Высокий Средний Средний
15. Яна У. Средний Средний Низкий

 





ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Контрольная группа

 

Экспериментальная группа

 

 

 

 


Рис.1. Диаграммы результатов констатирующего эксперимента

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Таблица результатов этапов контрольного эксперимента.

 

  № п/п Имя ребенка Уровень развития звуковысотного слуха Уровень развития тембрового слуха Уровень развития динамического слуха
Контрольная группа 1. Алина К. Средний Средний Низкий
2. Алёна Б. Низкий Средний Низкий
3. Влад М. Средний Средний Низкий
4. Вася П. Средний Низкий Средний
5. Дима К. Средний Средний Средний
6. Женя Д. Высокий Высокий Высокий
7. Карина Р. Низкий Средний Средний
8. Костя А. Высокий Средний Средний
9. Леон Р. Низкий Низкий Низкий
10. Максим Р. Средний Низкий Низкий
11. Настя О. Средний Средний Средний
12. Настя В. Низкий Низкий Средний
13. Оля Д. Средний Средний Низкий
14. Олег Л. Низкий Средний Средний
15. Руслан Г. Средний Высокий Высокий
Экспериментальная группа 1. Ангелина В. Высокий Высокий Высокий
2. Виталик Д. Средний Высокий Средний
3. Валя И. Высокий Высокий Средний
4. Диана О. Средний Средний Средний
5. Даша П. Высокий Высокий Высокий
6. Кирилл Б. Высокий Средний Высокий
7. Люда Ш. Высокий Средний Средний
8. Миша Н. Средний Средний Средний
9. Максим Л. Средний Средний Высокий
10. Наташа Ж. Высокий Высокий Высокий
11. Петя В. Высокий Высокий Высокий
12. Рома Г. Высокий Средний Средний
13. Стас Д. Средний Высокий Высокий
14. Таня Н. Средний Средний Средний
15. Яна У. Средний Средний Средний

ПРИЛОЖЕНИЕ 5




Рис.2. Сравнительная диаграмма контрольного эксперимента.

Психологические условия развития музыкальных способностей

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..:...3

Глава 1. Психологическая природа музыкальных способностей

1.1. Психологическая специфика музыки как особой сферы деятельности

1.2. .1.2.Психологическая характеристика музыкальных способностей

1.3. .Особенности развития музыкальных способностей на разных возрастных этапах и их структура...

Глава 2. Психологические условия развития музыкальных способностей

2.1. Условия и факторы развития музыкальных способностей личности ...

2.2. Организация деятельности как условие развития музыкальных способностей...

2.3. Мотивация и развитие музыкальных способностей...

Глава З.Экспериментальное исследование психологических условий развития музыкальных способностей.

3.1 .Организация исследования..

3.2. Исследование...

3.3. Исследование влияния условий организации музыкальной деятельности на развитие музыкальных способностей на материале детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста..

Заключение...

Библиография...250

Приложения 1,2,3

Введение

Искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности, личность человека не может полностью раскрыться и сформироваться без помощи и участия искусства. Напряженное противостояние процессов, происходящих в современном обществе, обусловливает потребность в новых подходах к актуализации и развитию способностей, способствующих самореализации человека, полноте его самоосуществления. Важную роль здесь играет художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, ибо она как явление культуры — важный фактор развития личности. Музыка выступает в своем воздействии как средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры чувств, нравственности.

Обучению музыке начинают обычно в период дошкольного детства, поскольку к семи годам у ребенка складывается полный комплекс музыкальных способностей, однако традиционно организованное музыкальное обучение не всегда способствует развитию. Исследователи музыкальных способностей (Фарбер Д.А., Алферова В.В.,1972) пишут, что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к их развитию. Л.П. Маслова, Л.В. Горюнова, Е. Бодина (2000) отмечают, что типичными стали явления «эмоциональной тупости», утилитарного отношения к жизни, поверхностного восприятия, а зачастую и полного отсутствия потребности детей в контакте с высоким искусством. Л.П. Маслова считает, что увеличение часов, отведенных детям на занятия искусством, не всегда заканчивается положительным результатом: выработкой потребности общения с ним. Чаще наблюдается обратно пропорциональная зависимость. Причиной является то, что область исполнительских движений лежит как бы на поверхности и по своей трудоемкости слишком явно подавляет интеллектуальную область и область эмоционально выразительных процессов. Однако музыка, лишенная эмоциональной выразительности, мертва, ибо она лишена энергии и чувства. Таким образом, выявление условий и пути эффективного развития музыкальных способностей, на наш взгляд, является важной психологической и социальной проблемой.

Именно поэтому проблемой нашего исследования является проявление и развитие музыкальных способностей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Не зная специфики развития музыкальных способностей на ранних ста-днях, трудно понять сущность зрелых музыкальных способностей. К. В. Тарасова (1988) пишет, что, несмотря на давний интерес исследователей к проблеме музыкальных способностей, их структуре, отличительным особенностям, связи их с другими способностями и особенностями личности, специфика их проявления и развития в детском возрасте еще недостаточно известна. Учитывая всю сложность и специфичность музыкального развития и познания, Б.М.Теплов (1947) писал, что познание музыки невозможно без других выразительных средств, в связи с чем она становится «эмоциональным познанием» и дает ни с чем не сравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, в особенности в детстве, наиболее восприимчивом из всех возрастов. Однако, как отмечает А.Л. Готсдинер( 1993), эмоциональный компонент в структуре музыкальной деятельности почти не изучен. Очень важен для исследования этой проблемы тот факт (А. А. Реан, П. М. Якобсон и др.), что характерной особенностью старшего дошкольного и начала младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на все яркое, необычное, красочное ... Известно, что именно в этом возрасте активно развиваются социальные эмоции, такие как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям, способность ребенка к сочувствию и сопереживанию и т. д. (Запорожец А.В. 1986, ЭльконинД.Б. 1971, А. А. Реан 2003).

В исследованиях Б.М. Теплова (1947), Е.П.Гусевой (1985) и др. показано, что эмоциональная сторона музыкальности связана с природными свойствами нервной организации, причем она не исчерпывается только эмоциональным реагированием на музыку, а проявляется в более общих характеристиках личности, среди которых важное место занимает тонкость эмоциональных переживаний, творческое воображение, фантазия, художественное восприятие мира.

В то же время следует отметить, что образное восприятие, фантазия, активная работа воображения — отличительная особенность детского познания. В частности элементы образного мышления и воображения обнаруживаются в том, что в очертаниях линий, форм, цветовых пятнах дети видят знакомые образы - персонажи первых сказок, песенок, потешек, животных и обыкновенные предметы. Однако эти качества психики развиваются при организации развития, обогащенного образной информацией, когда особое внимание уделяется становлению образного мышления, фантазии и воображения. Способность к образному постижению мира является необходимой ступенью человеческого мышления и может стать одним из тех резервов музыкальной психологии, которые сейчас так настойчиво ищет психологическая мысль.

Актуальность темы, её практическая и теоретическая значимость обусловили выбор темы исследования.

Объект исследования: музыкальные способности.

Предмет исследования: психологические условия развития музыкальных способностей.

Цель исследования: выявить оптимальные психологические условия развития музыкальных способностей, апробировать и экспериментально обосновать гипотезу исследования в развивающем эксперименте с детьми 5-8 лет.

Гипотеза. В соответствии с целями исследования сформулирована следующая гипотеза, включающая в себя несколько положений.

1. В основе музыкальных способностей как многоуровневых и сложных образований лежит музыкальная восприимчивость (чувствительность) и отзывчивость.

2. Музыкальные способности вследствие специфики их содержания и структуры требуют организации особых условий их развития.

3. Условиями их развития является включение субъекта в значимую, активную и адекватную для него деятельность, обеспечивающую эмоциональное переживание и сопереживание музыке.

4. Наиболее эффективными условиями развития музыкальных способностей является их развитие на ранних этапах онтогенеза и организация этого процесса в формах игры средствами сказки.

Задачи исследования. Исходя из указанной цели исследования, на основании выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ проблемы способностей и их развития: выявить структуру, виды, формы проявления и специфику музыкальных способностей.

2. Выявить психологические условия и факторы оптимизации развития музыкальных способностей, в том числе на ранних этапах онтогенеза (5-8 лет).

3. Разработать и применить методику диагностики эмоциональной готовности к музыкальной деятельности, а также диагностику эмоциональной отзывчивости на музыку как первичной музыкальной способности.

4. Разработать программу развивающего эксперимента на основе выявления психологических условий эффективной организации музыкальной деятельности и развития музыкальных способностей.

5. Экспериментально проверить влияние выделенных психологических условий организации музыкальной деятельности на развитие музыкальных способностей (на материале ранних этапов онтогенеза).

Теоретической базой данного исследования послужила теория общих и специальных (музыкальных) способностей разрабатываемая отечественными психологами (Б.М. Теплов, Э.А. Голубева, В.Н. Дружинин и др.), работы музыкальных психологов (А.Л. Готсдинера, Г.С. Тарасова, В.В. Медушевского и др.), а также представления о специфике и условиях развития личности на разных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др.), концепция организации образования и развития детей в формах детской субкультуры (Н.Я. Болыпунова), исследования А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер и О.В. Овчинниковой о природе звуковысотного музыкального слуха.

Методологической основой исследования явились разработанные в отечественной психологии принципы системности (Э.Г.Юдин, В.Н. Садовский, Б.Ф. Ломов и др.), объективности исследования и детерминизма (С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), генетический принцип (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).

Методы исследования. В исследовании применялись методы теоретического анализа проблемы по материалам соответствующих психологических исследований, наблюдение, беседа, естественный эксперимент, тестирование, диагностика способностей, в том числе: цветовой тест М.Люшера, тест П. Торренса в части исследования творческого мышления, методика А.Л. Гот-сдинера по выявлению типов восприятия музыки, метод неоконченных рассказов и сказок (В .А. Левин, Т.А. Гаврилова), авторские диагностические методики, развивающий эксперимент.

Научная новизна состоит в том, что на основе теоретического анализа и результатов экспериментальных исследований, проведенных автором, произведено уточнение представлений в отношении специфики музыкальных способностей, в частности, показано, что для их успешного развития необходима эмоциональная готовность к музыкальной деятельности, исследованы и выделены психологические условия эффективного развития музыкальных способностей. В частности, показано, что дети дошкольного возраста действительно сензитивны к музыкальному развитию и в условиях организации деятельности, отвечающей требованиям возраста и требованиям специфики музыкальной деятельности, наблюдается эффективное развитие различных параметров музыкальных способностей.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

1. Уточнено представление о специфике музыкальных способностей, в том числе ее проявления у детей дошкольного возраста и начала школьного возраста (5- 8 лет ).

2. На основании теоретических исследований истоков музыкальной гармонии и народности музыкального искусства предложен новый подход к пониманию развития музыкальных способностей через систему последовательных, взаимосвязанных, взаимообусловленных психологических условий, в основе которой лежит учет особенностей детской субкультуры (Большунова Н.Я. (1999), Осорина М.В. (1999), Кудрявцев В.Т. (1997), с одной стороны, и особенностей музыкальной деятельности, с другой (Готсдинер А. А.(1993), Медушевский В.В. (1976), Тарасов Г.С. (1991).

Практическое значение исследования заключается в следующем: знание психологических условий и факторов развития музыкальных способностей может быть использовано в обучении музыкальной деятельности на начальном этапе, в психолого - коррекционной работе для детей с проблемами в развитии. На основе модифицированной нами методики выявления типов восприятия музыки по Готсдинеру( 1969) осуществлена модификация диагностики музыкальных способностей применительно к исследованию способности восприятия музыки, разработана с использованием технологии проективного тестирования методика «Веселый - Грустный» для диагностики эмоциональной готовности к восприятию музыки детьми дошкольного и начала младшего школьного возраста.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования базируется на комплексном исследовании изучаемой проблемы, построенном на анализе теоретических позиций Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна Э.А. Голубевой, В.Н. Дружинина и др. относительно понимания проблемы способностей, закономерностей онтогенеза и специфики музыкальной деятельности, из чего вытекает представление об интегративном характере музыкальных способностей и влиянии на их развитие комплекса внутренних и внешних последовательных, "взаимосвязанных психологических условий; В экспериментальном исследовании применялись наряду с авторскими надежные и валидные психодиагностические методики, использовались методы статистического анализа результатов исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.Музыка как форма искусства представляет собой особый язык, посредством которого осуществляется выражение, понимание и передача чувств, эмоций и эмоциональных состояний человека.

2.В основе музыкальных способностей как сложных и многоуровневых образований лежит музыкальная отзывчивость и музыкальная восприимчивость, которая особенно ярко проявляется у детей

3. Музыкальные способности связаны с эмоционально - образной формой отражения действительности, поэтому условиями их развития является включение субъекта в значимую для него деятельность, обеспечивающую сопереживание и эмоциональное переживание музыкального произведения.

4.Вследствие того, что дошкольный возраст особенно сензитивен в отношении музыкальности, важным условием развития музыкальных способностей является их развитие на ранних этапах онтогенеза.

.Поскольку ведущей деятельностью здесь является сюжетно - ролевая игра, а специфическим средством организации деятельности и общения выступает сказка, то в качестве психологического условия развития музыкальных способностей в этом возрасте выступает особым образом организованная художественная музыкальная деятельность (музыкальная игра, музыкальная сказка), внутри которой путем создания проблемной ситуации возникает потребность в собственной музыкальной деятельности личности соответственно мотивационному требованию задачи. б.Организация музыкального развития в формах игры средствами сказки в дошкольном и начале младшего школьного возраста позволяет системно реализовать необходимые условия развития музыкальных способностей, выделенные в музыкальной психологии.

Апробация результатов. Материалы исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры общей психологии и истории психологии НГПУ, семинарах аспирантов и соискателей факультета психологии НГПУ, на ежегодной научно-практической конференции преподавателей НГПУ, а также на третьей межрегиональной научно - практической конференции «Актуальные проблемы специальной психологии в образовании». Проведена апробация результатов в детской музыкальной школе №7, а так же в ряде детских садах, в том числе Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центра развития ребенка детского сада № 234 «Кроха» с осуществлением физического и психического развития коррекции и оздоровления всех воспитанников, на педагогических советах которых обсуждалась и учитывалась практическая значимость экспериментальной работы для детских садов и других учреждениях системы образования, в том числе по месту работы в СНИ. Материалы исследования представлены в семи публикациях.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.