Сделай Сам Свою Работу на 5

Обучение и внимание к изменению





 

Является ли поощрение, в виде уменьшения побуждения, обязательным условием обучения? Этот вопрос приводит к интересным размышлениям, которые мы рассмотрим здесь только по отношению к проблемам игры. Исследование и игра с объектами "ради самой игры" происходят именно тогда, когда животное, кажется, наиболее спокойным и меньше всего подвержено влиянию физиологических потребностей или их производных. Как предполагал Халл, эта ситуация не ведет к обучению, а если и так, то только благодаря вторичным побуждениям.

 

Толмен, другой крупный сторонник теории обучения, в 1930-1940 гг. (362) полагал, что вознаграждение больше способствует выполнению задачи, чем обучению. Крыса пытается узнать много о лабиринте, даже если она не голодна и не получает пищи. Как было показано выше, эти животные, будучи голодными, научились бегать от входа до отсека с пищей быстрее животных без предшествующего опыта нахождения в лабиринте. То, что этот процесс может происходить таким образом, теперь общепринято (354), хотя животные обучаются лучше, когда они умеренно голодны или имеют какое-либо другое побуждение и получают за это вознаграждение.



 

Развивая теорию Халла, можно допустить раз-

дельное влияние побуждения на обучение и выпол-

нение задания. Для обучения достаточно очень

небольшого поощрения. Простого вида пищи впол-

не достаточно, когда животное не голодно. Но для

выполнения требуется сила привычки и сила по-

буждения.

 

Однако возрастающее разнообразие фактов пло-

хо согласуется с первоначальной теорией. Напри-

мер, крысы, имея возможность равного выбора

входа в один из 2 коридоров Y-образного лабирин-

та, предпочитали тот, который представлял некото-

рое новшество, или содержал изменение, хотя они

при этом не получали никакого дополнительного

вознаграждения. Оказалось, что отнюдь не уста-

лость, связанная с повторением, затормаживает

действие. По мнению Халла (137), скорее всего, это

реакция на изменение внешней стимуляции (345).

 

Серия экспериментов, проведенных Харлоу и

Батлером на обезьянах, показала, что эти животные

обучаются головоломкам, благодаря возможности



повторения действия, а не из-за вознаграждения.

Помещенные в одинаково закрытые ящики они

будут открывать в них щели много раз, чтобы

посмотреть на другую обезьяну, или на электричес-

кий поезд, или просто из-за возможности выглянуть

(62,63,149). Даже детеныш обезьян, который еще не

ел грубой пищи и не имел никакого опыта,

благодаря которому он мог бы ассоциировать при-

косновение к объектам с уменьшением первичного

побуждения, мог решать головоломную задачу с

открыванием клетки почти "бесконечно" (150). Хар-

лоу утверждает, что исследовательское и манипуля-

тивное "побуждение" объясняют, почему обучение

происходит в этих условиях. Это наводит на мысль,

что внешние стимулы мотивируют поведение таким

 

же путем, как и внутренняя стимуляция физиоло-

гических потребностей. Но "потребности" изучения

и манипуляции не совпадают с понятием побужде-

ния, вызванного психологической потребностью.

 

Классификация исследовательских действий, ма-

нипуляциий, игр, вызванных голодом или сексуаль-

ной депривацией, делает концепцию побуждений

такой же бесполезной, как и изучение понятия об

инстинктах. Не помогает она также объяснить и

разнообразие других открытий, показывая трудность

объяснения мотивов одной концепцией - "умень-

шение побуждения". Голодные животные и люди будут работать ради пищи при определенных условиях настолько прилежно, насколько они лишены ее. Однако животные с повреждениями определен-

ных участков мозга и некоторые богатые мужчины

и женщины едят слишком много (352). Животные



будут обучаться, если им давать в качестве возна-

граждения раствор сахарина, хотя это не может

восполнить в полной мере нехватку пищи. Усили-

вая жажду впрыскиванием солевого раствора, уве-

личивают потребление жидкости, но это не обяза-

тельно увеличивает желание научиться чему-нибудь,

чтобы получить воду (161).

 

Крысы, голуби, кошки и люди с имплантированными электродами в определенные участки мозга

будут настойчиво нажимать кнопки, которые включают электрический ток, чтобы получить удовольст-

вие (270,271,154). Бездействие тоже может прояв-

лять свой вполне очевидный эффект. 05 этом

свидетельствуют взрослые, помещенные в удобные-

постели в звукоизолированных, тихих комнатах, с

наушниками, в темных очках, с одетыми на руки к

ноги специальными цилиндрами, которые ограни-

чивают ощущения, идущие от движения собствен-

ного тела. Большинство платных добровольцев (сту-

денты-психологи) крайне отрицательно отнеслись к

эксперименту (115: гл. 5, 398). Некоторые из них не

смогли продолжать эксперимент и после нескольких первых часов, другие искали стимуляции в

свисте и попытках двигаться. В этих экспери-

ментах проявлялась невозможность контролировать

свои мысли, наблюдались галлюцинации, наруше-

ния ощущения схемы собственного тела.

 

Менее выраженные симптомы утомления, нетер-

пеливость и раздражительность, вместе с утратой

эффективности наблюдаются при длительных и пов-

торяющихся заданиях, таких, например, как наблю-

дение за экранами радаров, где сигналы появляются

с редкими и нерегулярными интервалами. Внесение

изменения в задание или в ситуацию почти сразу же

улучшает выполнение задачи (49). Небольшие изме-

нения, такие, как например усиление освещенности,

увеличивают скорость нажатий на рычаг у крыс (161)

и на некоторое время повышают производительность

труда на фабриках. Возврат к первоначальной осве-

щенности через некоторый промежуток времени

имеет тот же самый эффект. Получая возможность

выбора, взрослые чаще обращают внимание на неле-

пые изображения (например, четырехпалые птицы),

чем на нормальные, предпочитая сложные рисунки

простым, и объекты, привлекающие внимание тем,

что они отличаются от "обычных" (34).

 

Изучение, исследование и манипуляция вызыва-

ются относительной новизной, изменениями, не-

ожиданностью, неуместностью, конфликтом и неоп-

ределенностью стимуляции (34). Всё это пoбужлae^

организм к немедленному действию. Абсолютная

новизна может быть проигнорирована, как ничего

не значащая. Изучение и исследование уменьшает

возбуждение. Процесс повышения бдительности мо

жет становиться приятным, потому что ему сопут-

ствует уменьшение возбуждения, что можно рас-

сматривать как вознаграждение. Неопределенность,

даже умеренный страх могут' приносить удовольст-

вие, как нечто волнующее.

 

Есть и другие возможные объяснения. Организм, скорее всего, нуждается в каком-то оптимальном

количестве стимуляции больше, чем в уменьшении побуждений. Следовательно, если уровень поступающей стимуляции слишком низкий, организм стремится увеличить его и, наоборот, если он слишком высокий. Исследование или игра могут принадлежать к этой категории. Вероятно, исследование уменьшает побуждение, в то время как игра повышает его, являясь ответом на скуку или недостаток стимуляции. Предполагалось, что оптимальный уровень стимуляции зависит не только от ее количества, но также от способности организма обрабатывать ее - классифицировать или каким-либо образом кодировать (87). Акцент переносится с вопросов о степени и видах мотиваций к вопросам о стимульных условиях: не "Почему крыса бежит в

эту сторону?", а "Какой путь она предпочитает?";

какого рода стимулы способствуют быстрейшему

обучению и переносу этого опыта на новую пробле-

му. Необходимо также обратить внимание на внеш-

ние сигналы, которые являются существенными в

цепочке реакций, выступая в роли усилителей (388).

Вопросы обучения связаны с проблемами внимания

к различного рода стимулам, на которые животное

чаще всего реагирует (234, 344). Одни из них - это

стимулы, которые определяются структурой орга-

низма и ранним обучением, "обнаруженными" это-

логами. Сторонники теории обучения представляют

другой класс знаков, тех, которые приобрели сиг-

нальное значение, благодаря обусловленности и

связи с вознаграждением.

 

В качестве важной характеристики стимуляции

давно признана ее интенсивность. Необходимо от-

дать должное и модальности ощущения. Звуки

могут преобладать над зрительными образами, цвет

может доминировать над черно-белым изображени-

ем. Новизна и восприятие различий в самой стиму-

ляции, воздействие противоречивых ожиданий -

это те вопросы, которые чаще всего упоминаются в

связи с данной темой исследований. Определяется ли игра теми же самыми характеристиками стимулов, что и исследование объектов; как времен-

ные характеристики или такие характеристики, как

сложность и неожиданность, влияют на игру, и все

ли игры зависят от этих переменных - такие

вопросы продолжают оставаться главными для изу-

чения, и, далее, мы постараемся их рассмотреть.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.