Сделай Сам Свою Работу на 5

МОДЕЛЬ МАК-МАСТЕРСА (В. Юстицкис, Э. Г. Эйдемиллер)





Модель Мак-Мастерса — эмпирически разработанная процедура исследования функционирования семьи. Она была создана тремя учеными — Эпштейном, Бишопом и Левиным. Эта модель ставит своей целью дать общее и всестороннее представле­ние об изучаемой семье, позволяя обобщить и упорядочить собираемую информацию и ориентируя семейного психотерапевта на изучение шести аспектов функционирова­ния семьи [Epstein N., Bishop D., Lewin S., 1962,1978]: 1) способность семьи к решению проблем; 2) коммуникации в семье; 3) семейные роли; 4) аффективная отзывчивость; 5) аффективная вовлеченность; 6) контроль над поведением.

Охарактеризуем каждый из аспектов этой модели.

1. Способность семьи к решению проблем.Авторы исходят из предположения, что,
какова бы ни была проблема, с которой сталкивается семья в своей повседневной
жизни, ее члены должны:

• опознать проблему, то есть понять, что перед ними именно проблема, требующая
интеллектуальных и других усилий для ее решения. Без этого осознания семья
может, например, ощущать неудовлетворенность жизнью, но полагать, что так
и должно быть, и не задумываться о том, что может быть иначе;



• иметь информацию о проблеме: все, кто должен принять участие в ее решении,
узнают о ней от того, кто первым ее обнаружил;

• рассмотреть альтернативные пути решения: плохо, если принимается «первое по­
павшееся решение»;

• принять одно-единственное решение: обсуждения не могут продолжаться вечно;

• осуществить это решение;

• убедиться в успешности своих действий и оценить результат.

Авторы справедливо указывают, что неспособность семьи решать проблемы вызы­вает цепную реакцию негативных последствий, причем одинаковых для разных семей и с разными проблемами. Причиной несостоятельности в решении проблем может быть нарушение на любом из перечисленных этапов.

2. Коммуникации в семье.Схема анализа этого аспекта жизнедеятельности семьи в
значительной мере отражает достижения коммуникативной школы: в нее включены ха­
рактеристики, от которых зависит успешность коммуникации. «Модель Мак-Мастерса»
предписывает выяснить две важнейшие характеристики коммуникационных процессов
в семье:



• Открытость или, напротив, замаскированность информации, которой обменивают­
ся члены семьи. Например, предложение одного из супругов «Пойдем погуляем!»
коммуникационно открыто, а выражение «Как насчёт того, чтобы подышать све­
жим воздухом?» — более замаскированный вариант, так как допускает многооб­
разные толкования (например, его можно интерпретировать как просьбу открыть
форточку). Если в семье превалируют подобные высказывания, то можно говорить
о стиле замаскированной коммуникации.


32 Глава 7. Семейный лиагноз и методы семейной диагностики

• Прямой или косвенной является коммуникация. Если «послание» высказывается
именно тому лицу, к которому относится, а не передается ему косвенно, то мы
имеем дело с прямой коммуникацией, и наоборот.

3. Семейные роли.Ролевая структура семьи включает: функции, которые выполня­
ет та или иная семья; привычные образцы поведения (роли); навыки и умения, необхо­
димые для выполнения роли; правила «приписывания» ролей членам семьи и, наконец,
установление ответственности за различные внутрисемейные события.

4. Аффективная отзывчивостьобъединяет группу эмоциональных отношений [Са­
тир В., 1988].

5. Аффективная вовлеченность— это характер мотивации, определяющий отно­
шение индивида к семье, его привязанность к ней. Авторы модели диагностического
анализа выделяют типы вовлеченности, которые наиболее важно учитывать в клини­
ческой практике, в том числе:

 

• недостаточную эмоциональную вовлеченность в семью;

• «нарциссическую» вовлеченность, в основе которой лежит эгоцентризм, а интерес
к семье существует лишь постольку, поскольку она обеспечивает удовлетворение
чувства тщеславия и укрепление самооценки;



• сверхвовлеченность, когда индивид эмоционально полностью слит с семьей; неуда­
ча или разрушение ее равносильны для него гибели;

• симбиотическую связь—утрата индивидом способности действовать и жить само­
стоятельно, полная зависимость от других членов семьи.

6. Контроль поведения— способ, посредством которого семья оказывает влияние на
поведение своих членов, регулирует его (ригидный контроль, хаотический, гибкий и др.).

«Модель Мак-Мастерса» весьма популярна и используется многими психотерапев­тами. Анализ ее показывает, что она соответствует ряду практических потребностей, возникающих при исследовании семьи, так как дает в руки психотерапевта программу первичного изучения семьи, может подсказать, что именно ему еще неизвестно, о чем у него недостаточное представление. Если психотерапевт собирает сведения о семье в соответствии с данной диагностической схемой, то к концу исследования он уже неплохо представляет себе семью. В то же время многие важные диагностические проблемы в данную схему не включены. Поэтому закономерно возникают вопросы: каковы эти нерешенные проблемы и в каких случаях их нужно рассматривать? Далее, это вопросы о том, как соотносятся между собой выделенные аспекты функциониро­вания семьи; какой взаимосвязи между их нарушениями можно ожидать. Фактически выделение именно этих аспектов жизнедеятельности семьи отражает не столько то значение, которое придает им сама семья, сколько внимание, которое уделяется им представителями основных школ семейной психотерапии.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.