Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ





В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

 

План семинарского занятия

 

1. Правила определения объема выпуска совершенно конкурентной фирмой.

2. Эффективность в производстве и в распределении ресурсов при совершенной конкуренции. Показатели эффективности использования ресурсов в фирмах.

3. Общее равновесие и Парето-эффективность.

 

Методические указания

 

Раскрывая первый вопрос темы, необходимо уяснить, что предпринимателя интересует такой выпуск продукции фирмой, при котором максимизируется его прибыль как разность валовых дохода и издержек. Следует отметить также, что открытие фирмы приводит к несению ею постоянных издержек (например, по закупленному или арендованному оборудованию), которые остаются у нее и после закрытия. Учитывая, что валовые величины есть суммы предельных, фирма имеет два метода определения прибылемаксимизирующего (или убыткоминимизирующего) выпуска продукции. При изложении их правил важно помнить об относительности убыточности, так как под прибылью понимается экономическая ее часть, а также о совпадении кривой предложения фирмы с восходящей кривой предельных издержек. Формула MR (P) = MC позволяет не только определить краткосрочные действия фирмы, но и учесть при сравнении цены с величиной средних издержек долгосрочные приспособления по входу – выходу фирмы на рынке. Следует вывести условие долгосрочного равновесия фирмы и сформулировать вывод о влиянии условий совершенной конкуренции на сведение к нулю экономических прибылей и убытков при долгосрочном равновесии.



Переходя ко второму вопросу темы, необходимо проанализировать формулу долгосрочного равновесия по равенству в нем цены с минимумом средних издержек и с предельными издержками. Следует показать, как в этих двух правилах содержится соответствующее доказательство производственной эффективности и эффективности распределения ресурсов при совершенной конкуренции.

Стоит заметить далее, что равенство MR = MC для совершенного типа конкуренции содержит в себе не только общественную эффективность распределения ресурсов, но и эффективное внутрифирменное использование ресурсов. Речь идет об оплате ресурсов по их эффективности как предельной производительности, в иной форме отображающей то же правило равенства предельных издержек и дохода. Необходимо показать, как по правилу минимальных издержек в производственном равновесии (касании изокостой изокванты) фирма движется к точке максимизации прибыли, соблюдая по каждому используемому фактору требование достижения равенства между ценой оплаты фактора и его предельной отдачей (производительностью). Для закрепления следует сравнить полученные правила экономической эффективности при современной конкуренции – MR (Pп) = MC по выпуску продукции и MRP = MRC (Pр) по использованию факторов, обратив внимание на соответствие цен предельному доходу и предельным издержкам (Pп – цена продукта, Pр – цена ресурса). Стоит проанализировать также показатели, отслеживаемые фирмой для контроля за эффективностью использования ресурсов (производительность труда, фондоотдача, фондовооруженность, различные варианты емкости применения ресурсов при выпуске продукции), сформулировать основные пути их роста.



В третьем вопросе темы следует переформулировать выводы об экономической эффективности при совершенной конкуренции, используя для этого термины Парето-оптимальности и Парето-предпочтительности в рыночном распределении ресурсов и благ. Стоит обратить внимание на то, что взаимозависимость рынков приводит к соответствию максимизации благосостояния общего и каждого отдельного лишь через достижение общего равновесия, причем как для производственных, так и для потребительских обменов (рынков), а потому и для процессов производства и потребления по заданным изначально их условиям. Необходимо показать эту максимизацию на примере построения кривой взаимовыгодных контрактов в диаграмме Эджуорта вначале для потребительского обмена, а затем и для производства, где она называется кривой эффективности. Стоит обратить внимание на связь производственного обмена факторами в диаграмме Эджуорта с кривой производственных возможностей, сформулировав затем предельную норму трансформации благ как связующее звено между ценами на рынке благ и предельными издержками перераспределения ресурсов на блага через рынок ресурсов. В заключение следует вспомнить рассмотренные ранее причины и варианты несостоятельности рынка в обеспечении эффективности и уточнить роль несовершенства конкуренции как источника возможных потерь в эффективности.



 

Литература

 

[6; 8; 13; 15; 18; 22; 26; 30; 31].

 

 

Тема 7. РЫНКИ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

План семинарского занятия

 

1. Причины образования, сущность и формы монополии. Индекс Лернера.

2. Ценообразование в условиях олигополии. Индекс Герфиндаля.

3. Монополистическая конкуренция.

4. Потери от несовершенной конкуренции. Факторы, противодействующие монополизации рынка.

 

Методические указания

 

При изучении первого вопроса важно понять исторически закономерную логику движения общества от свободной конкуренции до современной несовершенной конкуренции. Следует показать роль НТП в становлении крупного производства, уяснив при этом, почему данный процесс создает как необхо-димость, так и возможность образования монополий.

Обратите внимание на то, что увеличение масштабов производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим направлениям: горизонтальная, вертикальная интеграция, диверсификация. Рассмотрите организационные формы монополий: картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат, консорциум. Особо следует выделить ситуацию так называемой ес-тественной монополии, объяснить причины ее существования.

Для того чтобы понять рыночное поведение фирмы-монополиста, необходимо уяснить, что в случае несовершенной конкуренции монополист обладает определенной властью над ценой. Степень монопольной власти определяется с помощью индекса Лернера. При этом важно показать, что власть над ценой у монополиста не абсолютна. Следует понять, что монополия, максимизирующая прибыль, стремится произвести меньший объем продукции и установить более высокую цену на свой товар по сравнению с совершенной конкуренцией.

 

Во втором вопросе прежде всего следует дать определение термина «олигополия», показать причины, лежащие в основе развития олигополии. Концентрацию рынка и степень власти над ценой в условиях олигополии, как и при монополии, можно измерить с помощью индекса Герфиндаля.

Обратите внимание на то, что ключевым признаком олигополии является взаимозависимость фирм, распространяющаяся на все сферы конкуренции: цену, объем продаж, долю рынка, инновационную деятельность, рекламу, услуги покупателям и т. д. Процесс принятия подобных решений целесообразно рассмотреть на примере модели Курно.

Необходимо уяснить, что ценообразование в условиях олигополии отличается разнообразием. Для этого проанализируйте основные типы (модели) олигополистического поведения.

В третьем вопросе предлагается анализ рынка монополистической конкуренции с дифференциацией продукта. Важно понять, что цена в условиях дифференциации продукта не является единственным методом конкуренции. Особенно важны издержки сбыта, а наиболее характерная форма затрат на сбыт и его стимулирование – реклама. Следует заметить, что на практике предприниматель, действующий в условиях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать прибыль.

В четвертом вопросе необходимо проанализировать потери от несовершенной конкуренции, которые несет общество в связи с монополизацией хозяйственной жизни. В конечном счете проблема монополизации сводится к власти над ценой. Объясните, опираясь на гипотезу Шумпетера, почему несовершенная конкуренция несет обществу определенный выигрыш.

Заслуживает внимания анализ факторов, противодействующих монополизации рынка, как экономических, так и административных. Государство берет на себя ответственность за создание условий эффективного функционирования рынка. Следует проанализировать основные направления и проблемы антимонопольной политики в России.

 

Литература

 

[2; 3; 5; 7; 8; 10; 16; 22; 26; 32].

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.