Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что лю-бой предмет многофункционален.





Вторым направлением формирования творческих способностей дошко-льников развитие воображения.

Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жиз-нен-ного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ра-нее вос-принятого.

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно по-могает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует пред-ставление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы - все это является продуктом творческого вообра-жения.

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития вооб-ражения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольни-ков может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображе-нии существовало в прошлом и у психологов.



Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский до-казал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобрете-ния им определенного опыта. С. Выготский утверждал, что все образы вообра-жения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатле-ниях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: "Первая форма связи вооб-ражения с действительностью заключается в том, что всякое создание вообра-жения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека" Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. с.8..

Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагоги-ческий вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, за-ключается в необходимо-сти расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные ос-новы для его творческой деятельности. Чем больше ре-бенок видел, слышал и пе-режил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продук-тивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители бе-седуют с ре-бенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет инте-реса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы.



Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано на-чинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, ко-торыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любо-пытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсе-гда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность де-тей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.

В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познава-тельную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружаю-щей действительности, тем шире возможности для возник-новения и закрепле-ния у них устойчивых познавательных интересов.



Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникно-вения устойчи-вых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действи-тельности. У него должно возникнуть положительное эмоцио-нальное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрос-лыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-ни-будь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним люби-мую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастно-сти к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и спо-собствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих си-туациях сле-дует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно до-биться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побу-ждающие к актив-ному размышлению.

Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития твор-ческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творче-скому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение исполь-зовать накопленную информацию в своей деятельности.

Продуктивное творческое воображение характеризуется не только та-кими осо-бенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять пред-ставления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неуме-ние управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. По-этому важ-нейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направлен-ности воображения.

У младшего дошкольника воображение идет за предметом и все, что он соз-даёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ре-бенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой це-лью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить коллектив-ное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предло-жений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сю-жета, по-мочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочинен-ные ребен-ком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произ-ведений.

С целью определения уровня развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте 10 декабря и 15 декабря 2002 года нами была проведена их диагностика у дошкольников д/с «Солнышко» ЮЗАО Москвы. Для исследования нами были использованы экспресс методики кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В. Синельникова (см. При-ложение 1). С помощью этих методик мы составили оперативный констатирую-щий микросрез творческого развития каждого ребёнка по всем его основаниям. Критерий для выделения оснований - вычлененные авторами универсальные творческие способности: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, надситуативно - преобразовательный характер творческих реше-ний, детское экспериментирование. Каждая из методик позволяет фиксировать значи-мые проявления этих способностей и реальные уровни их сформированности у ре-бенка.

Проведя диагностику, мы получили следующие результаты (см. Прило-жение 2). Развитие реализма воображения у 61,5% детей находится на низком уровне, и у 38,5% детей - среднем. Развитие такой способности как надситуативно-преобразова-тельный характер творческих решений у 54% детей - на низком уровне, у 8% - на среднем уровне, и 38% детей - на высоком. Способность видеть целое раньше частей у 30% детей развита на среднем уровне и у 70% детей на высоком. Анали-зируя полученные результаты можно сделать следующие выводы и предложе-ния.

У детей этой группы плохо развито творческое воображение. Следует сразу же cказать, что эта группа занимается по развивающей программе "Радуга", но специальная работа по развитию воображения с детьми не ведется. Однако психологи и педагоги, занимающиеся анализом программ дошкольного воспита-ния, давно говорят о том, что в них фактически не содержатся специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие дет-ского воображения. В этих условиях оно развивается в основном лишь стихийно и в результате часто не достигает даже среднего уровня своего развития. Это подтвердила и проведенная нами диагностика. Из всего выше, сказанного следует, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специ-альную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст - сензитивный период для развития этого процесса. В каких формах может осу-ществляться эта работа

Конечно, наилучший вариант - это введение специальной программы за-нятий по развитию детского воображения. В последнее время появилось боль-шое количество методических разработок таких занятий. В частности, в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс "Развитие Творческого Воображения" (РТВ). В его основе лежит ТРИЗ, АРИЗ и теория развития технических систем Г.С. Альтшуллера. Этот курс уже апробирован в различных творческих студиях, школах и дошкольных учре-ждениях, где он доказал свою эффективность. РТВ развивает не только творческое воображение, но и творческое мышление детей. Кроме того, можно предложить ме-тодику развития детского воображения О.М. Дьяченко ни Н.Е. Вераксы, а также спе-циальные игровые тренинги воображения, разработанные психологом Е.В. Заи-кой.

Если нет возможности ввести дополнительные занятия, то воспитателю можно пред-ложить на базе программы, по которой он работает, без резких изменений формы заня-тий, использовать элементы ТРИЗ для развития творческого потенциала детей. Также на специальных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, разви-тию речи нужно давать детям задания творческого характера.

Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Ог-ромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это дейст-вие с раз-личными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предостав-ляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в ко-торые они играют. И если дети изо дня в день играет в одни и те же "дочки - матери" или войну, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.

Кроме того, для развития воображения и творческих способностей су-ществуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от за-нятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б.Н. Никитиным Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994., О. М. Дьяченко и Н.Е. Вераксой Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994..

Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать вос-пита-тели для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумы-вание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми. Говоря о развитии детского воображения с помощью сказки, нельзя не вспомнить замеча-тельную книгу Дж. Родари " Грамматика фантазии ".

Результаты диагностирования также показывают, что у многих детей надо раз-вивать такую творческую способность как надситуативно-преобразовательный харак-тер творческих решений. Для развития этой способности перед детьми необходимо ста-вить различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбрать опти-мальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создать свою альтернативу. Взрослые должны всячески поощрять творческий подход де-тей к решению любой проблемы. Развитие рассматриваемой способности тесно связано с фор-мированием диалектичности мышления. Поэтому игры и упражнения на формирование диалектичности мышления могут быть использованы для развития разбираемой способности. Некоторые упражнения на развитие диалектичности мышления приведены в Приложении 4.

Результаты диагностики творческого потенциала детей выявили хорошее раз-витие способности видеть целое раньше частей. И этот результат закономе-рен, т.к. одной из особенностей детского мировосприятия является его целостность, ре-бенок всегда видит целое раньше частей. Однако очень скоро дети теряют эту спо-собность, потому что традиционная методика дошкольного воспитания входит в противоречие с этим объективным законом познания. Так как при изучении какого-либо предмета или явления воспитателю предписывается сначала обращать внимание детей на его отдельные внешние признаки и лишь затем раскрывать его целостный образ. Однако форсирование ана-литической тенденции в познавательном развитии дошкольников может приводить к существенному снижению их творческих способностей. Имеются данные, что страхи и другие негативные переживания у аффективных детей напрямую связаны с их не-умением видеть целое раньше частей, т.е. улавливать в отдельных событиях смысл, за-даваемый контекстом целостной ситуации. Отсюда вытекает необходимость раз-вития у дошкольников системности мышления. Это качество развивается корректным анализом систем и специальными играми, некоторые из которых приведены в При-ложении 5.

Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам бы хотелось под-черкнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны роди-телей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специ-альные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, по-чему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необ-хо-димо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.

Мы считаем, что предложенные выше меры будут способствовать более эф-фективному развитию творческих способностей в дошкольном возрасте.

Заключение

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенно-сти, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой дея-тельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих спо-собностей в дошкольном возрасте являются:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.