Сделай Сам Свою Работу на 5

Представление содержания учебного материала





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателей по проведению практического занятия

тема:

«Асептика. Методы стерилизации инструментов, белья,

Шовного материала»

 

Предмет: Общая хирургия

Факультет: Педиатрический

Курс: III

Тип занятия: семинарско-практическое

Продолжительность: 3 академических часа

Цели занятия

1). Учебная:

а). Способствовать формированию у студента представления о сущности, особенностях и основных положениях теории по данной теме;

б). Определить значение асептического метода в хирургии.

в). Изучить методы уборки операционной и перевязочной, устройство автоклава.

г). Изучить методы стерилизации белья, перевязочного материала.

д). Обучить студента современным методам предстерилизационной обработки и стерилизации шовного материала, инструментария, операционного белья.

2). Воспитательная:

а). Способствовать формированию у студента таких качеств, как исполнительность, дисциплинированность, ответственность, милосердие;

б). Усвоение студентом принципов врачебной этики и деонтологии;

3). Развивающая:

а). Развивать логичность мышления, настойчивость в достижении целей, клиническое мышление, профессионализм.



 

Блок мотивации

Угроза хирургической инфекции и необходимость ее профилакти­ки. Многообразие источников и путей распространения хирургической инфекции. Экзогенная и эндогенная хирургическая инфекция. Профи­лактика эндогенной хирургической инфекции. Внутрибольничная гос­питальная инфекция. Организационные формы обеспечения асептики. Планировка и принципы работы операционного блока. Асептика осна­щения и оборудования. Профилактика воздушной инфекции. Профилак­тика контактной инфекции. Методы тепловой стерилизации. Оценка эффективности различных методов тепловой стерилизации- Стерилиза­ция перевязочного материала, операционной одежды, белья, хирурги­ческих перчаток. Стерилизация хирургических инструментов, игл, шприцов, систем для инфузий, дренажей и др. Контроль эффективнос­ти стерилизации. Стерилизация ионизирующим излучением. Ультрафио­летовая и ультразвуковая стерилизация. Методы химической стерили­зации. Химические средства стерилизации и их применение. Профи­лактика имплантационной инфекции. Стерилизация шовного материала, протезов. Газовая химическая стерилизация. Хранение стерилизован­ных материалов. Применение материалов и инструментов однократного использования.



 

Оснащение занятия

1). Набор таблиц по теме.

2). Марля, перевязочный материал, операционное белье, биксы, автоклав.

3). Шелк в мотках, кетгут разных размеров, капроновые нити, хлопчатобумажные нити, набор общехирургического инструментария, стерилизаторы, оснащение автоклавной.

Место проведения занятия

Учебная комната, перевязочная, операционная, автоклавная.

Базисные знания

Общий уход за хирургическими больными

Рекомендуемая литература по теме занятия

Основная
Петров С. В.   Общая хирургия: Учебник для вузов с компакт-диском М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.
Гостищев В. К.   Общая хирургия М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.
Гостищев В.К. Руководство к практическим занятиям по общей хирургии М., 1987
Дополнительная
Петров С.В. Общая хирургия СПб, 2001
Виноградов В.В., Зима П.И., Василевский А.И. Асептика и антисептика М., 1981  
Григорян А.В. Руководство к практическим занятиям по общей хирургии М., 1976
           

Вопросы к занятию

1. Понятие об асептике и значение этого метода в хирургии.

2. Какие Вы знаете методы асептики.

3. Виды перевязочного материала и операционного белья и их характеристика.

4. Устройство бикса Шиммельбуша, порядок укладки и способы упаковки оперционного белья и материала.



5. Устройство стерилизатора, методы стерилизации инструментария.

6. Устройство автоклава и порядок его работы.

7. Виды уборки операционной.

8. Классификация шовного материала и методы его применения.

9. Методика стерилизации шелка и хлапчатобумажных нитей.

10. Методы стерилизации кетгута.

11. Методы стерилизации синтетических нитей.

12. Методы стерилизации хирургического инструментария.

Студент должен знать

1. Определение основных понятий по теме занятия;

2. Устройство бикса Шиммельбуша, порядок укладки и способы упаковки оперционного белья и материала.

3. Устройство стерилизатора, методы стерилизации инструментария.

4. Устройство автоклава и порядок его работы.

5. Виды уборки операционной.

6. Классификация шовного материала и методы его применения.

7. Методика стерилизации шелка и хлапчатобумажных нитей.

8. Методы стерилизации кетгута.

9. Методы стерилизации синтетических нитей.

10.Методы стерилизации хирургического инструментария.

11.Виды перевязочного материала и операционного белья и их характеристика.

 

Студент должен уметь

1. Производить предстерилизационную подготовку белья и инструментов.

2. Укладывать биксы.

3. Изготавливать марлевые шарики, тампоны, салфетки.

4. Осуществлять контроль над стерильностью материала с помощью современных методов.

План-хронокарта занятия

Этап занятия Время в мин. Деятельность преподавателя Деятельность студента Оснащение
1. Вводная часть: вступительное слово преподавателя Формулировка темы, ее обоснование, задание, цели Усвоение целей  
2. Контроль исходного уровня: опрос студентов Контрольные вопросы по теме занятия, ситуационные задачи. Теоретические ответы по теме занятия Таблицы
3. Самосто-ятельная работа сту-дентов 1 ч. 50 мин Помощь в отработке практических навыков в стерилизационной, перевязочной, автоклавной. Выявление ошибок и разъяснение важности тех или иных приемов. Практическое осво-ение техники под-готовки перевязоч-ного материала к стерилизации, подго-товки шовного мате-риала к стерилиза-ции, подготовки хи-рургического инстру-ментария к стерили-зации.  
4. Заключе-ние препо-давателя Совместное подведение итогов по теме занятия, выделение хорошо усво-ивших материал студентов, домашнее задание, отметка в книжках практических навыков Студентам предла-гается сделать соответствующие записи в книжках практических навы-ков, знакомство с домашним заданием по следующей теме.  

Представление содержания учебного материала

Асептика – это комплекс мероприятий направленных на предупреждение проникновения инфекции в рану при помощи физических методов и антисептических средств (высокая температура, ультразвук, кварц, антисептики и др.).

Этот метод позволяет производить санацию воздуха операционной, перевязочной и палат, стерилизацию операционного белья и перевязочного материала, готовить операционное поле, руки хирурга, стерилизовать хирургический инструментарий и резиновые изделия.

Преподаватель останавливается на значении метода асептики в хирургии и роли ученых Бергмана, Шиммельбуша, С.И.Спсокукоцкого и др. в развитии его.

В материальной комнате студенты знакомятся с перевязочным материалом, сами разрезают марлю и готовят перевязочный материал (тампоны, салфетки, шарики) по образцам. Знакомятся с устройством бикса Шиммельбуша и закладывают заготовленный материал, обращая внимание на порядок укладки, счета салфеток и шариков. Студентам демонстрируется закладка в биксы и мешки операционного белья (простыни, полотенца, халаты). Разбирается метод контроля стерилизации с помощью порошка серы, резорцина, антипирина и т.д.

Студенты знакомятся со схемой устройства автоклава и им демонстрируются различные типы автоклавов (горизонтальный и вертикальный), порядок загрузки биксов в автоклав. Студенты знакомятся с порядком запуска автоклава в действие, с ведением автоклавирования и порядком разгрузки автоклава. Разбираются вопросы хранения биксов (до 3 суток) и мешков (до 1 суток). Проведение бактериологической пробы на стерилизацию и ее значение. Дается понятие о стерильном биксе и стерилизованном биксе.

В операционной студенты знакомятся с устройством и оборудованием операционной и предоперационной комнаты.

Обращается внимание на внешний вид хирурга (шапочка, маска, бахилы), на поведение персонала в операционной, ограничение хождений, разговоров, роль «красной черты», телефонной связи операционной с другими подразделениями.

Преподаватель останавливается на 4 видах уборки операционной:

1. Текущая уборка операционной.

2. Послеоперационная уборка операционной.

3. Ежедневная уборка операционной.

4. Генеральная уборка операционной.

Обращается внимание на использование бактерицидных ламп перед началом операционного дня. Здесь же на больном демонстрируется метод обработки операционного поля по Гроссиху-Филончикову. Преподаватель обращает внимание студентов на другие методы обработки операционного поля: метод Бокала – спиртовым раствором бриллиантовой зелени, применение раствора Роккал, йодоната натрия.

Преподаватель проводит собеседование со студентами по методикам стерилизации шовного материала – шелк, кетгут, хлапчатобумажная нить, волос, капрон, танталовые скрепки, проволока алюминиевая и т.д. Подробно разбирается сущность метода стерилизации шелка по Кохеру: а) шелк моют в теплой воде с мылом и высушивают стерильным полотенцем; б) 12-24 часа обезжиривают в эфире; в) 12-24 часа хранят в 70% спирте; г) 10 минут кипятят в растворе сулемы 1:1000; д) проводят посевы на стерильность и хранят в 960 спирте; е) перед употреблением шелк 2 минуты кипятят в растворе сулемы 1:1000.

Обращается внимание на то, Что после кипячения в сулеме, наступает инкрустация шелка кристаллами сулемы для профилактики имплантационной инфекции и проростания флоры с поверхности раны вглубь ее.

Отмечается недопустимость автоклавирования шелка т.к. он теряет при этом свою прочность.

Преподаватель разбирает методику стерилизации хлопчатобумажной нити, отмечает возможность стерилизации их в автоклаве.

Стерилизация кетгута может проводиться по методике Ситковского сухим способом в парах йода и по методике Клаудиуса в воднм растворе Люголя, по методике Кубарева в спиртовом растворе Люголя. Студенты подробно знакомятся с основными принципами стерилизации кетгута по методике Кубарева:

· Для обезжиривания кетгут помещают в эфир на 12-24 часа;

· Дважды по 10 суток кетгут находится в спиртовом растворе Люголя;

· Кетгут хранят в спиртовом растворе Люголя, меняя его каждые 10 суток;

· Один раз в 10 дней проводят бактериологический контроль стерильности кетгута.

Стерилизация капроновых нитей, танталовых скрепок, алюминиевой и бронзовой проволоки проводится кипячением в течении 20 минут.

Аллопластические сосудистые протезы и сетку для аллопластики передней брюшной стенки стерилизуют автоклавированием.

Волос тщательно моют, меняя воду 8-10 раз с зеленым мылом до тех пор пока пена не станет белой, затем его сушат и для обезжиревания на 7 суток погружают в бензин, после чего кипятят 2-3 раза по 40 минут, затем волос погружают в спирт, который меняют через 7 суток. После бактериологического контроля волос можно использовать для наложения швов.

Преподаватель знакомит студентов со стерилизаторами различного типа, с принципами стерилизации общехирургического инструментария, сшивающих аппаратов, режущих инструментов (в 960 спирте в течение 3 часов), шприцов. Роль соды в стерилизации инструментария и недопустимость ее применения при стерилизации шприцов.

Особое внимание уделяется методам стерилизации инструментария после гнойных операций – дробная стерилизация, стерилизация с добавлением карболовой кислоты.

Студенты знакомятся со стерилизацией оптического инструментария в парах формалина (в течение 24 часов), в спирте (в течение 2 часов), «тройным раствором», состоящим из борной кислоты, корболовой и формалина (в течение 2 часов).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.