Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные этапы развития и характерные черты международного бизнеса (МБ). Глобализация бизнеса





На рубеже XX-XXI вв. международный бизнес стал настолько всеобъемлющим и всепроникающим феноменом современной цивилизации. Международный бизнес - это деловое взаимодействие частных фирм либо их подразделений, находящихся в различных странах.

Международный бизнес, как и внутригосударственный, имеет своей целью извлечение прибыли. Вон базируется на возможности извлечения выгод именно из преимуществ международных деловых операций. Продажа товара в другой стране или налаживание фирмой из однои страны производства в другой, или предоставление услуг совместно фирмами из двух стран фирме из третьей и т.д. обеспечивают вовлечение в бизнес сторонами больших преимуществ, чем они бы имели, ведя дела только в однои стране. Это - ключевой вопрос не только в понимании природы и специфики собственно международного бизнеса, но и в объяснении возникновения и развития международного менеджмента как такового.

Действительно, ведь собственно решение в начале международных операций и есть (пусть даже чисто формально) тот первый шаг, который в итоге приводит к превращению фирменного менеджмента из странового в международный.



Американский исследователь Р. Робинсон разделил историческое развитие международного бизнеса на пять этапов:

1. Коммерческая эра (1500-1850 pp.) — начинается из времен больших географических открытий и заканчивается серединой XIX ст. Поиск огромных личных выгод, связанных с торговлей колониальными товарами в Европе, был мощной движущей силой, которая определяла развитие базовой формы международной торговли. Риски, этого бизнеса были также чрезвычайно большими (связанные с далекими морскими путешествиями), но сама возможность получения прибылей, которые намного превышали затраты, делала возможным привлечение в этот самый первый международный бизнес все новые и новые поколения предпринимателей. Параллельно с ним развивалась довольно широкая сфера, которую современным языком можно было бы назвать бизнес-сервисом собственно международного бизнеса - от инвестиционного и страхового (финансирование торговых экспедиций и их страхование) к инфраструктурам (развитие складского и транспортного хозяйства). Значительный импульс получила промышленность европейских стран: от судостроения и металлообработки к переработке заморского сырья (передовыми странами в развитии международного бизнеса были Англия, Голландия, Испания, Германия, Франция).



Принципиальное отличие международного бизнеса от национального заключается в двух обстоятельствах:

а) жесткое влияние взаимоотношений стран на возможность и эффективность ведения бизнеса между фирмами;

б) поддержка, которую правительство страны предоставляет собственным предпринимателям в их зарубежной деятельности.

Эра коммерции впервые поставила перед предпринимателями развитых европейских государств такие ключевые вопросы международного менеджмента (как системы управления международным бизнесом): или есть экономический смысл переносить предпринимательскую активность и риски из национальной среды за границы государства и или могут быть оцененные раньше соответствующие прибыли и (или) ущерб; от каких основных факторов реально зависит принятие таких решений; насколько свободным есть бизнес в своих решениях и действиях от политики своего государства, или может он рассчитывать на ее поддержку (учитывать противодействие); что нужно учитывать, предусматривать и осуществлять во время деловых операций на «чужой территории» в интересах обеспечения долгодействующей прибыльности этих операции и безопасности их ведение.

2. Эра экспансии (1850-1914 pp.) — осуществляется окончательное оформление и структуризация колониальных империй на фоне бушующего развития европейских стран, а позднее США, вызванного промышленной революцией начала XIX ст. и следующими достижениями технологического развития. Переход от вывоза экзотических заморских товаров к добыче сырья и систематического плантационного хозяйства в колониальных регионах как более удобных и экономически перспективных сфер зарубежного бизнеса.



Конкурентные преимущества развитых европейских государств основывались на дешевом сырье, которое производилось в колониях. Это вызвало необходимость привлечения инвестиций в развитие колониальной сырьевой индустрии. Одновременно возрастала роль государственного колониального управления: защиты колоний от внешней угрозы и сохранение самого колониального режима требовали от метрополий согласованных действий власти и национального бизнеса на территории колонии. Поскольку к нему начали привлекаться массы рабочих-туземцев, а вывоз в колонии квалифицированной рабочей силы из метрополий было экономически невыгодным, то остро явились вопросы учета местных культурных особенностей, образования и социальных проблем местного населения.

Также происходит интенсивное развитие внутреннеевропейского международного бизнеса. Разные темпы развития европейских государств в этот период, разность в обеспеченности природными ресурсами, разный уровень образования населения и другие факторы разрешили выделить, с одной стороны, страны-производители промышленной продукции, с другого - страны-рынки для этой продукции (последние вырабатывали преимущественно дешевую сельскохозяйственную продукцию).

Это эпоха беспрерывных торговых войн. Следствием этого пруд развитие производственных предприятий и филиалов за границей. Развивался и международный финансовый сервис, и международный транспорт. В этот период довольно точно определились главные мотивы международного бизнеса, которые сохранились до наших дней: использование более эффективных ресурсов (сырьевых, естественных, энергетических); расширение рынков сбыта; новые сферы применения (использование) свободных финансовых ресурсов; использование благоприятных условий местного законодательства (налогового, таможенного и т.д.).

3. Эра концессий (1914-1945 pp.) - качественно изменилась роль наибольших, компаний, которые оперировали на колониальных рынках. Независимо от того, речь идет об известной «United Fruit», бельгийцев в Конго или первые нефтяные концессии на Среднем Востоке, везде соответствующие компании-концессионеры превращаются в автономные экономические государства, которые осуществляют производственные, торговые, образовательные, медицинские, транспортные, полицейские функции не только для своих рабочих, а часто и для всех жителей районов, которые принадлежат к концессиям.

Происходит формирование на концессионных предприятиях значительной прослойки туземных менеджеров среднего звена, которых специально учили, нередко - на предприятиях и в учебных заведениях самой метрополии. Одновременно возрастало и национальное сознание колониальных народов.

Относительно международного бизнеса в неоколониальной сфере нужно отметить несколько наиболее характерных моментов. Первый - поражение Германии в Первой мировой войне и, соответственно, перераспределение мировых рынков, второе -- Большая депрессия 1929--1932 лет, которая со всей остротой поставила вопрос об эффективности международного бизнеса по сравнению с внутригосударственным. Интернационализация использования человеческих ресурсов (характерная для эры глобализации) впервые заявила о себе именно в эти года. Отмеченные первые массовые миграции рабочих из Азии, Африки и Латинской Америки на предприятиях стран Запада. Возникновение двух сильных тоталитарных режимов (в СССР и Германии) показало значительные возможности государственного управленца внешнеэкономической деятельностью, но одновременно и все слабые стороны государства как «международного предпринимателя».

Концессионная эра подготовила грунт для самоопределения колониальных и полукло стран в экономическом аспекте, а Вторая мировая война предоставила значительный политический импульс этим процессам. С другой стороны, такие явления, как интернационализация мирового рынка рабочей силы и обострение соперничества на мировых рынках сырья, полуфабрикатов и готовых изделий, главные участники которого хотят приобрести конкурентные преимущества, используя возможности все более сложной структуры международного бизнеса, означали приближение не только к следующей эре национальных государств, а и к глобализации бизнеса в целом.

4. Эра национальных государств (1945-1970 pp.) — два главных направлений развития международного бизнеса. Во-первых, становление и бушующее развитие новых национальных государств, которые получили вследствие концессионной эры в определенном понимании развитый экономический базис и некоторую кадрово-технологическую структуру, по второе, все недостатки колониального хозяйственного развития - от моно-продуктовых экономик к трудным финансовым проблемам. Это стало толчком к развитию международного бизнеса: независимые государства осуществляли активный поиск рынков сбыта традиционных продуктов своего экспорта и были активными реципиентами для любых инвестиций, которое оказывало содействие развитию международных рынков капитала, появлению новых финансовых инструментов, росту сферы международного аудиту и консалтингу.

С другой стороны, мощнейшие американские корпорации, используя преимущества доминирующего положения США в послевоенный период, впервые практически осуществили прорыв к мультинационального бизнесу, т.е. к качественно новой степени развития международного бизнеса фирмы, когда весь мир становится, в сущности, ареной ее конкурентной борьбы и сферой фирменных интересов, в 1960-1970 годах их догнали и перегнали европейские и японские соперники. Завоевание рынков товаров и услуг всегда опосредствуется, что в свою очередь приводит к еще более жесткой борьбе тех же соперников на международных, региональных и национальных рынках капиталов, технологий, рабочей силы, информации и т.д..

Реальное продвижение национальной экономики к эффективному производству и сфере услуг нуждается в определенном комплексе, который называется «пакетом развития», и включает: технологии, капитал, информации, квалификацию и компетентность персонала, консалтинговую поддержку и др. Но получить это «сразу и вместе», в 70-х годах было сложно, поэтому страны, которые развивались, и их фирмы брали разные элементы пакету в разных странах и в разных фирмах, делая его «оптимальным для себя». Поскольку для реального мультинационального бизнеса весь мир - поле его деловой игры, то формирование такого пакету для собственных целей или в интересах партнеров здесь можно осуществлять наиболее эффективно.

Дальнейшее развитие мультинациональности в международном бизнесе, с внешней точки зрения, шел путем роста количества многонациональных компаний (МНК), хотя в 1970 и 1980-х годах наблюдается качественный прорыв: к наибольшим МНК входят фирмы стран, которые развиваются и находятся на разных степенях развития (Южная Корея, Филиппины, Индия, Тайвань и т.д.). Но внутреннее содержание этого процесса именно и подготовило переход международного бизнеса к высочайшей точке его развития - глобализации.

Если в прошлому МНК решали относительно простые задачи производства и дистрибуции товаров, то за последние десятилетия - намного более сложные и глобальные. С. Ронен определяет их как создание и использование сетки мультинационального обслуживания, которое включает банки, рекламные агентства, консалтинговые фирмы, университеты, заведения здравоохранения и т.д., которые опираются на глобальную компьютеризацию. В данном случае нет значения, к которой стране принадлежит тот или другой элемент сервиса - мультинациональность не поэтому космополитическая, что у нее «нет отчизны» (в конце концов «Intel» все-таки американская фирма, как «Sony» - японская, а «Sieniens» - немецкая), а потому, что она не может разрешить заменить эффективность патриотизмом.

Формируя собственную сеть мультинационального обслуживания, каждая МНК рассматривает ее как собственную гарантию эффективности бизнеса, а то, что в конечном итоге эти сети сливаются в глобальную, просто увеличивает эффективность системы в целом.

Фирменный бизнес нуждается в разных уровнях международности в зависимости от двух главных факторов. Если рассматривать бизнес фирмы из страны А в стране Б, то факторная структура будет следующей. Во-первых, уровень международности бизнеса фирмы зависит от глубины ее привлечения к бизнесу в стране Б. Если речь идет о разовых продажах товара через экспортно-импортную фирму самой страны А, то это наиболее низкий уровень привлечения, который практически не отображает ни одной потребности и международной составляющей бизнеса - ведь такие операции не отличаются от продажа и расчетов с другими фирмами, а вся международная составляющая имеет место в офисе экспортно-импортной фирмы и скрытая от производителя. Другая дело если фирма начала производство в стране Б, наняла местный персонал, развернула дистрибуторскую сеть (или вступила в сотрудничество) и т.д. Здесь максимально оказывается міждународность: от языковых вопросов к местному налоговому законодательству и от репатриации валютной прибыли к участию в местных социальных акциях. Понятно, что между этими двумя полюсами лежит целый ряд последовательных степеней развития международности.

Во-вторых, межнародность зависит от уровня культурного сходства стран А і Б. Если А - это Франция, а Б - Италия, то принадлежность их обеих не просто к Европе, а до одного кластеру европейских романских (латинских) стран разрешает признать высокий уровень взаимопонимания, и международная адаптация соответствующего менеджмента в культурному (наиболее сложному) аспекте буде довольно простоя. Но если А - это Франция, а Б - Украина, то здесь дело есть существенно более сложным. И высочайший уровень международности неоходимый в паре «Франция - Япония», если принимать во внимание культурные отличия.

Эра национальных государств дала толчок развития международного бизнеса и сделала его сферой весь мир, в котором прекратили существование закрытые системы типа «метрополия - колония». Одновременно международный бизнес вышел на качественно новый уровень развития и потому нуждался в новой системе управления. Широта оперирования бизнеса во всем мире делает неадекватной требованиям глобальной эффективности фирменного бизнеса предыдущую формулу «управление зарубежными операциями», или «управление ВЭД». Необходимая замена формулой «международный менеджмент». А тот факт, который первейшими это поняли БНК, обусловленный их природой - они первыми вышли на наиболее высокий уровень міжнародкості и за глубиной привлечения, и за культурным фактором, поскольку глобальная эффективность фирмы (а она и является главной целью) требует абсолютной свободы выбора формы деятельности в любой стране и абсолютную свободу выбора самой страны.

5. Эра глобализации (начиная с 1970 г. XX ст. до наших дней) Глобализация — это усиление взаимозависимости национальных экономик, переплетение социально-экономических процессов, которые происходят в разных регионах мира и побуждают фирмы к поиску лучших условий деятельности.

Этот период развития цивилизации вообще и международного бизнеса в частности проходит под знаком революционных технологических изменений, за которыми идут экономические, социальное и политическое изменения. Компьютерная революция и значительное развитие телекоммуникаций практически изменили лицо всех традиционных технологий путем вывода их на качественно новый уровень. Сегодня на планете практически не осталось закрытых для международного бизнеса зон и тем. Реальная глобализация характеризуется тем, что международные экономические связи охватили практически все страны, и каждая из них зависит от международного бизнеса. Следствия этого двоякие: с одной стороны, страна может пользоваться всеми благами, не ощущая отрицательных следствий отсутствия у нее тех или других ресурсов, возможностей и т.д. с другой стороны, естественной платой за это есть существенная зависимость страны от состояния мировых рынков в целом: нельзя пользоваться лишь благами интеграции в мировую экономику, приходится одновременно нести риски этого процесса (мировой финансовый кризис 1998 p.).

В современных условиях глобализация является объективным процессом, на темпы развития которого влияет ряд движущих и тормозных факторов.

Движущие факторы глобализации:

· преодоление неравномерного размещения сырьевых и енергетических ресурсов на планете;

· природно-климатическое и экономико-географическое отличия, которые предопределяют территориальное разделение труда, специализацию стран и вызывают развитие и углубление взаимосвязей между ними; достижение транспорта и коммуникаций; нарастание открытости рынков и международных отношений; ускорение темпов технологических нововведений и вывод изобретений на рынок;

· кооперация усилий многих государств в экологической сфере.

Тормозящие факторы глобализации:

o отличия социально-экономических систем;

o вмешательство государств в экономику и политика протекционизма;

o колебание обменных курсов;

o традиционные конфликты;

o идеологические расхождения;

o религиозные ограничения.

В условиях глобализации международный бизнес приобретает принципиально новые черты, которые определяются характером и спецификой новой эпохи.

Важный инструмент экономической интеграции страны в мировую экономику, а соответственно - инструмент глобализации как такой, международный бизнес в современных условиях определяется такими чертами:

а) доступность и всеобъемлемость. Хотя международный бизнес и регулируется соответствующими законодательствами стран, он постепенно превращается в неотъемлемую возможность практически для любой фирмы почти каждой страны, принципиально изменяя стратегические и тактические перспективы фирм и открывая перед ними новые потенциальные поля деловой активности. В то же время здесь, конечно, есть и определенные ограничения;

б) ступечатость развития. Вхождение фирмы в международный бизнес, как правило, начинается из простых форм обычной зарубежной торговли и по мере развития достигает высшей формы - БНК. Сущность этой особенности не сводится к естественному требованию накопления опыта и наращение потенциала - и вхождения в международный бизнес, и дальнейшие достижения в нем будут связаны с преодолением определенных порогов: если на начальном этапе - порог, например, качественного уровня товаров фирмы и рациональности ее затрат, которая разрешает продавать товары за границей, то потом этот вопрос удачного размещения дистрибуции, эффективного использования международных рынков капиталов и рабочей силы, работы с международными транспортными сетями и т. др.

в) технологическая глобализация. Возможности компьютеризации, информатизации и телекоммуникаций принципиально изменили характер международного бизнеса, который в современных условиях приобрел трех принципиально новых черт: он может эффективно осуществляться «не исходя из офиса»; он может осуществляться в режиме реального времени; он может с помощью телекоммуникаций охватывать все интересные для бизнеса рынки товаров, капиталов, рабочей силы, информации и т.ін.

г) «финансиаризация». Этот срок ввел Ж. П. Серван-Шрайбер, и он довольно точно отображает важнейшую черту «глобализованого» международного бизнеса: финансовое содержание международных деловых операций, начиная от их идеи и заканчивая реальным результатом, становится сердцевиной международного бизнеса, тем своеобразным центром, вокруг которого оборачиваются все интересы, решение, стратегии.

Поиск и использования международных конкурентных преимуществ стали жестко опираться на достижение финансового менеджмента, новейшие и многочисленные финансовые инструменты, которые вырастают из гигантских возможностей мирового финансового рынка. В сочетании с уникальными возможностями компьютеризации и телекоммуникаций «финансиаризация» стала мерилом совершенства международного бизнеса;

д) сложная взаимосвязь национального и интернационального. Сложное влияние на деловую жизнь планеты осуществляют конвергентные и дивергентные процессы в сфере национальных культур.

С одной стороны, глобализация приводит к исключительно конвергентным процессам: начиная из джинсов, телевизоров и гамбургеров к формированию мультинациональной деловой культуры, определенные принципы, и правила которой разделяет практически большинство бизнесменов мира. С другой стороны, возрастает национальная и культурная дифференциация, которая в крайних формах национализма и религиозной нетерпимости проявляется в сложных конфликтных формах; очевидно, целиком естественным есть стремления народов и этнических общин сохранить свои культурные и национальные ценности, стереотипы поведения, защитить их от размывания «усредненной» массовой культурой;

е) в условиях глобализованой экономики основной хозяйственной единицей становятся крупные международные компании, которые владеют филиалами и дочерними организациями во многих странах, с сотрудниками разных национальностей. Именно они устанавливают производственные, торгу, научно-технические, финансовые связи со своими заграничными партнерами и становятся главным источником и генератором глобализации.

Проанализируем, международный бизнес в контексте проблем эффективного управления и выделим его основные черты:

1. Извлечение прибыли как целевую детерминанту ведения международного бизнеса отличает вот аналогичной характеристики странового бизнеса стремление использовать для экономически эффективного ведения деловых операций преимущества выхода за пределы чисто национальных границ.

2. Стремясь реализовать эти преимущества (а для начала - найти их), предприниматели стремятся использовать дополнительные экономические возможности, вытекающие из:

• ресурсных особенностей зарубежных рынков (имеются в виде ресурсы любых видов);

• емкости зарубежных рынков;

• правовых особенностей зарубежных стран;

• специфики межстрановых (межгосударственных) политических и экономических взаимоотношений, регулируемых соответствующими формами межгосударственного взаимодействия.

3. Международный бизнес существенно варьируется в зависимости вот двух главных параметров его развития и в первую очередь вот глубины вовлечения (уровня интернационализации). Своего рода вот развития «чисто строковый бизнес — мультинациональный бизнес» как раз и включает этапы роста этого уровня: вот разовых экспортных поставок на зарубежный рынок к развитой структуры мультинациональной корпорации, для которой НИОКР, производство и дистрибьюция являются сферами, покрывающими весь земной пласт и охватывающими десятки стран и сотни рынков.

4. Чем более интернационализируется любой страновый бизнес, тем в большей мэр ему доступен глобальный бизнес-сервис, то есть абсолютно не зависящий вот национальной принадлежности и ориентированный только на экономическую эффективность пакет разнообразных услуг: вот научных к финансовых и вот транспортных к подбора интернациональных коллективов, который позволяет сегодня максимально реализовать возможности международности в бизнесе.

5. Есть ряд непременных условий, которые ставит международный бизнес перед любой фирмой, стремящейся серьезно войти в него, и важнейшее из их — учет в бизнесе культурного фактора, то есть всей совокупности требований и ограничений, накладываемых культурой данной страны на тех, кто ведет в ней (или с ней) бизнес. Эта проблема остра ровно настолько, насколько разнятся культуры страны базирования данной фирмы и тот или иной страны ее пребывания. Извлечение (или потеря) дополнительной прибыли за счет культурного фактора зависят, естественно, вот организации, ситуационных факторов и т.д.

6. Глобальный характер международного бизнеса есть его важнейшая определяющая черта сегодня: вон, по существу, охватывает мировую систему информационного делового обмена, всемирный финансовый рынок, глобальную структуру технологических нововведенный и т.д. (и сам охватывается ими). По мэр продвижения вот уровня к уровню интернационализации все более возрастает значение того, как это качество проявляется в данном бизнесе или, точнее, как эффективность этого бизнеса определяется использованием глобализации. А уже самая глобализация органически переплетает внутри себя то пять характерных признаков, которые отмечены выше (доступность и всеобщность; ступенчатость развития; технологическая глобализация; финансиаризация; дивергентно-конвергентное взаимодействие национального и интернационального).

7. И наконец, международный бизнес как система обновляющихся и сложно взаимодействующих профессиональных знаемый принципиально более высокого уровня, нежели имеющаяся в любом страновом бизнесе — еще одна и, по-видимому, наиболее важная современная характеристика этой категории.

8. «Мультиповерхность» соприкосновения с рынком и «экстрагирование» лучших национальных образцов позволяет международному бизнесу постоянно впитывать все лучшее в мировой практике. Международный бизнес как «опыляющая пчела» вызывает сегодня особый интерес.

9. Информация - главный стратегический ресурс, а адаптивность - главное стратегическое оружие.

10. Принципиальным отличием международного бизнеса является возможность так называемой обратной оценки страновой ситуации: негативные тенденции в экономике страны (или отдельной ее отрасли) могут быть совершенно иначе расценены международной фирмой, поскольку именно эти тенденции и могут открыть фирме дополнительные возможности бизнеса.

11. В отличие вот внутристрановой конкуренции международный бизнес может ощущать поддержку своего государства в борьбе с конкурентами во многих неявных формах.

 

Глобализация и интернационализация международного бизнеса

Глобализация - это объективный социальный процесс, содержанием которого является возрастающая взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик, национальных политических, социальных систем, национальных культур и окружающей среды. Это побуждает фирмы к поиску лучших условий деятельности.

Учитывая большое значение глобализации важно подчеркнуть внутреннюю противоречивость ее процессов.

Во-первых, глобальная взаимосвязанность новейших экономических и экологических процессов объединяется с национальной (локальной) ограниченностью политико-юридических и социально-культурных трансформаций. С учетом указанного разногласия разрабатываются разнообразные практические подходы к воплощению в жизнь объективных законов глобализации.

Во-вторых, в условиях глобализации международные корпорации становятся частью треугольника, в котором, кроме них, действуют местные фирмы, а также другие международные конкуренты. Каждой корпорации приходится вести конкурентную борьбу в трех направлениях:

1) с местным конкурентом данной страны;

2) с иностранным конкурентом в данной стране;

3) с иностранными конкурентами на зарубежных рынках.

В-третьих, чтобы добиться успеха в условиях глобализации, международным корпорациям приходится предлагать, а местным фирмам воспринимать не отдельные действия компаний, а целый комплекс предложений - так называемые пакеты развития, которые содержат все основные аспекты бизнеса: от исследований и персонала к рекламе и капиталу.

Следующей современной ключевой проблемой является интернационализация бизнеса и менеджмента как объединение усилий национальных и международных компаний разных стран в осуществлении разнообразных деловых операций.

С развитием процессов интернационализации формы международного бизнеса изменяются от простых (международная торговля) к сложным (международная кооперация).

В практике современного международного бизнеса выработаны разнообразные, в том числе достаточно гибкие, формы международной кооперации, к числу которых относятся:

  • лицензионный договор - использование авторского права, товарного знака, патента;
  • сопроизводство - изготовление комплексного продукта или его компонентов одним из зарубежных партнеров;
  • контракт-менеджмент - передача одним из партнеров второму ноу-хау в области менеджмента;
  • франчайзинг - выдача лицензии на определенную деятельность с предоставлением дополнительной управленческой, технологической и маркетинговой информации;
  • международный стратегический альянс (МСА) - формальный или неформальный союз, создаваемый с целью объединения ресурсов для решения задач реорганизации, повышения рыночной эффективности и т.д. либо достижения «эффекта масштаба», либо с другими целями;
  • совместное предприятие (СП) - одна из распространенных форм стратегического альянса, сопряженная с созданием новои компании юридически и экономически самостоятельными предприятиями;
  • многонациональная (международная) компания (МНК) - наиболее «жесткая» форма международного сотрудничества, основанная на механизме акционерного участия и / или иных способах корпоративного контроля.

Международный стратегический альянс представляет собой относительно продолжительное по времени межорганизационное соглашение по сотрудничеству, которое предусматривает совместное использование ресурсов и/или структур управления двух или более самостоятельных организаций, расположенных в двух или более странах, для совместного выполнения задач, связанных с корпоративной миссией каждой из их.

Стратегическая значимость альянса для участников достигается за счет межорганизационных соглашений, которые:

• компенсируют слабые стороны или повышают конкурентные преимущества участников;

• соответствуют долгосрочным стратегическим планам партнеров;

• имеют целенаправленные «рациональные цели для связей одной фирмы с другой.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.