Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ





Г. М. Ипполитов, В. Я. Ефремов, С. А. Пилипенко

 

 

МОРАЛЬНЫЙ ДУХ КРАСНОЙ АРМИИ И ЕГО УКРЕПЛЕНИЕ (1918 – 1923 гг.): ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ, УРОКИ

 

 

Самара 2010


УДК

Ипполитов Г. М. и др.Моральный дух Красной армии и его укрепление (1918 – 1923 гг.): исторический опыт, уроки / Г.М. Ипполитов, В.Я.Ефремов, С.А. Пилипенко; послесловие С.Н. Полторака. Самара: 2010 – с.

Монография, написанная на обширной и разнообразной источниковой базе, ядро которой составили архивные документы, многие из которых до недавнего времени являлись засекреченными, раскрывает сложную научную проблему — состояние морального духа Красной армии в годы так называемой фронтовой Гражданской войны (1918 – 1920) и в период перевода РККА на мирное положение (1921 – 1923).

Исследование рассчитано, главным образом, на специалистов. Однако оно может стать небезынтересным всем, кто интересуется проблемами военной истории Советского государства.

 

Рецензенты:

Юрий Петрович АНШАКОВ, доктор исторических наук, профессор, (Поволжский филиал Института Российской истории РАН)

Виталий Николаевич ВОРОНОВ, доктор исторических наук, профессор, академик Академии военных наук (Военный университет Минобороны РФ)



Вячеслав Викторович РЫБНИКОВ, доктор исторических наук, профессор, академик Академии военных наук, заслуженный работник высшей школы РФ (Московский университет МВД России)

 

 

Под общей редакцией доктора исторических наук, профессора, академика Академии военных наук Георгия Михайловича ИППОЛИТОВА

Монография издана на финансовые средства Самарского института (филиала) ГОУ ВПО «Российский торгово-экономический университет»

 

© Ипполитов Г. М., 2010

©Ефремов В. Я., 2010

© Пилипенко С.А., 2010

© СИ РГТУ, 2010

 

 


Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ. 5

 

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ 24

Измерения теории и методологии истории. — Кризис отечественной исторической науки 1990-х гг. и перемены в ней в начале XXI в. — Теоретико-методологические ориентиры в формате монографии. — Подходы к исследованию проблемы. — Методологические принципы, методы исследования проблемы. — Теоретико-методологические особенности историографического анализа проблемы. — Принципиальные положения, составляющие общую концепцию монографического исследования. — Заключительные замечания.



 

Глава II. В ЛАБИРИНТАХ ИСТОРИОГРАФИИ И В ОКЕАНЕ ИСТОЧНИКОВ: КРОКИ МАРШРУТА 51

Предварительные замечания методологического характера. — Феномен советской историографии. — Особенности перестроечной, постперестроечной и постсоветской историографии. — Отечество в огне, а музы не молчали: первые попытки осмысления проблемы в зарождающейся советской исторической науке (1918 – 1920 гг.). — Свобода творчества, брошенная в темницу: исследование проблемы в условиях относительной творческой свободы и монопольного господства сталинской теоретико-методологической парадигмы (1920-е – первая половина 1950-х гг.). — Из оттепели в застой: история изучения проблемы в системе теоретико-методологических координат периода хрущевской оттепели и частичной реанимации сталинских подходов в советской исторической науке (вторая половина 1950-х – первая половина 1980-х гг.). — Иные времена — иные песни: перестроечная, постперестроечная и постсоветская историография проблемы (вторая половина 1980-х –до наст. времени). — С чужих берегов: несколько замечаний о зарубежной историографии проблемы. — Принципы работы с источниками. — Архивные документы и материалы. — Опубликованные документы советских органов государственной власти и военного управления. — Опубликованные документы правившей в Советском государстве коммунистической партии. — Труды крупных отечественных и зарубежных государственных, политических, военных, научных, общественных деятелей. — Эгоисточники (мемуары, дневники, эпистолярии) — Периодическая печать. Различные дополнительные и специфические источники.



 

Глава III. «УМИРАЮ, НО ВЕРЮ, НАШЕ СОЛНЦЕ ВЗОЙДЕТ». Моральный дух Красной армии в годы Гражданской войны и в период перевода РККА на мирное положение: партийно-государственное видение концептуальных основ, организационная структура деятельности и нормативно-правовое обеспечение ее функционирования. 127

Предварительные замечания. — Создание Красной армии. Разработка В.И. Лениным концепции морального духа Красной армии. — Взгляды Л.Д. Троцкого, И.В. Сталина на проблему морального духа Красной армии в годы Гражданской войны. — Дальнейшая разработка концепции укрепления морального духа РККА в период перевода ее на мирное положение. — Организационная структура деятельности по укреплению морального духа. — Нормативно-правовое обеспечение функционирования рассматриваемой организационной структуры.

 

Глава IV. «Я ЧЕСТНО ПОГИБ ЗА РАБОЧИХ» Практическая деятельность по укреплению морального духа Красной армии. 186

Укрепление морального духа в полупартизанских формированиях и после создания Красной армии. — Постоянное падение морального духа войск. — Репрессии. Опора на коммунистов, увеличение партийной прослойки в войсках. — Разъяснение целей и задач борьбы с противником и мобилизация на этой основе на качественно выполнение боевых приказов. — Агитационно-пропагандистская работа. — Культурно-просветительная работа. — Формирование высокого наступательного порыва. — Продолжение репрессий. — Радикальное сокращение РККА после окончания фронтовой Гражданской войны и необходимость сохранения ее боеспособности. — Резкое снижение уровня морального духа Красной армии. — Меры по укреплению морального духа РККА

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 251

 

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 259

 

Приложение 1. Сведения о некоторых исторических персоналиях. 259

Приложение 2. Краткая справка о некоторых военных терминах. 268

Приложение 3. О Кратком курсе истории ВКП (б) 270

Приложение 4. Книжка красноармейца (извлечения) 1918 г. 272

Приложение 5. К вопросу о надругательстве над трупом генерала Л.Г. Корнилова. 276

Приложение 6. Приказ Революционного Военного Совета Республики о мерах преодоления партизанства №180 278

 


ВВЕДЕНИЕ

Теснимый, уже не рассчитывая на помощь со стороны, которой взяться неоткуда, должен целиком возлагать свою последнюю надежду на моральное превосходство.

К. Клаузевиц

 

История учит: война — исключительно сложное явление, отличающееся многоаспектностью. Она представляет собой крайнюю форму разрешения социально-политических, экономических, идеологических, а также национальных, религиозных, территориальных и других противоречий между государствами, народами, нациями, классами, классами и социальными группами средствами военного насилия. Сколько бы ни мечтали утописты о мире без насилия, сколько бы ни проклинали кровопролитие, исторический опыт всех времен и народов убедительно свидетельствует: война — вечный спутник исторического развития человечества, приносящий ему множество бед. За 55 веков сообщество мировых цивилизаций пережило около 15 тыс. войн, унесших более 3,6 млрд человек. Относительно мирных лет насчитывается менее 300. Причем, по мере развития человечества войны приобретали более кровопролитный и разрушительный характер: XVII век унес жизни 3.3 млн человек, XVIII век —5,3 млн, а войны XIX века — уже 6 млн. Войны принесли человечеству и колоссальные материальные потери. Общую стоимость ценностей, уничтоженных во время всех войн, которые зарегистрировала память человечества, можно представить в виде гигантского золотого кольца по окружности Земли шириной 156 и высотой 10 метров[1].

Российское государство формировалось в условиях жесточайшего внешнего давления. Имеются данные, что на каждое столетие российской истории приходится примерно 20 войн. По крайней мере, раз в столетие наша страна подвергалась опустошительному нашествию. Можно сказать, что каждое поколение россиян переживало свою войну[2]. Россия стала одним из первых государств, создавших постоянную армию, мощный военно-промышленный комплекс (с эпохи Петра I). За XVIII – XIX вв. в войнах погибли 10 млн россиян, в то время как население России в первой четверти XVIII в. составляло всего лишь 16 млн человек. В XVIII – XIX вв. Россия вела 22 наступательные, 4 оборонительные войны, 7 войн и 2 военных похода в интересах европейской военной политики. Она пережила 2 крупные внутренние войны, шесть бунтов[3]. 18 войн XIX в. в России заняли 67(!) лет[4]. Страна все время «работала на войну»: большая часть государственного бюджета шла на ее нужды. В начале XVIII в. — 83%, в начале XIX в. — 51%, в начале XX в. — 35%[5]. Проведенный военными историками подсчет только безвозвратных потерь в «больших» и «малых» войнах, которые являлись спутником истории России за период с 1900 по 2000 гг., составил цифру (только по личному составу вооруженных сил и других войсковых формирований) в 12 132 668 человек[6].

Видимо, от войны никуда не деться. По крайней мере, в обозримом будущем. Но, несмотря на исторически опыт, кабинетные теоретики, попав под эйфорию прекращения «холодной войны» после развала СССР, выдвинули безапелляционный тезис о том, что России никто не угрожает. Они, эти кабинетные теоретики-утописты, конечно же, не правы. Циничные кровавые вылазки против нашего Отечества со стороны международного терроризма, предпринятые в начале XXI в., Грузино-южно-осетинский конфликт (август 2008 г.), в котором наша страна успешно совершила силовую акцию по принуждению грузинских агрессоров к миру — вот те исторические реалии, которые, надо полагать, должны развеять состояние благодушия, когда речь идет о национальной безопасности нашего Отечества.

Объект исследования— военнослужащие Красной армии в условиях Гражданской войны и перевода РККА на мирное положение в 1918 – 1923 гг. Причем, в период называемой фронтовой Гражданской войны (1918 – 1920) военнослужащие Красной армии имели статус комбатантов[7].

Предмет исследования— деятельность органов государственной власти и военного управления Советского государства по укреплению морального духа Красной армии в годы так называемой фронтовой Гражданской войны (1918 – 1920) и в период перевода РККА на мирное положение (1921 – 1923). Здесь нельзя обойти стороной теоретические проблемы морального духа как сложного духовного образования.

Опыт вывел аксиому: в войне вооруженное противоборство всегда первично[8]. Однако, наряду с вооруженным противоборством, учит военная история, особое место всегда занимало духовное состояние войск. Еще наши далекие предки заметили зависимость побед и поражений от морального состояния армии. В сочинениях древнегреческого философа и историка Плутарха содержится один любопытный и поучительный фрагмент, суть которого сводится к следующему. Когда в Риме узнали о том, что царь этрусков готовится совершить нападение на землю римлян, в лагерь этрусков направили Муция Сцеволу. Прибыв во вражеский лагерь, Сцевола долго отговаривал этрусков от намерения напасть на Рим и даже соглашался принести дары воинственному противнику. Царь этрусков оставался непреклонен: «Рим должен пасть!» Тогда Муций Сцевола, исчерпав все доводы, использовал в переговорах последний аргумент: он вытянул руку над огнем очага и хладнокровно сжег ее. Царь этрусков был потрясен силой духа посланцев римлян. Его решимость напасть на Рим поколебалась: ведь он увидел, как сильны духом и мужественны те, на кого он собирается напасть. Понятно, что мы имеем дело с легендой. Но она показывает, насколько значимым является в войне духовное состояние тех, кто бьется с оружием в руках. А вот уже не легенда, а суровая правда истории: великий подвиг советского народа — победа в Великой Отечественной войне — свершился во многом потому, что те, кто принял смертный бой с фашизмом, являлись сильными духом. Приведем свидетельство побежденногонемецкого генерала Г. Фриснера: «Советский солдат сражался за свои политические идеи сознательно... Я собственными глазами видел, как молодые красноармейцы на поле боя, попав в безвыходное положение, подрывали себя ручными гранатами»[9].

Это ли не подтверждение глубокой мысли Наполеона о том, что во всяком военном предприятии успех на три четверти зависит от данных морального (духовного) порядка и только на одну четверть от материальных сил?[10] Это ли не подтверждение взгляда Ф. Энгельса, мыслителя, прекрасно разбиравшегося в военной истории, писавшего, что для правильной оценки боевой способности армии, кроме учета качества и вооружения, количества и стойкости войск, «необходимо представление о ее моральном состоянии»?[11]. Это ли не подтверждение мыслей российского генерала-легенды М.Д. Скобелева, отмечавшего, что раз офицер подметил слабость пульса части, то он обязан принять меры, во что бы то ни стало восстановить дух солдат и офицеров. И здесь, в понимании Скобелева, в русской армии можно опираться или на сердце, или на дисциплину в строгом ее проявлении. Иногда на то и другое вместе. Как видно, исторические прецеденты налицо.

Что же такое моральный дух армии? На данные вопрос пыталась найти ответ и передовая зарубежная, и передовая российская военная мысль. И небезуспешно. Знаковым трудом здесь, к примеру, можно считать статью уникального отечественного военного мыслителя генерала М.И.Драгомирова «Воспитание и образование войск». В ней перечисляются все структурные элементы такого понятия, как моральный дух: «чувство долга, доведенное до самоотвержения, способность не приходить в отчаяние в самых трудных положениях; неустрашимость, находчивость, способность выносить тягости и лишения военного времени»[12]. Однако устоявшуюся дефиницию «моральный дух армии» в научной литературе вряд ли можно найти. Не стоит удивляться. Историческая наука — не математика. Не всегда можно дать четкие и однозначные формулировки.

Между тем, в исторической науке сформировался свой обширный понятийно-категориальный аппарат, который хотя и отличается достаточной подвижностью, периодической корректировкой внутреннего содержания определений, входящих в него, тем не менее, имеет одновременно и определенную устойчивость[13]. Такова диалектика.

Поэтому анализ литературы, причем увидевшей свет в различных цивилизационных измерениях, позволяет утверждать, что моральный дух — сложная категория. Она находится в тесном диалектическом единстве с такими понятиями, как духовный и боевой потенциал армии, моральный фактор в войне, а также морально-психологическое состояние личного состава (см. табл.1).

Таблица 1

Краткая суть категорий «моральный дух» и других, тесно с ней связанных[14]

 

Категория Краткое определение
Моральный дух армии Состояние сознания личного состава армии, характеризующее духовную способность и готовность вооруженных сил к действиям в соответствии со своим предназначением и поставленными задачами в военное и мирное время. Моральный дух армии — это также форма проявления и реализации духовного потенциала, важнейшее слагаемое боевого потенциала армии
Духовный потенциал армии Состояние общественного сознания, определяющее максимальные возможности государства (коалиции государств) по мобилизации и организации населения на достижение политических, экономических, социальных, военных и других целей
Боевой потенциал армии Совокупность материальных и духовных факторов, определяющих состояние вооруженных сил и их способность выполнять стоящие перед ними задачи, вести боевые действия, вооруженную борьбу
Моральный фактор в войне Специфическая совокупность моральных, политических и психологических элементов духовных сил народа и армии, выражающих осознанное отношение к войне, желание и готовность воевать за цели и задачи справедливой войны, способность и решимость вынести все ее самые тяжелые испытания, трудности, не утратив при этом веру и волю к борьбе и победе
Морально-психологическое состояние личного состава Качественная определенность личности, коллектива, характеризующая направленность и динамику психических процессов, межличностных отношений в воинском коллективе; выступает конкретной формой проявления и реализации духовного потенциала и морального духа армии, важной характеристикой боевых возможностей войск
Морально-психологическое обеспечение деятельности вооруженных сил На государственном уровне — комплекс согласованных мероприятий, проводимых государственным и военным руководством, органами военного управления и должностными лицами армии и флота в целях достижения такого морально-психологического состояния личного состава и населения, которое необходимо для выполнения задач, поставленных в мирное время, и для достижения победы в войне (конфликте). На военном уровне — единый и неразрывный процесс формирования и поддержания у личного состава высокого боевого духа, устойчивого психологического состояния, развития других морально-психологических и боевых качеств, необходимых для успешного выполнения задач оперативной и боевой подготовки, повседневной деятельности войск, достижения высокой боевой готовности в мирное время и ведения боевых действий по защите государственных интересов в условиях войны  

 

Военная история убедительно доказывает еще одну небезынтересную историческую теорему: моральный дух своих войск станет намного крепче, если будет подорван моральный дух войск противника. Не случайно, в библейской легенде упоминается о том, что Гедеон, ведя войны со своими многочисленными противниками, регулярно прибегал к военным хитростям и запугиванию врага. Однажды он смог так запугать противника, что тот, впав в смятение, ударил по своим войскам. Древние рукописи сообщают нам также и о том, что римляне, перед тем как совершить поход на врага, распространяли слухи о превосходстве своих легионов, невиданной храбрости римлян и их неодолимой решимости добыть победу. То есть, в далекой древности уже наметилось противостояние духа воюющих сторон, обоюдоострое оружие, имевшее целью укрепить моральный дух своих войск и подорвать его у противника. Это ничто иное, как (с точки зрения современной военной науки) психологическая борьба — активные действия враждующих сторон в информационно-психологической сфере. Категории «психологическая борьба» и «психологические операции», столь тесно диалектически переплетенные с категорией «моральный дух», представляют собой, как явствует из анализа источников и литературы, довольно сложные понятия (см. табл.2).

Таблица 2

Краткая суть категорий «психологическая борьба» и «психологические операции»[15]

Категория Краткая суть категории
Психологическая борьба Комплекс мероприятий, направленных на изменение поведенческих и эмоциональных установок определенных групп людей и отдельных лиц по тем или иным вопросам в желательном направлении. В вооруженных силах данные мероприятия осуществляются в целях подрыва морально-психологического состояния войск и населения противника, противодействия аналогичным акциям с его стороны, укрепления морально-психологических качеств своих войск и населения. Они рассматриваются как специфическое оружие, с помощью которого повышается эффективность боевых действий. Психологическая борьба осуществляется с помощью психологических операций. Ведется в мирное и военное время
Психологические операции Совокупность взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени мероприятий, информационно-психологического воздействия на войска и населения противника  

Опыт военной истории также учит: значимость морального духа тех, кто воюет, особенно рельефно прослеживается в межгосударственных войнах. Подобное обусловлено в значительной мере тем, что в межгосударственных войнах, как правило, все ясно: кто есть кто. «Я не буду ценить жизнь больше свободы и не кину полководцев ни живых, ни мертвых», — проникновенно звучат из глубины веков слова из клятвы спартанцев. Ведь когда сапог чужеземца топчет родную землю, то сила духа тех, кто встал на защиту родных очагов, становится очень высокой. И уже 65-летний изможденный старик, бывший царский офицер и советский генерал, прекрасный военный ученый Дмитрий Михайлович Карбышев, находясь в фашистском плену в концлагере Маутхаузен, перед мученической смертью гордо бросает в лицо своим палачам, пытавшимся купить его душу, что его убеждения «не выпадают подобно зубам от недостатка витаминов в лагерном рационе». А Николай Гастелло, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, тысячи им подобных уходят в бессмертие.

Намного сложнее дело обстоит с гражданской войной, то есть войной внутри государства, имеющей множество специфических особенностей по сравнению с войной «внешней». Не случайно, в «Международной энциклопедии социальных наук» гражданские войны разделяются на стихийные и планируемые. Причем, последние кратко характеризуются как «патология в политике»[16]. История мировых цивилизаций свидетельствует: в отличие от обычных войн гражданская война не имеет четких границ — ни временных, ни пространственных. Трудно установить определенную дату ее начала, четко провести линию фронта. Становится затруднительным четко провести грань между «своими» и «чужими» — гражданами одного государства. Однако и в гражданских войнах моральный фактор, как показывает военно-исторический опыт, также занимает одно из ведущих мест. Не является исключением и Гражданская война в России. Но нельзя отрицать, что здесь налицо и серьезная специфика, порожденная тем, что наша Гражданская война — сложное, уникальное явление, во многом не имеющее аналогов во всемирной истории, ибо она явилась ничем иным, как трагической страницей истории нашей Отчизны — цивилизационным разломом, положившим начало болезненному процессу смены цивилизационных парадигм. Это требует дополнительных рассуждений.

Гражданская война… Какое страшное словосочетание. Ведь русский стреляет в русского! Но сколько поколений советских людей воспитывалось на «героике Гражданской войны»! Понадобилось более семидесяти лет, чтобы постепенно пришло горькое понимание того, что и поручик Голицын, и Анка-пулеметчица принадлежат истории России. В той безумной Гражданской войне у не столь уж далеких предков наших, у каждого была своя правда. И в жестокой битве за нее, матушку-правду, захлебнувшейся собственной кровью ее бойцов, никто не хотел уступать. Анатоль Франс как-то высказал такую мысль: из всех видов кровавого безумия, которое называется войной, наименее безумной является все же Гражданская война, ибо в ней люди, по крайней мере, сознательно, а не по приказу, делятся на враждебные лагери[17]. Однако с такой сентенцией не согласился Троцкий. По его мнению, когда в России шла Гражданская война, «создалось ожесточение, всегда сопровождающее гражданскую войну»[18]. По нашему суждению, Троцкий намного ближе продвинулся к истине в своих оценках, нежели Франс. Абсолютная непримиримость противоборствующих сторон — вот, пожалуй, одна из самых отличительных черт именно русской Гражданской войны. Лучше, чем М. Волошин не скажешь. Одна из самых ярких звезд на звездном небосводе Серебряного века русской культуры летом 1919 г., когда ВСЮР предприняли поход на Москву, писал:

Одни идут освобождать Москву и вновь сковать Россию

Другие, разнуздав стихию, хотят весь мир пересоздать.

И там, и здесь между рядами звучит один и тот же глас:

Кто не за нас, тот против нас. Нет безразличных: правда с нами!

Именно ради правды своей и красные, и белые, и зеленые применяли неограниченное насилие. Но оно выпускает на волю бесов, прячущихся где-то в глубинах человеческих душ. Люди становятся рабами этой машины, а потом сами попадают под ее колеса: океан крови, море слез, горы трупов. Тотемные знаки России… Печальны итоги «бала Люцифера»[19]. Но сегодня у нас есть счастливая возможность с высоты ушедшего времени, более широкого, освобожденного от эмоций и страстей, порожденных свежестью событий, взгляда на историю и ее героев, оценить прошлое, настоящее и спрогнозировать будущее.

Что же такое российская Гражданская война? По мнению академика РАН Ю.А.Полякова — «длившаяся около 6 лет вооруженная борьба между различными группами населения, имевшая в своей основе глубокие социальные, национальные и политические противоречия, проходившая при активном вмешательстве иностранных сил в различные этапы и стадии, принимавшая различные формы, включая восстания, мятежи, разрозненные столкновения, крупномасштабные военные операции с участием регулярных армий, действия вооруженных отрядов тылу существовавших правительств и государственных образований, диверсионно-террористические акции»[20]. И, думается, что можно согласиться с такой дефиницией (по основным позициям) даже десять с лишним лет спустя. Точно так же, как и с другим определением, принадлежащим Полякову: «История Гражданской войны — гигантское поле для ученого, сложнейший узел социальных, национальных, политических, экономических, военных, нравственных проблем, переплетенных между собой с такой причудливостью, какую не придумать ни одному писателю-фантасту, — пишет маститый ученый. — Невиданные перемены в жизни десятков миллионов людей, крутые изломы. Чистота помыслов и немыслимая грязь, благородство и подлость, верность идеалам и предательство. Непрерывно раскручивающаяся спираль насилия. Опаленная огнем межа, пролегшая не только между классами, партиями, бойцами, но раскалывавшая семьи, разлучавшие любящие сердца»[21].

Необходимо подчеркнуть то, что Гражданская война в России сложнее, чем противоречия между рабочими и капиталистами, крестьянами и помещиками. Она включала в себя борьбу следующих основных сил: социалистических; анархических; буржуазно-демократических; реакционно-монархических. Кроме того, в Гражданской войне столкнулись центробежные и центростремительные тенденции; национальные и политические течения. Нельзя не отметить, что в рамках Гражданской войны прошла еще и советско-польская война. Война специфическая, на которую существенный отпечаток наложила вторая русская смута. Это нашло отражение, в частности, в столкновении национальных и интернациональных идей[22]. Причины Гражданской войны в России — не в попытках различных партий и группировок захватить (или вернуть) политическую власть. Они значительно глубже и кроются в тех глубинных социально-политических, экономических и духовных процессах, приведших общество к той грани, за которой начался этап вооруженного насилия и массового насилия. Того самого страшного красного и белого террора.

Слева забор, справа забор,

И ничего кроме тьмы.

Красный террор, белый террор —

Пир во время чумы

Ротмистр — враг. К стенке, моряк,

Ставь его, гада, скорей…

Хорошо, со всей присущей его таланту энергией, схватил сущность дикого действа красного и белого террора замечательный поэт, автор-исполнитель А. Розенбаум. Безусловно, положительно, что сегодня красный и белый террор стал предметом исследования в постсоветской и современной зарубежной исторической науке[23]. В частности, выдержала второе издание уникальная монография профессора А.Литвина. В ней автор смог с позиций беспристрастности (насколько, конечно, возможно) показать всю паталогичность террора, в какие бы одежды он ни рядился[24].

Но удивляет и возмущает, когда некоторые публицисты, надо полагать, в угоду политической конъюнктуре, начинают полемизировать на тему: «Чей террор был лучше, красный или белый?». И, как правило, склоняются к мысли, что белый был «гуманнее»! Прямо цинизм какой-то с элементами некрофилии. Конечно, можно найти различия между тем и другим. Например, белые считали достаточным основанием для расстрела причастность обвиняемого к деятельности коммунистических властей; большевики расстреливали людей не только за их политические взгляды, но и за принадлежность к «эксплуататорским классам». Белые политические режимы не принимали нормативно-правовых актов, подобных печально известному нынче постановлению Совета народных комиссаров от 5 сентября, «О красном терроре»[25]. Генерал А.И. Деникин не подписывал таких телеграмм, какие подписывал Ленин. Например, в Пензенский губисполком от 10 августа 1918 г.:

«Товарищи! Восстание пяти волостей кулачья должно повести к беспощадному подавлению. Этого требует интерес всей революции, ибо теперь взят «последний решительный бой» с кулачьем. Образец надо дать.

1) Повесить (непременно повесить, дабы народ видел) не меньше 100 заведомых кулаков, богатеев, кровопийц.

2) Опубликовать их имена.

3) Отнять у них весь хлеб.

4) Назначить заложников — согласно вчерашней телеграмме.

Сделать так, чтобы на сотни верст кругом народ видел, трепетал, знал, кричал: душат и задушат кровопийц и кулаков.

Телеграфируйте получение и исполнение.

Ваш Ленин

Найдите людей потверже»[26].

Но это все представляет чисто академический исследовательский интерес. Мизантропская сущность политики красного и белого террора не меняется. «…Когда пришли деникинцы, они вытащили из общей ямы 16 разлагающихся трупов и положили их напоказ. Впечатление было ужасное, но — к тому времени они сами расстреляли уже без суда несколько человек, и я спрашивал у их приверженцев: думают ли они, что трупы расстрелянных ими, извлеченные из ям, имели бы более привлекательный вид».Почитать бы современным «жуликам эфира, мошенникам пера» эти строки из письма В.Г.Короленко, писателя-гуманиста, адресованные в 1920 г. одному из видных большевистских политических деятелей А.В.Луначарскому[27]. Быть может, не стали бы тогда полемизировать о «прелестях» белого или красного террора…

Последствия Гражданской войны ощущаются до сих пор. Можно по-разному относиться к первому президенту суверенной России Б.Н.Ельцину, но вряд ли стоит ставить под сомнение его оценку, данную в 1994 г. о том, что проклятие Гражданской войны витает над Отечеством и сегодня[28]. Ее подтверждают печальные страницы нашей истории. Вот только некоторые факты, в которых можно усмотреть влияние Гражданской войны: геноцид казачества; насильственная коллективизация; депортация целых народов в годы Великой Отечественной войны; расстрел демонстрации рабочих в Новороссийске (1962 г.); этнические региональные конфликты в СССР (1988 – 1991 гг.); ГКЧП (1991 г.); события в г. Москве (октябрь 1993 г.); первая чеченская война (1994 – 1996 г.). И данные факты, по нашей оценке, ставят под сомнение вывод исследователя С.Г.Кара-Мурзы. Он считает, что бывшие противники примирились на основе признания новой советской государственности. «Всем уже было очевидно, что в этой оболочке восстановилась Россия и смогла укрепиться для большой войны с новым тевтонским нашествием. В этой Отечественной войне на взаимных обидах гражданской был поставлен крест»[29]. Слишком категоричная позиция Кара-Мурзы. Причем, подобное серьезное обобщение не базируется на соответствующем фактографическом, фактологическом и аналитическом материале. Не все так однозначно и прямолинейно с «проклятием Гражданской войны», что витают над Отечеством. Видимо, нет оснований утверждать, что оно снято с России…

Под каким бы углом зрения ни оценивалась Гражданская война в исторических источниках и литературе, ее сущность и содержание — безумие братоубийства. Можно, конечно, спорить (особенно, если оставаться апологетом марксистско-ленинского классового подхода к оценке событий и явлений в истории), но, в конечном итоге, нельзя не согласиться с Волошиным, утверждавшим, что молитва во время Гражданской войны может быть только за тех и за других. «Когда дети единой матери (России — Г.И.) убивают друг друга, надо быть с матерью, а не с одним из братьев»[30]… А вот оценка безумия братоубийства, данная Мариной Цветаевой:

Все рядком лежат —

Не развесть межой.

Поглядеть: солдат.

Где свой, где чужой?

Белый был — красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был — белый стал:

Смерть побелила.

Сегодня, когда мы знаем о годах второй русской смуты значительно больше, нежели в советское время, можно утверждать, что и красные, и белые, и «зеленые», и «жовтоблакитные» — все они являлись детьми великой России, «кровью умытой»[31]. Но Гражданская война завершилась генезисом новой советской социалистической государственности[32]. Однако за это пришлось заплатить неимоверно высокую цену — это 13 млн человек[33], сожранных Молохом революции и Гражданской войны. Кроме того, были разрушены многие ценности и обнажились новые в культурной идентичности россиян, так как они разделились, в конечном итоге, на долгие годы на «своих» и «чужих». Не случайно, последствия данных эпохальных событий ощущаются и сегодня как на уровне ментальности наших сограждан, так и на уровне конкретно-исторических социально-экономических, политических, духовных феноменов России постсоветской.

Хронологические рамки исследования — 1918 – 1923 гг. определены с учетом актуальности проблемы и в соответствии с замыслом монографии. Внутри них выделяются два интервала по времени, находящихся в тесном диалектическом единстве: 1918 – 1920 гг. — фаза Гражданской войны, характеризующаяся активными и масштабными боевыми действиями противоборствующих сторон (так называемая фронтовая Гражданская война); 1921 – 1923 гг. – реорганизация РККА в фазе угасания Гражданской войны в период ее перевода на мирное положение.

Цель исследования— осуществление системного комплексного анализа деятельности органов государственной власти и военного управления Советского государства по укреплению морального духа РККА в 1918 – 1923 гг., синтезирование научно обоснованных выводов, извлечение исторических уроков.

Авторский коллектив представляет на суд научной общественности коллективный труд. Мы сознательно не стали обозначать, кто и какие главы писал. При разработке монографии использовались личные исторические и историографические научные работы авторов, имеющие как непосредственное[34], так и опосредованное[35] отношение к предмету исследования. Из соображений элементарной научной этики мы не стали включать их в историографический анализ рассматриваемой темы. Ограничимся лишь таким замечанием: некоторые наши монографии получили положительную оценку в научных изданиях[36].

Часть материала, который будет излагаться ниже, нашла отражение (разумеется, в до предала обобщенном, кратком и фрагментарном виде) в ряде наших учебных изданий[37].

В книге помещены также и приложения, которые органически связаны с содержанием и наряду с данными текста служат документальным подтверждением выдвигаемых положений и выводов. Историческое исследование призвано не только стрелять фактами, но и быть заселено людьми. Поэтому в монографии имеются краткие данные о некоторых исторических персоналиях, фигурирующих в ней (см. прилож.1). В книге используется много военных терминов, необходимых для анализа, в первую очередь, боевых действий в Гражданской войне. Их краткая расшифровка в современной трактовке оформлена отдельным приложением (см. прилож.2). Монография снабжена списком сокращений.


Глава I.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Измерения теории и методологии истории. — Кризис отечественной исторической науки 1990-х гг. и перемены в ней в начале XXI в. — Теоретико-методологические ориентиры в формате монографии. — Подходы к исследованию проблемы. — Методологические принципы, методы исследования проблемы. — Теоретико-методологические особенности историографического анализа проблемы. — Принципиальные положения, составляющ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.