Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ памятника архитектуры.





Для анализа выбирается известный и признанный памятник архитектуры. Желательно, чтобы в составе чертежей имелся план сооружения, разрезы и несколько фасадов. Графическая часть состоит из умения показать использование каждого композиционного приема отдельно. К композиционным приемам относятся: использование симметрии и асимметрии, тектоники, распределение частей и масс на фасаде и объемах, применение ритма и метра, изображение образной ассоциации. Каждый композиционный прием анализа показывается на отдельном листе.

Аналитическая часть сводится к описанию результатов проведенного графического анализа и выводам. Обязательно необходимо пользоваться соответствующими архитектурными терминами, а не обобщенными названиями. Например, когда идет речь о конкретных архитектурных деталях, то надо приводить их название - лопатки, пилястры, кокошники, барабан, купол, контрфорс, аркбутан, пинаклии и т.п., а не называть любую из них "элементом фасада".

В состав работы по анализу памятника архитектуры входят:

1) Краткая историческая справка;

2) Выявление симметрических и асимметричных построений, архитектурных деталей и частей фасадов;



3) Выявление метро-ритмических особенностей;

4) Выявление пропорциональных особенностей фасадов;

5) Выявление тектоники сооружения;

6) Выявление основных масс сооружения;

7) Выявление контрастов и нюансов различных частей сооружения, архитектурных деталей и пр.;

8) Анализ архитектурных деталей;

9) Образно-ассоциативное отражение.

 

1. Краткая историческая справка может быть взята из любого источника, как то – справочники по архитектуре, энциклопедии, аннотации. Ограничением может быть какое-либо непрофессиональное (журналистское) или литературно-художественное описание.

2. Выявление симметричных и асимметричных приемов не вызывает затруднений. Каждое из симметричных построений необходимо отмечать композиционной осью и показывать абрис элемента. Асимметричные формы зачастую показывают на отклонения от начальных замыслов в процессе строительства или эксплуатации. В любом случае, здесь всегда приходится сопоставлять частные и общие элементы всей композиции.



3. Анализ метро-ритмических закономерностей может проводится как на ортогональных чертежах, так и на перспективных изображениях памятника (рисунках, фотоснимках, слайдах и т.п.) с учетом перспективных сокращений. Сущность метода сводится к графическому подчеркиванию (линией, тоном, штриховкой или цветом) на любом изображении памятника метрических и ритмических рядов элементов и деталей как по вертикали, так и по горизонтали. Можно также выводить за пределы изображения вертикальные и горизонтальные шкалы. Выявить «статичность» или «динамичность» архитектурной композиции памятника помогает выявление метрических повторений архитектурных деталей (колоннады, оконные проемы, раскреповки карнизов и др.), и ритмических закономерностей (убывающие ярусы, пролеты арок и т.п.). Выяснение закономерностей членов ритмического ряда тесно соприкасается с анализом пропорций. В результате исследования составляются условные схемы, отражающие особенности построения метрических и ритмических рядов форм данного памятника архитектуры.

4. Анализ пропорций и соразмерностей проводится на ортогональных проекциях фасадов и разрезов, который складывается из двух моментов:

А. Первый - поиски кратных соотношений (например, 1:1, 1:2, 2:3, 4:5 и т.д.) между основными размерными параметрами памятника, с учетом того, что эти соразмерности в свое время могли быть использованы при строительстве для откладывания в натуре необходимых величин. Многократно встречающиеся в памятнике одинаковые размерные величины (модули) можно сопоставлять с историческими мерами длины (саженями, футами, аршинами и т.д.). За основные модульные единицы проще всего брать пропорции входов, или размеры между лопатками, так как они закладываются вместе с разметкой плана сооружения.



Б. Второй момент - обязательно должны быть рассмотрены более или менее геометрические связи размеров основных форм и членений памятника на основе закономерных отношений простейших геометрических фигур (квадрат, двойной квадрат, равносторонний треугольник и т.д.) и их производных. Выявленные пропорциональные соотношения не должны противоречить логике построения тектонических форм памятника и очевидной последовательности возведения его отдельных частей. Анализ может завершиться увязкой размеров исходной геометрической фигуры (например, квадрата) с модулем и с историческими мерами длины. На чертеже можно отразить по нескольку вертикальных и горизонтальных шкал для разных фрагментов фасада.

5. Показ тектоники предполагает графическое выявление на перспективных и ортогональных проекциях памятника его конструктивной основы (например, нанесение пунктиром очертаний сводов и куполов, «проявление» на фасаде внутренней структуры, своего рода, «совмещение» фасадов с разрезом, штриховку поверхностей на разрезах с целью прояснения структуры интерьера и т.д.). Тектонику сооружения можно также показать путем иссечения примерно одной четверти объема и тем самым совместить в одном чертеже внешнее и внутреннее строение.

6. Определение отдельных масс памятника архитектуры позволяет выявить схему сооружения. Это особенно необходимо в памятниках с богатым пластическим декором, например, готические постройки или памятники в стиле барокко. Все сооружение разделяется на простые геометрические фигуры и рассматриваются их соотношения.

7. Выявление контрастов и нюансов различных частей сооружения, архитектурных деталей и пр. позволяет показать авторский замысел отражения существовавшей идеологии. Это особенно видно на культовых сооружениях. Нередко контрастные приемы отражают доминирующее значение каких-либо частей памятника. Нюансные изменения используются для перехода от одних крупных форм к другим, за счет размеров подобных деталей, например, в сооружениях московского барокко ряды кокошников «соединяли» четверики с шатрами. Постепенным уменьшением размеров архитектурных деталей (нюансное изменение) отмечается ярусность постройки или конструктивные членения отдельных фрагментов.

8. Анализ архитектурных деталей предлагается проводить как в типологическом сопоставлении, так и в пластическом, конструктивном или по иным подобным признакам. Достаточно описать и отметить 3-4 ряда деталей с использованием архитектурных терминов или технологий.

9. Графическая реконструкция предлагается в упражнениях лишь в исключительных исследовательских целях. Этот раздел особенно необходим для практического исследования руинированных или сильно перестроенных исторических сооружений. Его целесообразнее выполнять в виртуальном виде. В учебных целях предлагается сделать лишь эскизную реконструкцию, только в общих чертах передающую характер первоначального или предполагаемого облика памятника. В подобной работе, по необходимости, важную роль должны сыграть собственные представления студента, не располагающего всей полнотой археологических и исследовательских материалов, но вооруженного знаниями и навыками по объемно-пространственной композиции, чувством пропорционирования и художественным пониманием стиля эпохи.

Реконструкция позволяет восстановить утраченный облик памятника на любом этапе его исторического существования. Реконструкция выполняется либо в виде ортогонального чертежа (план, фасад), когда имеется соответствующая подоснова, либо в форме перспективного изображения, сделанного по рисунку с натуры или фотоснимку (слайду). В качестве источника для реконструкции следует использовать опубликованные старинные изображения памятника, различного рода исторические описания, а также материалы по аналогичным памятникам той же эпохи.

В ряде случаев студент может ограничиться сопоставлением вариантов реконструкции одного и того же памятника, выполненных различными исследователями. Но тогда необходимо дать этим вариантам обоснованную оценку и выделить наиболее вероятный из них. Свой выбор студент должен графически обосновать представлением аналогичных памятников или их фрагментов.

Особый вид реконструкции – воссоздание первоначальной и впоследствии утраченной окраски памятника – выполняется на основе ортогональных фасадов или перспективных изображений с возможным включением исторического окружения. При выполнении задания по графической реконструкции может быть широко использован способ дорисовки и фотомонтажа.

10. Образно-ассоциативное отражение памятника архитектуры может быть самым различным. Это может быть отражение исторической эпохи, идеологии, антропоморфии. Часто используются зооморфные или этнографические ассоциации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.