Сделай Сам Свою Работу на 5

Факторный анализ жилой застройки





МЕТОДИКА АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОГО АНАЛИЗА

Содержание

1. Введение

2. Построение композиционно-планировочного каркаса исторического города

3. Анализ жилой застройки (на примере собственного двора).

4. Анализ городского пространства (выявление ансамбля улицы).

5. Выявление городского ландшафта (на примере локального участка).

6. Анализ памятника архитектуры.

7. Анализ гражданского (общественного) здания.

8. Реконструкция морально и физически устаревшей застройки. Составление программы проектирования

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина "архитектурный анализ", как отдельный предмет, в различных архитектурных школах встречается не часто. Представления о предварительном архитектурно-художественном исследовании возникает из-за нехватки объективной информации об объекте проектирования. Искусствоведческие и исторические описания редки и не дают необходимых данных для принятия решения. Поэтому «возникают сооружения» на контрасте с окружением или полностью чужеродные – эдакий авторский бунт против всего и всех. В то же время, предварительный анализ ситуации - это своеобразные, закономерные и объективные "архитектурные размышления" по размещению архитектурного объекта, его будущей конфигурации и учете многочисленных факторов опосредованного влияния, очень актуальны в практической деятельности.



Большим недочетом в архитектурном анализе является отсутствие ясных и простых методик, которые могли бы освоить обучаемые и использовать в своей практической деятельности. Те немногие известные методики, которые разработаны и опубликованы, до сего времени еще достаточно громоздки и несут в себе многочисленные авторские приоритеты (отклонения). Опыт многих лет преподавания предлагает следующее.

Архитектурный анализ, в скрытом виде, присутствует во многих дисциплинах обучения. Его можно рассматривать как промежуточный и подготовительный этап проектирования или разработки художественной идеи. В формируемой новой градостроительной среде – архитектурный анализ природных и антропогенных факторов становится одним из немногих источников принятия закономерного, логического решения. Например, тальвеги принципиально влияют на трассировку автодорог и пешеходных путей, конфигурацию микрорайонов, кварталов, жилых групп. Геометрическая форма берегов водоемов – рек, озер, водохранилищ непосредственно влияет на композицию планировки и т.д. Бровки рельефа позволяют формировать неповторимый силуэт и живописную панораму застройки.



В реконструируемой среде города архитектурному и градостроительному анализам отводится, как правило, ведущее место. Необходим обязательный учет исторической среды, стилистики, охранных зон памятников, инженерно-технических условий и пр. Этот момент законодательно закреплен в современном градостроительном кодексе. Разделение процесса анализа на отдельные факторы позволяет перейти от обыденного восприятия среды к профессиональному, архитектурно-художественному.

 

Объектом исследований (анализа) являются исторические и современные сооружения, планировка исторических и современных городов, общественные и приватные пространства, природные и искусственные ландшафты.

Предметом исследований является архитектурный и планировочный анализ отдельных объектов, сформировавшихся территорий, городских и дворовых пространств, планировки различных городов.

Цель всего курса – освоить различные методики архитектурного анализа для успешной практической деятельности, обоснования проектных решений перед заказчиками, подрядчиками и различными инстанциями.

Студенту необходимо приучиться к этой необходимой процедуре предпроектного анализа так же, как составление схемы функционально-планировочного зонирования в начале проектирования любого объекта. Методика архитектурного анализа предполагает не только сумму последовательных графических и описательных операций, но также аналитическую оценку ситуации именно по художественным критериям.



ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методика строится на знании основ архитектурной композиции, начальных навыках проектирования, представлении о конструкциях и инженерном оборудовании зданий и сооружений. Методика архитектурного анализа преследует цели выявления качественных и количественных характеристик избранного объекта, проведение предпроектных исследований и составления аргументированного заключения, которое является составной частью начального этапа проектирования.

Для удобства освоения методики архитектурного анализа упражнения предлагается провести в следующей последовательности: построить композиционно-планировочный каркас исторического города, провести анализ памятника архитектуры, анализ объема гражданского здания, факторный анализ жилой застройки, выявить градостроительный ансамбль улицы, построить новую форму городского ландшафта на локальном участке. В каждом случае приходится проводить графический анализ, приводить письменное описание и делать заключение по пунктам плана.

Все упражнения делаются на форматах А-3 или А-4. Оформление производится в соответствие с принятыми в вузе требованиями. Составление текстов направлено на формирование навыков по составлению различных разделов пояснительных записок реальных архитектурных проектов.

 

1. Построение композиционно-планировочного каркаса исторического города

Под композицией планировки исторического города мы понимаем систему ансамблей – планировочных и объемно-пространственных, которые увязаны между собой в иерархическом подчинении, на плане и визуально, во взаимодействии с окружающим ландшафтом по художественным законам. Выявление композиции планировки города является важнейшим приемом обучения для студентов. Появляются объективные знания о формировании связной композиции за длительный период эволюции планировки города. Анализируя исторический город, студент познает архитектурный и градостроительный опыт древних мастеров, без участия преподавателя. В основном это графический анализ, который состоит из нескольких последовательных чертежей. Все упражнение выполняется вручную на кальках. План исторического города желательно иметь с точностью до дома. Это связано с выявлением сложившихся уличных пространств и каждого отдельного ансамблевого образования.

Выявление композиции планировки города является важнейшим для студентов. Анализируя исторический город, студент познает градостроительный опыт древних мастеров, без участия преподавателя. В основном это графический анализ, который состоит из нескольких последовательных чертежей. Все упражнение выполняется вручную на кальках. План исторического города желательно иметь с точностью до дома. Это связано с выявлением каждого отдельного ансамблевого образования, который вычерчивается на одном или двух листах. Ансамбли могут иметь одну или несколько осей симметрии. Некоторые сложные сооружения чаще всего асимметричны, но при этом у них очень часто просматривается ось равновесия, которая акцентируется порталом входа, ризалитом или каким-либо крыльцом.

 

Композиционный каркас, формирующийся на плане из городских ансамблей, в скрытом виде, учитывает особенности человеческого восприятия. Зритель может и не иметь планировочной ориентации, но он позиционирует расположение узлов в пространстве города. Однако, в реальности, взаимосвязь между градостроительными акцентами или доминантами улавливается достаточно просто. В сознании зрителя пространственная связь устанавливается на знаковом уровне. Объединение удаленных архитектурных объектов происходит на основе характерных силуэтов, каких-либо архитектурных деталей, стиля, цвета, фактуры, пластики и т.д. С другой стороны человеческий глаз, а точнее мозг, способен улавливать, интегрировать, обобщать и восстанавливать недостающие фрагменты панорам, линии связей, характерные планы сооружений (архитектурные цитаты) и т.п.

Композиционный каркас – понятие условное. В некоторых случаях это взаимосвязанная система ансамблей. Когда часть ансамблей "смотрит" (у ансамблей имеется лицевой фасад и тыльный, следовательно – улавливается векторность композиционного направления) на другие ансамблевые образования, возникает иерархическая соподчиненность и это проявляется в построении каркаса. В других случаях - это взаимосвязь ансамблей и городских пространств. Взаимосвязь ансамблей и городских пространств улиц и площадей улавливается не только визуально, но и на плане, например, «связка» – массив архитектурного сооружения и прилегающее к нему пространство, или завершенная перспектива улицы. В третьем случае – это взаимосвязь ансамблей или целого комплекса с окружающими природными доминантами – высотными или планиметрическими. Подобные связи можно передать только графически. Компьютерное представление пространств, даже в режиме мультипликации, не передает целостного гармонического вида. Всегда существует опасение какого-то "компьютерного подвоха", который заключен в «слишком» идеализированной виртуальной архитектурной среде.

Построение композционно-планировочного каркаса исторического города проводится в следующем порядке:

1) выявляются уличные (общественные) пространства;

2) выявляются ансамбли и ансамблевые образования;

3) вычерчивается сплошная композиционная сетка;

4) составляется генерализованый композиционно-планировочный каркас.

1. Уличные пространства должны показываться от границ зданий и сооружений, а не от одной красной линии до другой. В этом случае выделяются реальные пространства с расширениями и сужениями, неповторимой пульсацией домов, площадей и скверов, оформления пойменных территорий. В упражнении рекомендуется залить или заштриховать все уличные пространства. Обширные парки, акватории в центрах городов, прибрежные зоны также являются частями городских пространств и их чаще всего покрывают относительно прозрачной штриховкой.

 

2. На анализируемом плане выделяются ансамбли сооружений от самых маленьких до крупнейших. Например, церковь в плане, даже небольшая по размеру, может иметь две перпендикулярные композиционные оси. Форма крепости также может представлять ансамбль и иметь несколько композиционных осей. Все симметричные в плане объекты и фрагменты общественных зданий имеют композиционно-планировочную ось. В асимметричных ансамблях композиционной является ось равновесия, которая на плане показана крыльцом, порталом входа, рисунком благоустройства. Каждый ансамбль на чертеже необходимо выделить окружностью и указать ориентацию композиционных осей. В исторических городах нередко выстраиваются на одной оси целые цепочки ансамблей, которые проходят по ткани застройки, а не по улицам. Многие ансамбли «ориентируются» друг на друга и образуют иерархическую систему.

Композиционный каркас – понятие условное. В некоторых случаях это взаимосвязанная система ансамблей. Когда часть ансамблей "смотрит" (у ансамблей имеется лицевой фасад и тыльный, следовательно - векторность) на другие ансамблевые образования, возникает иерархическая соподчиненность и это проявляется в построении каркаса. В других случаях - это взаимосвязь ансамблей и городских пространств. Взаимосвязь ансамблей и городских пространств улиц и площадей улавливается не только визуально, но и на плане, например, «связка» – массив архитектурного сооружения и прилегающее к нему пространство. В третьем случае – это взаимосвязь ансамблей или целого комплекса с окружающими природными доминантами – высотными или планиметрическими. Подобные связи можно передать только графически. Чаще всего исследователи "развертывают" пространство площади на фасады и показывают план. Такая форма представления пространства очень похожа на чертежи "горододельцев" 16-18 веков. При этом можно составить только общее представление, но качественный анализ сделать затруднительно. Компьютерное представление пространств тоже, даже в режиме мультипликации, не дает целостного гармонического вида. Всегда существует опасение какого-то "компьютерного подвоха", который заключен в «слишком» идеализированной виртуальной архитектурной среде.

На анализируемом плане выделяются ансамбли от самых маленьких до крупнейших. Например, христианская часовня, даже небольшая по размеру может иметь две перпендикулярные композиционные оси. Форма крепости также может представлять ансамбль и иметь несколько композиционных осей. Все симметричные в плане объекты и фрагменты общественных зданий имеют композиционно-планировочную ось. В асимметричных ансамблях композиционной является ось равновесия, которая на плане показана крыльцом, порталом входа, рисунком благоустройства. Каждый ансамбль на чертеже необходимо выделить (окружностью) и указать его композиционные оси (направления).

 

3. Составление сплошной композиционной сетки представляет собой этап, который можно считать промежуточным. Здесь выявляются все образующиеся композиционные оси. Они прокладываются по ансамблям и улицам, площадям и природным акцентам. Оси проводятся сплошной тонкой линией от края листа до другого края. Композиционные узлы образуются пересечением не менее трех композиционных осей. Желательно, чтобы на подоснове были прорисована конфигурация речной сети. В противном случае очень трудно привязать само построение схемы. Сплошная сетка будет понятна только самому исполнителю. Тем не менее, она важна для понимания сложности композиционного каркаса. В сплошной композиционной сетке «укладываются» несколько композиций разного уровня – города в целом, отдельной зоны и каждого локального участка. Узлы и оси на данном чертеже отражают не только реализованные в планировке «композиции», но так же и потенциально значимые места, которые когда-нибудь в будущем будут разработаны.

 

Разобраться во всей сложности композиции исторического города, в рамках обучения, возможным не представляется. Поэтому студентам предлагается без подробного разбора «увидеть» генерализованый композиционный каркас.

4. В генерализованом композиционно-планировочном каркасе показываются главные оси и главные узлы (сочетания главных ансамблей и направлений, природных узлов и ориентиров, ситуации по художественным критериям). Многочисленные параллельные композиционные оси объединяются в одну главную. Главные, по своей значимости, узлы могут «вбирать» в себя множество малых. Эти «большие» композиционные узлы также выделяются. Узлы могут включать главные общественные пространства города, крупные здания, площади, перекрестки, скверы и др. В некоторых случаях узлы устойчиво формируются на водных пространствах, их также необходимо выделять. В любом случае, в генерализации, в первую очередь, указываются природные оси. Главенству этих осей способствует параллельное и перпендикулярное расположение искусственных композиционно-планировочных направлений. Композиционные оси могут изгибаться параллельно очертаниям берега или оси течения реки и поворачиваться в планировочных «шарнирах», формирующихся площадями, перекрестками, группами или комплексами ансамблей, благоустройством скверов и регулярных парков.

В генерализованом композиционно-планировочном каркасе показываются главные оси и главные узлы (сочетания главных ансамблей и природной ситуации по художественным критериям). Многочисленные параллельные композиционные оси объединяются в одну главную. Главные, по своей значимости, узлы могут «вбирать» в себя множество малых. композиционные узлы также выделяются.

 

Необходимо понять, что планировка – отражение на плане искусственной среды, которая соподчиняется особенностям ландшафта местности. А композиционный каркас является художественным синтезом интеграции природного и антропогенного. На первом месте всегда будут стоять природные оси и узлы. Ансамбли искусственной среды всегда будут подчиняться природному комплексу – рельефу, зеленым массивам, береговым линиям, пространству водных поверхностей, и подчеркивать главенство природных узлов и осей. На генерализованой схеме можно разделять, по значимости, композиционные оси и узлы разных уровней (порядков). Композиционный каркас исторического города не является незыблемым – он всегда расширяется и детализируется. У каждого исследователя в каркасе выделяются свои приоритеты, свое прочтение связей между осями и узлами. Тем не менее, у каждого исторического города композиционно-планировочный каркас всегда легко узнаваем и он отличается от планировочной сетки дорог.

Композиционный каркас, формирующийся из городских ансамблей, в скрытом виде учитывает особенности человеческого восприятия. Зритель может и не иметь планировочной ориентации. Зато взаимосвязь между градостроительными акцентами или доминантами улавливается достаточно просто. В сознании зрителя пространственная связь устанавливается на знаковом уровне. Связность определяется направлением ансамблей и улиц, замыканием перспектив, узлами площадей, перекрестков, отдельных комплексов и природных акцентов. Объединение удаленных архитектурных объектов происходит на основе каких-либо архитектурных деталей или стиля, или цвета, фактуры, пластики и т.д. С другой стороны человеческий глаз, а точнее мозг, способен улавливать, интегрировать, обобщать и расчленять недостающие фрагменты панорам (архитектурные цитаты) и т.п. в единое целое.

Составление сплошной композиционной сетки представляет собой этап, который можно считать промежуточным. Без него не обойтись, так как здесь выявляются композиционные оси всех уровней вместе – городского, отдельной зоны или локального участка территории. Оси проводятся по ансамблям и улицам, площадям, природным высотным и планировочным акцентам. Ось рисуется сплошной тонкой линией от края листа до другого края. Длина оси на практике (в натуре) определяется возможностями зрительного восприятия. Композиционные узлы образуются пересечением не менее трех композиционных осей. Сплошная сетка будет понятна только самому исполнителю. Тем не менее, она важна для понимания сложности композиционного каркаса. В сплошной композиционной сетке «укладываются» несколько композиций разного уровня – города в целом, отдельной зоны и каждого локального участка. Нередко многие композиционные оси фокусируются на акваториях заливов, узел которого трудно определить геометрически, зато без труда выделяется зрительно.

Разобраться во всей сложности композиции исторического города, в рамках обучения, возможным не представляется. Поэтому студентам предлагается без подробного разбора «увидеть» генерализованый композиционный каркас. Обобщение проводится по некоторым правилам.

Необходимо понять, что планировка – это отражение на плане искусственной среды, которая соподчиняется: особенностям ландшафта местности, историческому развитию, градостроительным преобразованиям предшествующих времен. На первом месте необходимо ставить природные оси и узлы. Ансамбли искусственной среды всегда будут подчиняться природному комплексу и подчеркивать главенство природных узлов и осей. На генерализованой схеме можно разделять, по-значимости, композиционные оси и узлы «разных порядков».

 

Факторный анализ жилой застройки

(на примере собственного двора)

На примере этого упражнения происходит освоение учета различных факторов, которые должны рассматриваться отдельно друг от друга. Каждый объективный фактор рассматривается на отдельном чертеже. Для выполнения упражнения необходимо вычертить группу домов с проездами и элементами благоустройства, которые автор анализа считает входящими в жилое пространство. На каждой схеме необходимо особо выделять места конфликтных ситуаций. В любой схеме необходимо различать главное и второстепенное. В большинстве случаев подложкой будет служить исходная ситуация, а главным будет существо рассматриваемого фактора, показываемого хорошо читаемыми условными изображениями. Сумма всех конфликтов показывается на заключительном чертеже.

В состав анализа входит рассмотрение следующих факторов:

1) Анализ транспортных и пешеходных условий;

2) Анализ социально-функционального зонирования;

3) Анализ зеленых насаждений и вытоптанных участков;

4) Анализ микроклиматических особенностей – инсоляции и аэрации;

5) Анализ инженерно-технических коммуникаций;

6) Выявление объемно-пространственной композиции жилой группы;

7) Выявление участков, пригодных для строительства жилых и обслуживающих зданий;

8) Комплексная схема, отражающая сумму негативных или проблемных моментов пространства жилой группы.

1. На плане, предназначенном для выявления характера проездов автомобилей с размещением стоянок и пешеходных путей, показываются в основном зимние условия эксплуатации двора. В настоящее время, в мегаполисе вопрос с автостоянками стоит очень остро. Показ всех территорий, занятых под несанкционированные автостоянки, показывает реально сложившуюся ситуацию. Зимние пешеходные пути могут по разным причинам значительно отличаться от построенных дорожек и летних.

2. В отличие от упрощенной схемы функционального зонирования предлагаемый социальный анализ должен уделить больше внимания реально сложившемуся укладу использования общего пространства жилой группы. Довольно часто функции будут накладываться друг на друга. В некоторых случаях, использование функциональных зон будет меняться в течение суток. При составлении данной схемы необходимо учесть размещение разных социальных групп: устойчивые места сбора пожилых людей, площадки для молодежи, подростков и детей. В некоторых случаях негативную роль играют неудачно расположенные площадки для мусора, гаражи и др. В других случаях, во дворах проходит загрузка во встроенные торговые объекты. От этого происходит излишняя нагрузка на дорожные покрытия и возникает необходимость в разворотных площадках для грузовиков, а также мешает жителям.

3. На схеме озеленения можно наглядно сравнить нормативные требования и реалии. Необходимо указать древесные и кустарниковые растения, их сорта, характер газонов. Необходимо указать сложившиеся транзитные дорожки и вытоптанные в силу разных причин газоны. В зимнее время реальные пешеходные транзиты видны особенно наглядно.

4). Анализ микроклимата чаще всего выполняется на двух чертежах. На одном показывается движение ветровых потоков, завихрений, снеговых наносов и продуваемых участков. На втором чертеже показывается характер движения солнечной тени. Особое внимание должно быть уделено полностью затененным территориям. В каждом случае отмечаются негативные ситуации.

5. Инженерно-технические коммуникации должны выявляться натурным обследованием. Лучше всего видны линии подземных теплотрасс. Около входов в подъезды всегда размещаются люки хозяйственно-фекальной канализации. Дворы могут освещаться различными способами: фонарями, размещенными на столбах или на кронштейнах над подъездами.

6. Объемно-пространственную композицию застройки и пространства необходимо представлять с показом композиционных осей и узлов. Необходимо поднять из планов объемы зданий. Нужно рассматривать объемно-пространственное построение с профессиональных позиций, а не с обывательских.

7. Максимальное уплотнение застройки – упражнение на выявление территорий, которые без ущерба для существующих зданий, можно было бы чем-либо застроить. Одним из критериев является нормативная инсоляция существующих зданий и вычленяемой территории. Другим критерием является взаимное расположение зданий. По нормативам известно, что глухие торцы зданий можно очень близко приблизить к длинным фасадам. Расстояние определяется необходимой величиной газонов и шириной местных проездов.

8. Комплексная схема недостатков двора выполняется нанесением всех «конфликтных мест» с ранее проработанных схем анализа. Здесь выявляется наиболее достоверная картина, которая может служить программой в улучшении среды проживания.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.