Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 9. СТАНОВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И США





 

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 80-х гг. XIX в. Оно ознаменовалось появлением первых программ (В.Вундт, И.М.Сеченов), созданием специальных научно-исследовательских учреждений — психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, начавших подготовку научных кадров психологов, выходом специальных психологических журналов, образованием психологических обществ и ассоциаций, проведением международных конгрессов по психологии.

Решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки сыграло внедрение эксперимента, что «... не только вооружило ее новым для нее, очень мощным методом научного мышления, но и вообще по-новому поставило вопрос о методике психологического исследования в целом, выдвинув новые требования и критерии научности всех видов опытного исследования в психологии».

Эксперимент был заимствован психологией из естествознания, прежде всего, из физиологии органов чувств и нервной системы. Быстрое развитие этих и других областей естествознания, успехи в области объяснения явлений жизни, возникновение психофизики, психометрии — все это явилось важнейшей предпосылкой преобразования психологии в самостоятельную науку и обусловило ее развитие по образцу естественных наук.



Ориентация на естествознание отразилась в понимании научности в психологии. Психолог и методолог психологии Гуго Мюнстерберг(1863—1916 гг.) считал ненаучной психологию, которая старается понять душевную жизнь как связь значений, целей, пытается проникнуть в смысл душевных явлений. Научная психология рассматривает «душевные явления — восприятия, воспоминания, чувства и т. п. как объекты, перед которыми сознание стоит в роли размышляющего пассивного зрителя. Как и все объекты, они допускают лишь вопрос о том, каковы их составные части, как они связаны между собой, каковы их причины и вызванные ими действия».

Научная психология строится как естественная наука. Ее задачи — более сложное свести к более простому, ее метод — эксперимент лабораторного типа, с обязательными процедурами измерения, причем, экспериментатор не должен вмешиваться в процесс эксперимента; объяснение психических явлений сводится к выявлению их физиологических механизмов.



Практика выступает как применение психологии для объяснения явлений культуры и нахождения средств и путей для выполнения таких практических задач, как обучение, воспитание, восстановление нарушенных психических функций и др.

Естествознание в XIX в. достигло больших успехов в области механики, химии, биологии, что нашло применение в технике. Огромное развитие получила теория.

В 1828г. Карл Эрнст Бэр(1792-1876гг.) основал эмбриологию;

В 1838г. Маттиас Якоб Шлейден(1804-1881 гг.), Теодор Шванн(1810— 1882 гг.) открыли клетку;

В 1847 г. Герман Гельмгольцоткрыл закон сохранения энергии.

В 1859г. Чарлз Роберт Дарвин(1809-1882 гг.) опубликовал книгу «О происхождении видов», в которой изложил эволюционную теорию. Было дано научное объяснение происхождения человека.

Общие вопросы объяснения жизни давала физико-химическая теория (Г.Гельмгольц, Эмиль Генрих Дюбуа-Реймон(1818—1896 гг.), Карл Фридрих Вильгельм Людвиг(1816-1895 гг.), Эрнст Брюкке(1819-1892 гг.)), которая пришла на смену витализма. Клод Бернар (1813— 1878 гг.) открыл гомеостатические механизмы саморегуляции внутренней среды организма. Грегор Иоганн Мендель(1822—1884 гг.) открыл законы наследственности (1865 г.). Эти и другие открытия определили решающее место естествознания в науке XIX в.

В разных областях исследователи описывали психологические факты, которые не являлись предметом наук. Возникла объективная необходимость выделения психологических знаний из всех этих областей наук в самостоятельную область, что и обусловило, в конечном счете, выделение психологии в самостоятельную науку.



Решающее влияние естествознания на этот процесс выразилось в трех направлениях:

1. Психология заимствовала из естествознания методы исследования и эксперимент.

2. Внутри естествознания были накоплены психологические факты и некоторые частные психологические теории. Это теория ощущений (И.Мюллер, Г.Гельмгольц), теория цветового зрения (Г.Гельмгольц, Э.Геринг), резонансная теория слуха и теория восприятия Г.Гельмгольца и др. В связи с развитием знаний о мозге были получены новые факты, показывающие на проблему соотношения физического и психологического.

3. Эволюционные идеи Г.Спенсера и теория эволюции Ч.Дарвина способствовали изменению понимания психики и задач психологии, как науки.

Сформулированный немецким биологом-эволюционистом, представителем естественно-научного материализма Эрнстом Геккелем(1834—1919 гг.) в 1869 г. биогенетический закон явился источником первых теорий развития психики в онтогенезе. Под влиянием этих идей возникли три новые самостоятельные области исследования: зоопсихология, детская психология и психология малокультурных народов.

Основателем научной психологии принято считать знаменитого немецкого исследователя Вильгельма Вундта(1832—1920 гг.), открывшего в 1879 г. первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге. Соответственно, этот год считается годом рождения психологии как науки — В.Вундт как бы узаконил право эксперимента на участие в изучении сознания.

Справедливости ради, не следует, однако, считать Вундта революционером в плане создания новой психологической системы. В целом, он придерживался идей ассоцианизма, задачей психологии считал изучение элементов сознания (таких, как ощущения и «простые чувствования» типа удовольствия-неудовольствия, покоя-беспокойства и т. д.) и выявление тех законов, по которым образуются связи между элементами. Иначе говоря, его интересовала структура сознания, в связи с чем это направление называется структурализм, а теория В.Вундта — теорией элементов сознания.

Основной метод изучения структуры сознания для Вундта также оставался традиционным — интроспективным, эксперимент же выступал вспомогательным методом. Тем не менее, широкое его использование было, несомненно, новаторством.

В Германии эксперимент получил большое развитие. Произошло его распространение на изучение сложных психических процессов — память, мышление, волю и др. Соприкосновение с практической жизнью поставило перед психологией новые задачи и привело к развитию прикладной психологии. Наибольшее развитие получили медицинская и педагогическая психология, в меньшей степени — исследования в области торговли, промышленности, общественной жизни.

Известный немецкий психолог, представитель ассоцианизма Герман Эббингауз (1850—1909 гг.), фактически положивший начало экспериментальному исследованию высших психических функций, в своей работе «О памяти» (1885 г.) впервые вышел за пределы физиологического эксперимента вундтовского типа и сформулировал законы памяти на основе собственно психологического эксперимента.

Память, по мнению Г.Эббингауза, есть механический процесс образования следов. Чтобы ответить на вопрос о том, как образуются новые следы, Эббингауз должен был решить методическую задачу: найти материал, абсолютно незнакомый испытуемому, не имеющий никаких связей с его прошлым опытом. Таким материалом он выбрал бессмысленные слоги. Эббингауз разработал методику их составления и приемы подачи материалов, строго учитывающие условия эксперимента и позволяющие однозначно оценивать результаты.

Г. Эббингауз разработал методы исследования памяти:

а) метод заучивания;

б) метод сбережения.

Метод заучивания состоит в том, что испытуемому предъявляется ряд бессмысленных слогов, которые он должен заучить путем повторений до правильного безошибочного воспроизведения. При этом, показателем скорости заучивания, его качества было число повторений.

Метод сбережения отвечал на вопрос о том, правомерно ли на основании невозможности воспроизвести выученный материал говорить о его полном забывании. После того как наступало полное забывание материала, он вновь предъявлялся испытуемому. При этом оказалось, что его повторное заучивание дает некоторую экономию во времени. Полученные результаты свидетельствовали о том, что заученное оставляет следы в памяти, но доступ к ним теряется.

В результате проведенных исследований Г.Эббингаузом был выявлен объем непосредственного запоминания. Кроме того, был установлен факт упражняемости памяти: тренировка в запоминании одного материала приводила к улучшению запоминания материала другого рода. Выводы, полученные Эббингаузом, имели прикладное значение, прежде всего, для педагогики.

Крупным исследователем памяти являлся и другой немецкий психолог — Георг Элиас Мюллер (1850 — 1934 гг.) — автор трехтомного труда по экспериментальному исследованию памяти «К анализу памяти и представлений» (1911, 1913, 1917 гг.).

Основываясь на результатах своих исследований, Г.Мюллер сделал вывод о том, что в памяти действует установка на запоминание. Способы заучивания осмысленного текста отличаются от простого повторения в случае бессмысленного материала. При этом, смысловая работа над текстом обеспечивает его запоминание. В научной лаборатории Мюллера были разработаны новые методы исследования памяти. Наиболее известный из них — метод парных ассоциаций.

Экспериментальная разработка мышления составила предмет и задачу исследований Вюрцбургской школы (1901 — 1911 гг.). Школу возглавил ученик В.Вундта и его ассистент в Лейпциге с 1887 по 1894 гг. Освальд Кюльпе (1862—1915 гг.). Главными представителями этой школы являлись Нарцисс Ах (1871 — 1946 гг.) и Карл Бюлер (1879—1963 гг.), а также Адольф Майер (1866—1950 гг.).

Представители этой психологической школы начали с простых задач на чувственное сравнение (например, тяжестей), понимание слов, предложений и т. п. В качестве испытуемых выступали они сами: предъявлялись высокие требования к самонаблюдению.

В отличие от прежней психологии, которая, хотя и говорила о самонаблюдении, но не разрабатывала его как отдельный метод, вюрцбуржцы обосновали самонаблюдение, как метод исследования. Н.Ах назвал его «методом систематического экспериментального самонаблюдения».

Сама процедура исследования выглядела следующим образом. Испытуемый должен был описать весь процесс своей умственной деятельности, иногда его прерывали на каком-то этапе решения. Использовалось также сообщение испытуемого непосредственно после окончания опыта. Полученные данные рассматривались как достоверное и адекватное описание хода мышления в процессе решения задачи.

Создание экспериментальной психологии во Франции связано сименем Альфреда Бине (1857— 1911 гг.). В своих экспериментальных исследованиях по изучению мышления он пришел к аналогичным с представителями Вюрцбургской школы выводам. А.Бине изучал людей с выдающимися способностями — крупных счетчиков, шахматистов, а также исследовал воображение, память и интеллект у детей. В 1896 г. Бине опубликовал серию тестов, направленных на исследование личности. Изучение им патологии отразилось в работе «Изменения личности».

Настоящую известность ему принесла «метрическая шкала интеллектуального развития», разработанная А.Бине совместно с врачом Т.Симоном по заказу французского министерства просвещения с целью отбора умственно отсталых детей и подбора однородных классов не по знаниям, а по способностям. Первый вариант шкалы появился в 1905 г.

Большое развитие в Германии получили различные прикладные исследования. Так, Эмиль Крепелин (1856 — 1926 гг.) работал над внедрением психологического эксперимента в психиатрию. Применив в клинике ассоциативный эксперимент, Э.Крепелин показал различие в характеристике ассоциаций при шизофрении и маниакально-депрессивном психозе. Ассоциативный эксперимент в клинике также применял Р.Зоммер.

Одна из экспериментальных работ Крепелина — исследования умственного утомления. Ему же принадлежит попытка составления схем исследования личности (здорового или больного) путем измерения ряда признаков: времени протекания психических процессов, способности к упражнению, прочности упражнения, специальной памяти, приспособляемости, утомляемости, способности восстанавливаться после утомления, глубины сна, отклоняемости и некоторых др. Из подобных исследований возникла задача установления типа людей, которая стала одним из направлений новой области психологии — дифференциальной психологии.

В теснейшем союзе с научной психологией действовал Эйген Блейлер (1857 — 1939 гг.) — швейцарский психиатр и психолог, описавший шизофрению (1911 г.) как самостоятельное заболевание. Из его школы вышел К.Г.Юнг (см. Гл. № 10: «Психоанализ»). Оба ученых использовали ассоциативный эксперимент в диагностических целях. Э.Блейлер особенно известен выделением новой формы мышления — аутистического мышления.

Приложение экспериментальной психологии к педагогике также получило интенсивное развитие. Такие ученые, как Э.Майман, В.А.Лай и др. провозгласили возникновение экспериментальнойпедагогики.

Важное место отводилось психологии и в юридической практике, особенно при оценке достоверности свидетельских показаний.

Немецкий психолог Вильям Штерн (1871 — 1938 гг.), эмигрировавший в 1933 г. в США, одним из первых применил в своей исследовательской практике тесты и впервые ввел понятие «коэффициент интеллектуальности», широко известное сегодня под аббревиатурой «IQ». Он рассматривал мир как иерархию «личностей» различных ступеней (от кристалла до человека). Им же был введен термин «психотехника».

В.Штерн возглавил первый Институт прикладной психологии, созданный по его инициативе. Наиболее пристальное внимание Штерн уделял педагогической и промышленной психологии. Основываясь на фактах из экспериментальной психологии об индивидуальных различиях между людьми, которые сначала воспринимались им как ошибки, внес существенный вклад в развитие дифференциальной психологии.

У истоков экспериментальной психологии в США стояли Г.Холл, Д.Кеттел, У.Джеймс.

Основоположником экспериментальной психологии в Америке по праву считается Грэнвилл Стэнли Холл (1844—1924 гг.) — руководитель одной из крупнейших в США экспериментальных психологических лабораторий (Университет им. Гопкинса, 1883 г.). Французский психолог Поль Фрайсс (род. 1911 г.) и его швейцарский коллега Жан Пиаже (1896—1980 гг.) в своей работе «Экспериментальная психология» называют эту лабораторию, как первую в США.

Г.Холл проводил экспериментальные исследования в области восприятия, однако ведущей его областью была педагогическаяи генетическая психология. Организовав движение по изучению детей, Холл указал на важность эмпирического изучения ребенка. С этой целью он проводил анкетирование, опросы (как родителей, так и учителей) с последующей статистической обработкой результатов.

Именно благодаря Холлу и его последователям было создано научное движение, получившее название педология. Из Америки оно распространилось в страны Европы — сначала в Англию и Францию, а позднее — в Германию, Швейцарию, Италию, Австрию, Бельгию и Россию. По инициативе Г.Холла в 1892 г. была создана Ассоциация американских психологов, а он сам стал ее первым президентом.

Важную роль в становлении и развитии экспериментальной психологии США сыграл Джеймс Маккин Кеттел (1860—1944 гг.). От экспериментальных исследований времени реакций, начатых под руководством В.Вундта (учеником, а позднее, ассистентом которого он являлся), Кеттел перешел к изучению индивидуальных различий. Эти исследования привели его к одному из создателей евгеники— английскому психологу и антропологу Фрэнсису Гальтону (1822—1911 гг.), известному своими трудами в области интеллектуальных способностей.

В 1890 году в английском журнале «Mind» вышла статья Дж.Кеттела «Интеллектуальные тесты и их измерение», предисловие к которой написал Ф.Гальтон.

Именно Кеттел ввел в оборот термин «тест». Свои исследования он продолжил в Соединенных Штатах в Колумбийском университете. Научным преемником Дж.Кеттела стал Р.Вудвортс.

Другим крупным психологом того времени — и вклад этого мыслителя в психологию, как и в философию, совершенно уникален — был американский ученый Уильям Джеймс (1842—1910 гг.), создатель теории потока сознания. Он не был экспериментатором, однако, на основе самонаблюдения, данных самонаблюдения других людей, клиническом материале и наблюдении создал особый подход к сознанию и собственную теорию. Ряд его идей (порой, весьма небесспорных) послужили основой для новых направлений психологической мысли, а по тем временам их оригинальность была удивительна.

У.Джеймс руководил небольшой лабораторией в Гарвардском университете, где проводились экспериментальные исследования. Именно здесь, у Джеймса, начинают свои первые эксперименты по зоопсихологииЭдуард Ли Торндайк (1874—1949 гг.), Джон Дьюи (1859—1952 гг.), Джордж Энджелл(1869—1949 гг.), Роберт Вудвортс (1869—1962 гг.).

Джеймс уделял большое внимание прикладной психологии, особенно применительно к педагогике. Его «Беседы с учителями о психологии» (1892 г.) в яркой и доступной форме содержат необходимые для каждого учителя психологические познания, дают практические советы по развитию памяти, внимания, воли и т. п.

Джеймс полагал, что, помимо вопроса о том, как устроена душа, что лежит в ее основе, как она меняется и по каким причинам и т. д., не менее — а возможно, и более — важен вопрос о том, какую ценность она составляет для человека, чему она служит (это направление получило название функционализм).

По У.Джеймсу, основное заключается в том, что душа позволяет человеку приспособиться к миру, по- возможности комфортно себя в нем чувствуя. Душевную жизнь Джеймс представлял как непрерывный поток ощущений, поток опыта (здесь принципиально важна идея непрерывности, противостоящая идее «дискретных» элементов), из которых сознание отбирает то, что соответствует потребностям и как бы оформляет внутренний мир субъекта.

Для Джеймса главное не то, каков объективный мир сам по себе, но то, как человек чувствует себя в нем;последнее же зависит от того, как человек видит мир, точнее — каким он его себе выстраивает во внутреннем плане. Такая позиция (мы еще с ней встретимся у некоторых других авторов) называется феноменализмом. Под феноменом понимается то, что дано субъекту, в отличие от объективного мира, существующего сам по себе; феноменалисты считают главным именно внутреннюю представленность.

Итак, главная задача души «приспособить» человека к миру за счет того, что из ощущений выстраивается мир, удобный для субъекта, хотя, быть может, и не соответствующий объективному (в философии Джеймс был основателем направления, называемого прагматизм). Из этого следует, что субъективные миры уникальны и неповторимы. В особенности это относится к человеческому «Я», к самосознанию.

Именно к Джеймсу восходят первые исследования самосознания и самооценки, он выдвинул ряд положений, актуальных и до настоящего времени (например, о двойственности «Я», которое выступает и как объект оценки, и как оценивающий субъект; проанализируйте в этом отношении фразы типа «Я недоволен собой»).

Из других основателей экспериментальной психологии в США следует выделить Георга Теодора Лэдда (1842—1921 гг.), Джорджа Майкла Болдуина (1861—1934 гг.), Эдварда Скрипчера (1864—1927 гг.), Карла Эмиля Сишора (1866—1949 гг.). Особое место среди них по праву занимает Эдуард Брэдфорд Титченер (1867 — 1927 гг.), экспериментальные исследования которого развивались в русле структурализма.

Большой вклад в становление американской экспериментальной психологии внесли зоопсихологи. Ставшие позднее классическими исследования Э.Торндайка, Роберта Мирпса Йеркса (1876—1956 гг.), В.Смолла обогатили психологическую науку методиками объективного изучения психики животных и способствовали возникновению бихевиоризма(см. Гл. № 11: «Бихевиоризм»).

Экспериментальная психология возникла в связи с насущной необходимостью исследования наиболее общих законов сознания и психики. Индивидуальные различия рассматривались как помеха, от которой надо избавляться. Однако, в ходе ее реализации появляются сначала робкие, а затем все более смелые и основательные опыты по определению индивидуальных различий.

Фрэнсис Гальтон в Англии, Альфред Бине во Франции, Джеймс Кеттел и Грэнвилл Стэнли Холлв США, Эмиль Крепелини Вильям Штернв Германии, Александр Федорович Лазурский (1874—1917 гг.) в России — были первыми, кто создавал психологию индивидуальных различий.

Борьба мнений в области теории, новые факты, полученные в период интенсивного развития эмпирических и прикладных исследований в первые десятилетия существования психологии, как самостоятельной науки, все более и более обнаруживали несостоятельность психологической теории и, прежде всего, недостаточность ее основания — субъективно-идеалистического представления о психике.

В начале XX в. психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30-х гг. прошлого столетия. Подобно кризису, который переживало в этот период естествознание, он явился показателем роста науки, развитие которой приводит к необходимости смены прежних представлений новыми знаниями.

При всей глубине и оригинальности идей ни В.Вундт и его последователи в Европе, ни У.Джеймс и его ученики и последователи в США не оставили больших научных школ, теорий, которые «переворачивали» бы психологию.

Однако, конец XIX и начало XX в. знаменательны тем, что такие теории возникают. Это — очень разные направления, предлагающие свое представление о предмете и методе психологии, а в связи с двумя из них — психоанализом и бихевиоризмом — говорят о своеобразных научных революциях.

По сути, в это время возникает много разных «психологии» со своими принципами и языком. Первоначально они с трудом взаимодействовали, чаще всего, существуя в противопоставлении друг другу (на современном этапе эти направления — в их нынешних вариантах — часто стремятся если не к объединению, то к заимствованию методов, понятий и пр.).

Этот период не случайно называют периодом открытого кризиса в психологии; он важен для нашего обсуждения и в связи с тем, что в нем происходит трансформация предмета психологии. Представления о «душе» и «сознании» оказываются недостаточными и в том отношении, что в этот период зарождается современная психология: не только теоретическая, но и практическая.

Очень кратко мы рассмотрим основные направления периода открытого кризиса, но построим материал несколько иначе, чем делали это в первом разделе нашего учебного пособия. В нарушение хронологического принципа, при рассмотрении каждого направления мы будем прослеживать его в развитии, затем возвращаясь во времени вспять для рассмотрения следующего направления, уже в его развитии.

Глава 10. ПСИХОАНАЛИЗ

 

Одним из наиболее важных направлений для развития современной психологии явился психоанализ.В первую очередь он связан с именем австрийского врача-психиатра и психолога Зигмунда Фрейда(1856 — 1939 гг.). Сложившись первоначально как метод лечения неврозов, позднее он превратился в психологическую теорию, а впоследствии — в одно из важных направлений философии XX в. Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только и не столько его сознанием, сколько бессознательным, к которому относятся те желания, влечения, переживания, в которых человек не может себе признаться и которые, поэтому, либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам, проявляясь в искаженном виде (например, в сновидениях, творчестве, невротических нарушениях, фантазиях, оговорках и др.).

Почему же возникает эта своеобразная цензура, запрещающая осознаваться определенным желаниям и переживаниям?

Прежде всего, в силу того, что они не соответствуют тем правилам, запретам, идеалам, которые вырабатываются у человека под влиянием взаимодействия с окружением — в первую очередь, взаимоотношений с родителями в детстве. Эти желания, переживания как бы аморальны, но, по З.Фрейду, они естественны для человека.

Подавленные желания, конфликт влечения и запрета (внутренний конфликт) — причина тех сложностей, страданий, которые испытывает человек в психологическом плане, вплоть до невротических заболеваний. Стремясь к реализации, бессознательное как бы находит способы обойти цензуру. Сновидения, фантазии, оговорки и пр. — все это своеобразный язык символов, который может быть прочитан и расшифрован.

Задача психоаналитика — помочь страдающему человеку понять истинную причину его страданий, скрытую в бессознательном, вспомнить те травматические переживания, которые забылись (то есть были вытеснены), перевести их в сознание и как бы прожить заново. Все это, по Фрейду, приводит к эффекту катарсиса, то есть очищения и освобождения.

Что же это за переживания, какова их природа? З.Фрейд утверждал наличие в человеке двух начал, двух влечений — стремления к любви и стремления к смерти и разрушению.

Основное место в исходной концепции Фрейда занимает эротическое влечение, связываемое им со специфической энергией, называемой либидо. Она (эта энергия —A.M.), собственно, и движет человеком; вся жизнь, начиная с рождения, пронизана эротичностью. В развитии ребенка эта энергия первоначально распределена в нем самом, он получает удовольствие от переживаний, связанных с ротовой полостью, например, от еды, от переживаний, связанных с отправлением естественных потребностей — по Фрейду, все это эротические переживания, а ротовая полость, позже — органы выделения выступают, первоначально, как основные эрогенные зоны.

Но в жизни ребенка наступает важный этап — около 4-х лет, когда его эротический интерес выносится вовне и направляется на родителей, в основном — на родителя противоположного пола. Ребенок становится к нему очень привязан, стремится к общению, старается как бы «владеть» родителем, не деля его ни с кем.

В этой ситуации родитель своего пола воспринимается как соперник, «отбирающий» любимого; как следствие, ребенок бессознательно желает его «ухода», то есть, смерти (именно этот момент — по сути, признание изначальной сексуальной развращенности ребенка — явился наиболее шокирующим в классическом психоанализе). Но влечение к родителю противоположного пола и желание смерти родителя своего пола запретны; переживания, с этим связанные, вытесняются, они бессознательны.

Ситуация мальчика описывается как Эдипов комплекс (по имени героя античной мифологии Эдипа, который, не ведая того, убил собственного отца и женился на собственной матери, с которыми был разлучен в раннем детстве).

Переживания девочки определяются как комплекс Электры (Электра — дочь героя Троянской войны Агамемнона, по возвращении убитого своей женой и ее любовником; Электра мстит убийцам за смерть отца). Ребенок оказывается в ситуации внутреннего конфликта: он зависит от родителя своего пола и одновременно агрессивен по отношению к нему, боясь при этом наказания за запретные желания и поступки.

Сложившуюся картину Зигмунд Фрейд описывает следующим образом.

В начале жизни ребенком руководит особая психическая инстанция, называемая «Оно» — его желания и влечения. Руководствуясь «Оно», ребенок действовал бы в соответствии с «принципом удовольствия», делая, что хочет. «Оно» целиком бессознательно.

Однако, желания должны найти себе реалистические формы удовлетворения. Для этого из «Оно» (и это происходит достаточно быстро в детском развитии) выделяется структура, называемая «Я», задача которого — найти такие пути. По словам Фрейда, «Я» выступает как служанка «Оно». «Я» ориентировано на принцип реальности.

Но в обсуждаемый период, начиная с 4-х лет, ребенок вынужден ориентироваться и на систему запретов, противостоящих побуждениям «Оно».

Формируется еще одна инстанция, называемая«Сверх-Я»и действующая в направлении, противоположном «Оно» и «Я», выступая, в частности, как голос совести, подавляя влечения. «Я» и «Сверх-Я» частично бессознательны.

С этого момента основной внутренний конфликт ребенка — а в дальнейшем и взрослого — это конфликт между желаниями и внутренними запретами, то есть, между «Оно» и «Сверх-Я». «Я», при этом, становится своеобразным полем битвы между ними, его задача — помочь реализоваться желаниям, не обижая при этом запреты.

В травматической ситуации внутреннего конфликта «Я» вырабатывает особые психологические защиты, особые формы бессознательной психической активности, которые позволили бы, хотя бы временно, облегчить конфликт, снять напряжение, а в конкретных жизненных ситуациях так исказить смысл событий и переживаний, чтобы не нанести ущерб представлениям о самом себе как соответствующем некоторому идеалу.

Одна из форм психологической защиты позволяет ребенку «справиться» с эдиповой ситуацией (это происходит к 5 — 6 годам). Ребенок как бы решает проблему, идентифицируясь с родителем своего пола (форма защиты — идентификация): не в силах изменить ситуацию и реализовать нелюбовь к отцу, мальчик старается принять его позицию и стать похожим на него (тем самым, в структуру «Сверх-Я», наряду с запретами, включается идеал-образ).

По Фрейду, отголоски переживаний этого периода жизни ребенка (впрочем, и иных периодов тоже, но этот важен особенно) можно видеть на протяжении всей жизни человека. За огромным числом страданий и невротических проявлений взрослого можно отчетливо увидеть нереализованные сексуальные устремления.

Идея бессознательной сексуальности, лежащей в основе человеческого поведения, в том числе, тех его форм, которые мы считаем высшими (творчество, религия), — центральная идея Фрейда, на которой он настаивал и по поводу которой подвергался жестокой критике, в том числе со стороны собственных учеников, многие из которых ушли от него, не разделяя «пансексуализма», то есть стремления объяснять все через сексуальную проблематику.

Помимо идентификации существует еще множество форм психологической защиты разного типа и уровня:

проекция— то есть приписывание другим собственных скрытых свойств и переживаний;

регрессия — временный переход на более ранний, примитивный уровень психического развития, как бы отступление в тот психологический период, когда человек чувствовал себя наиболее защищенным (например, детский плач у взрослого);

рационализация— приписывание своему поведению неправильных, но удобных, не вредящих самоуважению причин и др.

Большинство психологических защит, впрочем, не снимают проблемы; адекватным способом защиты выступает, в сущности, лишь сублимация,то есть перенесение нереализованной энергии в другие области — труд, творчество, спорт.

Мы уже говорили, что психоанализ рождался как метод психотерапии неврозов, в частности, истерии — заболевания, при котором, как было показано, именно психологические причины, внутренний конфликт вызывают симптомы физических нарушении (параличи, слепота, боли и др.).

С точки зрения З.Фрейда, все люди неизбежно внутренне конфликтны (он даже использовал термин «нормальный невротик»). За многими проявлениями фантазии, творчества и др. лежит, прежде всего, скрытая сексуальная проблематика: все это — как бы символическое воплощение нереализованных желаний.

Вопреки распространенному среди непсихологов мнению, Фрейд не предлагал ожидать за каждым образом непременно сексуальную подоплеку — ее может и не быть — но в общем случае она несомненна. Выявить скрытое, сделать бессознательное содержание осознаваемым, а значит — доступным осмыслению и отчасти контролю — задача психоанализа, как терапевтического метода.

Учение Фрейда (которое мы рассмотрели весьма неполно и крайне схематично — а оно, к тому же, трансформировалось в процессе своего развития) всегда вызывало самые противоположные мнения, от восторгов до абсолютного неприятия. Вместе с тем, относительно ряда открытий З.Фрейда, ему воздает должное подавляющее большинство современных психологов.

Прежде всего, в психоанализе предметом изучения стала динамика отношений между бессознательным и сознанием. Само по себе существование бессознательного признавалось рядом авторов и до Фрейда; однако, динамика влияния бессознательного на сознание, взаимодвижение содержаний, его механизмы впервые были поставлены в центр внимания именно Фрейдом. Это означало изменение предмета психологии: сознание перестало быть замкнутым в себе когнитивным пространством, оно стало частью живой, эмоциональной, мотивированной человеческой жизни.

Сексуальная сфера человеческой жизни, значение которой сейчас отрицать было бы странно, вошла в круг психологического изучения также благодаря Фрейду (кстати, далеко не сразу пришедшему к идее сексуальной обусловленности неврозов и долго ей сопротивлявшемуся. Вопреки мнениям и слухам, сам Фрейд был очень строг в сексуальной жизни). Другой вопрос, какое значение придавать сексуальности —например, сводить ли к ней любовь или нет, соотносить ли с ней высшие этические проблемы человека и т. д.

Далее Фрейд привлек особое внимание к роли детского, прежде всего, — семейного опыта в развитии личности: значительное число психотерапевтов, в том числе и непсихоаналитиков, включает его проработку в процесс помощи тем, с кем работают.

Наконец, идея психологической защиты — одна из центральных в современной психотерапии. Не всеми разделяются теоретические объяснения, предложенные Фрейдом, но, как правило, признается, что именно его метод лег в основу большинства терапевтических систем, в том числе, далеко от него ушедших: лидеры большинства крупных психотерапевтических направлений прошли школу фрейдовского психоанализа.

Фрейдовский психоанализ действительно представлял абсолютно новую психологическую систему: в литературе можно встретить термин «психоаналитическая революция». Он оказал грандиозное влияние на искусство: оно проявляется — иногда вполне непосредственно, через перенос символов — в фильмах Федерико Феллини и Имре Бергмана, прозе Айрис Мердок, живописи Сальвадора Дали и др.

Но, разумеется, психоанализ не соотносится только с именем своего основателя. Ученики Фрейда, в большинстве своем, не разделяя пансексуализма учителя, развивали собственные учения о содержании и роли бессознательного в психической жизни, разрабатывали новые подходы к психотерапии. Среди ближайших учеников З.Фрейда наиболее известны А.Адлер и К.Г.Юнг.

Направление, основанное австрийским врачом-психиатром и психологом Альфредом Адлером (1870—1937 гг.) называется индивидуальная психология. Центральной идеей его теории является мысль о бессознательном стремлении человека к совершенству. Стремление это, по Адлеру, определяется исходным и неизбежным переживанием чувства (комплекса) собственной неполноценности и необходимостью его компенсировать.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.