Тема 4. КОНКУРЕНЦИЯ И ПРОИЗВОДСТВО В ФИРМАХ
4.1. Задания для самостоятельной работы
1) В табл. 4.1.1. дан условный пример числа компаний и доли производства продукции рядом из них в некой стране.
В каких из указанных в таблице отраслей конкуренция:
а) наиболее остра; б) наименее остра?
Чем вы это объясните?
2) В табл. 4.1.2. представлены данные для краткосрочного периода.
а) Определите предельный продукт труда и средний продукт труда.
б) На основании предыдущих вычислений постройте кривые предельного и среднего продуктов труда.
Т а б л и ц а 4.1.1.
Поставки продукции крупными производителями
Отрасль промышленности
| Число компаний
| Доля в стоимости отраслевого выпуска, в %
| Четырех крупных фирм
| Пятидесяти крупных фирм
| 1. Автомобильная
|
|
|
| 2. Программное обеспечение
|
|
|
| 3. Полиграфическая
|
|
|
| 4. Мебельная
|
|
|
| 5. Виноделие
|
|
|
| 6. Швейная
|
|
|
|
в) Определите уровень выпуска, более близкий к пересечению построенных кривых.
г) Как повлияет рост затрат капитала на положение кривых?
3) Дана производственная функция Q = 5 (L) K, где L и K – расходы труда и капитала. Найдите предельный продукт седьмой единицы капитала, если L = 4, а K = 7.
Т а б л и ц а 4.1.2.
Взаимосвязь выпуска с затратами труда
Затраты (чел./нед.)
|
|
|
|
|
|
|
| Объем продукта (ед./нед.)
|
|
|
|
|
|
|
|
4) Дана производственная функция Q = 2 X (Y) . На сколько процентов увеличится выпуск, если увеличить расход на 21 %:
а) ресурса X;
б) ресурса Y;
в) обоих ресурсов одновременно?
5) Дана производственная функция Q = 3 (K) (L) . При K = 9 часов работы машин и L = 8 часов работы труда выпуск и средний продукт труда составят, соответственно:
а) 24 и 6; б) 18 и 2; в) 6 и 24; г) 18 и 6?
6) Заполните пропуски в табл. 4.1.3. (если они вычисляемы):
Т а б л и ц а 4.1.3.
Взаимосвязь выпуска с затратами переменного ресурса
Объем применения переменного ресурса (ед.)
| Общий выпуск продукции (шт.)
| Продукт переменного ресурса
| Предельный
| Средний
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7) Какой рынок больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции:
а) стали; б) парикмахерских услуг; в) легковых автомобилей; г) акций; д) бензина?
8) Найдите верный ответ.
Признак совершенной конкуренции говорит о том, что фирма:
а) использует методы легальной конкуренции в борьбе;
б) не может влиять на формирование рыночной цены;
в) использует любые методы конкуренции для захвата рынка;
г) добивается установления желаемой цены в конкурентной борьбе.
9) Вы намереваетесь приобрести участок земли и нанять рабочих. Перед Вами следующие расчеты:
Т а б л и ц а 4.1.4.
Производственная функция в сельском хозяйстве
| Производимая продукция (ед.)
| Размер участка (усл. ед.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Количество рабочих (чел.)
|
Рассчитайте дополнительную продукцию:
а) получаемую с дополнительной единицы труда на участке, равном 100;
б) получаемую продукцию с дополнительной единицы площади при количестве занятых, равном 10.
10) По условиям предыдущей задачи рассчитайте дополнительную продукцию, получаемую с дополнительной единицы труда на участках равных:
а) 100 усл. ед. площади;
б) 200 усл. ед. площади;
в) 300 усл. ед. площади.
Рассчитайте производительность труда в этих вариантах. Опираясь на имеющуюся информацию, какой вариант производства вы выберете?
4.2. Контрольные вопросы
1. Назовите варианты трансакций, не требуемые при организации производственной деятельности в форме предпринимательской фирмы, а не кооператива.
2. Сформулируйте критерии конкурентных условий, по которым дифференцируют конкурентные рыночные структуры по видам.
3. В чем отличие монопольных проявлений при монополии и монополистической конкуренции?
4. Есть ли разница между терминами «ресурсы» и «факторы производства»?
5. Дайте определение изокванты и перечислите ее свойства.
6. Как разграничивают короткий и долгий периоды в производстве?
7. Являются ли аналогами принцип убывания предельной полезности и закон убывающей отдачи?
8. Дайте определение предельного продукта труда.
9. Назовите виды эффекта масштаба и охарактеризуйте их отличия.
10. Являются ли аналогами закон убывания отдачи и эффект масштаба?
Темы рефератов
1. Эволюция конкуренции в современной рыночной экономике (на примере XX века).
2. Миссия фирмы и другие признаки эволюции в целях деятельности крупного предпринимательства современности и прошлого столетия.
Литература
[6; 7; 9; 13; 14; 17; 18; 24; 26; 27].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|