Сделай Сам Свою Работу на 5

О Кратком курсе истории ВКП (б)





 

История его выхода в свет и последствия довольно поучительны. В сентябре 1938 г. «Правда» опубликовала текст нового учебника по истории партии «Краткий курс истории ВКП (б)»[941]. Затем он был напечатан в теоретическом органе ЦК ВКП (б) — журнале «Большевик» — и, наконец, вышел отдельной книгой. За 15 лет — с 1938 по 1953 г. — «Краткий курс» переиздавался 301 раз тиражом 42 816 тыс. экземпляров на 67 языках[942]. Но и после прекращения издания идеи и положения данной книги продолжали жить в офи­циальных партийных документах, учебниках по истории, разного рода исследованиях и «фундаментальных» трудах ученых. И прав был поэт Р. Рождественский, когда сказал:

Краткий курс

Истории

был длинным,

Шибко долгим был он —

Краткий курс.

За прошедшие более чем пятьдесят лет «Краткий курс исто­рии ВКП (б)» получал разнообразные, часто прямо противопо­ложные оценки. В зависимости от политической конъюнктуры его то непомерно превозносили, то резко критиковали, то «объективистски» характеризовали как труд, имеющий, с одной стороны, известные достоинства, но, с другой стороны, и не­которые изъяны. Оценка «Краткого курса» в каждый историче­ский момент прямо отражала отношение к Сталину и стали­низму, существовавшее в высшем партийном руководстве. Уже одно это свидетельствует о неразрывной связи учебника с идеологией сталинизма, воплощением и отражением которой он был[943].



Публикацию первой главы книги «Правда» сопроводила пере­довой статьей «Глубоко изучать историю партии Ленина — Ста­лина», где, в частности, указывалось: «В результате громад­ной теоретической работы, проделанной комиссией ЦК ВКП (б), лично товарищем Сталиным, наша партия, комсомол, все трудя­щиеся получили научный труд, запечатлевший со всей глубиной славную историю борьбы и побед партии Ленина — Сталина»[944].

В постановлении ЦК ВКП (б) от 14 ноября 1938 г. «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса ис­тории ВКП (б)» эта книга характеризовалась как «новое могучее идейное оружие большевизма», как «энциклопедия основных знаний в области марксизма-ленинизма»[945].

Н. С. Хрущев, осудивший на XX съезде КПСС культ лично­сти Сталина, подверг критике и «Краткий курс истории ВКП (б)», порождавший, по его мнению, догматизм, субъекти­визм и схоластику в изучении и пропаганде истории партии[946].



Секретарь ЦК, кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС акаде­мик Б.Н.Пономарев (участвовавший, кстати, в написании «Краткого курса»), выступая на Всесоюзном совещании исто­риков в декабре 1962 г. и оценивая влияние этой книги на историко-партийную науку, заявил: «В 1938 г. вышел “Краткий курс истории ВКП (б)”. С этого момента история КПСС была втиснута в прокрустово ложе сталинских схем и формул. “Крат­кий курс”, по существу, заслонил собой от исследователей тео­ретическую сокровищницу марксизма-ленинизма, труды Мар­кса, Энгельса, Ленина»[947].

В последующие годы, в связи с развер­нувшимся процессом ресталинизации, оценки «Краткого курса» все более смягчались. Например, во 2-м издании учебника «Ис­тория Коммунистической партии Советского Союза» (1962 г.), подготовленного под редакцией того же Пономарева, го­ворилось, что во второй половине 30-х гг. XX в. «развернулась работа по изучению истории партии. В целом это сыграло положитель­ную роль[948], хотя вышедший в то время “Краткий курс истории ВКП (б)” имел серьезные недостатки. Он был пронизан культом личности Сталина и не давал правдивого и объективного осве­щения многих вопросов истории партии, что отрицательно ска­залось на идеологической работе партии»[949].

А в 3-м издании (1969 г.) такое в известной степени критическое утверждение заменили фразой: «Требовалось усилить идейно-политическое воспитание интеллигенции, партийных кадров. ЦК ВКП (б) провел ряд мероприятий для улучшения пропаганды и агитации»[950]. О «Кратком курсе» и его негативном влиянии на пропаганду уже не было ни слова.



Характерна для того времени и оценка «Краткого курса», дан­ная в 5-м томе многотомной «Истории КПСС»: «В ноябре 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП (б)». Эта книга, несмо­тря на известные недостатки, сыграла значительную роль в изу­чении истории нашей партии, в развертывании идеологической работы»[951].

Подобная оценка сохранялась в историографических изданиях 70 – начала 80-х гг. XX в. Выйти за ее пределы в то время бы­ло нельзя[952]. Только в 1988 г. открылась возможность подлинно объективной, критической оценки «Краткого курса» в научных исследованиях и публицистике[953].

Итак, в «Кратком курсе истории ВКП (б)» нашли окончательное идеологическое оформление догматы, долгое время довлевшие над историками.

 

 

Приложение 4

Книжка красноармейца (извлечения) 1918 г.[954]

 

Утверждается, как обязательная для всей Крас­ной Армии.

Председатель ВЦИК Я. Свердлов

Председатель Совнаркома В. Ульянов (Ленин)

Председатель Высшей военной инспекции Н. Подвойский

 

Эта записная книжка дается каждому солдату Красной Армии при поступлении на службу.

Красноармеец должен постоянно хранить ее у себя...

 

Кто ты, товарищ?

«Кто ты, товарищ?» Если тебя так опросят, отвечай: «Я защитник всех трудящихся и бедных всего мира».

«За что ты бьешься?» Если спросят, отвечай: «За правду. Чтобы земля, и фабрики, и реки, и леса, и все богатства при­надлежали бы рабочему люду».

«Чем ты бьешься?» Отвечай: «Я бьюсь винтовкой, и шты­ком, и пулеметами, а еще верным словом к неприятельским солдатам из рабочих и крестьян, чтобы знали, что я им не враг, а брат».

«Кто же твой враг, товарищ?» Если тебя так спросят, от­вечай: «Мои враги те кровопийцы, кулаки, помещики, капи­талисты, что отнимают у трудящихся их кровное добро и за­ставляют трудовой народ друг друга истреблять».

«Как же ты бьешься с врагами?» — «Без пощады, пока не сокрушу».

«Много ли вас, защитников труда и бедноты?» Если тебя так спросят, отвечай: «В резерве у меня вся беднота и про­летариат, трудящиеся всего мира спешат ко мне на помощь».

Заповеди красноармейца

1) Почему наша армия называется Красной Армией? Наша армия называется Красной потому, что она проливает свою кровь под красным знаменем за нашу Красную Респуб­лику, то есть за рабочее, крестьянское государство.

Свою свободу, свои права, свою землю, свои союзы, свои газеты рабочие и бедняки-крестьяне получили кровавой борь­бой с помещиками и капиталистами, как будто окрасили своей кровью свои знамена, а потому и цвет нашего знаме­ни — это цвет нашей крови, и та армия, которая бьется и жертвует своей жизнью и кровью за общее счастье трудя­щихся, называется Красной Армией.

2) Стало быть, красноармеец есть прежде всего член вели­кой единой семьи трудящихся, рабочих и бедняков-крестьян, потому что Красная Армия — это не старое царское войско, а народная, рабочая, крестьянская армия. За кого билось и умирало старое царское войско? За помещика, кулака, хо­зяина, капиталиста, за его карман.

За кого бьется наша рабочая, крестьянская армия? За рабочего, за крестьянина, за его лучшую жизнь, за землю, которую хотят снова отнять у крестьянина помещики, капи­талисты и старые царские генералы.

3) Красноармеец! Рабочий ли ты, крестьянин ли, приказ­чик, ткач, конторщик, слесарь или какой-либо другой трудя­щийся человек. Хочешь ты иметь свою землю, теплый угол, обед и сытую довольную жизнь? Хочешь ли ты иметь жену и детей? И хочешь ли ты, чтобы и твоя жена и твои дети были сыты, одеты и обуты? Хочешь ли ты быть сам себе господи­ном и слугой, свободным человеком? Хочешь ли ты иметь свою рабочую, крестьянскую власть — Советы?

Если ты хочешь все это иметь, то должен завоевать все это.

4) Кто же тебе препятствует все это иметь? Враги бедня­ков — богачи, помещики, капиталисты. Им принадлежит все, тебе ничего. Стало быть, если ты хочешь жить, как нужно жить людям, а не животным, ты должен бороться с помещи­ками, капиталистами и их друзьями.

5) Кто же друзья капиталистов и помещиков? Богачи, капиталисты и помещики всего мира. Вот почему и зовет тебя на борьбу с этими врагами бедняков Российская Комму­нистическая партия.

6) Что же это за партия? Партия — это союз одинаково думающих людей, как и почему нужно бороться за лучшую жизнь, за справедливые порядки и за счастье на земле.

Коммунистической эта партия, эти люди называются по­тому, что они хотят, добиваются установить на земле такие порядки, когда не будет богачей и бедняков, когда все — фабрики, заводы, земля, то, что на земле, и то, что в земле,— будет принадлежать трудящемуся народу, всем, а не тунеяд­цам, как теперь.

Российской, а не русской эта партия называется потому, что ей все равно, кто бы ни был в партии — бедняк-рабо­чий, крестьянин, немец, турок, англичанин, язычник или пра­вославный, лишь бы он был бедняк. А потому партия называется не русской, не немецкой, не еврейской, а Российской.

7) Что же должен особенно помнить каждый красноар­меец? Прежде всего, что у него есть оружие, что это оружие досталось всем нам дорогой ценой: пришлось многим нашим братьям сгнить в тюрьме, на каторге, погибнуть на виселице, нужно было страдать долгие годы в окопах, чтобы дога­даться, что все зло в царе, помещиках и капиталистах, и чтобы свергнуть и на их место поставить свою рабочую, кре­стьянскую власть.

Вот какой дорогой ценой досталось оружие тебе, стало быть, и беречь его надобно как зеницу ока своего. Без ору­жия ты ничто.

8) Как же ты должен обращаться с оружием? Любовно и осторожно.

Любовно потому, что если ты не будешь ходить за ним (чистить, смазывать, разбирать), то оно испортится и пропа­дет, а без оружия ты ничто.

И беречь ты должен его: добро то общее, народное, а не твое.

А самое главное, осторожно обращаться с оружием на­добно.

Мирному жителю нельзя ни угрожать, ни ранить, ни уби­вать его нельзя.

Что хорошего, если с оружием в руках женщин насило­вать будешь, домашний скарб и добро чужое отнимать ста­нешь? Любить тебя за это не станут, а как от зверя бежать будут и проклинать начнут.

И вместо победы только неприязнь, нелюбовь даже у своих заслужишь.

9) Трусом поганым тоже быть нельзя. Все равно — побе­жишь ли ты, бросивши сапоги и сумку, или останешься до конца в бою, все равно от смерти не уйдешь. А потому надо бороться так, чтобы либо победить, либо умереть.

10) Как ты должен с товарищами быть? Как равный с равными, и начальство твое — это только более опытные и знающие старшие братья; в бою, в строю, в казарме, за работой слушаться их приказаний должен, как из казармы вы­шел — свободный, вольный человек, значит.

11) Но только на одно начальство твое не надейся: про­веряй его и сам в оба гляди, чтобы не обманули тебя.

12) И выходит, стало быть, что красноармеец есть трудя­щийся честный солдат рабочей и деревенской бедноты, за ко­торую он борется и, если нужно, умрет...

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.