Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности социально-педагогической деятельности в начальной школе





 

Закон Российской Федерации «Об Образовании» законодательно закрепил приоритет личности в процессе воспитания и обучения человека в условиях образовательного учреждения. Такой подход требует большего внимания к личности обучаемого, его социальным проблемам, которые в условиях образовательного учреждения носят многоплановый характер. Среди них выделяют необходимость решения социальных и педагогических проблем человека, обусловленных индивидуальными возможностями его обучения и воспитания; взаимоотношениями с учителем, классом, отдельными группами и личностями класса, школы; обстановкой и взаимоотношениями в семье, среде непосредственного общениях [75,с 63].

Формирование личности ребенка осуществляется в результате взаимодействия ряда процессов: внутренних, связанных с собственными психофизиологическими изменениями, усилиями по самоизменению, активностью в освоении окружающей среды.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста средовые влиянияограничены малым кругом общения (семья, детский сад, школа, двор), который представляет единство двух основных социальных подсистем: исходная подсистема «взрослый - ребенок» и подключающаяся к ней на определенной стадии подсистема «ребенок - ребенок». В силу специфики детского возраста, важнейшая роль в социальной микросреде ребенка принадлежит воспитательному микросоциуму - его родителям и педагогам - воздействие которых на ребенка может носить направленный и стихийный, прямой и косвенный, позитивный и негативный характер. Это влияние усилено референтностью взрослого для ребенка, «эффектом ореола» педагога и его авторитета на всю систему отношений и ценностных ориентаций ребенка, преобладанием механизмов идентификации и адаптации, а также социальной позицией ребенка «я в обществе», реализующей его потребность в приобщении себя к обществу (А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, А.В. Мудрик, В.Г. Бочарова).[4,с.28.]



Ребенок овладевает социальным опытом в совместной деятельности и общении со взрослыми. Социальная микросреда, включающая также такую важную составляющую как общество сверстников, является источником, движущей силой развития личности ребенка, важным фактором и условием его воспитания и социализации. Однако любой элемент среды по-разному воздействует на ребенка; внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия, преломляясь в конкретной ситуации его развития (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, В.С. Мухина).



Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.



Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, - утверждал Л.С. Выготский, - есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».[47,с.4]

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», сохранение и поддержка индивидуальности ребенка. Не секрет, что в прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности уровень умений и навыков учащихся. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Приоритетной задачей начальной школы является сохранение индивидуальности ребенка, развитие творческих возможностей через сохранения здоровья, развитие интеллекта и эмоционально-чувственной сферы, социально личностная адапатация каждого учащегося. Эта задача решается посредством дифференцированного обучения, которое учитывает темп каждого ученика, уровень его обученности, сформированности умений и навыков. Большую роль при этом играет организация групповых форм обучения на уроках, так как они основаны на учебном сотрудничестве младших школьников между собой и работают без пошагового учительского руководства и контроля.

В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, социальных и межличностных отношениях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребенка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится все более объективной и самокритично. [47,с.6]

Современные дети сильно изменились, по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь, изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:Резко возросла информированность детей, увеличение объема информации, воспринимаемой детьми, часто сопряжено с негативной стороной «информационного взрыва». Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео - замещают литературное и смысловое чтение. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированность внутреннего плана действий; трудности развития логического мышления и воображения. Ограниченность общения со сверстниками характерно для жизнедеятельности современных детей. Дворы и дворовые детские коллективы как особая детская субкультура постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со сверстниками для детей младшего школьного возраста часто оказываются недоступны. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости.Наблюдается «поляризация» детей по уровню умственного и познавательного развития, сформированности познавательных интересов и инициативы. Наряду с ростом удельного веса группы одаренных и способных детей все большее число детей попадают в категорию «группы риска» - детей со «специальными нуждами», интеллектуально пассивных, «часто болеющих детей», детей «с трудностями обучения». Повышенная уязвимость детей и подростков «группы риска» требует совершенствования образовательного процесса с учетом необходимости социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития.

Как показывает опыт многих школ в современных условиях социально - педагогическая деятельность специалиста необходима так как школа и работа в школах одна из сфер где особенно нужен социальный педагог., где деятельность социального педагога в школе позволяет более основательно вникать в школьную жизнь максимально содействовать подрастающей личности.

ОСНОВЫ СПД РАССМАТРИВАЛИСЬ В РАБОТАХ

Социально-педагогическая деятельность как разновидность деятельность педагогической имеет общие с ней черты и отличительные особенности. Большинство исследователей к общим чертам относят тождество основной функции которую и педагогическая, и социально-педагогическая деятельности выполняют в обществе - социальное наследование, социокультурное воспроизводство и развитие человека. В целом совпадают и мнение разных ученных относительно специфических особенности социально-педагогической деятельности по сравнению с педагогической.[41,с.32]

М.А.Галагузова отмечает, что если педагогическая деятельность носит нормативно-программный характер, то социально-педагогическая всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем. Возникающих в процессе социализации, интеграции в обществе. Если педагогическая деятельность имеет непрерывный характер, то социально-педагогическая в ряде случаев ограничена тем временным промежутком, в течении которого решается проблема. Профессиональная деятельность педагога, как правило, осуществляется в учреждении системы образования, как социально педагогическая деятельность имеет на много больше широкую сферу применимости. [11, с 32]

Близко к этому определению и видение социально-педагогической деятельностиМ.В.Шакуровой, как деятельность, направленную «на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты». Причем социальное воспитание представляется автором как «как забота общества о своем прогрессе в лице младших поколений; условия создаваемые обществом, государственными и частичными структурами, для физического, психического и социального развития человека». [70,с.10]

По мнению педагогов Л.А.и М.А. Беляевых, основанная отличительная особенность социально-педагогической деятельности заключается в том, что потребность в ней возникает в случае, если у человека (группа людей) складывается проблемная ситуация во взаимоотношение со средой.[41,с.18]

Социально педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогических целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.

Социально-педагогическая деятельность направлена на решение конкретных проблем, с которыми к нему обращаются учащиеся , родителя и учителя. Свою работу социальный педагог обеспечивает следующим образом.

Во - первых рассматривает личность ученика как сложную систему, имеющую разную направленность проявлений ( от собственной внутренней активности индивида, до участия в различных группах оказывающих на него определенного внимания)

Во-вторых используемый специалистами методический инструментарий системный подход и нацелен на выявления всех сторон и качеств ученика с тем, что бы помочь его развития.

Так, Р.В. Овчарова, в специфику работы социального педагога на ступени начальной школы относит включение ребенка в группу развития и подготовке к школе, сохранение и укрепление психического и физического здоровья содействие его развития проявление заботы об эмоциональном благополучие ребенка.[44,с.38]

Меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на формирование личности ребенка. В условиях современной жизни нашего общества актуальной проблемой становится способность учащихся решать социально-значимые проблемы, формирование активной гражданской позиции, патриотических убеждений, приверженность демократическим ценностям, позитивная социализация. Важным направлением в нашей деятельности является развитие социально активной личности, формирование социально-значимых компетенций.

Поэтому, социально-педагогическая деятельность в школе направлена на развитие данных качеств, напрямую зависит от наличия действенного механизма педагогического регулирования социального взаимодействия ученика с социальной средой, осуществление которого предполагает следующие направления:

·Изучение условий социального развития ребёнка

·Способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе адаптации

·Включение учащегося в активное взаимодействие с социальной средой

·Подключение родителей к разрешению возникающих проблем у ребенка

·Организация социально-профилактического пространства в образовательном учреждении

·Оказание социально-педагогической помощи детям, имеющим проблемы в процессе социализации

·Подключение специалистов по работе с ребенком и семьей

·Организация взаимодействия всех социальных институтов, функционирующих в социальном окружении учащегося.

Социальному педагогу при работе с детьми необходимо опираться на удовлетворении актуальных потребностей ребенка, развития его творческих способностей, коррекцию выявленных недостатков развития защиту прав и интересов.[

Таким образом, мы делаем следующие выводы ПЕРПЕДЕЛАТЬ СМ. НАЗВАНИЕ ПАРАГРАФА В ЕГО СОДЕРЖАНИИ МНОГО О ШКОЛЕ, НО МАЛО О САМОЙ СПД, ЕЕ ФУНКЦИЯХ, ФОРМАХ И Т.Д.. Школа испытывает значительные трудности одной из причин которой является то, что при постановке учебно-воспитательных задач практически не учитываются психологические и личностные характеристики школьников их социальный статус, готовность вхождению в окружающую социальную среду. отсюда появляются проблемы именно поэтому в школе необходим специалист который бы взял на себя решение этих проблем профессиональный социальный педагог. именно он в сложной ситуации пытается найти пути решения проблем, и помочь ребенку в устранение причин, негативно влияющих на его развитие и успешность.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.