Сделай Сам Свою Работу на 5

Разновидности искусственных сооружений





Кроме мостов, к искусственным сооружениям относят водопропускные трубы, тоннели, галереи, подпорные стенки, дюкеры, акведуки.

Водопропускные трубы – это сооружения, предназначенные для пропуска через тело насыпи водотока с небольшим расходом воды. Трубы бывают каменные, бетонные, железобетонные и металлические. По конфигурации поперечного сечения их подразделяют на прямоугольные (рис. 3.15), овоидальные и круглые.

 

Тоннель – это горизонтальное или наклонное подземное искусственное сооружение, которое имеет значительную протяженность и предназначено для пропуска транспорта, воды, прокладки городских коммунальных сетей или размещения производственных предприятий.

Транспортные тоннели подразделяют на железнодорожные, автодорожные, судоходные, пешеходные, метрополитены, а также для движения нескольких видов транспорта.

По местоположению тоннели различают горные (рис. 3.16), подводные, а также городские различного назначения.

По способу постройки тоннели разделяют на два типа: сооружаемые открытым и закрытым способами. Последние в свою очередь подразделяют на сооружаемые горным и щитовым способами.



Галереи – это сооружения, предназначенные для защиты подвижного со­става и пути от снежных лавин, осыпей, селей, камнепада и др. (рис. 3.17) [10].

Подпорные стенки предназначены для поддержания откосов горного массива или земляного полотна от осыпания (рис. 3.18).

 

Рис. 3.17. Противообвальная галерея Рис. 3.18. Подпорная стенка на Кругобайкальской железной дороге

Основные положения проектирования мостов и труб

3.4.1. Общие требования

Согласно СНиП 2.05.03-84* [12] при проектировании новых и реконструкции существующих мостов и труб необходимо выполнять требования по обеспечению надежности, бесперебойному движению поездов, безопасному пропуску паводков и ледохода, а также экономному расходу материалов и средств.

Проектирование мостов включает в себя: составление вариантов; технико-экономическое обоснование и выбор наиболее оптимального варианта; разработку и конструирование пролетных строений и опор; организацию и производство работ по сооружению и монтажу элементов моста.



Для проектирования мостов и труб необходима исходная информация по топографическим и геологическим условиям, гидрологическим показателям и режимам реки или водотока; климатическим условиям, подмостовым габаритам судоходства и приближения строений, а также данные для составления проекта производства работ с учетом региональных особенностей рассматриваемого района.

Исходные материалы для проектирования искусственных сооружений получают на основе инженерных изысканий, проводимых проектными институтами или специальными организациями, проектирующими мосты или трубы.

Перед проектированием моста, как правило, производят анализ технической и экономической целесообразности его строительства в рассматриваемом районе.

 

Габариты мостов

Габаритом называют предельное очертание пространства на мосту или под мостом, которое должно оставаться свободным для беспрепятственного пропуска транспорта, судоходства и сплава.

Согласно ГОСТ 9238-83 для подвиж­ного состава железных дорог колеи 1520 мм установлен габарит приб­лижения строений «С» (рис. 3.19).

Подмостовой габарит судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях устанавливают в соответствии с ГОСТ 26775-85 для пропуска судов, плотовых и судовых составов, размеры которого определяют классом водного потока.

Вариантное проектирование

В процессе составления технического проекта среднего, большого и внеклассного моста большую роль играет вариантное проектирование: составление вариантов из разных схем и конструкций пролетных строений и опор, их технико-экономическое сравнение и обоснование наиболее оптимального решения.



При составлении вариантов моста в первую очередь рассматривают возможность применения сборных конструкций из элементов заводского изготовления, рациональных высокопрочных материалов и прогрессивных технологий. На данном этапе, как правило, производят эскизные расчеты по упрощенным схемам, в результате которых назначают основные размеры и определяют объемы конструктивных элементов, используя данные типовых проектов.

При составлении вариантов моста учитывают условие, при котором стоимость одного пролетного строения примерно равна стоимости одной промежуточной опоры среднего объема.

Сравнение вариантов моста производят по техническим и экономическим показателям: строительной и приведенной стоимости, совокупному экономическому эффекту, объемам основных элементов, коэффициенту индустриализации.

Коэффициент индустриализации определяют как

 

,

 

где – строительная стоимость сборных конструктивных элементов моста; – то же монолитных.

После всестороннего анализа технико-экономических показателей и сравнения вариантов обосновывают наиболее оптимальное решение, которое принимают к дальнейшей разработке.

Далее проектируют и разрабатывают конструкции пролетных строений и опор моста, составляют проект организации строительства (ПОС), смету, затем рабочую документацию, в том числе рабочие чертежи временных конструкций и проект производства работ (ППР) с технологическими процессами постройки элементов моста.

Проекты малых искусственных сооружений, к которым относят малые мосты и трубы, разрабатывают с максимальным использованием типовых конструкций индустриального изготовления.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.